Джон Атак о гипнотической истории саентологического одитинга
Джон Атак — автор книги «Кусочек голубого неба», одной из лучших книг о Роне Хаббарде и Саентологии. Теперь он выпустил в свет новое издание этой книги и по субботам помогает нам разбираться в легендах, мифах и спорных фактах относительно Саентологии, которые вновь и вновь упоминаются а книгах, статьях и в особенности в Интернете.
Джон, недавно, читая первое издание «Дианетики», мы отметили, что предложенное Роном Хаббардом описание «состояния ревери» звучит до ужаса похоже на описание гипноза. Нам пришлось выслушать много нелестных комментариев от независимых саентологов, которым это сравнение показалось неуместным, поскольку сам Хаббард настаивал, что одитинг — это не гипноз. Вы изучали взаимосвязь этих двух феноменов. Что Вы можете нам рассказать?
ДЖОН: Странно, что саентологи почти ничего не знают о гипнозе, ведь их основатель испытывал к этому феномену большой интерес. Позвольте мне указать на существенную аномалию в практических приемах, используемых в этой организации, которая связана с прямым использованием гипноза.
Где-то в 1979 году был вновь введен и с тех пор применяется одитинг Первой Книги, основанный на книге «Дианетика: современная наука душевного здоровья». Но что, если дианетический одитинг образца 1950 года имеет гипнотическую природу? Когда я собирал материал для любимой своей статьи «Никогда не верь гипнотизеру», для меня стало очевидным, что Хаббард имел значительный опыт в этой сфере (хотя и советовал нам никогда не верить гипнотизерам).
Продираясь через эти противоречия, я обнаружил много важных деталей, которые указывают на подлинную природу «Дианетики» и Саентологии. В книге «Наука выживания» (Science of Survival) , Хаббард писал: «…когда преклир закрывает глаза, у него начинают дрожать веки. Это симптом самого легкого гипнотического транса»[1]. В одной из лекций он добавил: «Простой тест заключается в том, чтобы следить за глазными яблоками человека. Когда он лежит там, вы увидите, что его глазные яблоки под закрытыми веками двигаются туда-сюда. Вы увидите выпуклость от них на веках, и они будут двигаться… это движение свидетельствует о состоянии гипноза»[2]. В более поздней лекции он говорил: «Глаз, двигающийся под веком, является указанием на то, в легком или глубоком трансе находится человек. Это второй этап, а первым является дрожание век… Глаза преклира будут немного перекатываться под веками, и когда он вернется, в частности, ресницы будут дрожать, что мгновенно подскажет вам, что он стал более внушаемым, нежели обычно»[3]. Однако впоследствии он добавил предостережение: «Иногда вы заметите трепет век… Это очень ранний этап гипноза. Будьте очень осторожны с таким пациентом»[4].
ОРТЕГА: Иными словами, Вы говорите, что Хаббард часто предупреждал своих последователей, что они должны следить за признаками гипноза. Как он любил говорить, гипноз усыпляет человека, но одитинг его пробуждает.
ДЖОН: Вот именно. Но, как мы увидим, одитинг — это разновидность гипноза, которая не пробуждает человека, а накладывает новые внушения поверх старых.
Однако нынешнее применение Курса Дианетического Одитора Хаббарда (HDAC) полностью идет вразрез с этими предостережениями. Вернувшись к методике 1950 года, Саентология вернулась к прямому введению в транс. HDAC дает такое указание: «Когда глаза преклира закроются, и вы заметите, что его веки дрожат, заканчивайте считать…»[5].
Есть и другие признаки транса: «Если человек начинает отвечать тебе буквально… это означает, что твой преклир теперь является гипнотическим субъектом, и ты погрузил его в гипноз»[6]. Хотя ничто из сказанного Хаббардом никогда не может быть отменено, эти запреты не являются частью ни одного известного мне курса обучения одиторов. Хаббард также признал, что «возвращение по траку слегка увеличивает внушаемость у любого человека»[7].
ОРТЕГА: Какова, на ваш взгляд, была причина возвращения к прежнему процессу?
ДЖОН: Как пошутила Алфия Харт, много лет проведшая в организацию, Хаббарду следовало бы ставить дату рядом с каждым новым восклицанием: «Вот оно!» Он выдавал нечто новое раз или два в год — просто на случай, если кто-нибудь заметил, что никто из клиров на самом деле не был клиром, и что ни один из ОТ не был способен ни на какие мало-мальски сверхъестественные деяния. По мере того, как креативность Хаббарда снижалась — а мы знаем, что к концу жизни он страдал деменцией, — предпринимались различные попытки использовать его более ранние труды. Появлялись изощренные новые рандауны, в числе которых был и этот. Все это — прямое следствие идеи, что ничто из написанного им не подлежит исправлению (детали можно найти, например, в циркулярном письме Policy Letter Safeguarding Technology). В этом же кроется ответ и на Ваш ранее заданный вопрос о том, может ли OTIII быть «метафорой». Не может.
Крайне любопытно, что саентологи понятия не имеют об эффектах гипнотического транса, поскольку Хаббард рекомендовал, что одитор «должен быть готов к использованию гипнотизма, он должен знать, как это работает, и что нужно сделать, чтобы привести его в действие, как ввести человека в гипнотическое состояние и так далее, что определенно сильно отличается от Дианетики тем, что транс создается»[8].
Хаббард рекомендовал книгу Hypnotism Comes of Age, в которой понятие «ревери» определяется как «похожее на сон состояние между нормальным сознанием и гипнозом»[9]. Хаббард понимал ревери как «легкое состояние концентрации, которое не следует путать с гипнозом. В состоянии ревери человек полностью осознает, что происходит»[10]. Фраза «легкое состояние», судя по всему, является оговоркой по Фрейду. Это несомненное внутреннее противоречие. После того, как в 1950 году была издана книга «Дианетика: современная наука о душевном здоровье», Хаббард отменил введение преклира в состояние ревери с помощью системы счета: «Иногда люди случайно входят в гипнотический трас с помощью этой системы счета… так что мы в Фонде больше ей не пользуемся»[11]. К сожалению, этот совет игнорируется в нынешнем Курсе дианетического одитора Хаббарда, одитинг полностью возвращается к «Дианетике: современной науке о душевном здоровье», так что, по собственным словам Хаббарда, Саентологическая церковь использует введение в гипноз как стандартную процедуру. С другой стороны, как объяснял Хаббард, «счет иногда вызывает легкий гипноз на фоне ревери, что иногда помогает кейсу»[12]. Или того хуже: «Осознай, какой глубины достигают эти трансы без всякой провокации. Скажи человеку закрыть глаза, бам! он входит в состояние беспамятства, транса; или иногда используя старую технику счета, и это становится более частым: один, два, три, четыре, пять, шесть, семь — бам!»[13] И хуже всего: «Некоторые люди, когда им велят закрыть глаза, мгновенно погружаются в гипнотический трас»[14].
Как всегда, Хаббард тут же противоречит сам себе (что является основным методом контролирования людей, как объясняется в бюллетене False Data Stripping): «Мы никогда не занимаемся позитивным внушением» [15]; однако уже спустя несколько недель в лекции он говорит: «Вы вкладываете позитивное внушение, хотите вы того или нет, как бы осторожны вы ни были»[16]. Запутались? Просто делайте, что говорит Рон, и вы будете полностью самостоятельны в решениях…
[1] Л. Рон Хаббард. Наука выживания (Bridge Publications, 2007), с.473.
[2] Research & Discovery vol. 1, p.336
[3] R&D 3, p.94
[4] R&D 4, p.38
[5] HDAC p.54, Hubard Dianetic Seminar p.42
[6] R&D 3, p.94; see also R&D 1, p.336
[7] Наука выживания, с.473.
[8] R&D 1, p.307
[9] R&D2, p.12. Definition, Wolfe and Rosenthal, p.124, 1949.
[10] Evolution of a Science, footnote, p.98
[11] R&D 3, p.15; see also R&D 4, p.37; DMSMH, p.201
[12] R&D 1, p.182
[13] R&D 3, p.94
[14] R&D 3, p.94
[15] R&D 1, p.48
[16] R&D 1, p.336