Бывший мормон, который заключал браки с умершими
Обряды, совершаемые в храмах Церкви Иисуса Христа Святых последних дней, окружены большой секретностью. Для мормонов — число которых трудно подсчитать — храм является центром семейной и общинной жизни. Кроме того, именно там заключаются «браки на вечность».
Вечные бракосочетания, известные среди мормонов как «запечатывания» навсегда привязывают супругов друг к другу. Навсегда — значит, и после смерти. Кроме того, запечатывание могут быть совершено и в отношении уже умерших, чтобы они могли получить доступ на самый высший уровень мормонских небес. Посмертное запечатывание, в ходе которого умершего венчают либо с другим умершим, либо с живущим, — регулярно совершается в церкви, однако подробности обряда обычно не раскрывают тем, кто не принадлежит к числу мормонов.
Для того, чтобы лучше понять, что происходит до, во время и после посмертного запечатывания, мы побеседовали с 36-летним бывшим мормоном Элдоном Зеллером (имя вымышленное). Зеллер — младший из семи детей в семье, несколько поколений которой были мормонами. Он вырос в штате Юта, в 19 лет отслужил два года миссионером в Бразилии, а пять лет спустя, в 2003 году, покинул церковь. Теперь он живет в Калифорнии и не хочет, чтобы соседи узнали о его мормонском прошлом. Отсюда и псевдоним.
Можете ли Вы немного рассказать о запечатывании в принципе?
Мормоны верят, что бывают разные уровни небес. Для того, чтобы получить доступ на высший уровень, где ты становишься богом и творишь собственные миры, тебе нужно пройти особые обряды. Мормоны называют их «ключами». И один из них — бракосочетание. Так что для людей, которые умерли и не имели возможности пройти запечатывание (так мормоны называют храмовое бракосочетание), этот обряд может быть совершен посмертно. Именно для этого люди ходят в храм и совершают запечатывания.
И после того, как Вы завершили свое миссионерское служение, Вы начали проводить обряды запечатывания?
Да. Работает это так. На протяжении своей жизни в мормонизме, достигая того или иного возраста, ты, как правило, становишься достаточно взрослым, чтобы совершать определенные обряды. Ты начинаешь это делать в восьмилетнем возрасте — тогда тебя крестят. А если ты мужчина, то, когда тебе исполняется 12, ты получаешь священство. В священстве есть разные уровни, которыми тебя последовательно наделяют. По мере взросления тебе доступны все более высокие уровни.
К тому времени, когда тебе исполняется 18-19 лет, а это больше, чем нужно для того, чтобы служить миссионером, ты получаешь возможность пойти в храм и получить облечение (эндаумент). И как только ты получил эндаумент, с того времени ты ходишь в храм для того, чтобы совершать эти обряды за умерших. То есть в первый раз ты делаешь это для себя, а потом, при повторных посещениях, делаешь это для умерших.
Всякий ли человек, исповедующий мормонизм и достигший возраста свящества (или нужного уровня), может совершать эти запечатывания?
Нет, для этого нужно иметь «храмовую рекомендацию». А это значит, что тебе приходится идти к своему епископу, который возглавляет твою местную общину, и пройти с ним собеседование. Он задает тебе ряд вопросов о твоем личном достоинстве и твоей личной чистоте, и если ты отвечаешь на все вопросы о своем достоинстве утвердительно, он подписывает твою храмовую рекомендацию. Все это должен подписать президент твоего кола, который немного выше рангом. И эта рекомендация, насколько я помню, дается сроком на один год. Когда ты приходишь в храм, ты должен показать им действующую рекомендацию, чтобы тебя впустили.
Помните ли Вы, какие вопросы Вам задавали во время собеседования?
Да. Некоторые вопросы звучат так: «Вы платите десятину?» Ты должен платить церкви 10 процентов своих доходов. «Вы соблюдаете Слово Мудрости?» — т. е. мормонские правила, запрещающие пить алкоголь и кофе, курить и принимать наркотики. «Общаетесь ли вы с кем-то, чьи интересы противоречат интересам церкви, или которые являются врагами церкви?» Тебе не позволено быть членом групп, которые воспринимаются как враги церкви. Ну и стандартный вопрос: «Верите ли Вы в Бога и Его Сына Иисуса Христа и принимаете ли Вы Его как своего Спасителя?» Такие вопросы.
Допустим, Вы прошли собеседование и получили рекомендацию. Можете ли Вы после этого совершать запечатывание?
Да, после этого у тебя есть действительная храмовая рекомендация, и ты можешь ходить в храм, когда захочешь.
А умершие, которые становятся частью этих запечатываний — нужны ли для этого доказательства, того, что они перед смертью хотели быть запечатанными с конкретным человеком?
Нет. Мормоны думают, что это необходимо сделать для каждого когда-либо жившего на земле человека. А там, по ту сторону смерти, повсюду ходят мормонские миссионеры и говорят: «Эй, кто-то на земле совершил для тебя этот обряд, ты хочешь его принять или нет?» И люди просто соглашаются или отказываются.
А, окей. Они узнают об этом после смерти.
Да, после смерти им сообщают о том, что было сделано ради них.
Расскажите мне, как выглядит этот обряд, как он проходит.
Ты одеваешься во все белое, мужчины надевают белые костюмные брюки, белую рубашку и белый галстук. И, возможно, белый пиджак. Белые туфли. Женщины надевают белое платье.
Во время обряда эндаумента ты даешь Богу несколько обещаний, обещаешь хранить всю храмовую церемонию в тайне и никогда о ней не говорить. В этот момент ты делаешь определенные жесты руками и определенные рукопожатия. И ты надеваешь другую одежду — платье, шапку и фартук зеленого цвета, который выглядит, как листья, и символизирует Адама в Эдемском саду, когда тот осознал свою наготу и прикрылся листьями. Ты все это надеваешь — фартук, платье и смешную шапку. Потому что запечатывание — это наивысшее таинство. Это самое что ни на есть святое.
То есть так одет не только человек, который совершает обряд, но и все в храме?
Ладно. В общем, есть женщина и мужчина. Они стоят на коленях. Есть специальная комната — несколько комнат в храме, чтобы можно было совершать много обрядов сразу, — в которой есть алтарь, а на всех стенах висят зеркала. И есть священник. Священник одет в белый костюм, он не носит облачение целиком. И он совершает запечатывание, то есть говорит: «Берешь ли ты ее в свои ла-ла-ла на время и на вечность?» Произнося имена, священник читает их по карточке. И ты понимаешь, что ты, по сути, вроде актера. Допустим, меня будут звать Том Смит, и я умер в 1750 году. Это будет записано в карточке. А ее будут звать Мэри Джоунс, и она умерла в таком-то году. И я играю роль Тома, а она играет роль Мэри.
Всегда ли брак заключается между двумя умершими, или умерший может быть сочетан браком с живым?
Они действительно совершают запечатывания, когда один человек жив, а другой мертв. Так что если при жизни ты состоял в браке, и твой супруг умер, но не был мормоном, а ты был, ты можешь пойти в храм и сочетаться с ним мормонским браком. И это будет действительно после смерти.
Вы упомянули, что людей, которые состояли в браке при жизни, запечатывают. Значит ли это, что с точки зрения мормонов их брак недействителен?
Да, недействителен. Если он не был совершен в храме, храмовым священником, то этот брак закончился со смертью человека.
Вы говорите, что живой может быть запечатан с умершим. Может ли после этого живой вновь вступить в брак с живым?
Да. Люди поступают так: как я уже сказал, ты любила своего супруга (не мормона), и когда он умер, была запечатана с ним. И когда ты умрешь, он будет тебя ждать. Но пока ты живешь на земле, у тебя еще есть какое-то время, и ты можешь еще повеселиться и выйти замуж за кого-то другого. Но на этот раз ты заключаешь брак не в храме, а где-нибудь в мэрии. И когда ты умрешь, твой второй брак закончится, и ты вернешься к вечному браку со своим мужем.
А, так значит именно этот брак имеет значение.
Да, именно он имеет значение. Другой — лишь на время, пока ты еще на земле.
А какой смысл запечатывать друг с другом людей, которые уже сотни лет как мертвы?
Ну, с их точки зрения, Том и Мэри поженились на земле, любили друг друга, а потом умерли. По какой-то причине у них не было возможности сочетаться браком в мормонском храме — вероятно, церковь еще просто не существовала. [Книга Мормона Джозефа Смита, основополагающий текст мормонизма, вышла в свет в 1830 году.] И им бы хотелось оставаться супругами после смерти, но для этого нужно, чтобы кто-то на земле сделал это в храме.
Имеет ли это какое-то отношение к мормонской практике крещения за мертвых?
Да. Происходит целая серия событий. Ты начинаешь с крещения, потом получаешь свой эндаумент, а в завершение ты должен вступить в брак. Это своего рода ключи к небесам.
Да. И все это для того, чтобы люди могли проследить свою родословную и убедиться, что вся их семья навечно записана в мормоны?
Нет, суть не в этом. Суть в том, что Бог сказал своим последователям, что каждый должен это сделать. Ну, как христиане считают, что должны делиться истиной с другими людьми? В этом вся суть проповеди на улицах. То же самое и с умершими. Мормоны делают это просто потому, что знают истину и хотят оказать вам услугу, потому что «Бог велел мне сделать это для вас». А ходить в храм и совершать эти обряды — это вроде как делать Божье дело.
По какой причине Вы ушли из церкви?
Конкретной причины, собственно, не было, я просто перестал в это верить. Думаю, это вроде того, как люди перерастают некоторые вещи, — например, когда с какого-то момента в жизни ты перестаешь верить в эльфов и дедов морозов. Я решил, что я атеист и не верю ни в церковь, ни во что-либо другое, так что, наверное, я просто вырос.
Теперь, когда Вы уже не в церкви, что Вы чувствуете, вспоминая об этих обрядах?
Конечно, я понимаю, как они странно выглядят. Это было частью моего взросления, потому что когда ты юн, когда тебе 12 лет, ты можешь ходить в храм и совершать крещения за мертвых. Так что ты привыкаешь к этой мысль, к посещению храма и к крещениям за мертвых. А храм — это центральный элемент мормонской жизни и мормонской общины. Думаю, в то время я не думал, что это нелепо. Я считал, что это какая-то особенная святая вещь. И в то время мне очень нравилась церковь, так что мне нравились и обряды.