Кинематографист сомневается, что ад — это место вечных мучений
Как может любящий Бог посылать людей, пусть даже плохих, в место вечных мучений? Новый документальный фильм пытается разобраться в вопросе наказания и искупления и в том, как культура влияет на убеждения христиан относительно Бога и Библии.
Кинематографист Кевин Миллер воспользовался шумихой, вызванной выходом в свет в 2011 году книги Роба Белла «Любовь побеждает» (Love Wins), благодаря которой вопрос о существовании ада оказался на обложке журнала «Тайм». Он высказывает похожие мысли и полагает, что спор о природе ада не имеет отношение к науке.
|
|
В интервью после премьерного показа фильма «Идущие в ад?» (Hellbound?) Миллер заявил, что, по его мнению, наши представления об аде отражаются в реальном мире — в том, как мы живем сами, и как мы относимся к другим.
Вероятно, эту мысль в фильме лучше всего озвучивает популярный богослов Брайан Мак-Ларен, который говорит: «Если я верю, что лишь небольшая часть людей была сотворена, чтобы вечно наслаждаться блаженством, а остальные были сотворены, чтобы испытывать вечные сознательные мучения, я смотрю на людей иными глазами, чем если бы я сказал: „Каждый человек был сотворен по образу Бога. Каждый человек любим Богом. Бог работает над тем, чтобы спасти каждого человека“».
Точке зрения Мак-Ларена противопоставляется мнение Марка Дрисколла, пастора мегацеркви из Сиэтла, который объясняет, что, с его точки зрения, «Бог сотворил мир, а люди решили восстать против Него. И Бог пришел и умер, чтобы спасти некоторых из них от заслуженной смерти».
Традиционное христианство — в особенности евангелическое — обычно проповедует какой-то из вариантов этой точки зрения, которая предполагает понимание ада как вечных мучений.
Миллер вскользь упоминает о точке зрения, именуемой аннигиляционизмом, согласно которой все, кого не спас Иисус, попросту погибнут. Однако сам кинематографист, похоже склоняется к мнению, что ад существует, но не вечно, что Бог хочет примириться со всеми людьми, и что примирение возможно даже после смерти.
Некоторые критики назвали Роба Белла еретиком за проповедь сходной точки зрения в книге Love Wins.
|
Питер Крифт |
Лазарь Пухало |
Брэд Джерсак |
В фильме Миллера директор Международного дома молитвы (IHOP) из штата Миссури Майк Бикл говорит, что проповедь учения о том, что благодать Божья доступна людям в аду, или, иначе говоря, ереси универсализма, — «это худшее из преступлений, какие только может совершить по отношению к миру проповедник Евангелия».
Однако Миллер пытается показать, что эта точка зрения не чужда христианской традиции.
Католический апологет Питер Крифт говорит, что католическая церковь не считает этот вопрос окончательно закрытым. «Что ад существует, и что всякий может там оказаться по собственному свободному выбору, — это догма», — говорит он. — «Но есть ли в аду кто-нибудь, и как много там людей, никто не знает».
Православный архиепископ Лазарь Пухало горячо настаивает: «Бог никого не посылает в ад. Бог никого не наказывает ни в этом мире, ни в будущем». По его мнению, «ад — это состояние, а не место. Злоба, которую мы чувствуем, и есть огонь обжигающий».
Сюжет фильма Миллер закручивает вокруг трагедии 11 сентября. Он говорит, что события, подобные террористической атаке на Всемирный торговый центр, и есть причина, по которой людям нужна вера в ад как место наказания плохих людей, вроде Усамы бин Ладена и Адольфа Гитлера.
Однако христианский автор Брэд Джерсак напоминает слушателям, что, согласно общему для христиан убеждению, в ад пойдет не только Гитлер: «Если строго придерживаться учения об аде, то жертвы Освенцима, имена которых не были записаны в книге жизни, отправятся из пламени Гитлера прямиком в пламя Божье, навеки и веки и веки».
Миллер — канадец, однако своим религиозным прошлым он похож, скорее, на американца. Он называет себя человеком, оправляющимся от фундаментализма, хотя говорит, что питает глубокое уважение к «женщинам, вложившим душу и сердце» в то, чтобы познакомить его с Библией.
Он вырос в рядах традиционной Объединенной Церкви Канады, но подростком присоединился к менонитской церкви. Он учился в Менонитском библейском колледже и провел некоторое время в межконфессиональной семинарии. Прежде чем стать англиканином, он побывал в нескольких внеконфессиональных евангелических церквях.
Миллер говорит, что считает себя искушенным читателем Библии, но никогда не задумывался об аде, пока не взялся несколько лет назад редактировать книгу на эту тему.
Споры вокруг книги Роба Белла помогли Миллеру сформировать вопросы для своего фильма, а некоторые из участников фильма — это наиболее значимые сторонники и критики Белла.
Миллер говорит, что его фильм предназначен, прежде всего, для религиозной аудитории.
«Все больше людей испытывают все неуютнее себя чувствуют при мысли о Боге, Который призывает нас любить наших врагов, но Сам однажды ввергнет Своих врагов в ад», — заявил он в интервью. — «Люди видят противоречие, но думают, что единственный способ его разрешить — это покинуть христианство».
Премьера фильма Hellbound? состоится в Нью-Йорке в эту пятницу.
Радушный прием, который опусы, подобные фильму Миллера и книге Белла находят у некоторой части христиан, наглядно показывают, что в борьбе за умы современных христиан победу одерживают, к сожалению, не серьезные исследования в области библеистики и богословия, а умело написанная публицистика, апеллирующая к эмоциям читателя. Что еще хуже, создается впечатление, что для многих людей Писание перестало быть непререкаемой истиной, и вопроса в стиле: "Как может любящий Бог..." — зачастую хватает, чтобы человек отрекся от веры в то, о чем Господь явно говорит в Библии. С этой точки зрения неудивительно, что в поддержку идей Миллера высказывается Брайан Мак-Ларен, идейный вдохновитель набирающего силу на Западе движения "Emergen Church", которое пытается стереть границы между верующими (иногда даже между разными религиями) за счет перенемещения акцента с догматики на чувства и с конкретных определений на общие понятия. По существу, это движение представляет собой "христианизированную" версию постмодернизма — логический итог постепенного отказа от веры в абсолютную истинность Писания. С другой стороны, неприятное удивление вызывает комментарий известного католического философа, богослова и апологета Питера Крифта. Его расплывчатое утверждение, льющее воду на мельницу универсализма, заставляет задуматься о том, как далеко яд деконструктивизма проник в среду христианских интеллектуалов. В общем и целом, удивляет довольно невнятный выбор людей, чья точка зрения представлена в видео. И можно только пожалеть, что для представления библейской, исторической точки зрения Миллер не пригласил никого калибром повыше, чем Дрисколл и Бикл. Кроме того, из данного обзора создается впечатление, что Миллер противопоставляет две радикально противоположные точки зрения: супралапсарианское двойное предопределение и универсализм, опуская множество промежуточных точек зрения, которых придерживается, в общей сложности, большинство христиан. В заключение хотелось бы сказать пару слов по поводу ключевого противоречия, которое Миллер обнаруживает в библейском учении об аде: "Все больше людей испытывают все неуютнее себя чувствуют при мысли о Боге, Который призывает нас любить наших врагов, но Сам однажды ввергнет Своих врагов в ад". В действительности, никакого противоречия здесь нет. Любовь Божья проявляется как в том, что Жертва Христа была принесена за каждого человека, так и в том, что "Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных" (Мф. 5:45), — и именно последние слова Христа являются основанием Его заповеди любить врагов и благотворить ненавидящим. Наказание же нечестивых является проявлением Божьей справедливости. В нашем ограниченном понимании может не укладываться, как Бог одновременно может проявлять к людям совершенную любовь и совершенную справедливость, но тем больше причин не пытаться подогнать Писание под наш несовершенный ум, а смириться перед непостижимой природой и волей Бога. — Дмитрий Розет |