Саентология: кризис во Франции
Гвен Ле-Берре |
Гвен Ле-Берре живет в небольшой нормандской деревушке, окруженной пшеничными полями, и держит у себя в спальне саентологический «электрометр». Он открывает большой зеленый чемодан и смотрит на лежащий внутри прибор. Он выглядит, словно детектор лжи из старого полицейского сериала, и Ле-Берре не понимает в точности, как он работает — он знает лишь, что это важнейшая часть обязательного набора вещей в Саентологической церкви.
21-летний Ле-Берре хранит прибор в память о матери. За четыре дня до Рождества 2006 года Глория Лопес, 47-летняя секретарша, убралась на кухне, повесила сушиться белье, покинула свою тусклую квартиру с окнами на железную дорогу в западном предместье Парижа, и, пройдя 30 метров, вышла на железнодорожные пути. Она стояла там, раскинув руки и улыбаясь машинисту приближающегося поезда. Тот не смог вовремя остановить состав .
В 1980-х годах Лопес покинула Испанию, чтобы выйти замуж за француза Паскаля Ле-Берре, учителя средних классов. В Нормандии они произвели на свет двух детей, но вскоре после этого развелись. Именно в том момент Лопес — которая всегда питала любопытство к альтернативной медицине и эзотерическим учениям — познакомилась с саентологами и вступила в их церковь. Вскоре церковь стала ее жизнью. В конце концов, она оставила детей и переехала в Париж, чтобы быть ближе к центру Саентологии.
Мать Гвена Ле-Берре покончила с собой за два дня до того, как он собирался увидеться с ней, чтобы вручить ей рождественские подарки. Его старшая сестра Матильда виделась с матерью несколькими неделями раньше, но Лопес, хотя и сильно похудевшая за последние месяцы, выглядела вполне здоровой и счастливой. Дети были уверены, что мать оставила какую-то предсмертную записку, и отправились к ней на квартиру, заставленную шкафами с саентологическими материалами. Вместо записки они нашли коробку рукописных исповедей, которые Лопес сочиняла, следуя предписаниям Саентологической церкви. Она писала о том, что задолжала организации оплату за прослушанные курсы, что она пыталась идти вперед по пути духовного просветления, что она действительно хотела преуспеть на саентологическом поприще, что она сожалела о каждой ошибке, совершенной в прошлом. «Она признавалась даже в том, что в течение двух минут лазала по Интернету после того, как окончилось время, отпущенное ей на обед», — говорит Гвен.
Удивленные отсутствием счетов и прочих бумаг, которые обычно должны быть в квартире, родственники задаются вопросом, не исчезли ли или не были ли выкрадены какие-нибудь еще другие документы?
Ознакомившись с бумагами Лопес, ее дети и бывший муж решили обратиться в суд с иском против Саентологической церкви, которая, по их словам, виновна в смерти женщины. Они подсчитали, что за те десять лет, пока Лопес был членом организации, она потратила на обучение и литературу от 200 до 250 тысяч фунтов стерлингов — несмотря на то, что на момент смерти, работая секретарем, она получала 2 тысячи фунтов в месяц. Родственники Лопес также утверждают, что по совету саентологов-финансистов она продала доставшуюся ей по наследству недвижимость в Испании, чтобы оплатить новые учебные курсы. «Они украли у меня мать», — говорит Гвен. — «Мне кажется, я знал свою мать только в ее роли саентолога».
Полицейское расследование обстоятельств смерти Лопес — лишь одно из целого ряда расследований и исков, которые вынудили Саентологическую церковь начать жаловаться на «атмосферу ненависти» и преследования со стороны государственной «инквизиции» во Франции. Вместе взятые эти факторы могут поставить под угрозу само существование саентологии во Франции и серьезно осложнить ее деятельность в других странах. Мало того, что были закрыты два головных саентологических центра во Франции, самой церкви угрожает обвинение в «сговоре с целью мошенничества».
В этом году на организацию обрушился скандал в штате Флорида, когда один из высокопоставленных сотрудников ушел и обвинил главу организации, Дэвида Мискевиджа, в постоянном физическом насилии по отношению к подчиненным. Саентологи отвергают это обвинение. Но настоящей Немезидой для саентологии может стать Франция. В этой стране саентология не считается религией, а в 90-х года правительственная комиссия включила ее в список сект. Саентологическая церковь утверждает, что во Франции у нее есть шесть церквей и шесть миссий общей численностью в 45 тысяч человек. Французское правительство оценивает количество членов в 2-3 тысячи человек .
Мартина Бублил |
Помимо дела Лопес, продолжается следствие по делу о похищении в 2008 году Мартины Бублил — 48-летней француженки, которую нашли полуобнаженной на кишащем насекомыми матрасе в некоем доме на о. Сардиния, где ее удерживали против воли. Мартина подала иск, в котором обвиняет своего брата, бывшего врача и влиятельного саентолога, в том, что он похитил ее и пытался самостоятельно излечить ее от психологических проблем. Саентологическая церковь и брат Мартины, Клод, отрицают,что похищение имело место и называют этот случай «трагическим семейным происшествием», которое было раздуто прессой.
Однако самый серьезный в истории процесс против Саентологической церкви по обвинению в мошенничестве начался в этом мае в Париже. Мало того, что шесть влиятельных французских саентологов оказались на скамье подсудимых за сговор с целью мошенничества и незаконную фармацевтическую деятельность (они продавали витамины, которые во Франции относятся к лекарственным препаратам), но и сама Саентологическая церковь впервые была обвинена в сговоре с целью мошенничества. Прокурор принял историческое решение, потребовав, чтобы суд распустил два головных саентологических центра в Париже: Центр знаменитостей и книжный магазин. Приговор будет вынесен в конце октября, и весь мир наблюдает за ходом процесса. Если парижские центры будут закрыты, деятельность саентологии во Франции будет ограничена, а ее деятельность во всем мире сильно осложнится.
Од Клэр Мальтон |
В мае Од-Клэр Мальтон, бывшая горничная, давала показания против Саентологической церкви в парижском Дворце правосудия. Она описала, как, находясь в состоянии депрессии после распавшихся отношений с возлюбленным, встретила у входа в метро группу саентологов и заполнила их тест. Несколькими днями позже саентологи позвонили ей и назначили встречу в Центре знаменитостей: «Они сказали мне, что я нахожусь в очень нестабильном состоянии, и что они могут помочь мне, предложив несколько обучающих программ». Первый курс стоил 20 фунтов, но сразу по окончании ей предложили «пакет» из нескольких сессий за 4800 фунтов. По совету финансиста-саентолога Мальтон закрыла несколько сберегательных счетов, обналичила свой страховой полис и влезла в долги, чтобы оплатить дополнительное обучение. Отвечая на вопрос судьи, как можно было потратить столько денег, она ответила: «Вы должны понять: ты находишься под влиянием свистопляски саентологического центра, где каждый говорит тебе: „Ты должна продолжать, у тебя наметился прогресс, ты сможешь помочь себе, все это для твоего же блага“».
Помимо прочего Мальтон потратила деньги на 10-дневный полный курс «очищения», в ходе которого она принимала витамины, потом совершала пробежку, потом проводила сауне от двух до четырех часов. По ее словам, она потеряла четыре килограмма и по окончании процедур чувствовала себя истощенной. «Я должна была это сделать, чтобы добиться прогресса», — говорит она.
Судья зачитал документ, представленный как план действий, предписанных Мальтон саентологами: «Переехать на другую квартиру, получить деньги за страховой полис, выплатить 16 тысяч фунтов долга, уволиться». По словам Мальтон, организация хотела, чтобы она работала в их Центре знаменитостей, где на оплату обучения будет уходить часть ее заработка. Они хотели, чтобы она сняла жилье на паях еще с кем-нибудь, чтобы уменьшить расхода. Однако родственники и бывший молодой человек Мальтон вмешались и убедили ее уйти из саентологии.
В своей итоговой речи французский государственный обвинитель заклеймила «мир тайных правил» и продуманных, спланированных, мошеннических уловок. Она раскритиковала тесты и электрометры, используемые движением, заявив, что эти инструменты предназначены для того, чтобы впечатлить и обмануть членов организации.
Когда в октябре будет оглашен приговор, он, возможно, будет включать в себя не только требование о роспуске основных подразделений саентологов в Париже, но и штрафы на общую сумму в 4 миллиона фунтов, а также суровые приговоры шести конкретным лицам, в числе которых Ален Розенберг (генеральный директор парижского Центра знаменитостей и один из немногих французских саентологов, достигших высшей степени очищения и просветления). Он отверг заявление прокурора о том, что саентология — это деловое предприятие, созданное с целью завлечения новых членов и мошеннического получения от них денег. «Я церковный человек, а не генеральный директор фирмы», — ответил он. Он назвал процедуры очищения, электрометры и обучение по книге Рона Хаббарда «Дианетика» «религиозными услугами», утверждая, что «духовное возвышение» происходит бесплатно.
Адвокаты подсудимых заявили, что никто из обвиняемых не заработал ни цента, и что все они действовали «из религиозных побуждений». Адвокат Патрик Мезоннев заявил, что, в то время как другие страны признали саентологию религией, Франция намерена «сжечь книги Рона Хаббарда во дворе Святой Часовни, пока международное сообщество с ужасом наблюдает за этим».
Прямо перед началом судебного процесса по обвинению в мошенничестве пианист и преподаватель Ален Стоффен подлил масла в огонь споров вокруг Саентологии во Франции своей книгой «Путешествие к сердцу Саентологии». В этой книге он поведал историю того, как в течение более десяти лет «спускался в ад», будучи членом организации.
Ален Стоффен |
Высокий 48-летний Стоффен сидит в своей скромной квартирке на окраине Парижа и описывает свое идиллическое детство в Брюсселе, когда он хотел быть музыкантом, исполнителем, композитором — «артистом». В 24 года он стал преподавателем музыки в парижской музыкальной школе, которую саентологи, по его словам, использовали для вербовки новых членов. Вдохновленный тем, что его герой, джазовый музыкант Чак Кориа, был саентологом, Стоффен увлекся учением Хаббарда. Начальные занятия по коммуникации помогли ему побороть в себе робость и более уверенно держаться на сцене. «Результаты были феноменальными, осязаемыми, конкретными».
Стоффен говорит, что считать «слабаком» всякого, кто становится саентологом, неправильно. «Новички подходят к саентологии со здоровым отношением, они хотели добиться чего-то в жизни, претворить в жизнь свои планы и надежды». Ему казалось, что в Центре знаменитостей его окружаем элита саентологов, принадлежащая к миру искусства и бизнеса. Однако Стоффен изводил себя попытками достичь более высоких уровней «чистоты» и постоянными поисками денег, чтобы оплатить обучение. «Ты сделаешь все, чтобы выплатить эту сумму, для нас это вопрос жизни и смерти, духовной жизни и смерти», — говорит он.
«Когда ты находишься внутри, иллюзия полная. Я был убежден, что думал своим умом, что стал более искренним, что никто не управлял моей жизнью. Но в действительности все было наоборот. Не понимая того, я подвергался процессу обезличивания, деструктуризации, так что я превратился в некое подобие клона. Целью этого процесса является разрушить человека, вывести его из душевного равновесия, сделать его уязвимым, ослабить его на психологическом уровне и привести его в состояние зависимости».
Стоффен говорит, что за 15 лет он потратил на саентологические материалы и курсы 45 тысяч фунтов, и это, по его подсчетам, еще было немного: «Другие потратили более 300 тысяч фунтов».
Он женился на женщине-саентологе, и у них родился ребенок. Однако после болезненного развода — «устроенного», как он полагает, организацией — Стоффен наткнулся на то, что он называет своим секретным «личным делом». Оно, по его словам, насчитывало 150 страниц и содержало многочисленные подробности его личной жизни, развода и опеки над ребенком, а также тщательно разработанный план того, как следует поступать с ним и выкачивать из него деньги. « Это было ужасное открытие . Меня рвало всю ночь ». В 2001 году он вышел из организации и подал против Саентологической церкви иск, обвиняя ее в вымогательстве, мошенничестве, шантаже и незаконном распространении лекарственных препаратов. В сентябре 2006 года судья отказал в рассмотрении иска, но в мае 2009 года этот отказ был отменен апелляционным судом. Следствие было возобновлено, и в сентябре Стоффен встретится со следователями, готовясь к следующему этапу в рассмотрении его иска.
«Уйдя из Саентологии, ты оказываешься совершенно разбитым — по-человечески, материально, морально. Сама твоя личность является результатом индоктринации, направленной на разрушение твоей способности критически мыслить. Когда ты уходишь , груз стыда и вины огромен . Это невыносимо », — говорит он .
Агнес Брон из отдела по связям с общественностью французской Саентологической церкви говорит, что «ложные и необоснованные обвинения против саентологии» исходят, в основном, от «отступников», оставивших эту религию, и что к достоверности полученных таким образом сведений следует относиться с осторожностью. По ее словам, пресса использовала нарисованный Стоффеном «совершенно искаженный образ Саентологии», а в досье, которое, он якобы обнаружил, нет ничего секретного, поскольку члены организации имеют доступ ко всем личным делам. По словам Брон, иск Стоффена, парижский процесс по обвинению в мошенничестве, предварительное расследование обстоятельств смерти Лопес и прочие громкие судебные дела против Саентологии указывают на то, что во Франции имеют место «атмосфера дискриминации» и «организованная травля», направленные против Саентологии и провоцируемые «экстремистскими и антирелигиозными влиятельными группами». К числу таких групп она относит французское агентство Miviludes , задачей которого является наблюдение за тем, не нарушают ли секты и культы законодательство и не угрожают ли они общественному благосостоянию.
Жорж Фенеш |
В правительственном офисе, пристроенном к резиденции премьер-министра в левобережной части Парижа, Жорж Фенеш — магистрат и бывший член парламента от президентской партии, листает собранные им материалы по Саентологии. Миссия Фенеша как президента Miviludes заключается в том, чтобы отслеживать любые возможные противозаконные действия со стороны сект и культов. Его учреждение изучает сотни маленьких групп, но Фенеш наиболее известен как главный враг Саентологии. В 1997 году именно он выстроил крупный судебный процесс против саентологов в Лионе. Молодой отец, замученный долгами перед организацией, покончил с собой, выпрыгнув из окна 12-го этажа. В суде саентологов признали виновными в убийстве и мошенничестве . С точки зрения саентологов, Фенеш устроил «крестовый поход» против их церкви, организовав при государственной поддержке кампанию в прессе и охоту на ведьм. «Это довольно лестно», — улыбается Фенеш. — «Это доказывает, что работа, которой мы здесь занимаемся, приносит результаты».
Франция, с ее республиканскими традициями отделения церкви от государства, относится к деятельности сект и культов серьезно — возможно, потому, что в недавнем прошлом страну потрясли несколько трагедий, в том числе массовое самоубийство членов культа «Орден Солнечного Храма».
Но глубокий скептицизм в отношении сект питают не только правительственные чиновники. В 2004 году пресса разразилась протестами, когда Саркози, тогда еще министра финансов, заподозрили в покровительстве Саентологии после его публичной встречи с Томом Крузом. То же самое произошло на следующий год, когда один из главных советников Саркози, Эммануэль Миньон, заявила, что отношение государства к Саентологии вызывает сомнения. Фенеш настаивает: «Николя Саркози встречался с Томом Крузом, международной кинозвездой, а не посланником Саентологии. Эта встреча не имела отношения к Саентологии». Он говорит, что президент «непреклонен» в вопросах сект, и Миньон заверила общественность, что ее слова были вырваны из контекста.
Саентологическая церковь утверждает, что светская Франция преследует ее за убеждения, как «новую религию». Фенеш не согласен: «С точки зрения Франции, Саентология — это огромное коммерческое предприятие, прячущееся под маской религии. Проблема не в учении Рона Хаббарда и не в убеждениях относительно того, что происходило в разных галактиках тысячи лет назад. Нас волнует то, что людей втягивают в это движение, они теряют свободу, самостоятельность, а иногда и жизнь». Он говорит, что Франция защищает свободу вероисповедания, «но если нарушается закон, государство вмешивается. Религия не освобождает от закона».
А в Нормандии Гвен Ле-Берре говорит, что не собирается устраивать никаких компаний против Саентологии — он просто хочет справедливости и правды для своей матери. Семья Лопес не может перелистнуть эту горестную страницу и по-прежнему вспоминают все, что знают о ее жизни в Саентологии — как она вступила во все существующие в Париже саентологические группы, как она отправляла свою восьмилетнюю дочь на саентологические курсы для детей, а маленького сына — на летние саентологические программы, пока ее бывший муж не настоял на том, что она не может говорить с детьми о саентологии, пока им не исполнится 18 лет. «Когда она умерла, я мало что знал о Саентологии. Это было последнее, о чем я думал», — говорит Гвен. — «Если с помощью иска мы сможем раскрыть людям глаза, это стоит того».