Джефферсон Хоукинс зашел, чтобы определить, в каком саентологическом состоянии мы пребываем
Некогда Джефферсон Хоукинс был ведущим специалистом Саентологической церкви по маркетингу и помог ей добиться наибольших результатов с помощью знаменитых телевизионных рекламных роликов «с вулканом» в 1980-х годах. Он поведал историю о том, как пришел в организацию и ушел оттуда, в замечательных книгах «Поддельные мечты» (Counterfeit Dreams) и «Уход из Саентологии» (Leaving Scientology), а сегодня он поможет нам понять вывернутый наизнанку мир Саентологической этики.
Итак, Джефф, куда ты поведешь нас на этот раз.
ДЖЕФФЕРСОН: На этой неделе мы возьмемся за 4 и 5 главы «Введения в Саентологическую Этику», в которых говорится об «этических состояниях».
Некоторые, возможно, не в курсе истории этих Этических Состояний. Она началась в мае 1965 года с лекции под названием «Пять состояний» в рамках Специального Ознакомительного Курса Сент-Хилл, в которой Хаббард изложил Формулы Состояний для своих первоначальных пяти Этических Состояний. Вот они, в порядке убывания:
• Могущество
• Изобилие
• Нормальная деятельность
• Чрезвычайное положение
• Опасность
ОРТЕГА: Интересно, что, по мнению Хаббарда, Могущество — это высшее состояния, которого ты можешь достичь.
ДЖЕФФЕРСОН: Да, это показывает, что он считал самым важным! В первоначальном виде эти пять состояний, главным образом, имели отношение к ситуациям в жизни организации — прежде всего, экономическим. Они были привязаны к статистике (о которой мы говорили на прошлой неделе). Если статистические показатели круто падали, человек был в состоянии Опасности, и ему было рекомендовано действовать в обход подчиненных, взять ситуацию под контроль и провести реорганизацию, чтобы не допустить повторения ситуации. Если статистические показатели слегка снижались, человеку рекомендовалось сначала заняться продвижением и изменить операционный базис, а потом экономить. Если показатели росли, это было состояние Нормальной деятельности, и ничего менять было не нужно. Если показатели круто росли, это было состояние Изобилия, и человеку следовало экономить, оплатить все счета и укреплять изобилие. Если же показатели круто росли и оставались высокими, это было состояние Могущества, и человек должен был тщательно задокументировать свои действия, чтобы другой мог их воспроизвести. Это очень краткое изложение курса.
ОРТЕГА: Похоже на совет, который можно услышать из уст любого гуру менеджмента.
ДЖЕФФЕРСОН: Да, эти первые пять состояний были довольно безобидны и включали в себя некоторые здравые рекомендации по ведению бизнеса. Конечно, как и в случае со многими «прорывами» Хаббарда, он взял потенциально сложные и полные нюансов ситуации и свел их к достаточно упрощенным «формулам», которые следует рутинно применять в любом случае. Но если бы он остановился на этом, его «этические состояния» представляли бы не большую опасность, чем тысячи других рецептов менеджмента.
ОРТЕГА: Однако он на этом не остановился.
ДЖЕФФЕРСОН: Нет, два года спустя, в 1967 году, он плавал по морям со своей Морской организацией, сбродной компанией молодых саентологов, из которых нужно было каким-то образом сколотить элитный, посвященный задаче клирования планеты отряд. По его мнению, это требовало высокого уровня дисциплины, поощрений и наказаний. И результатом этого стали «Нижние Состояния», разработанные с единственной целью: взять группу под жесткий контроль.
Первоначальный список «Наказаний за Низшие Состояния», выпущенный в октябре 1967 года, звучал так, словно его писал пиратский капитан. Наказание за Состояние Помехи, к примеру, выглядело так: «лишение зарплаты, грязная серая тряпка на левой руке и круглосуточное пребывание на территории организации». Наказанием за Состояние Предательства было «лишение зарплаты, отъем всех видов униформы и знаков различия, черная метка на левой щеке и пребывание на территории организации или лишение поста и изгнание с территории».
ОРТЕГА: Похоже на раннюю версию Дыры.
ДЖЕФФЕРСОН: Эти довольно-таки драконовские наказания, по моему опыту, всегда были частью Саентологии. Когда в 1968 году я стал сотрудником организации, подобное обращение с сотрудниками, находившимися в «Низших Состояниях», было вовсю распространено. Помню, как людей запирали на дне лифтовых шахт, заставляли носить грязные спецовки, серые тряпки и даже цепи. На борту «Аполло» людей запирали в канатных ящиках или бросали за борт.
Все это было ради контроля. Если человек не ходит по струнке — не выдает нужный уровень производства, спорит со старшими или критикует их, нарушает какие-то правила или установления — ему назначают «низшее состояние».
ОРТЕГА: Давай разъясним суть «Низших Состояний» для непосвященных.
ДЖЕФФЕРСОН: Первое из «Низших Состояний», если двигаться сверху вниз, — это Несуществование.
В этом состоянии человека попросту считают невидимым как члена группы. Человека не существует. Формула предполагает общение с другими членами группы, определение того, чего недостает, и изыскание этого. Это самое мягкое из «Низших Состояний».
Следующим шагом вниз является Состояние Помехи, и в этом состоянии (и следующих) человек уже более не считается членом группы и должен проделать все шаги формулы, чтобы подать прошение о повторном вступлении в группу. Иными словами, существование человека в качестве члена группы прекращается до тех пор, пока он не проделает все шаги, необходимые, чтобы вновь стать членом группы.
В своей замечательной книге «Технология „промывки мозгов“: психология тоталитаризма» Роберт Джей Лифтон говорит о «разделении существования» как об одном из ярких признаков технологии промывки мозгов. Он описывает, как членов организации делят на «людей» и «нелюдей».
А процесс «исправления мышления» — это единственное средство, позволяющее не-людям превращаться в народ (людей) путем изменения позиции (аттитьюда) и личного характера.
И
...человек… постоянно отдает себе отчет в том, что стоит ему отклониться слишком далеко на эту «ложную стезю», и его право на существование может быть отнято.
ОРТЕГА: А ты когда-нибудь проходил Формулу Помехи?
ДЖЕФФЕРСОН: О, да, — наверное, сотни раз! Всякий, кто был сотрудником или членом Морской организации проходил через это много раз. Даже от публики иногда требовали пройти Формулы Помехи. Это довольно сильный стресс. Прежде всего, вам нужно «решить, кто ваши друзья». Конечно, «друзья» — это достойные члены группы. Под «другом» в контексте Формулы следует понимать человека, который активно вносит свой вклад в Саентологию и не находится в одном из Низших Состояний. На Международной Базе, например, если ты не ставил Дэвида Мискевиджа на первую строчку своего «списка друзей», тебе грозили еще большие неприятности. Потом вам нужно «нанести эффективный удар», суть которого обычно заключалась в составлении «доклада о знании» (Knowledge Report) по поводу известных вам случаев преступлений или недовольства (disaffection). Потом вам придется возместить ущерб, внеся «личный вклад, значительно превосходящий обычные требования», и, наконец, обратиться к каждому члену группы за разрешением вновь в нее вступить. На Международной Базе это означало, что нужно собрать сотни и сотни подписей — а обратиться к людям с просьбой можно было только во время принятия пищи. Чтобы выйти из Состояния Помехи, может понадобиться много недель.
ОРТЕГА: И каков, по твоему опыту, был результат от этого состояния?
ДЖЕФФЕРСОН: Ну, ты усваивал, что не стоит выходить за рамки дозволенного. Ты усваивал, что нужно делать то, что тебе говорят, поднимать свою статистику и слушаться своих начальников! Хотя время от времени применение этих формул приводило к неожиданным результатам. Меня уйти из Саентологии первоначально побудило осознание, пришедшее во время Формулы Помехи, что Мискевидж определенно мне не друг!
ОРТЕГА: Итак, мы двигаемся вниз по списку состояний. Что дальше?
ДЖЕФФЕРСОН: Следующее состояние — это Сомнение. Интересно, что в Саентологии сомнение расценивается как одно из «Низших Состояний». Иными словами, если у вас появляются сомнения в Саентологии, в том, что вы хотите быть сотрудником или членом Морской организации, вам придется пройти через шаги этой формулы.
ОРТЕГА: Во время пикетов [возле саентологических центров] я часто вижу плакат «Сомнение — не преступление».
ДЖЕФФЕРСОН: Вот именно. Но для саентологов это преступление. Это состояние, которое требует изменений — предпочтительно силами самого человека, — и «Формула Сомнения» существует как раз для этого. Именно это Стивен Хассан в своей книге «Освобождение от психологического насилия» называет «мыслетормозящей техникой».
Когда культист начинает ощущать в себе «плохие» мысли, он использует мыслеторможение, чтобы заглушить «негатив» и сконцентрироваться, учась таким образом блокировать все, что угрожает его реальности… Эти навыки становятся вполне автоматическими, потому что человека программируют на то, чтобы включать их при первых признаках сомнения, беспокойства или неуверенности.
ОРТЕГА: Так каковы шаги, если человек начинает чувствовать сомнения?
ДЖЕФФЕРСОН: Во-первых, он должен «честно узнать, в чем действительно заключается деятельность этой группы… обросив все предрассудки и слухи», а затем «изучить статистики» этой группы. Конечно, занимаясь этим изучением, человек может обращаться лишь к одобренным оррганизацией источникам, т. е. к саентологическим публикациям и мероприятиям. Нельзя пользоваться Интернетом, критическими книгами или прессой «вогов»!
ОРТЕГА: Или нашим блогом!
ДЖЕФФЕРСОН: Особенно вашим блогом! Эти неодобренные источники информации расцениваются как «предрассудки и слухи». Затем, проделав это «изучение» одобренной организацией информации, человек должен принять решение, исходя и принципа «наибольшего блага для наибольшего числа динамик», — и, конечно же, вы понимаете, каким это решение, скорее всего, окажется.
ОРТЕГА: Продолжаем двигаться вниз, что дальше?
ДЖЕФФЕРСОН: Три самых низких состояния и их формулы выглядят так (по нисходящей):
• Состояние Врага: «Выясните, кто вы есть на самом деле».
• Состояние Предательства: «Выясните, что вы являетесь ____».
• Состояние Замешательства: «Выясните, где вы находитесь».
Постороннему человеку это может показаться китайской грамотой, и, честно говоря, даже многие саентологи этого не понимают, хотя вряд ли признаются. Однако эти формулы явно нацеливают человека на глубокое самокопание, и большинство саентологов понимают, что от них требуется провести масштабную переоценку своей личности на самом примитивном уровне, чтобы, в лучшем случае, обнаружить новую, «более истинную» личность, которая будет более «этичной» и более приемлемой для группы. Большинство саентологов, проделывая эти шаги, осознают (они называют это «озарением»), что на самом деле таковы, какими их представляет Саентология («Я осознал, что я действительно Тех. Сек.» или «Я осознал, что я саентолог, посвятивший себя очищению планеты»), или что они находятся в рядах саентологической группы или организации («Я осознал, что я нахожусь на Международной Базе Саентологии»). Осознания, как правило, связаны с тем, что укрепляет их самоотождествление с организацией.
И это, собственно, суть всех Низших Состояний. Они были разработаны как непрерывная череда формул и шагов, предназначенных для того, чтобы отлавливать всех, кто отклоняется от идеала группы (посредством снижения производительности, несоблюдения правил, склонности к бунту или сомнений), предавать их публичному отлучению и позору, заклеймить их как «нелюдей», провести их через последовательность шагов с целью породить и закрепить в них «групповую идентичность», а потом вознаградить их повторным принятием в группу.
Возвращаясь к Стивену Хассану, в книге «Освобождение от психологического насилия» он описывает процесс «разморозки» или ломки личности человека, изменения его личности посредством процесса индоктринации и последующей «заморозки», т. е. закрепления нового самосознания. Я предоставлю завершающее слово Стивену:
Поскольку успех контроля мышления зависит от создания в человеке нового самосознания, учение культа всегда требует, чтобы человек перестал полагаться на самого себя. Учение становится «генеральной линией» всех его мыслей, чувств и поступков. Поскольку это ИСТИНА, совершенная и абсолютная, любой изъян в ней воспринимается исключительно как отражение несовершенства самого верующего. Его учат, что он должен повиноваться предписанной формуле, даже если он ее не понимает. Одновременно ему говорят, что он должен постараться прикладывать больше усилий и иметь больше веры, чтобы в будущем прийти к более ясному пониманию истины.