Хиллсонг — церковь, не дающая ответов
Таня Левин |
Когда бывшая прихожанка церкви Хиллсонг начала задавать неудобные вопросы, ее выкинули прочь, пишет журналист Дэвид Марр.
Благодаря чуду YouTube мы можем в любое удобное время пролететь над Сиднеем на вертолете в сопровождении пастора Брайана Хьюстона, который излагает нам видение церкви Хиллсонг на 2007 год. Голосом, который убеждает верных членов церкви жертвовать огромные деньги, Хьюстон говорит о преуспевании, видении, росте и Божьей стратегии, а вертолет между тем стремительно несется к «прекрасному участку земли», который церковь недавно купила в одном из центральных районов города за 28 млн. долларов.
«Я думаю, в финансовом вопросе нам придется проявить наибольшую веру», — в его голосе звучит абсолютная уверенность, что кредит скоро будет выплачен. На взгляд скептически настроенного постороннего человека Хьюстон, с наушниками на голове и микрофоном возле рта, до странного похож на Спайка Миллигана. Он смотрит вниз, на пригороды, где уже процветают или вскоре начнут активно действовать «реальные центры поклонения» Хиллсонг. В ответ на все насмешки он только пожимает плечами. Самый успешный пастор Австралии живет в мире, в котором нет ни сомнений, ни разногласий.
«Иисус сказал, что дом, разделившийся сам в себе, не устоит», — напоминает Хьюстон тысячам людей, которые уже посмотрели этот видеоролик и оставили восхищенные комментарии. («Пожалуйста, приезжайте в Швецию! Нам здесь нужен „огонь“!») Власть в Хиллсонге — это большое дело. Возражать Брайану или его жене Бобби нельзя. «Сила нашей церкви всегда заключалась в единстве. Единое видение абсолютно необходимо для цели, к которой мы стремимся».
Поэтому Таня Левин представляет собой проблему. Она задает вопросы. Она требует объяснений. Она ставит под сомнение видение руководства Хиллсонг. Короче говоря, от нее одна головная боль.
Через два года после начала работы над «Людьми в домах из стекла», книгой о внутренней жизни церкви Хиллсонг, ей, наконец, в буквальном смысле указали на дверь. «Внутри Хиллсонг нет места для споров», — говорит она. — «Это фундаментализм. там нет свободы слова и свободы задавать вопросы, нет совершенно».
Церковь не отвечала на электронные письма Левин по поводу книги. Хьюстон не отвечал на ее телефонные звонки. Она пренебрегала запретом появляться на территории церковного «кампуса», пока однажды вечером два охранника не вынесли ее из церкви, после чего «очень высокий, симпатичный маори лет двадцати четырех» по имени Дион проводил ее до машины.
«Я кричала на Диона», — пишет она. — «Я рассказывала ему о моем отце, о верности и преданности… каким бы голливудским ангелом он ни выглядел тем вечером, придет время, когда он перестанет быть нужным Фирме. И тогда из его глаз исчезнет этот простодушный искренний взгляд, которым он на меня смотрит. Я сказала, чтобы он шел домой и прочел Библию, а потом пошел к проповедникам и спросил, почему Библия не совпадает с тем, что они говорят. Он слушал меня, как слушают бред сумасшедшего, но ему пришлось меня слушать, потому что это его работа».
Так закончилась долгая история, начавшаяся, когда Тане Левин, дочери банкира, которого Билли Грэм обратил к Богу в Южной Африке, было 14 лет. Ее семья с самых первых лет примкнула к общине, которая впоследствии превратилась в чудище Хиллсонг. «Мои впечатления в сентябре 1985 года были, что это множество милых людей», — пишет Левин. Они махали руками и говорили на иных языках . Хьюстон проповедовал . «Даже сегодня», — признается она, — «когда я слышу голос Брайана Хьюстона, мне становится лучше».
«Люди в домах из стекла» — это откровенный рассказ о радостях страстной одержимости религией и трудностях возвращения в реальный мир пять лет спустя.
Левин прекрасно вписывается в обычный для Хиллсонг сценарий: «Каждые пять лет состав прихожан обновляется наполовину. Хиллсонг известна своей широкой задней дверью ». «Текучка» людей — не та тема, о которой любят говорить в церкви. «Или же они говорят, что людям не хватает веры, чтобы удержаться; они неспособны пережить трудные времена. Виноваты всегда люди . Вины Хиллсонг в этом нет никогда ».
Однако связи оказались прочными . Учеба в университете, а потом рождение ребенка оторвали Левин от Хиллсонг на десять лет. Она вернулась в церковь матерью-одиночкой, работавшей в приюте Армии Спасения для женщин. Она захотела узнать, что стало с ее прежней церковью и друзьями, которые у нее там оставались. «Я заходила время от времени — просто поглядеть».
Ее интерес подогревали скандальные слухи. После того, как в 2001 году от церкви был отлучен один очень популярный пастор, Левин начала задавать вопросы об отце Брайана Хьюстона, Фрэнке — сильном проповеднике, который, как говорили, мог даже воскрешать мертвых, — которого в Интернете обвиняли в педофилии. Однако Хиллсонг была непроницаема .
В конце концов, Брайан и Бобби сообщили прихожанам, что старина Фрэнк сохранил непоколебимую любовь к Богу и глубоко покаялся в своих аморальных поступках. Приход аплодировал этой новости стоя. Однако о грехах Фрэнка в тот день ничего не было сказано. Левин была в ярости: «Я испытывала почти непреодолимое желание завопить, как прежде вопили мальчишки: „Что же он СДЕЛАЛ, Брайан?“»
Левин снова начала задавать вопросы — на этот раз, собираясь написать книгу. Ее целью был не Фрэнк . Она поставила перед собой цель рассказать о внутренней жизни самой успешной религиозной организации в Австралии: о радости и отчаянии веры; о массовом гипнозе поклонения; о методах, используемых в программах помощи наркоманам, жертвам домашнего насилия и гомосексуалистам; об идеологическом подчинении женщин; о том, как у верующих вымогают деньги.
Семья Левин оказалась одной из финансовых жертв Хиллсонг. Они покинули церковь после 20 с лишним лет членства в ней, и мать Тани сардонически пошутила, что книга дочери поможет им вернуть часть потерянных денег. 19 тысяч членов Хиллсонг должны платить десятину, т. е. отдавать десятую часть своего дохода церкви, а сверх того еще и жертвовать большие суммы денег. Левин писала свою книгу как предостережение: «Моим намерением было сказать людям: „Эй, между прочим, они забирают ваши деньги“».
Брайан и Бобби Хьюстон |
Года два назад на канале Эй-Би-Си Брайан Хьюстон хвалился, что доход церкви за 2004-2005 фискальный год составил 50 млн. долларов. Налогом эта сумма, конечно, не облагается. Финансовая информация никогда не публикуется. Год за годом музыкальные альбомы Хиллсонг занимали верхние строчки в чартах. Когда альбом « All of the Above » после многомесячного успеха, наконец, потерял популярность, ему на смену пришел альбом « Saviour King ». Доходы от продаж огромны, однако корзина для пожертвований всегда на месте.
«Это корпорация, которой руководят специально обученные менеджеры, и которая преследует цель получения экономической выгоды», — говорит Левин. — «Экономический результат — это новое мерило духовного успеха и признак благословения. Брайан Хьюстон ездит на „Харлее“, и это означает, что Бог благосклонен к нему».
С точки зрения Левин главная ложь Хиллсонг заключается в том, что Бог воздаст вам за все, что вы пожертвуете. И чем дольше вам придется ждать воздаяния, тем больше оно будет. «Как можно стоять перед людьми и говорить, если вы отдадите ваши деньги мне, Бог вам их вернет, и при этом спасть спокойно, зная, что ты забираешь деньги у стариков? Очевидно, что сделать такое удачное вложение денег хотят наиболее отчаявшиеся и очень уязвимые люди».
Четыре или пять лет назад Левин набрала в поисковой машине Google строчку «бывшие возрожденные христиане» и обнаружила, что «от Швеции до Невады и обратно есть люди, рассказывающие одну и то же историю». Сначала их радушно встречают в маленькой, дружелюбной общине с одним-двумя харизматичными проповедниками. Но через несколько лет им указывают на дверь: «Вышвыривают на улицу пинком и говорят, что они слуги сатаны».
Первоначальное дружелюбие — часть большой игры. «В их проповедях немного обличений. В Америке возникло новое движение, которое называют „ориентированным на ищущих“ — иными словами, мы хотим, чтобы приходящие в нашу церковь люди чувствовали себя уютно. И мы хотим откликаться на их нужды. Поэтому мы не будем говорить ничего слишком оскорбительного для их слуха и вообще смягчим тон своих проповедей».
Однако со временем начинают вводиться жесткие правила — зачастую связанные с вопросами секса. «Написанные на неприметной стенке, эти правила носят явно гомофобный характер, но до поры до времени церковь не хочет, чтобы ее воспринимали как недружелюбное, ханжеское место. Они хотят выглядеть дружелюбными, открытыми, любящими. Однако на самом деле это не так. Если вы вошли в систему и ведете себя в соответствии с правилами, система тебя вознаградит».
Левин думала, что с таким количеством людей, пострадавших от системы, написать книгу будет просто. «Я обнаружила — и пресса тоже с этим столкнулась, — что почти невозможно убедить других людей открыто рассказать об этом. Люди готовы писать в Интернете, посылать электронные письма: „Я это испытал, я это делал, я могу вам помочь, я знаю об этом все, я могу поделиться опытом“. Но потом они вновь исчезают, потому что для них это слишком болезненно и слишком конфронтационно».
Церковь Хиллсонг отказалась комментировать книгу.
«Мы не можем управлять тем, что люди считают нужным написать или сказать», — говорит Брайан Хьюстон. — «Мы сосредотачиваемся на том, чтобы дать людям надежду в Иисусе Христе».
Однако у Левин есть неплохое представление о том, что думают в Хиллсонг: «На конференции „Раскрась свой мир“ в 2005 Бобби Хьюстон заявила, что есть только три вида публикаций о Хиллсонг: позитивные, нейтральные и антихристовы».
Левин не вписывается в эту картину. В ней нет ненависти . В ней есть тоска по тем веселым временам, когда они сражались с сатаной во всех его обличьях вплоть до вудуистского ритма рок-н-ролла. «Нам говорили, что это нельзя слушать, потому что это заклинания, и мы можем накликать бесов». Как все изменилось. Левин начинает напевать что-то из музыки Хиллсонг в стиле «транс»: «Дуф-дуф-дуф. Христос — это будущее. Дуф-дуф-дуф…»
Сумела ли она полностью освободиться от влияния Хиллсонг? Если бы Хьюстон позвонил сегодня и пригласил ее на ужин, согласилась бы она пойти?
« Да , скорее всего . Моя главная цель — поддерживать возможность общения . Побуждать задавать вопросы . Побуждать людей критически думать . А когда некий человек или группа людей на протяжении многих лет внушает тебе, что ты часть семьи, трудно избавиться от этого внушения, даже когда реальность говорит тебе совсем иное, и когда взаимоотношения ломаются. Поужинать с Брайаном?» — смеется она. — «Это было бы неплохо».
К тому, что говорит Таня Левин в своей книге, можно относиться по-разному. Очевидно, что для христиан она не слишком убедительный свидетель — мать-одиночка, отступница, явно не разделяющая библейских представлений о гомосексуализме и взаимоотношениях полов. Вдобавок у нее есть все причины быть пристрастной. Следовательно, к ее обвинениям нужно относится с осторожностью, проверяя все факты и тщательно отделяя справедливую критику от мнений мирского человека. Тем не менее, некоторые правдоподобные детали ее рассказа, если отделить их от оценочных суждений, все же заставляют задуматься, насколько библейским является служение Хиллсонг. Во всяком случае, их достаточно, чтобы понять: не следует спешить поддаваться на внешнюю привлекательность этого движения, которое в последние годы обретает популярность на Украине и в России. — Дмитрий Розет |