Какую роль фильм Going Clear играет в упадке Саентологии
Нэн Мак-Лин |
Нэн Мак-Лин присоединилась к Саентологической церкви в Торонто в 1969 году, когда ей было 46 лет. Она ехала куда-то на машине и услышала по радио, как журналисты обсуждают какую-то религию, о которой она никогда не слышала. Когда один журналист упомянул, что саентологи верят в реинкарнацию, она так разволновалась, что едва не съехала в кювет. «Я всегда верила в реинкарнацию, но не была уверена, как ее практиковать, — до тех пор», — вспоминает она. Несколько недель спустя она сама, ее муж и двое их сыновей официально стали саентологами. Она вошла в здание церкви — в то время оно находилось на Авеню-Роуд, а впоследствии переехало на Йонге-Стрит — и заплатила 500 долларов за первый обязательный курс, испытывая радость от того, что в ее жизни начинается новая глава. «Я все еще помню, что это было в те выходные, когда Армстронг ходил по Луне, — говорит она. — Было здорово почувствовать себя частью общины, чего-то другого».
Однако после полутора лет того, что она называет лицемерием, а также физического и интеллектуального насилия семья Мак-Лин решила покинуть организацию. В течение 18 предшествующих месяцев ее сын Джон был сотрудником Морской организации — элитной группы верных саентологов, которые подписали контракт сроком на миллиард лет, посвятив свою жизнь работе на организацию, — и работал на борту яхты «Аполло», которая служила Рону Хаббарду штаб-квартирой. Джон убедил Морскую организацию отпустить его и вернулся домой, к семье. С тех пор Мак-Лин посвятила свою жизнь тому, чтобы помогать другим саентологам, желающим покинуть организацию, и поддерживает связь с бывшими членами организации по всей стране. «Я по собственному опыту знаю, что члены этой группы находятся под властью страха. Именно поэтому люди остаются в ней, даже когда ситуация ужасна», — говорит она.
Сегодня Мак-Лин 91 год, и она по-прежнему живет в Торонто. Она твердо убеждена, что Саентология должна прекратить существование, но говорит, что для этого потребуются время и публичные протесты. Вот почему она с волнением следит за реакцией прессы на Going Clear: Scientology and the Prison of Belief — новый документальный фильм канала HBO, основанный на вышедшей в свет в 2013 году книге Лоуренса Райта (фильм вышел в американский прокат в марте, но в Канаде и Интернете стал доступен только сейчас). Термин «клир» присутствует в книге «Дианетика: современная наука душевного здоровья» — бестселлере Хаббарда, опубликованном в 1950 году, и основном тексте Саентологии. Он обозначает состояние ума, которое саентологи могут достигнуть посредством обучения и практики. «Я не ставил перед собой цель написать разоблачение, — говорит Райт, беседуя в фильме с режиссером Алексом Гибни. — Я просто хотел понять Саентологию». В конечном итоге, его книга и фильм способствуют и тому, и другому.
Гибни (известный своими работами о темной стороне религии) переплетает подробности сложной и подчас противоречивой истории Саентологии с интервью, взятыми у восьми бывших саентологов, в том числе людей, некогда занимавших высшие посты в организации, — таких, как Пол Хаггис, оскароносный кинематографист из Канады, который в 2009 году покинул Саентологию, проведя в ней 35 лет, из-за того, что организация поддержала калифорнийский законопроект против легализации однополых браков.
Спэнки Тэйлор |
Алекс Гибни |
Спэнки Тэйлор была саентологом 17 лет. Ее назначили работать с Джоном Траволтной, когда тот присоединился к организации в 1975 году. Тэйлор говорит в фильме, что ее направили в Отряд реабилитационных проектов, который она описывает как тюрьму на седьмом этаже здания саентологической штаб-квартиры, предназначенную для тех членов Морской организации, которые критикую церковь. Ее вина заключалась в том, что она упрекнула организацию за то, что ее начальник не получил должной медицинской помощи. Тэйлор описывает жесткие условия жизни и труда: работа по тридцать часов с трехчасовым перерывом и скудным питанием. Она рассказывает, как ее заставили отдать свою дочь другим членам организации, чтобы материнство не сказывалось пагубно на ее посвященности. Она задается вопросом, почему Траволта, который тогда был ее близким другом, не помог ей вырваться из организации раньше, хотя, по ее словам, знал о насилии, которому ее подвергали. «Я часто спрашиваю себя, что может его там держать?» — говорит она.
Значительная часть фильма посвящена сеансам одитинга — краеугольному камню Саентологии, — в которых саентологи участвуют в рамках своего духовного совершенствования. Одитор слушает, как клиент рассказывает о своих чувствах и жизненных обстоятельствах. Одитор ведет скрупулезные записи, а весь сеанс записывается. По словам бывших членов, которые участвовали в съемках фильма, сеансы одитинга Траволты тайно записывались, хотя он требовал не делать этого. В своем интервью Райт описывает, как одному саентологу поручили составить компроментирующее досье на Траволту, включив в него все непристойные подробности из сеансов одитинга, — на случай, если звезда захочет покинуть организацию.
Мак-Лин была разочарована тем, что не смогла посмотреть Going Clear ни в Интернете, ни по телевизору (он еще только должен выйти в прокат в Канаде), но она надеется, что этот фильм может стать знамением окончательного краха организации. «Каждый такой момент — это еще один шаг в правильном направлении», — говорит она.
С тех пор, как Саентологическая церковь была создана в 1954 году 43-летним писателем-фантастом из штата Небраска Л. Роном Хаббардом, она устояла перед бесчисленными обвинениями в злоупотреблениях, коррупции и мошенничестве. Краткий обзор ее истории свидетельствует о жизнестойкости этой молодой религии.
В 1970-х и 1980-х годах саентологи проникли в правительственные агентства США и Канады и выкрали сотни документов в рамках операции «Белоснежка» — задуманному организацией плану завладеть любыми потенциально опасными документами о Саентологии и Хаббарде. В 1980 году 11 саентологов были за это осуждены. Однако организация быстро оправилась от скандала и сумела привлечь в свои ряды впечатляющий список знаменитостей, включая Траволту, Кирсти Элли и Тома Круза.
Вскоре после этого, в результате быстрого развития Интернета, многие бывшие саентологи стали делиться в сетевых чатах и форумах своими рассказами об эксплуатации и протестовать против жесткой церковной иерархии. С тех пор организация перепробовала все мыслимые способы остановить наплыв негативных публикаций. В 2009 году Саентология стала первой группой, официально изгнанной из Википедии после того, как саентологи создали в ней несколько аккаунтов с целью удаления любой критической информации. Также организация вступила в жаркое сражение с хакерской группой Anonimous, которая сделала Саентологию своей мишенью с 2008 года, когда организация попыталась удалить видео Тома Круза, размещенное хакерами на сайте YouTube. В Германии правительственные чиновники пытались запретить Саентологию, поскольку тамошние критики считают ее культом. А в 2009 году французский суд признал организацию виновной в мошенничестве и присудил ей штраф в размере 800 тысяч долларов.
Потом появились разоблачительные фильмы и откровенные книги: австралийский документальный фильм 2010 года Scientology: The Ex - Files содержит рассказы бывших членов Морской организации, описывающих условия жизни, которые они называют рабскими, вынужденные аборты и пытки (проведенное ФБР в 2010 году расследование не привело ни к каким обвинениям). А в 2013 году бывший саентолог Дженна Мискевидж-Хилл, племянница главы Саентологической церкви Дэвида Мискевиджа, опубликовала свои воспоминания Beyond Belief: My Secret Life Inside Scientology and My Harrowing Escape, в которых она рассказывает о промывке мозгов и детском труде, которым она была свидетелем в организации.
Стивен Кент |
Возможно, в откровениях фильма Going Clear не было ничего нового для Стивена Кента, профессора из Университета Альберты, который специализируется на изучении Саентологии и новых религиозных движений, — уже потому, что фильм основан на книге, вышедшей в свет два года назад, — однако фильм несомненно поспособствует тому, чтобы удержать интересующихся от присоединения к организации. Репутация Райта и Гибни вместе взятых придает новый вес утверждениям, которые звучат уже много лет.
«Люди уже много лет предсказывают крах Саентологии, — говорит Кент. — Этого пока не случилось. Но мы знаем, что она в осаде и в упадке. Большинство новых религий исчезает в течение нескольких поколений, и Саентология определенно идет этим путем».
Религии возникают в связи с историческими и культурными обстоятельствами, и когда эти обстоятельства меняются, религия становится менее актуальной и менее привлекательной, говорит Кент. «Для того, чтобы быть успешной, религия должна успешно растить своих детей». Кент утверждает, что Саентология, в особенности ее высшее руководство, очень суров с детьми; по некоторым сведениям, после 1987 года членам Морской организации запрещено иметь детей.
Когда Кент впервые приехал в Эдмонтон в 1984 году, у Саентологической церкви был большой, роскошный офис в центре города, но теперь она переехала в маленькую контору за городской чертой. Опубликованная в 2012 году электронная книга Нэн Мак-Лин о Саентологии описывает взаимоотношения этой организации с Канадой. В 2011 году организация объявила о намерении открыть отделение (и новую базу Морской организации) в г. Моно, штат Онтарио. Однако в Канаде Саентология не преуспевает: она насчитывает всего семь церквей и, по некоторым оценкам, 2500 членов. Хотя Саентология называет себя самой быстрорастущей религией в мире, социологическое исследование, проведенное в Америке, показало, что в США насчитывается 25000 саентологов — значительное уменьшение в сравнении с 45000 в 1990 году.
Более того, по словам Кента, фильм может изменить подход ученых к изучению Саентологии — особенно в том, что касается использования свидетельств ее бывших членов, которые ученые зачастую просто игнорируют. «Имела место очень странная, но отчетливая неприязнь к использованию свидетельств бывших членов Саентологии в академических исследованиях, — говорит он. — Их можно воспринимать как негативно настроенных бывших членов. Я пользовался свидетельствами бывших членов, и другие ученые пытались меня дискредитировать. Конечно, [бывшие члены] могут лгать, но наша задача, как экспертов, — проверять их слова». Кент надеется, что фильм Going Clear может подтолкнуть ученых к тому, чтобы более серьезно отнестись к этим различным точкам зрения.
Кент утверждает, что, по его мнению, самое большое заблуждение относительно Саентологии — то, что она вообще является религией. «Я определяю ее как многонациональный конгломерат, лишь одна часть которого является религиозной», — говорит Кент. Но он не заходит настолько далеко, чтобы назвать ее культом. «Меня больше беспокоят группы, которые причиняют вред, вне зависимости от того, какие ярлыки мы на них навешиваем. Именно о таких вещах говорится в Going Clear».