Япония переживает взрыв активности культов и не желает учиться на опыте
С точки зрения ленивого западного наблюдателя, Япония XXI столетия — это безбожное царство, помешанное на потреблении и технологиях. Йошихида Сакураи, профессор социологии Университета Хоккайдо, знает, насколько ошибочен этот стереотип. Вскоре после того, как он начал изучать способы, посредством которых местный культ под названием Тенчи Сейкё вымогал у своих пожилых последователей миллионы йен, два члена культа нанесли ученому визит, въехав на машине прямо сквозь стену его дома в Саппоро. «Я обнаружил, что в действительности японцы очень серьезно относятся к вере в бога», — шутит профессор Сакураи.
Нападение на профессора произошло через два года после того, как печально известная группа Аум Синрикё в 1995 году убила 12 человек, распылив отравляющий газ зарин в Токийском метро, вызвав тем самым мощную волну возмущения против множества мелких синкретических культов, существующих в Японии.
Однако сегодня, двенадцать лет спустя, Япония, похоже, забыла о злодеяниях вождя Аум Синрикё Сёко Асихары и его зомбированных учеников. Пользуясь услугами Интернета и средств массовой информации, культы процветают — настолько, что, по оценкам некоторых специалистов, количество «новых религий» исчисляется тысячами, и каждый пятый японец принадлежит к одной из них.
Две недели назад страна получила пугающее напоминание о способности культов к насилию, когда полиция арестовала членов секты Кигенкаи, которые предположительно избивали одну из последовательниц секты до тех пор, пока она не скончалась от шока.
Архивы японского Общества по борьбе с культами и реабилитации, расположенного в токийском округе Шинджуку, содержат сотни подобных случаев. Профессор Сакураи, входящий в совет директоров общества, говорит, что информация, которая продолжает накапливаться, свидетельствует о социальной болезни, которая тихо развивалась в течение многих десятилетий и дала резкую вспышку, когда 16 лет назад лопнул мыльный пузырь японской экономики.
«И молодежь, и старики одинаково ищут спасения от бессмысленности своего существования. Они хотят спасения от нового общества конкуренции, сложившегося в Японии», — говорит он. — «Я думаю, именно поэтому Япония испытывает больше проблем с культами, чем любая другая страна».
Другие специалисты говорят, что распад семейного уклада заставляет молодежь искать утешения в маленьких религиозных группах, которые обещают просветление и страдание.
По данным Правительственного агентства по культуре сегодня в Японии зарегистрировано 182 тысячи религиозных организаций. По оценкам Нобутаки Иноуе, профессора синтоизма в токийском университете Кокугакуин, «по меньшей мере, 500 групп из этого числа» являются новыми религиями, но есть «значительно больше групп, о которых никто ничего не знает». Общество по борьбе с культами говорит, что их количество исчисляется тысячами.
Многие группы безобидны. Другие — такие как Центральная Церковь Святого Бога, лидер которой в прошлом декабре был приговорен к 20 годам тюрьмы за растление семерых девочек, — склонны к сексуальному насилию. Третьи , такие как Сока Гаккаи , высокоорганизованны . Сока Гаккаи имеет значительно влияние на одну из политических партий в нынешнем правящем блоке.
Совсем немногие группы, такие как Аум, воинственны, вооружены и готовы убивать.
«Трудно определить, какие группы опасны», — говорит профессор Иноуе. — «Проблема в том, что мы обычно не знаем, насколько они опасны, пока они не начинают действовать».
В понедельник 400 полицейских арестовали последних из 30 женщин-членов секты Кигенкаи в тихом городке Коморо в Нагано, центральной префектуре Японии. Членов секты обвиняют в том, что они в течение часа избивали 63-летнюю Мотоко Окуно, принадлежавшую к той же секте, в результате чего женщина скончалась. Среди арестованных было четверо подростков — две девочки еще учатся в средней школе — и одна из лидеров культа, Ясуко Кубота, отец которой основал эту группу, замешанную на синтоистских учениях, в 1970 году.
Предполагают, что муж жертвы и две их дочери принимали участие в избиении, которое предположительно задумывалось как наказание за распутный образ жизни.
Хотя секта Кигенкаи насчитывала не более 300 членов, она числилась в официальном реестре религиозных организаций уже 10 лет. По словам критиков, сектанты разливали по бутылкам обычную воду и продавали ее под видом чудодейственного эликсира «Кигенсуи» по цене 50 тыс. йен за литр.
Культов, наводнивших после войны духовное пространство Японии, настолько много, как говорит профессор Иноуе, что людям трудно понять, какие из них опасны, а какие нет. Возможно, именно поэтому пассажиры токийского метро уже не обращают внимания на гигантские рекламные щиты секты раэлитов, созданной французом, но имеющей наибольшую поддержку в Японии. Последователи этой секты утверждают, что человечество было создано инопланетянами и уверяют, что им удалось клонировать человека.
«Самое печальное, что некоторые мои нынешние студенты даже не слышали об Аум и о других группах», — говорит профессор Сакураи. — «Когда это происходит, пора начинать беспокоиться о том, что мы можем повторить прошлые ошибки».