Саентология вне официальной церкви: «Я вполне доволен миром, каков он есть»
Марк Банкер прислал нам еще один интересный клип из числа многочисленных интервью, которые он брал для своего будущего документального фильма Knowledge Report.
Один из моментов, документальные подтверждения которого собирает Банкер, — это исход людей, которые покинули Саентологическую церковь в последние годы. Многие из них разочаровались в руководителе организации Дэвиде Мискевидже, но не в самих идеях Саентологии и не в ее основателе Л. Роне Хаббарде.
Рей Роублз |
Каждый год в Лас-Вегасе Рей Роблес устраивает конференцию, на которую съезжаются люди, покинувшие Саентологическую церковь, но не покинувшие Саентологию, чтобы поговорить о своих «винах» и помочь друг другу заниматься одитингом и проходить курсы.
И вот, что сказал нам Марк о своем видео:
В одной из частей фильма я отправляюсь в Вегас на конференцию Свободной Зоны, чтобы встретиться с людьми, которые все еще верят в Хаббарда и технологию. Никто в Саентологии со мною разговаривать не станет, но здесь меня принимают, никак не ограничивая то, о чем можно говорить. Рей Роблес провел со мной сеанс одитинга, чтобы я почувствовал вкус того, что такое одитинг. Больше всего за два дня конференции меня заинтересовала лекция о том, как беседовать с инопланетянином на другой планете. К несчастью для меня, оказалось, что нужно просто вообразить инопланетянина, а потом вообразить разговор с ним. Если ты можешь создать этот образ у себя в мозгу, ты преуспел. В тот день с инопланетянином пообщалось поразительно много людей.
Спасибо, Марк, за то, что позволил нам краем глаза взглянуть на этот проект.
За прошедшие годы мы извели немало чернил, обсуждая «независимых саентологов», и мы неоднократно говорили, что испытываем большое уважение к людям, покидающим организацию, которая оказалась столь мстительной по отношению к своим бывшим членам, а потом продолжающим заниматься тем, во что по-прежнему верят.
В то же время, мы вынуждены высказать пару наблюдений относительно независимой Саентологии, которые никак не уменьшают этого уважения. Во-первых, мы отметим, что Рон Хаббард испытывал сильные негативные чувства по отношению к людям, отпавшим от организации и практикующим Саентологию самостоятельно. Он называл их «белками», и до сего дня для саентолога нет худшего прозвища. Большая часть вклада Хаббарда в Саентологию касается методов контроля (которые он в стиле Оруэлла назвал «этикой»), которые не имеют никакого отношения к «винам» или «достижениям», но имеют прямое отношение к индоктринации и подчинению.
Можно лишь догадываться, что Хаббард сказал бы о различных инди-движениях, пользующихся сегодня его именем, пренебрегая придуманной им саентологической «этикой».
Во-вторых, хотя мы признаем, что есть множество независимых саентологов, участников Свободной Зоны, которые продолжают практиковать Саентологию еще долго после того, как покинули организацию (многие из них враждебно относятся к нашему сайту и часто об этом говорят), гораздо больше людей, которых мы видели, уйдя из организации, отказываются и от «технологии» Хаббарда — даже если поначалу они ушли из организации, утверждая, что всего лишь хотят с большей «свободой» практиковать Саентологию.
Настоящая свобода — сильный наркотик. И как только саентолог оказывается вне досягаемости этики организации, и никто больше не стучится к нему в дверь с просьбами о пожертвованиях, может оказаться, что интерес к одитингу и Хаббарду постепенно гаснет, стоит только бывшему саентологу понять, как много других способов жить есть в окружающем мире.
Так или иначе, по нашим наблюдениям, независимая Саентология обычно оказывается временной остановкой — и очень полезной — на пути выхода из душной жизни в организации и постепенной адаптации к внешнему миру. Можно вспомнить пару ярких примеров — бывших руководителей высокого ранга, которые поначалу были столь ярыми приверженцами «независимой» идеи, что многим казалось, что они вот-вот создадут конкурирующую церковь. И что с ними сегодня, спустя несколько лет? Они поют совершенно другую песню.
Все эти этапы интереса к Хаббарду, на наш взгляд, складываются в занимательную последовательность — он любопытствующего новичка, только приступившего к своему первому курсу, до самого убежденного члена Морской организации, лишенного общения с друзьями и семьей, от недавно ушедшего из Саентологии человека, вознамерившегося вернуть учению его былую славу, до полностью разочаровавшегося бывшего саентолога, который теперь видит в Хаббарде шарлатана. И мы думаем, что каждого из них нужно выслушать и понять, причем на их условиях.
ДОПОЛНЕНИЕ: Мы всегда рады, когда Джефферсон Хоукинс появляется и привносит в обсуждение долю своей мудрости. И просто для того, чтобы не исказить его слова, мы процитируем его комментарий:
Фундаментальная проблема с так называемой «независимой Саентологией» (хотя я считаю это выражение своего рода оксюмороном) заключается в том, «где провести границу». Как только ты вышел за пределы корпоративной структуры Саентологии, по словам Хаббарда, ты уже «ПЛ». Ты уже начал сомневаться и думать. Обычно все начинается с чего-нибудь вроде: «Я согласен с Роном во всем, кроме Морской организации, — не следовало ему ее создавать». Или «я согласен со всем, кроме этики». Можно услышать заявления типа: «Я согласен с красно-белыми (техническими бюллетенями), но не согласен с зелено-белыми (письмами об административных правилах)». И так далее — они становятся разборчивыми. А как только ты начинаешь выбирать, что ты будешь применять, а что нет, все начинает разваливаться, потому что система держится только на пресловутой непогрешимости Хаббарда. И как только ты начинаешь сомневаться в его непогрешимости, открывается ящик Пандоры с вопросами и сомнениями.
Всегда интересно наблюдать за тем, как «независимый саентолог» пытается примириться с фактами из жизни Хаббарда. У них вырабатывается странный образ мышления: «Что ж, Хаббард не был совершенным, он был всего лишь человеком, способным ошибаться, но его технология совершенна, так что это не важно». Можно практически увидеть, как их мозг скручивается в крендель, пытаясь привести все это в осмысленный вид.
Чтобы оставаться независимым саентологом, нужно создать управляемый пузырь наподобие официальной организации, в котором нет места критической или негативной информации, и где нет места свободному обсуждению. На веб-сайтах и в блогах независимых никогда не найти открытых обсуждений. Все тщательно контролируется, и допускается, публикуется и просматривается только позитивная информация о Хаббарде и «технологии». И, да, они предают осуждению и остракизму всякого, кто сомневается в Хаббарде или его технологии или критикует их. Они не могут использовать термин ПЛ (поскольку, технически, они сами ПЛ), а потому пользуются другими терминами: «ненавистники», «враги ЛРХ» и т. п. Но механизм в точности тот же самый. Но если посмотреть правде в глаза, что в этом «независимого»?
Думаю, что независимое движение всегда будет страдать от внутренних раздоров и озлобленности, вызванных первым названным мною выше моментом — «где провести границу». Ревнители технологии не признают никаких границ — все написанное Хаббардом истинно и совершенно, и они осудят всякого, кто отступит от этой линии. Но люди неизбежно уходят в сторону, и как только все начинает рушиться, процесс уже не остановить.