Erika

CFAR Russia

    • Старая версия сайта
  • О «ЦАИ»
    • Устав
    • Этические принципы
    • История «ЦАИ»
    • Контакты
    • Проекты
    • Пожертвования
  • Христианская апологетика
    • Что такое апологетика?
    • Историческое христианство
    • Апологетика и светская философия
    • Апологетика и нехристианские религии
  • Новые религии и культы
    • Что такое культ?
    • Новости культов
    • Общий список групп
    • Тематический список групп
    • Цитаты из литературы культов
  • Практические советы
    • Советы благовестнику
    • Вопрос-ответ
    • Семинары
    • Тесты
  • Все материалы
    • Книги онлайн
    • Радиопрограммы
    • Видео
    • Вестники «ЦАИ»
    • Список материалов

ПОЖЕРТВОВАНИЯ


  • Карта сайта
  • Russia@Apologetika.ru
  • Мы на facebook
  • Смотрите нас на YouTube

CFAR Russia

CFAR Russia

    • Старая версия сайта
  • О «ЦАИ»
    • Устав
    • Этические принципы
    • История «ЦАИ»
    • Контакты
    • Проекты
    • Пожертвования
  • Христианская апологетика
    • Что такое апологетика?
    • Историческое христианство
    • Апологетика и светская философия
    • Апологетика и нехристианские религии
  • Новые религии и культы
    • Что такое культ?
    • Новости культов
    • Общий список групп
    • Тематический список групп
    • Цитаты из литературы культов
  • Практические советы
    • Советы благовестнику
    • Вопрос-ответ
    • Семинары
    • Тесты
  • Все материалы
    • Книги онлайн
    • Радиопрограммы
    • Видео
    • Вестники «ЦАИ»
    • Список материалов

Поместная церковь. Ли, Уитнесс

Сортировать новости по дате
  • Новости культов
  • Поместная церковь. Ли, Уитнесс
  • 1,200
  • 560
  • 214
  • 198
2009-01-28

Бывшие критики Ни и Ли теперь выступают в поддержку «поместных церквей»

Christianity Today, 26.01.2009

Хэнк Ханеграаф

Два заметных критика недавно изменили свое мнение по поводу вызывающего много споров движения «поместных церквей», которое придерживается учений Вочмана Ни и Уитнесса Ли.

Ричард Мао

Хэнк Ханеграаф, президент Христианского исследовательского института (CRI), и Гретхен Пассантино-Кобурн, директор служения «Answers in Action», опубликовали свою новую позицию в брошюре, изданной в ноябре 2008 года организацией «Проект Защита и Подтверждение», созданной для опровержения критики в адрес Ни и Ли.

Ханеграаф утверждает, что поместные церкви не подходят под богословские или социологические критерии культа. (В 1970-х годах CRI опубликовал критические материалы в адрес этого движения, которые повлияли на мнение других апологетических служений.) Пассантино-Кобурн, которая в свое время вместе с Уолтером Мартином написала книгу «Новые культы» (New Cults) страстно и горячо говорит о «самом значительном изменении во взглядах за всю ее жизнь».

Гретхен Пассантино

«Если у вас есть дети, и вы гордитесь тем, что они внезапно, чуть ли не за одну ночь, духовно выросли, но при этом опасаетесь, что они потерпят крушение и сгорят в духовном хаосе, позвольте мне успокоить вас», — пишет Пассантино. — «Поместные церкви — это добропорядочное, богословски и духовно здравое движение, участвуя в котором ваши дети могут приобрести подлинно христианскую веру и зрелость. Это не опасная сатанинская западня».

Вели-Матти Кяркяйнен

Кроме того, брошюра включает в себя заявление, изданное три года назад Фуллеровской богословской семинарией. Три профессора из этой семинарии — ее президент Ричард Мао, декан богословского факультета Говард Лёвен и профессор систематического богословия Вели-Матти Кярккяйнен — пять раз встречались с влиятельными представителями Поместной церкви, чтобы обсудить их убеждения. Представители семинарии назвали несколько вопросов, которые вызывали их наибольшую озабоченность: учение о Троице, учение о слиянии божественной и человеческой природы, обожествление человека, модализм, учение о «поместной» церкви, учение о божественной и человеческой природах Христа, отношение к верующим, не принадлежащим к собраниям Поместной церкви.

Согласно заявлению Фуллеровской семинарии, ее профессорско-преподавательский состав и администрация «безоговорочно рекомендуют всем верующим христианам протянуть [поместным церквям] руку дружбы». По результатам бесед с профессорами семинарии представители поместных церквей и редакторы служения «Живой Поток» опубликовали в январе 2007 года 39-страничное изложение своих учений. Однако, по словам представителя «Живого Потока» Криса Уайльда этот документ не получил широкой известности.
Движение, созданное Ни в Китае в 1920-х годах, впоследствии пришло и на Запад. После того, как в 1972 году Ни скончался в коммунистической тюрьме, Ли стал наиболее влиятельным лидером движения. Он умер в 1997 году. Поместные церкви утверждают, что у них насчитывается более 30 тыс. последователей в США и более 800 тыс. в Китае. Консервативным христианам сразу бросаются в глаза две странности. Во-первых, общины, причисляющие себя к этому движению, не именуют себя никак, за исключением географической ссылки (напр., «поместная церковь в Чикаго»). Во-вторых, в этом движении отсутствует структура руководства.

Говард Лёвен

Кроме того, Ли очень резко критиковал католицизм и протестантизм, благодаря чему возникало ощущение, что поместные церкви считают себя единственным правильным выражением христианства. Заявления Ли побудили 60 евангелических лидеров (в числе которых были Даррелл Бок из Далласской богословской семинарии и Пейдж Паттерсон из Юго-западной баптистской богословской семинарии) в январе 2007 года опубликовать открытое письмо, призывающее поместные церкви и их издательское подразделение «Живой Поток» отречься от богословских заявлений Ли и от критики в адрес евангелических христиан. По словам Уайльда, поместные церкви обратились к лидерам, подписавшим открытое письмо, с приглашением к диалогу, но не получили ни одного ответа.

По мере того, как число критиков росло, поместные церкви обратились за помощью к другим евангелическим организациям. Служение «Живой Поток» было принято в члены Ассоциации евангелическо-христианских издателей и участвовало в Международной выставке христианских розничных торговых организаций. (Кроме того, служение «Живой Поток» судилось с критиками. В июне 2007 года Верховный суд США отклонил его просьбу о пересмотре ранее полученного отказа в иске к Джону Анкербергу и Джону Уэлдону, авторов «Энциклопедии культов и новых религий», о взыскании с них 136 млн. долларов в возмещение морального ущерба.)

Калвин Байзнер

Однако поместные церкви не отказались от наиболее спорных учений Ли, и это остается главной проблемой с точки зрения критиков, таких как Калвин Байзнер, бывший сотрудник CRI. Байзнер указывает на целый ряд заблуждений Ли — в том числе на две формы модализма, осужденного вселенскими соборами ранней Церкви, и утверждает, что критики, пересмотревшие свое отношение к поместным церквям, — в том числе и его родная сестра Пассантино-Кобурн — до сих пор не показали, в чем именно их прежняя критика в адрес Ли была ошибочной.

«Просто издать доктринальное заявление, которое само по себе является ортодоксальным, но не опровергает явным образом противоположные утверждения Ли, недостаточно», — говорит Байзнер. — «Как вновь и вновь настаивал Фрэнсис Шэффер, в нашем постмодернистском мире мы должны не только заявить о том, во что мы верим, но и отречься от того, во что мы не верим. Всемирная церковь Бога подала хороший пример в 1980-х годах, отрекшись от еретических учений своего основателя Герберта У. Армстронга, и мы вправе настаивать на том, чтобы Поместная Церковь поступила таким же образом».

Фрэнсис Шэффер

Однако Ханеграаф утверждает, что члены поместных церквей проявляют богословскую проницательность: «Я увидел в них искренний интерес к точности богословских формулировок, который, к сожалению, сегодня отсутствует в главных частях евангелического сообщества».

Пассантино-Кобурн говорит, что критики движения должны глубже изучить его. По ее словам, дальнейшее чтение об учениях группы выявило связи с гонимыми церквями и древней историей Восточной церкви — например «в меньшей степени чисто аналитическое, но более личностное богословие».

«Когда я сравнила поместные церкви с характерными чертами гонимых церквей и Восточной церкви, я увидела, что, вне зависимости от их формальной принадлежности или происхождения, между ними имеются сходства, которые несомненны, понятны и полностью находятся в границах ортодоксии», — сказала она в интервью журналу Christianity Today. — «Это не значит, что я согласна с каждым учением поместной церкви, или что я следую той же богословской методе, что и поместные церкви. Но это значит, что я могу полнее понять и оценить их богословие и могу быть уверена, что это богословие, отличаясь от моего, все же не является еретическим».

 

Уважаемые читатели, для того, чтобы вы могли составить собственное мнение о справедливости критики в адрес Уитнесса Ли и Поместной Церкви, мы рекомендуем вашему вниманию следующие источники:

  • Цитаты из русскоязычных сочинений Уитнесса Ли, систематизированные по темам.
  • Дмитрий Розет. Уитнесс Ли и учение о Троице.
  • Сергей Гущин. «Восстановительный перевод» Уитнесса Ли.
  • Свидетельства бывших членов Поместной Церкви Артура Кейси и Александра В.
  • Открытое письмо 75 богословов и христианских лидеров руководителям движения «поместных церквей» и служения «Живой Поток» (на русском языке).

Если вы читаете по-английски, обратите внимание на следующие источники:

  • Свежая аналитическая статья Калвина Байзнера. К сожалению, автор статьи из Christianity Today умалчивает о том, что м-р Байзнер — отнюдь не рядовое «частное лицо», а доктор философии, пастор пресвитерианской церкви, профессор с большим опытом преподавания социальны, исторических и богословских дисциплин. Ко всему прочему, он родной брат Гретхен Пассантино-Кобурн.
  • Письмо профессора Тэлботской богословской школы д-ра Алана Гомеса с анализом утверждений лидеров Поместной Церкви о Боге и Троице.
  • Ответ известного апологета Роберта Боумэна, автора книги «Движение Веры: Искушение здоровьем и преуспеванием», на приведенную выше статью из Christianity Today (перевод этого текста я постараюсь опубликовать в следующем выпуске рассылки).

Кроме того, вам, вероятно, будет интересно познакомиться с прежней позицией Гретхен Пассантино и ее покойного супруга Роберта относительно Поместной Церкви.

— Дмитрий Розет

Новости

  • 2011-02-23 Бывший член Поместной Церкви Уитнесса Ли судится со Служением «Живой Поток» и руководством церкви
  • 2009-12-09 В Архангельске высадился десант деструктивной китайской секты
  • 2009-02-04 Одних заверений недостаточно: CRI, Answers in Action и Поместные Церкви
Другие новости по этой теме

Видео

Документальный фильм "Свидетели Иеговы" с сурдопереводом.

Книги

За кулисами Сторожевой Башни  Дэвид Рид

© 2021 Центр Апологетических Исследований (ЦАИ)

Важное замечание: Мы оставляем за собой право не соглашаться во всех деталях с авторами публикуемых статей и материалов.

Обратите ваше внимание, что наличие материалов о какой-либо группе на этом веб-сайте не обязательно означает, что данная группа рассматривается как деструктивный культ.

Центр Апологетических Исследований 191186 Санкт-Петербург • а/я 100 • Россия

Карта сайта

Переход на старый сайт

Приложение для Андроид

Воспользуйтесь нашим мобильным приложением. «Новости», «Вопросы и ответы», «Радиопрограммы», «Видео» — эти рубрики продублированы в приложении и обновляются одновременно с сайтом. А также вы может задавать нам свои вопросы прямо из приложения.

Радио


• Два раза в месяц,
по средам с 17-20 до 18-00,
Петербург 1053 AM,
Выборг 92,6 FM
и слушайте на сайте радио