Джон Атак отвечает на вопрос: как умные люди поддаются влиянию Саентологии?
Джон Атак — автор книги «Кусочек голубого неба», одной из лучших книг о Роне Хаббарде и Саентологии. Теперь он выпустил в свет новое издание этой книги и по субботам помогает нам разбираться в легендах, мифах и спорных фактах относительно Саентологии, которые вновь и вновь упоминаются в книгах, статьях и в особенности в Интернете.
На этой неделе Джон отвечает на вопрос, который нам задают, возможно, чаще, чем любой другой. Саентология предлагает столько много нелепых идей и дает столько много невыполнимых обещаний — как же получается, что умные люди увлекаются ею и многие годы пытаются достичь недостижимого? Джон прислал нам свой ответ, и, на наш взгляд, это лучший ответ, который нам доводилось слышать.
ДЖОН: Рассел Миллер был, наверное самым высокооплачиваемым журналистом в Великобритании, когда работал над статьями для газеты «Сандей Таймс», из которых впоследствии возникла непревзойденная до сих пор биография Рональда Хаббарда, Bare - Faced Messiah. Я свел его со многими бывшими саентологами. Когда Миллер вернулся из первой поездки в США, он был явно озадачен тем, что все, с кем он беседовал, были рассудительным людьми и ясно формулировали свои мысли. Как могло получиться, что эти на первый взгляд разумные люди попались на крючок столь примитивного мошенника?
Лоуренс Райт, автор лучшей книге о Саентологии и Голливуде, удивляется, почему саентологи, отправленные на реабилитацию, не убежали, когда ФБР штурмом взяло организацию в Лос-Анджелесе. Всего пару недель назад один парень сказал мне, что бывшие саентологи, наверное, чувствуют себя очень глупо, понимая, какими легковерными они были. Итак, как мы могли быть столь глупы?
Один баптистский пастор как-то спросил меня, как можно поверить в то, что 75 миллионов лет назад принц Ксену собрал население планет, вращавшихся вокруг 76 звезд, и взорвал их в вулкане. С помощью водородных бомб. Как и Расселл, этот пастор забыл, что я сам был в числе таких легковерных. В ответ я сказал, что есть люди, которые верят, что человек может не только ходить по воде, но и превращать ее в вино. Было уморительно видеть пурпурную краску, залившую его лицо. С моей стороны это было грубо, но как еще объяснить?
Когда очередной умник рассказывает мне, что вселенная возникла в результате Большого Взрыва, словно это что-то объясняет, я обычно спрашиваю, откуда ему это известно. До сих пор ответы на этот вопрос — а я задавал его неоднократно — сводились к тому, что так говорят физики, а им можно доверять. Но это немногим лучше, чем сказать, что так говорит Библия, или Веды, или Рональд Хаббард. Я склонен верить в Большой Взрыв — но в него верят и римские папы, вот уже полсотни лет как. Но сколько бы я ни говорил о расширяющейся вселенной и негативной энтропии, о кварках, бозоне Хиггса и темной материи, я не имею понятия о том, что или кто был причиной Большого Взрыва, и, кроме представления вселенной в виде бесконечной и вечно расширяющейся последовательности параллельных миров, или постулирования неизменного состояния вселенной, в рамках которого Большие Взрывы происходят с бесконечной регулярностью (сегодня это, кстати, называют «теорией циклической вселенной»), к этой картине едва ли можно добавить что-то разумное. Перефразируя Дал Де Цзин, «я не знаю, откуда взялась вселенная, но она откуда-то взялась, так что я назову этот источник дао». Или «темной материей». Или, возможно, «флогистоном».
Мы не знаем, откуда все это появилось. Мы не знаем, имеет ли это какой-то смысл. И мы, конечно, не знаем, к чему все это идет. Наука в значительной мере помогает разобраться с вопросом «как», но вопрос «почему» всегда будет предметом веры. А легковерному все годится в пищу — истинно оно или нет.
Но скажу даже больше — существует основополагающий человеческий механизм, набор реакций, которые вполне предсказуемы, по крайней мере, с определенной долей вероятности. Практически всегда вовлечение в культ начинается с изменения обстановки: человек оторван от привычной жизни, от прежних связей. Причиной тому может быть потеря работы, переезд, развод, новое место учебы, смерть, утрата, трагедия. Любое значительное изменение в привычной обстановке — причем, не обязательно негативное — делают человека открытым к новым привычкам. Так уж мы устроены .
В моем случае это было расставание с девушкой. Для других это были перемены на работе, потеря супруга или просто новый человек в окружении, поколебавший привычный образ мышления. Саентология с самого начала выводит человека из равновесия, делает его уязвимым. Очередной жертве указывают на проблему — на все, что, по мнению человека, разрушает его жизнь, — чтобы она захотела принять дорогостоящую панацею, предлагаемую Саентологией. Это нетрудно — предложите любому человеку задуматься о старости, болезни или смерти, и он, скорее всего, помрачнеет. И ткнуть человека носом в его худший страх или самую тяжелую утрату несложно. Когда меня, новоиспеченного саентолога, послали на улицу беседовать с людьми, я был поражен тем, с какой готовностью прохожие делились своими самыми мучительными проблемами с незнакомцем, который задавал им нелепые вопросы («Кем бы вы больше всего хотели быть?», «Что бы вы больше всего хотели иметь?», «Чем бы вы больше всего хотели заниматься?»). Сам по себе опрос тоже не имеет значения — это лишь первый обман в длинной цепочке, ведущей к «истине». С другой стороны, Хаббард говорил: «Честность — это здравость ума», — так что Саентология изначально безумна.
Перемена обстановки притормаживает старые привычки. Она заставляет пересмотреть привычный образ поведения, так что новичок легко осваивается во вновь обретенной стае. Добавьте к этому разнообразные целенаправленные методы психологического воздействия — например, «бомбардировку любовью», старый трюк всех торговцев, — и получите готового слушать человека. Потом предложите ему пройти тест, и всегда, всегда, всегда выдавайте ему плохие результаты. Этого требует инструкция, поскольку, конечно же, на верхних строчках могут быть лишь те, кто заплатил организации большие деньги. Мне довелось читать предсмертную записку одной девушки, которая покончила с собой, получив результаты такого теста. (Кстати, за плечами Рэя Кемпа, который составил «Оксфордский тест анализа личности», были саентологическая «докторантура» и служба в торговом флоте. Вопросы теста с изменениями заимствованы из ранее существовавшего и вполне обоснованного опросника, но оригинальная методика вовсе не требовала занижать результаты. И Кемпа в то время не было в Оксфорде, и он ни дня не провел ни в одном из оксфордских колледжей — еще один пример обмана и надувательства.)
Теперь, когда человека убедили в необходимости изменений, о какой бы проблеме ни шла речь, ее можно исправить с помощью недорогого курса или иной методики. В то время это всегда был Курс Общения — тренировочные упражнения 0-4. Когда Стивен Хассан — возможно, наиболее известный борец с культами и ведущий специалист в области гипноза — увидел эти упражнения, он назвал их «самой откровенной формой гипноза», с которой ему доводилось встречаться в культах.
Инерция мышления — неприятная сторона человеческой природы. Нам трудно остановиться. Однажды ухватившись за какую-то идею, мы обычно доим ее до тех пор, пока не закончатся силы и желание, а в случае Саентологии, это может тянуться всю жизнь. Хотя доением обычно занимается культ. Автор знаковой книги Influence («Влияние») профессор Роберт Чиалдини называет это «принципом последовательности». Если ты послал первые 10 долларов мошеннику из Нигерии, выписать чек на 200 долларов уже проще. Если ты заплатил 10 долларов за Курс Общения, становится проще выкинуть 1000 долларов на какой-нибудь «интенсив». Если бы вербовщик сразу предложил тебе этот интенсив, ты бы усмехнулся и убежал прочь, но если ты согласился на малое, тебе будет гораздо легче согласиться на что-то более значительное. Это знают все торговцы . Несмотря на все обещания, Курс Общения не решит твои проблемы, но здесь вступает в дело принцип последовательности. К тому моменту, когда ты доберешься до совершенного состояния клира и сверхсовершенного состояния Оперирующего Тэтана, твои цели отодвинутся в будущее так далеко, что ты даже потеряешь их из виду, хотя любая объективная проверка того, насколько эти состояния соответствуют обещаниям, покажет их смехотворную несостоятельность. (Сравните то, что Хаббард пишет о состоянии клира в своей первой книге, с его последующим отказом от этих утверждений. Его «научные исследования» быстро оказывались пустышкой, по его собственному признанию, но не ранее, чем у него появлялось что-нибудь новое на продажу, и это новое, уж конечно, должно было произвести нужный эффект — за не очень скромную плату… простите, за «фиксированное пожертвование».)
Эксперты сообщают, что члены культа в среднем имеют за плечами по два курса университета. В своем большинстве они принадлежат к среднему классу и выросли в любящих семьях. В культ нас привела не глупость, а отчаяние. Чиалдини рассказывает, что как-то вечером он вместе с преподавателем логики пошел на лекцию по Трансцендентальной Медитации. По окончании лекции преподаватель встал и задал выступавшим несколько вопросов, которые ясно указали на нерациональность сделанных во время лекции утверждений. Оглушенные и смущенные лекторы замолчали, однако многие слушатели все равно записались на дальнейшие лекции. Когда Чиалдини спросил их, почему они это сделали, люди объясняли, что у них есть серьезные проблемы, и они готовы на что угодно, лишь бы от этих проблем избавиться, а отложив решение на завтра, чтобы обдумать все неразумные утверждения, они потеряли бы возможность прослушать предложенный курс лекций. Даже если это идет вразрез с логикой и здравым смыслом.
В обществе, наводненном мошенническими «целителями» и магическими поверьями, отчаяние у людей вызывает либо неспособность избежать разочарования, либо неспособность реально помочь другим. На слушаниях 1982 года в г. Клиаруотере, штат Флорида, одитор Лори Таверна (OTV) рассказывала, что многие люди, по их собственным словам, присоединялись к Саентологии потому, что хотели быть похожими на нее. И ей приходилось объяснять, что веселый и живой характер у нее от природы, и что Саентология ничего нового не дала ей в этом смысле.
Когда я брал тайное интервью у бывшего члена комитета из 14 человек, который под началом Хаббарда руководил организацией, он сказал, что, по крайней мере, теперь мы уже не попадемся в новую ловушку. Я ответил, что единственная и довольно слабая моя надежда — на то, что теперь я знаю, что, как и любого человека, меня можно обмануть. Так что спрашивать надо не о том, как эти люди могли быть столь глупы, а о том, как можно помочь людям распознать, что их пытаются одурманить.