Университеты дерутся за право преподавать курс по истории мормонизма
Мелисса Проктор |
Гарвардская школа богословия давно гордится многообразием преподаваемых курсов — в настоящий момент здесь читают лекции по американскому буддизму, иудейской апокалиптике и классическому суфизму — но только в этом семестре почтенное учебное заведение решилось, наконец, предложить студентам изучение одной из наиболее быстро растущих религий мира, мормонизма.
Решение Гарварда запустить курс «Мормонизм и американский опыт» является отражением всплеска интереса к мормонизму, который, похоже, наблюдается в высших учебных заведениях по всей стране. Два не-мормонских ВУЗа, Клэрмонтский университет и Колледж штата Юта уже утвердили должности профессоров для преподавания «мормоноведения», а Вайомингский университет обдумывает аналогичный шаг. Американская академия религии, крупнейшая в мире ассоциация религиоведов, открыла новое отделение для специалистов по «мормоноведению». Все больше издательств публикуют академические труды о мормонах, все больше академических конференций проводится на эту тему, и все больше светских ученых принимаются за изучение Церкви Иисуса Христа Святых последних дней, как официально именуют себя мормоны.
«Интерес к изучению мормонизма в целом растет, и специалисты-религиоведы вынуждены считаться с этим и уделять этой теме больше внимания», — говорит Мелисса Проктор, которую пригласили читать новый курс в Гарварде.
«Некоторые полагают, что мы вступили, так сказать, в „золотой век“ изучения мормонизма», — говорит Проктор, которая выросла в церкви СПД и сейчас работает над книгой о современных женщинах-мормонках.
Уильям Грэхэм |
По словам Проктор, будущее «мормоноведения» в Гарварде туманно, а декан Гарвардской школы богословия Уильям А. Грэхэм положительно отозвался о ее готовности читать лекции о мормонизме, но сказал, что Проктор пригласили как специалиста в других областях — параллельно она читает лекции по этике и взаимоотношениям полов.
«Мормонизм действительно время от времени появляется в списке курсов, предлагаемых Гарвардом, но обычно в рамках курсов по истории религии в Америке, а не как самостоятельный курс», — говорит Грэхэм. — «В религиозной истории и жизни человечества есть столько больших направлений, о которых нужно рассказать, что обычно есть предметы более важные, чем мормонизм, — например, синтоизм, конфуцианство и даосизм, специалистов по которым в настоящий момент у нас нет».
Независимо от того, продолжится ли преподавание «мормоноведения» в Гарварде, ученые говорят, что рост интереса к мормонизму со стороны университетов по всей стране отражает все более заметное присутствие мормонов в популярной культуре и политической жизни Америки.
Проктор говорит, что интерес к ее лекциям, в которых пойдет речь об основах истории, богословия, культуры и социологии мормонов, проявляют как мормоны, так и не-мормоны. Она пока не уверена в том, какое будущее ждет мормоноведение, — например, она опасается, что специалисты по данному вопросу могут оказаться в своеобразном научном «гетто» в научных кругах. Кроме того, молодых специалистов по-прежнему беспокоят недавние события, говорит она, намекая на отлучение от церкви СПД ряда историков.