Саентологическая ересь: Джон Атак о долге Л. Рона Хаббарда перед психиатрией
Джон Атак — автор книги «Кусочек голубого неба», одной из лучших книг о Роне Хаббарде и Саентологии. Теперь он выпустил в свет новое издание этой книги и по субботам помогает нам разбираться в легендах, мифах и спорных фактах относительно Саентологии, которые вновь и вновь упоминаются в книгах, статьях и в особенности в Интернете.
Джон, нам кажется, что на этой неделе ты навлечешь на нас нешуточные проблемы. В последнее время ты показывал нам настоящие жемчужины, однако в процессе этого исследования ты нашел в ранних сочинениях основателя Саентологии Л. Рона Хаббарда некоторые указания на то, что он обязан психиатрическим методикам в гораздо большей степени, нежели готовы признать его последователи. Нам кажется, что сегодняшние твои комментарии обещают быть интересными!
Так что же ты обнаружил, Джон?
ДЖОН: «Наука выживания» (1951) была первой книгой Хаббарда, которую я прочитал. До сих пор с точки зрения литературы это лучшая из его книг, поскольку ее составителем был Ричард де Милль. Поначалу меня озадачил термин «наркосинтез», который упоминается вскользь и почти без пояснений. В моем двухтомном Оксфордском словаре этого слова не было. Хаббард писал: «Никогда не одитируйте преклира, если тот находится под воздействием седативных препаратов», — и добавил: «как в наркосинтезе» (с. 193). В книге 2 он снова использует этот термин, когда говорит о том, как правительство использует «наркоболевой гипноз» (с. 469). Из краткого упоминания в книге «Дианетика: современная наука душевного здоровья» (1950) я знал, что речь идет о медикаментозной терапии, но разобрался в смысле этого понятия лишь спустя много времени после ухода из культа.
В процессе своих изысканий я изучил тома «Исследований и открытий» — первого издания, до того, как они были отредактированы с целью удалить похвальбу Хаббарда о чрезмерном употреблении препаратов. Очевидно, Хаббард имел представление о происхождении наркосинтеза.
Первое полноценное описание я обнаружил в мало кому известной книге, о которой Хаббард высоко отозвался в своей еще более малоизвестной лекции (ИО2 , с. 12). В книге «Гипноз достигает зрелости» (Hypnotism Comes of Age) Вольфа и Розенталя есть такое описание наркосинтеза и его происхождения: «Врачи называют эту новую методику наркосинтезом, потому что, находясь под гипнозом, военнослужащий пациент вновь переживает шокирующую ситуацию, которая стала причиной нервного срыва, — его травматический эпизод, — а потом реинкорпорирует обретенные таким образом воспоминания» (с. 150). В тексте также говорится о том, что пациента просят вести обратный отсчет, пока он не погружается в транс. Та же самая практика описана в «Первой книге Дианетики» — хотя Хаббард был не слишком откровенен относительно состояния транса, которое она вызывает.
Во время Второй мировой войны американские и британские психиатры экспериментировали с разновидностью психотерапии, которая вызывала гипнотическое состояние с помощью лекарственных препаратов. Д-р Уильям Сарджент описал свою работу с военнослужащими, страдавшими от «боевого невроза» или «боевой усталости», в эпохальном труде «Битва за разум» (Battle for the Mind), опубликованном в 1957 году. Интересно, что Сарджент считался в Англии подавляющей личностью номер один, пока этот титул не перешел ко мне. Экземпляр этой книги был в библиотеке Хаббарда в Учредительной церкви в Вашингтоне. Врачи Рой Гринкер и Джон Шпигель в 1945 году опубликовали отчет о своих исследованиях в 1945 году под названием «Мужчины в стрессе» (Men under Stress). В этих исследованиях использовались барбитураты и пентотал натрия. Исследователи опирались на открытый Павловым феномен условных рефлексов и теории Фрейда о бессознательном и подавлении. Гринкер и Шпигель назвали свой подход «наркосинтезом», поскольку применяли наркотическую седацию, чтобы помочь пациенту восстановить или «синтезировать» личность.
Как и в случае «Дианетики», в наркосинтезе от пациента требовалось отреагировать или заново пережить травматическое событие. Хаббард был знаком с этим исследованием; он не только рекомендовал книгу Гринкера и Шпигеля, но и проявлял более близкое знакомство с предметом: «Увидеть регрессию можно, когда лечишь солдат, котором не повезло подвергнуться наркосинтезу… Все, что затрагивается в процессе наркосинтеза, может рестимулироваться бесконечно» (ИО1, с. 333 и далее). Хаббард даже предлагал такой газетный заголовок: «Мужчина, выписанный из больницы для ветеранов во вторник, в четверг убивает жену!» (там же, с. 334).
Вполне возможно, Хаббард познакомился с наркосинтезом или, по крайней мере, с его описанием, когда в 1945 году находился в Военно-морском госпитале в Окленде. Эта методика вызывала интерес у психиатров всего англоязычного мира. Хаббард также принимал фенобарбитал (см. ИО, с. 125) в то самое время, когда, по его словам, он прибегнул к абреакции, чтобы исцелить свои воображаемые травмы, полученные во время войны. Хаббард действительно утверждал, что лечил шизофреников при помощи наркосинтеза (Д:СНДЗ, с. 123), а также использовал дополнительный медикаментозный гипноз в случаях, когда пациенты уже были «исцелены» с помощью наркосинтеза (Эволюция науки, с. 24). В лекции, прочитанной через несколько недель после публикации этой статьи, Хаббард предостерегал от использования наркосинтеза (ИО1, с. 123; см. также Д:СНДЗ, с. 390 — медикаментозный гипноз «дианетически недопустим»). Однако через несколько дней после лекции Хаббард сказал, что «позволительно… вызывать более податливое состояние путем амнезийного транса или даже с помощью наркотиков» (ИО1, с. 184). В одной из своих ранних лекций Хаббард говорил: «Наркосинтез и другие медикаментозные методики терапии имеют ограниченное применение в Дианетике» (там же, с. 8; см. также с. 48).
Кстати сказать, пресловутые исследования Хаббарда включали в себя не только десятки лет «прямого гипноза», он также дает нас основания считать, что его эксперименты с наркосинтезом были обширны: «[Эксперименты] проводились на людях, которые поддавались гипнозу, и которые не поддавались, но принимали препараты. Они дали Дианетике ценные результаты» (Д:СНДЗ, с. 57). Далее, «однажды пациент с раздвоением личности, находясь под действием препаратов, вернулся в момент своего рождения» (там же, с. 126). Это особенно важно, поскольку в тот раз Хаббард впервые столкнулся с «родовой инграммой».
Что самое важное, именно наркосинтез привел к открытию инграммы: «Автору хорошо известно, что многие врачи, используя наркосинтез, время от времени входили в „бессознательные“ периоды» (Д:СНДЗ, с. 117, сноска).
Наркосинтез ставил своей целью «отреагировать» болезненные воспоминания. Как писал Сарджент: «Фрейд обнаружил, что „безаффективные воспоминания, воспоминания без какого-либо проявления эмоций“ [это в адрес и Фрейда, и Хаббарда] почти бесполезны. Если врач не поможет пациенту высвободить эмоции, изначально сопряженные с подавленным переживанием, которое стало причиной невроза, простой факт того, что он вспомнил этот эпизод, не будет лечением. Поэтому Сэдлер описал абреакцию как «процесс восстановления памяти о подавленном неприятном переживании и выражение словами и делами связанных с ним эмоций, избавляясь тем самым от его личностного влияния. Во время Первой мировой войны с успехом применялась во многом та же самая абреактивная терапия, но по большей частью с помощью гипноза, а не лекарств» (Battle for the Mind, p. 54).
В значительной мере наркосинтез использовался в индивидуальных случаях того, что сегодня принято называть «посттравматическим стрессовым расстройством». Методика вышла из употребления, поскольку ее считали неприменимой к иным стрессам, нежели вызванные боевыми действиями. Получив прекрасные результаты в лечении американских пилотов, получивших ранения в Северной Африке, Гринкер и Шпигель не нашли этой методике применения в мирное время. Она помогала тем, кто получил ужасные травмы, но и все.
Не считая отдельных общих поминаний, Хаббард ни разу не признал достижения этих психиатров, которые легли в основу его собственной Дианетики. Более того, одно из его «широких обобщений» заключалось в том, что все психиатры — «подавляющие личности», участники галактического заговора с целью поработить души всех разумных существ. Но, как он сам отмечал: «Преступник обвиняет других в том, что делает сам».