Джон Атак: неуловимые «клиры» и «оперирущие тэтаны» Саентологии
Джон Атак — автор книги «Кусочек синего неба», одной из лучших книг о Роне Хаббарде и Саентологии. Он выпустил новое издание книги и на протяжении года с лишним по субботам помогал нам продираться сквозь мифы, легенды и спорные факты, связанные с Саентологией, которые снова и снова пережевываются в книгах, статьях и особенно в Интернете. Он любезно прислал нам еще одно сообщение.
Джон, нам уже давно было интересно узнать побольше о самой первой группе приверженцев Л. Рона Хаббарда тех времен, когда он издал «Дианетику», и о том, что стало с результатами исследований, которые он якобы проделал перед тем, как книга вышла в свет. Как Вы отмечаете, мы тщательно изучили эту книгу и были весьма удивлены утверждениями о том, как легко делать людей клирами. И потому мы очень рады, что Вы обратили внимание на те времена и на утверждения Хаббарда относительно клира, а затем и «ОТ». Начинайте!
ДЖОН: Я очень мало времени трачу на серфинг в Интернете. Поиск информации для статей, предназначенных для сайта Underground Bunker, занимает все мое свободное время. В прошлом году я все-таки уделил некоторое время увлекательным статьям Джеффа Хоукинса, но под конец я заглянул в не менее увлекательную серию статей Вэнса Вудворда и был поражен следующим высказыванием Л. Рона Хаббарда (оно не раз поражало меня с тех пор, как я впервые прочел его сорок лет назад):
Читая [«Дианетику»], вы обнаружите, что здесь освещены многие явления, о которых вы «всегда знали». Вас обрадует новость, что во многих своих представлениях о жизни вы порой руководствовались не только своими личными мнениями, но и научными фактами.
Примерно три десятилетия назад я впервые услышал предположение, что Саентология привлекает людей в свои ряды потому, что она основана на истине. Эта мысль вызвала у меня раздражение, потому что мне казалось, что Саентология основана на том, чтобы говорить людям то, что они хотят услышать. С добавлением некоторого количества народной мудрости (т. е. чуши). «То, что ты считаешь истиной, истинно», — за вычетом того момента, что истину нужно тщательно проверять, прежде чем признать. Рон Хаббард мало интересовался «научными фактами», не говоря уже о научном методе.
Возможно, мои слова прозвучат резко, но мне неизвестны истины, на которых была бы основана Саентология. Всякий раз, глядя на основы Саентологии, я вижу преувеличения и обманчивые слова, но не проверяемые научные факты. Ни единого научного исследования (если не считать неудачную попытку обнаружить «энграмму» с помощью «боли и медикаментозного гипноза», предпринятую в Лос-Анджелесской организации). Однако я знаю, что хотело бы услышать большинство людей — по крайней мере, в западной культуре. «Мы бессмертные существа, обладающие божественной властью». Или лучше сказать «божественными способностями»?
Первоначально было объявлено, что постоянного состояния «клира» успешно достигли 273 человека. Это заявление прозвучало в 1950 году в книге «Дианетика: современная наука душевного здоровья». Понятие «клир» имело очень четкое определение, как показывает этот отрывок из моей книги Let's sell these people A Piece of Blue Sky:
Дианетика обещала «очистить» людей от иррационального поведения. «Клир», согласно книге, не имеет компульсий, репрессий или психосоматических заболеваний. У «клира» полный контроль над воображением и почти идеальная память. Благодаря дианетической терапии IQ взлетает на «пятьдесят пунктов», и «клир» «феноменально умен». Дианетика даже спасает разрушенный брак.
Утверждалось, что с помощью дианетики индивидуум освобождается от психозов и неврозов. Среди «психосоматических» состояний, дианетика излечивает астму, плохое зрение, дальтонизм, дефекты слуха, заикание, аллергии, синусит, артрит, гипертонию, коронарную недостаточность, дерматит, язву, мигрень, конъюнктивит, утреннюю тошноту, алкоголизм и обычную простуду. Даже больной туберкулезом получит облегчение. Дианетика также «имеет заметное влияние на продолжительность жизни». Клир может производить расчеты, которые «у нормального займут полчаса», в десять или пятнадцать секунд.
Хаббард утверждал, что обследовал и проодитировал 273 человека, и благодаря этому исследованию обнаружил «единственный источник аберраций». В книге утверждалось, что дианетика принесет пользу любому человеку, которому не «удалили большую часть мозга», или который не был «рожден с чрезвычайно деформированной нервной структурой». Более того, дианетику можно было применять, просто прочитав книгу и не проходя обучения. Терапия может занять от 30 до 1200 часов, после чего человек становится клиром, и, соответственно, свободным от иррациональности и всех психосоматических заболеваний.
За 31 год с тех пор, как я начал брать интервью у бывших членов организации, ни один из них не признал себя одним из тех 273 таинственных и исчезнувших клиров (если не считать время от времени звучащих непроверенных заявлений о реинкарнации со стороны более молодых последователей, ни один из которых не приводит каких-либо доказательств). Ни один из тех 273 клиров, которые все еще находились «в теле», насколько мне известно, ни разу не выступил по этому поводу с публичным заявлением. И поверьте, за прошедшие годы я перечитал множество публикации и беседовал с сотнями и сотнями бывших саентологов. С момента выхода в свет «Дианетики» в 1950 году по настоящее время ни один из тех людей не рассказал о своем опыте общения с Хаббардом. Ни один из них не выступил в защиту Хаббарда, когда в 1950 году его первая попытка представить общественности клира окончилась позорным провалом. Единственное возможное объяснение — слова Хаббарда попросту не были правдой, и это подтверждается множеством фактов.
Нам известно, что все ближайшие сподвижники Хаббарда того времени, когда он писал «Дианетику», покинули его. Не каждый сороковой (как оценивал долю «подавляющих личностей» Хаббард), но все до единого.
Джозеф Уинтер был врачом и работал с Хаббардом в последние месяцы перед выходом книги в свет. Впоследствии Уинтер написал о Дианетике две интересных книги — он все еще сохранял веру, хотя ко времени написания второй книги его убеждения уже колебались. Уинтер сетовал на то, что не был знаком ни с одним из пресловутых 273 клиров. Он очень критически относился к поведению Хаббарда и описывал его как одержимого самим собой нарцисса и человека, в той или иной мере злоупотребляющего чужим доверием. Его первая книга, A Doctor's Report on Dianetics («Отчет врача о дианетике»), — это обязательное чтение для всякого, кто относится серьезно к истории этого странного предмета.
Еще одним близким сотрудником Хаббарда в те месяцы, когда Дианетика превращалась в «современную науку душевного здоровья», был Дон Роджерс. Он покинул Саентологию в 1954 году — поскольку ему казалось, что она работает, — и состоял в правлении всех фондов с первого по четвертый, насколько я помню. У Дона Роджерса не было особенных разногласий с Хаббардом, хотя к тому времени, когда мы с ним вступили в переписку, ему уже казалось, что эффект полученного одитинга уже давно исчез.
Роджерс написал мне довольно подробное письмо, в котором поделился своими воспоминаниями о Дианетике. Написанные им приложения к книге Хаббарда оставались в ней гораздо дольше, чем предисловие, написанное Джо Уинтером (даже в эпоху Мискевиджа). Дон рассказал мне, что вплоть до того, как приступить к работе над книгой в начале 1950-х, Хаббард всегда использовал гипноз с введением пациента в состояние глубокого транса (указания на это часто встречаются в высказываниях самого Хаббарда). Хаббард объяснил Дону, что глубокий транс не пользовался популярностью у широкой общественности, а потому он изменил метод.
Вот и конец разговорам о научной основе Дианетики. Без каких-либо новых «исследований» Хаббард переключился с глубокого транса на легкий. Обычно такой гипноз в те времена, как и сейчас, называли reverie («забытьем»). Хаббард, настаивавший на том, что нам нужно тщательно понимать слова, чтобы действительно понять их смысл, выбрал именно это слово для обозначения состояния, в которое вводится человек во время дианетических сессий.
Вот отрывок из моей статьи, доказывающий, вне всякого сомнения, что Хаббард отказался от «одитинга» Первой Книги именно потому, что эта практика вызывает гипнотический транс и усиливает внушаемость. Ни тени сомнения:
В книге «Наука выживания» ( Science of Survival ) , Хаббард писал: «…когда преклир закрывает глаза, у него начинают дрожать веки. Это симптом самого легкого гипнотического транса». В одной из лекций он добавил: «Простой тест заключается в том, чтобы следить за глазными яблоками человека. Когда он лежит там, вы увидите, что его глазные яблоки под закрытыми веками двигаются туда-сюда. Вы увидите выпуклость от них на веках, и они будут двигаться… это движение свидетельствует о состоянии гипноза». В более поздней лекции он говорил: «Глаз, двигающийся под веком, является указанием на то, в легком или глубоком трансе находится человек. Это второй этап, а первым является дрожание век… Глаза преклира будут немного перекатываться под веками, и когда он вернется, в частности, ресницы будут дрожать, что мгновенно подскажет вам, что он стал более внушаемым, нежели обычно». Однако впоследствии он добавил предостережение: «Иногда вы заметите трепет век… Это очень ранний этап гипноза. Будьте очень осторожны с таким пациентом».
Однако нынешнее применение Курса Дианетического Одитора Хаббарда (HDAC) полностью идет вразрез с этими предостережениями. Вернувшись к методике 1950 года, Саентология вернулась к прямому введению в транс. HDAC дает такое указание: «Когда глаза преклира закроются, и вы заметите, что его веки дрожат, заканчивайте считать…»
Есть и другие признаки транса: «Если человек начинает отвечать тебе буквально… это означает, что твой преклир теперь является гипнотическим субъектом, и ты погрузил его в гипноз». Хотя ничто из сказанного Хаббардом никогда не может быть отменено, эти запреты не являются частью ни одного известного мне курса обучения одиторов. Хаббард также признал, что «возвращение по траку слегка увеличивает внушаемость у любого человека».
Джон Кэмпбелл был еще одним членом узкого круга в г. Бэй-Хед, штат Нью-Джерси, в последние месяцы 1949 и весной 1950 года. Он известен как редактор научно-фантастического журнала Astounding Science Fiction. В действительности он также был ядерным физиком (квалификация, которую Хаббард попросту присвоил — принимая в расчет его собственное, довольно поверхностное образование, что он признавал в своих лекциях, и о чем свидетельствуют его университетские документы). Кэмпбелл много лет страдал разными «психосоматическими» болезнями — теми, которые глубокий транс на какое-то время может устранить. Но все эти болезни постепенно возвращались, несмотря на первоначальный всплеск адреналина под влиянием Дианетики. Энтузиазм Кэмпбелла к Дианетике угас, и он покинул круг приближенных Хаббарда.
Арт Сеппос — издатель, благодаря которому книга так быстро оказалась на полках магазинов. В обычной ситуации в то время от заключения контракта с издателем до выхода книги в свет могло пройти два года. «Дианетика» проделала путь от контракта до печатного станка всего за несколько месяцев. Сеппос также был сторонником учения Хаббарда — до тех пор, пока шумиха не утихла, и не высплыли наружу старые проблемы. Сеппос изъял книгу из продажи, хотя она уже разошлась тиражом в 150 тыс. копий (последняя сколько-нибудь достоверная оценка продаж книги Хаббарда). Сеппос решил, что Дианетика — это афера, и был готов потерять деньги, изъяв книгу из продажи. Затем он издал книгу д-ра Уинтера, критикующую как Хаббарда, так и его преувеличенные заявления.
Последним членом этого внутреннего круга, которому, наверное, принадлежал наибольший интеллектуальный вклад, была Сара Нортруп, вторая жена Хаббарда, которой, по его словам, записанным на пленку, у него никогда не было. (Как будто после первой была сразу третья. Хаббард говорил, что у него плохо с математикой, — серьезный недостаток для ученого.) Хаббард незаконно сочетался браком с Сарой в 1946 году — за год до того, как был завершен его развод с первой женой, Маргарет Грабб по прозвищу «Полли». Сара объясняла мужу суть взглядов Коржибски (наряду с его друзьями Робертом Хайнлайном и Альфредом Ван-Вогтом — который оставил выдающуюся карьеру писателя-фантаста, чтобы до конца жизни заниматься Дианетикой, хотя остался атеистом и с неприязнью относился к сверхъестественным сторонам Саентологии.)
Всего через несколько месяцев после успеха Дианетики Хаббард вступил в связь с Барбарой Клауден, а они с Сарой расстались. Вскоре он похитит их общего ребенка и будет три месяца скрывать его, чтобы вынудить Сару отречься от публичных высказываний в его адрес.
Сара последней из узкого круга, сложившегося в г. Бэй-Хед, покинула Хаббарда. Попросите саентологов устроить встречу первых 273 саентологов, и на нее не придет ни один человек. Никто и никогда не соответствовал хвастливым обещаниям Хаббарда. И заметьте: он говорит, что клиры будут жить дольше, но сам он скончался в возрасте 74 лет, хотя его родной отец умер в 91 год. Пустые обещания, которые с легкостью принимают на веру те, кто стремится стать ОТ.
Однако людям хотелось слышать о клире, и они по-прежнему хотят слышать об этом. Теперь Саентология тщательно представляет себе религией, так что может позволить себе самые несусветные заявления, нимало не беспокоясь о доказательствах. Став клиром, вы гарантированно получите перечисленные выше способности. Но, к сожалению, даже если на несколько дней вы ощутите себя на вершине мира, реальность (в отличие от видимости, которую вы договорились таковой считать) вернется, а вместе с ней — и потребность в очередной дозе одитинга.
Никакой доказательной базы не было, если не считать нескольких внушений, полученных в состоянии глубокого транса, которые на какое-то время приживались. Временами Хаббарду хорошо удавалось продлевать транс, и люди, обработанные по этой методике используют определенные останавливающие мыслительный процесс фразы (в точности как и объяснял Хаббард в «Дианетике»!), чтобы «рестимулировать ревери». Верующий использует определенную фразу — например, «пусть все станет правильно» — и вновь фокусируется, возвращаясь к отказу от критического мышления, которое и есть транс. Роберт Джей Лифтон в своем замечательном анализе методов реформы мышления, которые применяли китайцы, упоминает «прерывающие мыслительный процесс клише», препятствующие рациональному мышлению. Хаббард сумел превратить их в зачастую бессмысленные лозунги, углубляющие состояние транса («путь наружу — это путь насквозь»).
Но, елки-палки, ты бессмертен и, возможно, всемогущ. Ты можешь починить все, что сломал в какой-то другой жизни (или просто заплатить нам, чтобы мы тебя простили!). Ты достигнешь Полной Свободы (на следующем уровне). Просто не обращай внимания на боль в животе, и коммунальные счета, и своих детей, а возьми деньги в долг и пройди этот следующий уровень.
Слишком частно мы примыкаем к какой-то группе ради чувства принадлежности. Это может быть футбольный клуб — в особенности, если говорить о некоторых болельщиках, радостно именующих себя «фанатами». Некоторые люди, судя по всему, «подсаживаются» на определенный образ поведения. А может, все мы в той или иной степени страдаем обсессивным или компульсивным расстройством психики. Однако мне кажется, что Вэнс Вудворд был прав, когда сетовал на то, что Сайентология порождает в человеке зависимость. Я уже писал о «подсевших на одитинг» и знаю, что не я один отметил выброс допамина, который вызывает саентологический «процессинг». Если не считать редких вспышек эйфории при мысли о своих фантастических (если еще не довелось опробовать их на деле) сверхъестественных способностях, Саентология мало что может предложить человеку — разве что вы стремитесь к «крузмании».
Хаббард был ужасным мужем и отцом. Саентология часто становилась причиной распада семьи — Хаббард даже составил типовой контракт о разрыве отношений для супругов! Саентология принуждает к аборту своих ключевых членов, которые не сохранили бы занимаемые высокие посты, если бы у них появились дети. К настоящему моменту, может быть, уже тысячи беременностей были прерваны благодаря этому учению. Движение противников абортов это, похоже, ничуть не беспокоит, но мы не должны остаться равнодушными.
Саентология, наконец, избавилась от необходимости быть честной, отказавшись от большей части конкретных обещаний — включая исцеление от рака, слепоты и лейкемиии, способность воскрешать мертвых и достичь святости. Теперь это «религия» в худшем смысле слова, поскольку она допускает обман самого высшего порядка. Но постойте — разве Хаббард не говорил: «Честность — это здравость ума?»
Почти за двадцать лет до того, как окончить жизнь в одиночестве и слабоумии Хаббард расширил свои гарантии до следующих пределов: «Тысячи лет люди искали состояния полной духовной свободы от бесконечного цикла рождения и смерти и искали личного бессмертия, включающего полную осознанность, память и абилити в качестве духа, независимого от плоти. [...] В Саентологии это состояние было достигнуто. Оно было достигнуто не на временной основе, допускающей возврат к прошлому, но в стабильной плоскости плоскости полной осознанности и абилити, не обусловленной случайностями или постепенным ухудшением. И доступно не только немногим. Мы называем это состояние „оперирующий тэтан“» («1967 The Year of Expansion And Beyond» // The Auditor: The Journal of Scientology , No. 19).
И просто для того, чтобы удостовериться, что мы знаем, что представляет собой «оперирующий тэтан»:
Оперирующий тэтан (ОТ) способен контролировать материю, энергию, пространство и время, а не пребывать под их контролем. В результате ОТ способен быть причиной по отношению к жизни (Что такое Саентология? 1998, с. 553).
К 1970 году Хаббард таким образом описывал результаты впоследствии упраздненного курса OT VI: «Способность действовать свободно в качестве внешнего тэтана и способность действовать намеренно во всем; распространяет влияние тэтана на вселенную других».
«Внешний тэтан» — это дух вне тела, способный из этого состояния осознавать происходящее и управлять им. Им был гарантирован «конечный феномен», описанный в книге «Саентология: 0-8». Раздел этой книги, посвященный «достигнутым состояниям», вскоре был удален и заменен другим с обещанием, что этот уровень достигнет своего «конфиденциального конечного феномена» и не более, — на тот случае, если кто-то не достигнет стабильной «экстерироризации» и вздумает обратиться в суд. На самом деле этот уровень содержал переработанные материалы из изданной в 1954 году книги Creation of Human Ability. В 1954 году эти методы тоже не работали.
Итак, Хаббард предлагал две значимых цели. Состояния клира и оперирущего тэтана. Уже в 1970 году он обещал достижение «полного ОТ» на восьмом уровне «Моста». OT VIII был опубликован лишь после его смерти в 1986 году и разочаровал саентологов нелепым утверждением, что Иисус был гомосексуалистом и педофилом (похоже, начинал действовать вистарил). Обещанные на этом уровне «конечные явления» описывались таким образом: «Способность сознательно следовать цели, а также по своей воле управлять мыслью, жизнью, формами, материей, энергией, пространством и временем, субъективным и объективным» ( Scientology 0.8). Мы все еще ждем демонстрации хотя бы части этих наркотических видений.
Настоящим «конечным феноменом» Саентологии являются «очень хорошие показатели», т.е. эйфория. Она порождается чувством принадлежности к избранным и прямым гипнозом (Хаббард признавал, что методика Первой Книги носит гипнотический характер, но по правде все «процессы» Саентологии порождают измененное состояние сознания). Это может вырвать ее приверженцев из нормального человеческого общества и обеспечить им на десятки лет вперед пост-саентологический синдром.
Мы хотели верить, что можем быть суперсуществами и закрывали глаза на массу фактов, указывающих на то, что ни одного клира (согласно определению Хаббарда) и ни одного ОТ не существует. Нам следует потребовать, чтобы Саентологическая организация либо предоставила доказательства их существования, либо дезавуировала многочисленные раздутые заявления, сделанные ее творцом. Я часто прошу ОТ хотя бы на дюйм сдвинуть кусочек фольги с помощью силы разума в доказательство, что они действительно способны двигать облака, как от них можно нередко услышать. Однако вот уже 30 лет как фольга не двигается с места.
Мошенники умело играют надеждой и отчаянием. Саентология «находит то, что сломано», а потом предлагает божественные способности. Это мошенничество, и все, кто сталкивался с Саентологией, стали жертвой мошенничества и заслуживают сочувствия и поддержки.