Саентология запускает кампанию по очернению фильма Going Clear, нацеливается на членов кинематографической академии
Члены Академии сообщают нашим журналистом, что Саентологическая церковь делает их объектом своих нападок в то время, как просмотр фильма порождает столкновения, а полиция расследует загадочное предполагаемое самоубийство подруги Джима Керри.
Саентологическая церковь вовсе не хочет, чтобы Алекс Гибни получил «Оскара» за свой документальный фильм Going Clear. Кинематографист говорит, что, поскольку фильм — резкая критика в адрес скандально известной церкви и ее звездных приверженцев, включая Тома Круза и Джона Траволту, основанная на бестселлере Лоуренса Райта, — в сентябре завоевал три награды «Эмми», он оказался объектом все более враждебных преследований, включая спонсированный Саентологией «документальный фильм» и обработку членов соответствующей секции кинематографической Академии, которая отбирает претендентов на «Оскар».
«В последние несколько недель Саентология резко расширила свою кампанию, сосредоточенную на мне и на тех, кто снимался в фильме», — рассказал журналистам Гибни.
Организация начала снимать собственный фильм о Гибни и побеседовала с несколькими его коллегами в связи с подготовкой статьи для саентологического журнала. Номинант на «Оскар» Рори Кеннеди (Last Days in Vietnam), которая, как и Гибни, является членом секции документальных фильмов Киноакадемии и входит в совет управляющих, говорит, что недавно с ней связался некий человек, попросивший дать ему интервью относительно Гибни в связи с завоеванными тем премиями «Эмми». Кеннеди говорит, что этот человек, назвавший себя Джо Таглиери, также связался с ее супругом, сценаристом-документалистом Марком Бейли, и попросил, чтобы он принял участие в работе над статьей. Таглиери не признался, что имеет какое-то отношение к Саентологии, хотя в прошлом писал материалы для саентологического журнала Freedom. «В этом контексте не сказать, что он писал статьи для Freedom было нечестно, и я подумал, что дело нечисто, — говорит Кеннеди. — У него определенно был какой-то умысел».
Организация связалась и с другими членами документальной секции Киноакадемии, в числе которых Джон Баттсек (Searching for Sugar Man) и Джон Элси (The Day After Trinity). Хотя поначалу Таглиери не сообщил, для кого он пишет, в ответ на прямой вопрос он признался, что является фрилансером и пишет статью для Freedom.
Карин Пау, представитель организации, признает, что «Freedom уже какое-то время работает над статьей о пропагандистском фильме Алекса Гибни. Однако, — говорит она, — к Киноакадемии это никакого отношения не имеет».
Действительно, Саентология начала свои действия против Уайта, а потом и Гибни еще до того, как в 2013 году вышла в свет книга Going Clear. Но когда фильм получил позитивные отзывы и оказался на пути к номинации на «Оскар», уровень враждебности повысился, и участились проявления агрессии на публичных мероприятиях, на которых выступали Гибни и участники фильма. (До показа на канале HBO фильм был показан в кинотеатрах, что позволяет ему быть номинированным на «Оскар», после чего в сентябре вновь вышел в прокат, хотя под давлением саентологов по крайней мере два кинотеатра во Флориде отказались его демонстрировать.)
28 сентября Гибни входил в лос-анджелесский кинотеатр им. Линвуда Данна, где должен был выступить с рассказом о своей карьере перед Международной ассоциацией документалистов, когда человек по имени Рэндалл Стит подошел к нему и заявил, что собирается снять о нем фильм. (По сведениям сайта IMDb, Стит был режиссером двух фильмов: Dead Wrong: How Psychiatric Drugs Can Kill Your Child и Making a Killing: The Untold Story of Psychotropic Drugging. Саентологи яростно противятся психиатрии и связанным с ней медикаментами.) Стит остался на показ фильма Going Clear, после чего он, Таглиери и еще один саентолог, Норман Тейлор, во время обсуждения выступили против бывшей жены Тейлора и бывшего куратора Траволты Сильвии Тэйлор, которая выступает в фильме.
«Для нас во всем этом ясно то, что Алекс Гибни способен критиковать других, но сам терпеть критику не способен, — говорит Пау. — Он невероятно чувствителен, вплоть до того, что пытается остановить и застыдить всякого, кто критикует его во время публичных мероприятий. Мы вправе ожидать от документалиста большей толерантности и непредубежденности».
2 октября, во время показа фильма в кинотеатре Muvico?10 в г. Палм-Харбор, штат Флорида, менее чем в 30 минутах езды от духовного центра Саентологии в г. Клиаруотер, во время обсуждения с участием бывших высокопоставленных сотрудников Саентологии Сары Голдберг и майка Риндера (оба снялись в фильме) возникла горячая перепалка. Бывший муж Голдберг и еще один саентолог начали агрессивно нападать на частную жизнь Годберг и Риндера, предлагая слушателям посетить сайт FreedomMag.org, чтобы узнать об этом больше.
«Мне кажется довольно нелепым, что они продолжают творить это безумие, которое столь ясно показывает правоту и книги Ларри, и фильма Алекса», — говорит Риндер.
Пау возражает, что организация не может комментировать поступки своих отдельных членов, «так же как вы не можете отнести на счет католической церкви протестные действия любого католика, который имеет по какому-то вопросу свое четкое время». Она признает, что Норман Тэйлор, которого она называет «известным лос-анджелесским адвокатом», посетил мероприятие в Лос-Анджелесе и задал Гибни вопрос о том, почему кинематографист «не связался с ним, чтобы проверить ложь», которую его бывшая жена рассказала в фильме.
Всплеск враждебности пришелся на трудный для Саентологической церкви период — помимо того, что ей приходится иметь дело с фильмом Going Clear, внимание общественности привлечено к ней из-за ее связи с Катрионой Уайт, 28-летней ирландской визажисткой и подругой Джима Керри, которая 28 сентября предположительно покончила с собой. Уайт, которую обнаружили с таблетками в руках — включая Золпидем, Перкоцет, Пропранолол и Зофран — была активным участником спонсируемой Саентологией терапевтической программы «Рандаун выживания», и после ее смерти в ее доме несколько дней находились несколько загадочных охранников (хотя их уже не было, когда наши журналисты побывали в доме 6 октября). По словам бывших саентологов, программа «Рандаун выживания» может нарушить психическое равновесие человека.
«Целью некоторых из этих процессов является научиться подчиняться и подчинять себе других», — говорит Марк Хедли, бывший саентолог, который, по его словам, знаком с методикой. (Саентология отрицает любую связь между церковью и трагическим предполагаемым самоубийством Уайт.)
Сейчас, когда Гибни со своим фильмом Going Clear могут получить «Оскара», ставки для Саентологии, вероятно, еще выше. Если Гибни победит и получит в свое распоряжение международную платформу, с которой может выступать против церкви (причем Траволта, Круз и прочие голливудские саентологи, вероятно, будут присутствовать в зале), для организации и ее руководителя Дэвида Мискевиджа это будет кошмаром с точки зрения общественного имиджа.
«Саентологическая церковь считает Голливуд своей вотчиной, поэтому неудивительно, что ее пугает возможность того, что общественность начнет присматриваться к ней более пристально, — говорит Уайт. — Именно это, по-моему, вызывает более лихорадочное внимание к фильму».
По этой причине Риндер полагает, что действия членов Саентологии против фильма совершаются с одобрения, если не по приказу самого Мискевиджа. «Думаю, в их намерения входит запугать людей или заставить их думать, что им следует с опаской выступать на публике, — говорит Риндер. — Но, честно говоря, я думаю, что результат будет прямо противоположный».