Свидетелей Иеговы обвиняют в вандализме
Некая группа людей нанесла повреждения древнему святилищу народа отоми в удаленном районе Мексики, известном как Майонихка или Мехико Чикито, повалив каменные алтари, разбив камни с резьбой и разбросав принесенные посетителями цветы, плоды и рисунки. Подобное редко происходит в Мексике, где находятся несколько действующих святилищ, построенных до испанского завоевания.
По свидетельству исследователя, опросившего некоторых из вандалов, они назвали себя Свидетелями Иеговы и считали алтари богохульством. Тем не менее, представитель Свидетелей Иеговы в Мексике во вторник заявил, что обвинения по-видимому ложны.
Представитель властей штата Гидальго в понедельник заявил, что некоторые местные жители были разгневаны тем, что считали идолопоклонством, и повредили удаленное святилище. «Я не знаю, к какой религии они принадлежат, однако они разрушили несколько изображений, которые там находились, — сказал Даниэль Гарсия, муниципальный секретарь расположенного неподалеку поселения Сан-Бартоло-Туотепек. — Дело в том, что есть религии, которые не верят в поклонение идолам».
Луис Перес Луго, профессор из Чапингского университета, в мае побывал в святилище и побеседовал с жителями расположенной неподалеку деревушки Эль-Пиналь, которые заявили, что нападение было делом их рук. «Я был там, и Свидетели Иеговы заявили, что сделали это» — рассказал Перес Луго, добавив, что его собеседники были новообращенными, которые прежде ходили на поклонение в святилище отоми.
«Они сказали, что [обрядов доиспанского периода] в их Библии нет, и что, по их словам, это свинство, грязь, которой нет в Библии, а потому они пошли, чтобы разорить то, что оскорбляет их Бога».
Гамалиэль Камарийо, представитель Свидетелей Иеговы в Мексике, заявил, что «насколько нам удалось проверить эту историю, она ложна».
«Мы знаем, что должны уважать других, если хотим, чтобы уважали нас, — пишет Камарийо. — Непредубежденные люди, знакомые со Свидетелями Иеговы, знают, что мы не призываем к подобным поступкам».
Само святилище, расположенное в чаще леса близ реки, не слишком велико. Это несколько древних каменных стен, частично покрытых резным орнаментом. Однако его значимость велика для страны, где большинство аборигенных святилищ были либо разрушены, либо перестроены в церкви много веков назад.
Джейме Чавес, поэт-отоми, возглавляющий движение «Нация отоми», рассказал, что индейцы из нескольких штатов «используют это святилище, чтобы совершать ритуалы в честь Матери Природы, а некоторые даже проводят там венчания и крещения».
«Важно место, а не постройки», разрушенные во время нападения, сказал Чавес. «Постройки можно возвести заново. Но старейшины хотят, чтобы они перестали туда вторгаться и разрушать это место».
По словам Чавеса, старейшины отоми, которых называют бади, судя по всему, заключили какое-то неофициальное соглашение с вандалами, после чего те оставили святилище в покое. Однако происшествие дало толчок спорам о том, как следует охранять святилище.
Перес Луго пытался организовать там конференцию, в ходе которой был бы проведен особый ритуал, чтобы испросить у богов прощения за разрушения. Но другие отоми воспротивились этой идее, заявив, что только местным старейшинам можно проводить там обряды. Перес Луго объясняет это сопротивление конкурентной борьбой между археологами, антропологами и прочими учеными, изучающими святилище.
Более серьезную опасность представляет возможное вмешательство правительства. Охраной исторических памятников занимается Мексиканский Национальный институт антропологии и истории, но многие отоми не хотят, чтобы институт взял ситуацию под свой контроль.
«Властям не следует торопиться и пытаться огородить это место, превратив его в мертвую зону», подобно многим другим ритуальным объектам, на месте которых теперь построены церкви, или превращенных в туристические достопримечательности. «Люди хотят, чтобы это место оставалось жилым» и использовалось в ритуальных целях.