Спустя сорок лет большинство мормонов все еще верит, что запрет на посещение храмов чернокожими был Божьей волей
В этом месяце мормоны отмечают годовщину отмены ограничений на посещение храма и получение священства, которые действовали в церкви СПД вплоть до 1978 года. В рамках опроса Next Mormons Survey мы попытались, в том числе, получить ответ на вопрос, как сегодняшние мормоны относятся к тому запрету.
Результаты меня удивили и в то же время огорчили.
Чтобы вам было понятно, о чем речь, до 1978 года чернокожим мормонам было запрещено входить в храмы церкви СПД, где совершаются такие таинства, как запечатывание и облечение. По существу, это лишало их возможности после смерти попасть на высший уровень небес (в Целестиальное царство), куда, по убеждению мормонов, имеют доступ лишь те, кто участвовал в храмовых таинствах.
Тот же запрет не позволял чернокожим мужчинам быть носителями мормонского священства, несмотря на исторические свидетельства о том, что несколько чернокожих стали священниками при Джозефе Смите — прежде, чем в 1852 году Бригам Янг положил конец такой практике.
В рамках проведенного в 2016 году опроса Next Mormons Survey респондентов спрашивали, считают ли они, что запрет в отношении чернокожих членов церкви был «вдохновлен Богом и до 1978 года был волей Бога для церкви». Справедливость этого утверждения предлагалось оценить по пятибальной шкале, в результате чего почти две три респондентов, назвавшихся Святыми последних дней, заявили, что либо знают (37%), либо верят (25,5%), что этот запрет был волей Божьей. Еще 17% думают, что это могло быть так, а 22% знают или верят, что это неправда. Таким образом, большинство мормонов по-прежнему поддерживает идею, что запрет на посещение храма и получения священства был установлен Богом. Лишь каждый пятый знает или верит, что это было неправильно.
Большой неожиданностью оказался тот факт, что цветные мормоны считают этот запрет Божьей волей даже чаще, чем их белые единоверцы. С этим утверждением согласились 61% белых и 70% всех остальных. Эта тенденция сохраняется, если выделить опрошенных чернокожих в особую группу — 67% афроамериканцев (на 6% больше, чем белых) знают или верят, что запрет на посещение храма и получения священства был от Бога. Но погрешность в этом случае больше, поскольку в опросе приняли участие всего 50 чернокожих мормонов.
Но если многие цветные мормоны и считают, что запрет на посещение храма и получения священства был установлен Богом, теплых чувств по этому поводу они не испытывают. Примерно 80% из них ответили, что по меньшей мере немного обеспокоены этим запретом, и лишь 20% он не беспокоит совсем. Для сравнения, среди белых мормонов никакого беспокойства не испытывает каждый третий.
Наконец, еще один неожиданный результат опроса связан с бывшими мормонами. Если среди действующих мормонов лишь каждый пятый знает или верит, что запрет был ошибкой, то среди бывших мормонов это соотношение прямо противоположно: лишь каждый пятый считает, что запрет был правилен. 83% покинувших церковь СПД не считают запрет волей Божьей.
Для справки, я отказалась в меньшинстве. Я действующая мормонка, и я считаю запрет следствием человеческой ошибки. Бог никогда не планировал лишить целую расу человечества доступа в храм (и к вечной жизни) только из-за цвета их кожи. Это сделали мы. Люди.
В прошлом мормоны предлагали по меньшей мере четыре разных и довольно-таки пугающих оправдания такого поступка. Я перечислю их в приблизительной хронологической последовательности
«На чернокожих лежит печать Каина»
Эту фразу часто можно было услышать в Америке XIX века и, как отмечает один из очерков в рубрике «Евангельские темы» на официальном мормонской церкви, опубликованный в 2013 году, она была широко распространена за пределами религии Святых последних дней. Лидеры мормонов не проповедовали эту идею уже много десятков лет, однако ее все еще можно найти в книгах, изданных при жизни Бригама Янга.
«Чернокожие были не столь доблестны в предземной жизни»
Идея, что чернокожие сохранили нейтралитет во время «войны на небесах», приобрела популярность лет сто назад, в начале XX века (см. сноску 14 в эссе на сайте церкви СПД, а также страницы 254-256 замечательного исторического исследования Пода Рива Religion of a Different Color).
В 1950 году Брюс Макконки практически канонизировал это народное поверье в своем бестселлере Mormon Doctrine, который официальное издательство церкви СПД непрерывно печатало до самого 2010 года.
«До 1978 года чернокожие духовно не были готовы стать носителями священства»
Это утверждение попало в заголовки новостей совсем недавно, в 2012 году, когда газета Washington Post процитировала высказывание одного профессора из Университета им. Бригама Янга о том, что на самом деле запрет пошел на пользу чернокожим, поскольку раньше они не были готовы к такой ответственности. Профессор сравнил эту ситуацию с ребенком, который просит ключи от машины, хотя еще не дорос до того, чтобы ею управлять. В том же месяце церковь СПД выступила с заявлением, в котором опровергла рассуждения профессора. («В отсутствие прямого откровения по данному вопросу прозвучали некоторые объяснения, и ссылки на эти объяснения иногда приводятся в публикациях. Эти предшествующие личные заявления не не отражают учение церкви».) Однако в этом же официальном заявлении церковь прибегла к оправданию №4:
«Господи, да мы просто не знаем, как и когда это произошло»
Церковное заявление 2012 года было прекрасно — оно прямо и недвусмысленно осуждало расизм. Озадачивала лишь настойчивость, с которой авторы говорили, что «в точности неизвестно, почему, как или когда в церкви начались эти ограничения». Более того, в журнале Ensign за июнь 2017 года есть утверждение, что «насколько нам известно, не существует документов», которые объясняли бы происхождение этого правила. Джонатан Стэйпли справедливо и красноречиво раскритиковал это высказывание в блоге By Common Consent. На самом деле, подробные исторические записи существуют, и историки, такие как Поло Рив, скрупулезно проследили эволюцию запрета.
Проблема в том, что мормоны хотят погрузиться в коллективную амнезию, поскольку в противном случае им пришлось бы признать правду: Бригам Янг допустил колоссальную и трагическую ошибку.