Смерть авторитарного «папы» может даровать свободу многим апостолам
Тремблэ в 1978 году |
На протяжении 40 лет Жан-Гастон Тремблэ, также известный как папа Григорий XVII и Жан-Грегуар де ла Трините, был духовным лидером «Апостолов бесконечной любви» — отколовшейся от католицизма секты с центром в «монастыре», расположенном в сельской местности близ г. Сен-Жове.
«Территория общины обнесена высоким забором, но непонятно для чего — то ли чтобы укрыться от любопытных взоров, то ли чтобы удержать людей в общине», — говорит представитель организации Info-Cult Майк Кропвельд, который уже много лет наблюдает за деятельностью «les Apotres de l'amour infini».
На момент смерти в больницы св. Агаты в канун Нового года Тремблэ было 83 года.
Большую часть жизни Тремблэ был объектом полицейских проверок в связи с обвинениями в насильственном ограничении передвижения, психическом, сексуальном и физическом насилии над малолетними, незаконном лишении свободы и похищении людей.
Один бывший член общины, подавший против него гражданский иск на 2,5 млн. долларов, утверждал, что подвергался насилию в самых разных видах: его сексуально развращали, запирали в кладовой, избивали садовым шлангом, не пускали в школу и лишали связи с «внешним миром».
Однако, невзирая на пристальное внимание властей, Тремблэ провел за решеткой очень мало времени. Последнее уголовное обвинение против него и других членов секты было снято в 2001 году. Прокуратура утверждает, что не смогла довести дело до суда, поскольку сбор доказательств насилия над семью мальчиками и девочкой столкнулся с непреодолимыми трудностями. После этого Тремблэ удалился в святилище лорентьенской общины, основанной в 1962 году его предшественником, Мишелем Колленом, лишенным сана римско-католическим священником, который объявил себя папой Климентом XV .
Вид "монастыря" с воздуха |
Были ли удовлетворены требования справедливости? В открытом письме, адресованном Кропвельду, один бывший член общины критикует недееспособность федеральных и местных властей, который во имя религиозной свободы позволяют существовать «тоталитарным» сектам во главе с такими «самовлюбленными» лидерами, как Тремблэ. «Как могло наше правительство позволить, чтобы детей держали в полной изоляции от общества, от родителей, от братьев и сестер во имя группы?» — спрашивает автор письма. — «Мы не могли даже пожаловаться родителям, потому что нам разрешали видеться с ними лишь несколько раз в год… Тем, кто в конце концов решился покинуть группу, понадобились годы, чтобы справиться с пережитым. Некоторым это так и не удалось. Некоторые покончили с собой».
Майк Кропвельд |
Автор письма утверждает, что как минимум 14 бывших членов группы получают компенсацию от властей Квебека как жертвы преступления — странная логика, учитывая, что обвинения с Тремблэ и его подручных были сняты.
«За прошедшие годы я говорил с несколькими бывшими членами общины», — говорит Рик Росс из штата Нью-Джерси, который ведет веб-страницу с подборкой материалов, посвященных культам и скандально известным движениям. — «Ужасное обращение, о котором рассказывали дети, было, по существу, пытками. Эту группу уже давно считают „деструктивным культом“, учитывая их структуру, динамику и причиненный ей вред».
Как говорит Кропвельд, ему интересно, что станет с остатками этой замкнутой группы теперь, когда Тремблэ больше нет. Число ее приверженцев уже сократилось по сравнению с моментом расцвета в 1970-х годах, когда к общине принадлежало примерно 300 человек.
За последние шесть недель общину также постигла утрата «матери-настоятельницы» и ее супруга, которые в числе первых переселились в общину в 1960-х годах. «Смогла ли община привлечь новую кровь, чтобы обеспечить свое дальнейшее существование?» — спрашивает Кропвельд. — «Непонятно, назначил ли Тремблэ кого-нибудь своим преемником. Если нет, между двумя членами общины, претендующими на роль лидера, может возникнуть конфликт».
Кропвельд говорит, что люди, выросшие в подобных замкнутых сообществах, зачастую живут в состоянии конфликта с миром, потому что община — единственный мир, по сути, единственный «отец», которого они знают. «Я думаю, некоторые будут рады, что он умер», — говорит Кропвельд.
«Чаще всего, когда авторитарный лидер так называемого „культа“ умирает, группа утрачивает единство, источник авторитета и увядает», — утверждает Росс. — «Принимая во внимание историю этой группы и то, сколько людей пострадали от нее, я надеюсь, что смерть Тремблэ станет началом конца для Апостолов бесконечной любви».