Интервью с Джоном Атаком о саентологических мифах
Джон Атак |
В 1990 году человек по имени Джон Атак издал книгу о Л. Роне Хаббарде и саентологии под названием «Кусочек голубого неба», которая до сих пор остается одной из лучших. Теперь Атак выпустил в свет новое издание своей книги, и это напомнило нам о том, что он является источником поистине энциклопедических знаний. И у нас возникла идея. Мы заметили, что в среде критиков саентологии существуют некие легенды, мифы и неоднозначные факты, которые снова и снова обсасываются в книгах, статьях и особенно в Интернете. С помощью Атака и опираясь на его глубокие познания, мы рассмотрим эти моменты один за другим.
На этой неделе мы попробуем прояснить вопрос о происхождении саентологии, по поводу которого журналисты расходятся во мнениях.
ОРТЕГА: Джон, в журнале Newsweek недавно была опубликована любопытнейшая статья о коллекции бумаг Л. Рона Хаббарда в нью-йоркском Explorers Club . В этой статье были приведены некоторые новые данные, подтверждающие то, о чем Вы и прочие знатоки истории Хаббарда писали уже много лет.
Однако в статье была одна строчка, на которую я хотел бы обратить Ваше внимание. Где-то в середине текста автор утверждает: «В 1954 году Хаббард основал Саентологическую церковь, открыв свой первый приход в Лос-Анджелесе».
«Приход» — забавное слово применительно к саентологии, однако нам также любопытно, действительно ли Хаббард основал саентологическую «церковь» в Лос-Анджелесе в 1954 году. Люди, пишущие о саентологии, часто говорят об этом как о факте, и даже Лоуренс Райт повторил эту мысль в своей книге Going Clear .
Однако саентология возникла из праха «Дианетики» в 1952 году, после того как первая серия «фондов» и прочих организаций, созданных Хаббардом, канула в Лету. А в своем академическом исследовании истории саентологии, изданном в 2011 году, профессор Университета штата Огайо Хью Урбан указывает, что в 1953 году Хаббард написал своему другу, что хочет попробовать «религиозный подход», а затем основал саентологическую «церковь» в г. Кэмден, штат Нью-Джерси.
Так какой же вариант правилен? Каким годом следует датировать создание «Саентологической церкви»? 1952-м, 1953-м или 1954-м?
АТАК: Саентология появилась на свет в феврале 1952 года, когда развалилось изначальное движение «Дианетики». Хаббард к тому времени уволился из Фонда Уичита, убежденный, что ему еще аукнется банкротство первого фонда и судебный иск, поданный Медицинской ассоциацией штата Нью-Джерси. Поэтому он продал все права на «Дианетику» канзасскому миллионеру Дону Пурселлу за 1 доллар. Пурселлу удалось выкупить все у суда по делам о банкротстве, но к тому времени Хаббард, как это с ним бывало, уже разошелся Пурселлом и придумал для немногих оставшихся верными последователей нечто новое — так и появилась саентология.
С помощью саентологии Хаббарду, наконец, удалось использовать материал, которым он уже давно интересовался — например, о прошлых жизнях. Ему нужно было сделать саентологию чем-то новым, избегая того, что он уже делал в прошлом, поэтому Хаббард опирался, в основном, на идеи своего старого наставника в оккультных науках, Алистера Кроули. Когда я писал о плагиате Хаббарда, не менее половины очевидных заимствований — когда он не только присваивал идею, но и упоминал о ее источнике, — были взяты из книги Кроули «Магия в теории и на практике» (Magick in Theory and Practice). Без сомнения, именно на эту книгу Хаббард ссылался в лекциях «докторского» курса, прочитанных в Филадельфии в декабре 1952 года, называя ее « The Master Therion » (на самом деле, это не название книги, а «магическое» имя Кроули). Хотя к тому времени было продано уже 150 тысяч экземпляров книги «Дианетика», слушателями «докторских» курсов было всего 38 человек — показатель того, как сильно угас первоначальный интерес к «Дианетике», вспыхнувший в 1950 году.
Печально известное письмо о «религиозном подходе» было написано 10 апреля 1953 года и адресовано Хелен О’Брайен — тогдашней помощнице Хаббарда и организатору «докторских» курсов. (Ее книга разобьет любое сердце — так нечестно Хаббард с ней поступал.) Вот , что Хаббард писал ей :
Клиника нам не нужна. Нам нужна клиника по роду деятельности, но не по названию. Возможно, мы могли бы назвать ее Центром духовного руководства. Придумай ей название, ладно? Мы могли бы поставить там красивые столы, одеть наших мальчиков в чисто синий цвет и развешать по стенам дипломы, чтобы, во-первых, отправить психотерапию на свалку истории, и, во-вторых, заработать достаточно денег, чтобы я мог свободно действовать, и, в-третьих, поддержать платежеспособность HAS [Ассоциации саентологов Хаббарда]. Это практическая деловая задача.
Я жду твоей реакции по поводу религиозного подхода. По-моему, с тем, что нам нужно продвинуть, общественное мнение уже не станет хуже, а число клиентов — меньше, чем было. Для того, чтобы идея прижилась в Пенсильвании или Нью-Джерси, нам понадобится зарегистрировать религиозную организацию. Но я уверен, что мы можем этого добиться. — Если возвращаться туда [в Финикс], мы могли бы найти от 10 до 15 преклиров в неделю по 500 долларов за 24 часа процессинга. Это реальные деньги. Я уже видел, как это бывает. Мы найдем больше преклиров на интенсивный курс за 850 долларов в неделю. Выставь достаточны ценник, и нас просто сметут. Нам нужны эти деньги. Не стоит долго строить планы, чтобы они утекли.
Хороший человек. Как всегда, филантроп. В декабре 1953 года Хаббард зарегистрировал в г. Кэмден, штат Нью-Джерси, три церкви, которые назвал «Саентологической церковью», «Церковью американской науки» и «Церковью духовного инжиниринга». Слово «церковь» он использовал намеренно. В то время это слово означало христианскую организацию. В одном документе он писал, что «Церковь американской науки» должна привлечь христиан и переключить их на саентологию.
Чтобы дистанцироваться от нового предприятия, несколькими месяцами позже, в феврале 194 года, Хаббард поручил Бертону Фарберу зарегистрировать в Лос-Анджелесе «Саентологическую церковь Калифорнии» и впоследствии утверждал, что это была не его идея (хотя письмо, адресованное О’Брайен, которое культ признал аутентичным, показывает, что это была очередная афера с его стороны). Лоуренс Райт верит тому, что, как сказано в «Науке выживания», убеждения относительно реинкарнации и природы духа Хаббарду внушили другие. Даже поверхностное изучение Кроули (и, возможно, моей работы о плагиате) показывает, что в действительности Хаббард только и ждал возможности ввести эти идеи. Утрата «Дианетики» предоставила ему такую возможность. Впоследствии Пурселл по глупости вернул ее Хаббарду. Лучше бы он запер ее на замок и выбросил ключ.
Примерно в 1968 году был введен Курс священника. Те, кто прослушал его первыми (а это было обязательно для всех сотрудников), рассказали мне, что целью курса было помешать призыву сотрудников на войну во Вьетнаме. Именно тогда была издана книга «Церемонии» (которая содержала лучшие из когда-либо написанных шедевров вогонской поэзии), и в употребление впервые вошли собачьи ошейники и серебряные кресты. За девять лет я побывал лишь на одном «богослужении» — на венчании. Примерно в 1975 году, оказавшись в Сент-Хилл, я спросил о воскресной службе, и мне сказали, что никто на нее не ходит, но она нужна, чтобы регулярно подавать заявки на сохранение статуса благотворительной организации. Никогда, ни на мгновение я не думал, что принадлежу к какой-то «религии». Саентология – это культ, основанный на мистериях в подлинном и исконном смысле этого слова, на последовательности инициаций, в ходе которых вам якобы открываются глубокие истины. И точно так же, как греческие мистерии, как культ Митры, сильно повлиявший на раннее христианство, или гностические секты с их паролями для доступа к планетам, как и все они, саентология — это липа.
Но как быть с самым главным вопросом — является ли саентология религией? Думаю, вопрос, скорее, в том, существует ли такое явление, как плохая религия. Если антисоциальная группа, которая поощряет ненависть, нетерпимость и злобную мстительность может быть религией, тогда саентология — это религия. Но это подавляющая религия. Это плохая религия. И правительства, которые способствуют проявлению ее разрушительной силы, — плохие правительства. Джанет Рейтман пыталась убедить меня, что саентология является религией, потому что так считает налоговая служба. Для нее достаточно этого факта вкупе с тем, что сами саентологи так считают. Однако правительство США не вправе выносить решения относительно религиозной природы той или иной группы. Ему не позволяет конституция. И потому налоговая служба вправе утверждать, что саентология, по их мнению, способствует общественному благу (!), а потому должна быть освобождена от уплаты налогов, но не вправе сказать ни слова о религиозном статусе этой организации. И одно лишь то, что какие-то люди поклоняются камню, еще не означает, что я должен признать их религией. Я также на согласен с утверждениями Фрэнка Флинна, сделанными во время суда над Джерри Армстронгом, исключительно на основании которых Лоуренс Райт признает этот культ религией.
Вот и все, что я хочу об этом сказать. По крайней мере, сейчас .
ОРТЕГА: Давайте еще немного усложним вопрос. В 1955 году Хаббард открыл в Вашингтоне церковь, которую сами саентологи до сих пор называют «первой саентологической церковью». Как это укладывается в общую картину ?
АТАК: Опасаясь, что «религиозный подход» окажется непопулярным, Хаббард дистанцировался от него, сохранив в тайне первоначальную регистрацию в 1953 году в штате Нью-Джерси. Не думаю, что кто-то замечал их, пока на них в 1970-х не обратил внимание Рой Уоллис.
Затем, несколькими месяцами позже, в 1954 году, Хаббард поручил Бертону Фарберу зарегистрировать Саентологическую церковь штата Калифорния, чтобы посмотреть на реакцию общественности. Как только он убедился, что его не схватят и не четвертуют за создание новой религии, Хаббард основал в Вашингтоне Первую Церковь и одновременно провозгласил себя основателем. Идея заключалась в том, чтобы осуществлять надзор за религиозными офисами, при этом Ассоциация саентологов Хаббарда существовала параллельно, на случай, если материал придется быстро переместить под этим прикрытием.
Когда я воссоздавал схему внутреннего устройства организации для американских судов, я с удивлением обнаружил, что в ней было около 400 зарегистрированных по отдельности корпораций, но не было такого юридического лица, как «Саентологическая церковь». Эта сложная сеть была основана Хаббардом для того, чтобы создать несколько кораблей на тот случай, если один из них утонет (как это случилось с первым Хаббардовским фондом изучения Дианетики под давлением со стороны Медицинской ассоциации штата Нью-Джерси). Когда Лоуренс Уоллерсхейм преодолел последнее препятствие на пути к возвращению своих миллионов, ему заявили, что Саентологическая церковь штата Калифорния — «материнская церковь» — не располагает достаточными средствами для удовлетворения его иска. Тут кстати пришлись мои доводы о монолитной корпорации, и судья согласился с тем, что многочисленные «церкви» являются всего лишь подразделениями одной и той же организации, руководство которой с целью поддержания контроля держит в сейфе подписанные, но не датированные заявления об уходе по собственному желанию. Создание Первой Церкви, судя по всему, было одной из первых попыток обезопасить фонды организации.
ОРТЕГА: Что ж, это целый поток дат. Но если бы Вам пришлось назвать только одну дату, когда была создана «Саентологическая церковь», Вы назвали бы февраль 1952 года в Финиксе, декабрь 1953 года в Нью-Джерси, февраль 1954 года в Лос-Анджелесе, или 4 июля 1955 года в Вашингтоне?
АТАК: Первая община Саентологической церкви была зарегистрирована Хаббардом в Кэмдене, штат Нью-Джерси, в декабре 1953 года.
ОРТЕГА: Что ж, вот все и выяснилось. И в декабре этого года мы отметим ее 60-летие.