Между новым фильмом Уилла Смита, который провалился в прокате и осмеян критиками, и учением Саентологии есть поразительные сходства
Критики утверждают, что фильм «После нашей эры» (After Earth) — новый фантастический экшн, в котором играют отец и сын Уилл и Джеден Смит, и который провалился в прокате, имеет поразительные сходства с учением Саентологии.
Фильм сразу же получил плохие рецензии и в первый день заработал лишь 1 млн. долларов.
Фильм «После нашей эры», снятый М. Найтом Шьямаланом, рассказывает историю генерала Сайфера Рэйджа (роль которого играет Уилл Смит) и его 13-летнего сына Китая (Джейден), которые терпят крушение на планете Земля, уже тысячу лет как покинутой человечеством.
Спасаясь от хищников, которые питаются чужим страхом, Китай вынужден пробиваться через полную опасность поверхность планеты, чтобы найти обломки аварийного маяка и спасти отца, пострадавшего во время крушения.
Критики отмечают некоторые сходства между сюжетом фильма и религиозным учением Л. Рона Хаббарда. Например, сайт Vulture упоминает об идее безусловной самооценки. Одно из учений Хаббарда заключалась в том, что люди должны оставить сомнения и конфликты и безусловно ценить себя.
В фильме Китай, пробираясь через дебри чужой планеты, мучается страхом и сомнениями в своих силах и пытается быть похожим на своего отца-генерала. Напротив, Сайфер, опытный солдат, умеет скрывать или подавлять свои эмоции.
Сайфер — классическое воплощение хаббардовской теории «тэтана», или чистой человеческой души, не обремененной эмоциями, тогда как Китай являет собой образ заблудшего тэтана, пытающегося избавиться от страхов.
Лишь по мере того как на протяжении фильма Китай учиться справляться с чувствами, он испытывает саентологическую победу над самим собой и над чужой планетой.
Критики обратили внимание и на то, что в фильме присутствует «одитинг» — методика, с помощью которой Саентология избавляет своих членов от болезненных эмоциональных воспоминаний. Саентология утверждает, что люди страдают от «инграмм» — ментальных образов, похожих на воспоминания, способные причинить эмоциональную боль.
Организация освобождает людей от инграмм с помощью «Е-метра», обычно используемого в бесплатных саентологических тестах на стресс. Этот прибор измеряет электрическое сопротивление и указывает места, где живут инграммы.
После того, как Сайфер получает ранение во время катастрофы, он на расстоянии проводит с Китаем сеансы одитинга, помогая ему избавиться от болезненных воспоминаний и найти силы в самом себе. В костюм Каитая, изготовленный из «умной ткани», даже встроен некий эквивалент Е-метра, следящий за состоянием здоровья мальчика.
Третье сходство заключается в том, что главной темой фильма является противостояние человека и природы, основополагающая идея Саентологии. В Саентологии жизнь делится на восемь «движущих сил выживания», обычно именуемых «динамиками».
Первая динамика — это стремление индивидуума к выживанию ради самого себя. В фильме Китай спасается от жестокого климата Земли и опасных диких стай. Фильм предполагает, что ему это удается благодаря не каким-то реальным навыкам, а благодаря раскрытию своих внутренних возможностей.
Антагонисты — слепые инопланетяне, питающиеся человеческим страхом, олицетворяют собой осуждение в адрес психиатров, которые, как писал Хаббард в своей статье «Преступления и психиатрия», «рекламируют образ человека как робота, реагирующего на стимул в виде нажатия кнопки» и используют бесчеловечные способы манипуляции настроением человека.
Если отвлечься от религиозных ассоциаций, «После нашей эры» провалился в прокате и получил негативные рецензии.
Уилл Смит и М. Найт Шьямалан |
Сайт Hollywood Reporter сообщил, что в первый день собрал лишь 1 млн. долларов, а всего может собрать около 35 млн. долларов — самые низкие показатели для последних фильмов Уилла Смита.
Газета Los Angeles Times опубликовала о фильме статью под названием «Фильм „После нашей эры“ упал на взлете».
Газета New York Daily News также негативно отозвалась о фильме: «Первая бомба 2013 года вылетела и, к сожалению, упала прямо на голову Уилла Смита».
Но самый разгромный отзыв был опубликован литературным журналом The Atlantic, который раскритиковал актеров и выдал сомнительный комплимент режиссеру. Критик Кристофер Орр писал: «Положительный момент в том, что это, возможно, первый ужасный фильм, снятый М. Найтом Шьямаланом, в провале которого виноват не он».
Это не первый пример близких связей Уилла Смита с Саентологией.
В 2007 году он пожертвовал организации 122,5 тысячи долларов на благотворительные цели. Потом, два года спустя, Уилл Смит и его супруга Джэйда Пинкетт Смит открыли в Калифорнии частную школу, основанную на учении Хаббарда.
Несмотря на то, что Смит жертвовал организации деньги, он категорически отрицает, что является практикующим саентологом. В нескольких интервью он заявил, что «изучает религии мира».
Саентологическая церковь, со своей стороны, утверждает, что «сюжет фильма не имеет ничего общего с Саентологией».