Хочет ли Бог, чтобы вы были богаты?
В трех из Евангелий Иисус предупреждает, что каждому из Его учеников, возможно, придется «отвергнуться себя» и даже «взять крест свой». В подтверждение этого предсказания Господь противопоставляет мимолетным удовольствиям земной жизни обетование жизни вечной: «Какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит? или какой выкуп даст человек за душу свою?»
Многие поколения верующих жили в уверенности, что быть христианином значит быть готовым на жертву. Но в наши дни все больше христиан задают себе другой вопрос: «Почему бы не получить весь мир и еще душу в придачу?» Вот уже несколько десятилетий десятимиллионная пятидесятническая ветвь христианской Церкви живет под влиянием философии, которая переворачивает мысль Христа с ног на голову. Конечно, соглашаются сторонники этой философии, христиан должен одним глазом всегда смотреть на небеса. Но благая весть заключается в том, что Бог не заставляет нас ждать.
Известная под разными именами — Движение Веры, Богословие преуспевания, «Здоровье и преуспевание», «Назови и потребуй» — эта философия делает упор на благословения, обещанные Богом еще в земной жизни. В двух словах, идея заключает в том, что Бог любит тебя и не хочет, чтобы ты бедствовал.
Ключевым догматом новой философии мог бы быть стих Иоанна 10:10: «Я пришел для того, чтобы имели жизнь и имели с избытком». Согласно опросу, проведенному журналом «Тайм», 17 процентов христиан заявили о своей принадлежности к движению преуспевания, а 61 процент опрошенных заявили о своей вере в то, что Бог хочет видеть людей преуспевающими.
Идея «преуспевания» впервые привлекла к себе внимание общественности как главный лозунг машины для зарабатывания денег, какой было движение телепроповедников в 1980-е годы, и постепенно отошла на задний план после скандалов, связанных с именами Джима Беккера и Джимми Сваггерта. Однако сегодня, после некоторых серьезных изменений, движение преуспевания не только завоевывает прежние позиции, но и процветает.
Три из четырех крупнейших американских «мегацерквей» — Джоела Остина в Хьюстоне, Т. Д. Джейкса в Далласе и Крефло Доллара в Атланте — являются рупорами философии преуспевания (хотя у служения Джейкса есть и другие спорные аспекты). Хотя эти проповедники говорят не только о том, что Бог хочет наполнить кошельки верующих, это учение является важной частью их проповедей.
Благодаря бестселлеру Джоела Остина «Твоя лучшая жизнь сейчас» (Your Best Life Now), вера в преуспевание вышла за пределы пятидесятнического сообщества и встретила теплый прием в менее консервативных евангелических церквях. Это учение проповедуется в сотнях непятидесятнических пособий по изучению Библии. Так, один лютеранский пастор из Пенсильвании даже сделал это учение центром своих проповедей во время Великого Поста, когда христиане обычно размышляют о страданиях Христа.
Рик Уоррен |
Возрождение философии преуспевания вызывает резко негативную реакцию со стороны многих известных пасторов, богословов и толкователей. Рик Уоррен — также пастор американской «мегацеркви» и автор книги, популярность которой в 7 раз превосходит популярность книги Остина, находит смехотворной саму идею преуспевания: «Как я расцениваю мысль о том, что Бог хочет, чтобы все были богаты? Это можно назвать одним словом: вздор. Люди просто создают себе еще одного идола. Достоинство человека не измеряется его финансовым состоянием. Я могу вам показать миллионы верных последователей Христа, которые живут в бедности. Почему же все христиане не стали миллионерами?»
Упреки в адрес проповедников процветания — как богословские, так и практические (кто на самом деле наживается на этом?) — особенно часто звучат от таких евангелических проповедников, как Уоррен. Сегодня евангелическое движение имеет больше влияния, чем когда-либо прежде. Однако это движение, в котором никогда не было твердого и здравого учения о деньгах, начинает замечать, что в его рядах уже давно распространяется агрессивная философия, которую многие евангелические лидеры считают упрощенной, возможно еретической и несомненно смущающей.
Адвокаты преуспевания утверждают, что могут дать своим критикам библейский ответ. Они говорят, что не следует косить под одну гребенку широкое движение, в котором есть и пасторы, которые грубо вымогают у своих прихожан умопомрачительные денежные пожертвования, и те, чьи услуги больше всего напоминают «самообслуживание с Божьей помощью». Они также указывают на расовое многообразие движения преуспевания — позитивное отклонение от обычной для Америки ситуации — и ссылаются на то, что церкви, проповедующие преуспевание, тратят много денег на благотворительность. Они считают, что учение о преуспевании благотворно влияет на христиан, которые привыкли больше к наказаниям за грехи, чем к благословениям детей Божьих.
«Кто захочет идти туда, где ты жалок, беден, безуспешен и некрасив, и где тебе придется всю жизнь продираться через это, пока не попадешь на небеса?» — спрашивает Джойс Майер, популярная телепроповедница, которую часто причисляют к движению преуспевания. — «Я верю, что Бог хочет дать нам хорошее».
Но хорошо уже то, что Майер и прочие проповедники новой формации привлекают внимание к незаслуженно забытой теме, которой действительно следует посвятить воскресную проповедь: «Хочет ли Бог, чтобы ты был богат?»
КОММЕНТАРИЙ: Своей растущей популярностью идеи преуспевания обязаны, конечно, не столько пресловутым "пасторам мегацерквей", сочинения и проповеди которых в России, к примеру, мало известны, сколько деятельности проповедников печально известного "Движения Веры": Кеннета Хейгина, Кеннета и Глории Коупленд, Джона Аванзини, Сандея Аделаджи, Дэвида Йонгги Чо и многих других. С другой стороны, и критика богословия преуспевания исходит не только от вскарабкавшихся на вершину успеха евангелических пасторов вроде Рика Уоррена. К примеру, одним из самых последовательных и суровых критиков этого учения является известнейший толкователь Библии, профессор библеистики Гордон Фи (автор нескольких книг, изданных на русском языке) — кстати, принадлежащий к пятидесятнической церкви. На сайте Центра апологетических исследований есть его критическая статья о богословии преуспевания. — Дмитрий Розет |