Интерес к изучению религии у школьников сохраняется только в Ставрополье и Чечне, свидетельствует статистика министерства образования РФ
Министерство образования РФ подвело итоги годичного эксперимента по внедрению в средних и начальных школах курса "Основы религиозных культур и светской этики", сообщает "Новый Регион 2". Анализировались результаты добровольного выбора родителями учеников предметов для изучения между "светской этикой", "православной культурой", "исламской культурой", "мировыми религиями", буддизмом и иудаизмом. Результаты показали, что неподдельный интерес к религиям присутствует лишь в регионах, где происходит столкновение культур. Так, курс православия получил максимум "голосов" в Ставропольском крае, а "основы ислама" – в Чечне.
Данные Министерства образования обнародовал в своем блоге на "Эхе Москвы" главный редактор радиостанции Алексей Венедиктов. В эксперименте участвовали почти 238 тысяч пятиклассников из 19 субъектов федерации. Из них "Основы светской этики" выбрали – 44,1% семей, "основы православной культуры" – 27,8% семей, "основы мировых религиозных культур" – 17,1% участников эксперимента, "основы исламской культуры" – 10,3% родителей школьников. Менее процента подопытных выбрали "основы буддийской" и "основы иудейской культур".
"Подсчет голосов" по регионам показал весьма занимательную картину. Если в Красноярском крае основы православной культуры выбрали 19,1% родителей учеников, а в Пензенской области 100% семей предпочли курс светской этики, то на Ставрополье изучать православие решили 68% школьников. Результаты по Чечне еще более показательные: 99,6% участников эксперимента решили изучать основы исламской культуры.
Новые данные Минобра являются итоговыми по завершению первого года обучения части российских школьников новым дисциплинам. В прошлом сентябре министерство уже публиковало предварительные данные, основанные на заказе школами учебников по экспериментальным предметам. Год назад Пенза оказалась столь же светской – даже в Чечне нашлось больше воцерковленных школьников – целых 0,36% от числа участников эксперимента выбрали изучение основ православия.
Еще одним средоточием православно ориентированных учащихся оказалась Еврейская автономная область – в этом регионе основы православия изучали 61,3% пятиклассников.
Почти столь же "светскими", как и Пензенская область, оказались Свердловская и Псковская области. На Среднем Урале более 70% учащихся выбрали модули "Основы светской этики" и "Основы мировых религиозных культур", 23% – "Основы православной культуры", 1% – "Основы исламской культуры", 0,2% – "Основы буддийской культуры" и 0,1% – "Основы иудейской культуры". В Псковской области еще перед стартом эксперимента Минобрнауки положительно к введению курса в псковских школах отнеслись лишь 28% респондентов. Еще 28,94% респондентов признались, что вообще против преподавания любых религий в школе. 15,36% человек отнеслись к преподаванию православия отрицательно, ссылаясь на положения Конституции о светском государстве. 11,33% респондентов против преподавания основ православия в школах, считая, что "у нас многоконфессиональная страна, и не должно быть доминирования одной религиозной доктрины". А 14,79% предпочли "Основы религиозных культур и светской этики", чтобы родители могли выбрать для своих детей курс обучения по желанию.
"Очевидно, что православную исламскую культуру, как идентифицирующие, выбирают там, где происходит столкновение культур – на Кавказе, в Ставропольском крае и т.д. В относительно спокойных регионах нет нужды объединяться по религиозному признаку против кого-либо, там преобладает здоровое любопытство и образовательный подход", – резюмируют блоггеры на "Эхе Москвы".
"Противостояние Ставропольского края и Чечни напрягает, реально напрягает. Неконфликтная ситуация – когда показатели (неважно чего, пристрастий избирателей, уровня преступности или религиозной направленности) меняются плавно. Иначе – взрывоопасная ситуация", – считают читатели блога Венедиктова.