Евангелие преуспевания пользуется на удивление широким признанием
В жарких схватках культурных войн и горячих спорах между «красными» и «синими» штатами, похоже, есть один феномен, который объединяет многих американцев по обе стороны светско-религиозного водораздела: глубокое и непреходящее чувство удивления и недоверия — если не откровенного презрения — к проповедникам и сторонникам так называемого «евангелия преуспевания».
Будучи постоянным объектом сатирических монологов и тяжеловесной богословской критики, телепроповедники «здоровья и преуспевания» и их жаждущая благословений, неуемно радостная паства как ни одна другая группа в нашей культуре подходит на роль мальчика для битья. Подвергаясь то легкомысленным насмешкам, то суровой критике, движение преуспевания зачастую воспринимается как курьезный, но прибыльный феномен, что вызывает вопросы о том, как «им» (проповедникам) «это» сходит с рук, и почему «они» (верующие) на «это» покупаются.
Книга Кейт Баулер Blessed: A History of the American Prosperity Gospel («Блаженные: история американского евангелия преуспевания»), вышедшая в издательстве Oxford University Press, выходит за рамки обычных стереотипов и рисует более сложную картину. Это отчасти историческое, отчасти богословское, отчасти социологическое, отчасти этнографическое исследование изучает, каким образом это движение появилось на свет, анализирует его центральные положения, прослеживает его связи и отмечает его притягательность.
По большому счету, Баулер, профессор богословской школы Университета Дьюка, воспринимает этих людей, их убеждения и методы серьезно. Тем самым она выходит за рамки обычного стереотипа барышников и облапошенных покупателей и делает большой шаг в сторону оценки этого феномена как движения, которое «предлагает разносторонний взгляд на состояние человека» и рассматривает человечество как «падшее, но не сломленное творение». Попутно Баулер открывает для себя, что это движение «освятило американскую культуру оптимизма» и восхищается там, насколько американскими — и, вероятно, человеческими — являются, по существу, многие постулаты и устремления этого движения.
Длинная родословная
В то время как зарождение движения преуспевания как движения произошло лишь в 1970-х годах, Баулер составила гораздо более длинную его родословную, которая начинается в конце XIX столетия. В те давние времена произошло соприкосновение трех влиятельных течений: пятидесятничества, «Нового мышления» (в интерпретации таких людей, как Э. У. Кеньон) и мирской веры американцев в возможность добиться желаемого, индивидуализм и богатство. Кеньон послужил особенно важным связующим звеном с пятидесятническим миром и оказал влияние на таких людей, как Уильям Дурэм, Ф. Ф. Босуорт и Эйми Сэмпль Макферсон.
Такие чернокожие проповедники метафизики, трудившиеся на севере США, как Отец Джордж Херли, Чарльз Эммануэль Грэйс по прозвищу «Дорогой папочка» и Отец Дивайн, тоже сыграли важную роль, сложив воедино элементы богословия святости и верований пятидесятников, негритянской духовности и духовного саморазвития. То же самое можно сказать о таких фигурах, как Дэйл Карнеги, Наполеон Хилл и Норман Винсент Пил с их более привлекательной для светского общества проповедью позитивного мышления и визуализации успеха.
Баулер утверждает, что подлинным толчком к зарождению движения преуспевания послужило пробуждение исцеления 1950-х годов. Такие пятидесятнические проповедники, как Уильям Брэнем, А. А. Аллен, Кеннет Хейгин и, главным образом, Орал Робертс, пришли к пониманию веры как своего рода катализатора, высвобождающего духовную силу. В то же время, они считали Библию вместилищем Божьих законов и заветов, наделяющих верующего определенными правами и привилегиями. Как отмечает Баулер, не все проповедники исцеления с одинаковой уверенностью обещали Божье вмешательство, однако их последователи, как правило, ожидали, что оно произойдет.
К концу 1950-х годов атмосфера сенсации вокруг пробуждения исцеления пошла на спад. И на протяжении 1960-х годов странствующие проповедники один за другим сходили с дистанции и создавали оседлые служения. В этот период учение о преуспевании стало более явно звучать в проповедях Робертса, Гордона Линдсея, Т. Л. Осборна, Лероя Дженкинса (его церковь под названием «Что сейчас происходит?» [What's Happening Now], расположенная в г. Колумбусе, штат Огайо, могла бы претендовать на лучшее в истории название церкви), молодого Кеннета Коупленда и др. Харизматическое движение, пронесшееся по традиционным протестантским и католическим церквям в 60-х и 70-х годах, обеспечило проповедникам преуспевания приток новых слушателей — и денег, — который послужил основой для создания преуспевающей империи преуспевания. Баулер показывает, как отношения с христианскими конфессиями нередко ослабевали, игнорировались или разрывались по мере того, как растущая и тесно сплоченная сеть конференций и телевизионных служений перерастала в самодостаточное и взаимоукрепляющее религиозное движение.
Проповедники преуспевания (в том числе Робертс, супруги Бэккер и Роберт Тилтон) оказались на вершине образовавшейся кучи телепроповедников и понесли тяжелые потери во время череды скандалов, разразившихся в конце 1980-х годов. Но весть о преуспевании восстала из пепла скандалов и вновь набрала обороты. Баулер отмечает два новшества, которым она обязана своим долгожительством. Во-первых, более обтекаемое и более тонкое богословие «мягкого преуспевания», которое проповедовали менее одиозные и более располагающие к себе деятели, вроде Джоела Остина, Джойс Майер и Полы Уайт, пришло на смену более откровенному богословию «жесткого преуспевания», которое проповедовалось в предыдущих поколениях. Благодаря этому движение сумело выйти в более терапевтическое, светское пространство. Вторым новшеством было появление плеяды афроамериканских проповедников преуспевания, таких как Т. Д. Джейкс, Крефло Доллар, Фредерик Прайс и Эдди Лонг. Воспользовавшись экономическим благополучием 1990-х годов и массовым переселением американцев в города южных штатов, эти проповедники создали целую сеть «черных» мегацерквей, напирая на потребность во взаимопомощи (как с целью удовлетворения нужд, так и с целью развития бизнеса) в негритянском сообществе.
Не на религиозной обочине
Как свидетельствуют размеры и число их общин, телевизионных служений и книг, ставших бестселлерами, современное влияние американского евангелия преуспевания действительно велико. Это подтверждает правоту основного тезиса Баулер, что движение преуспевания не является религиозным аутсайдером. Ссылаясь на данные социологических исследований, Баулер показывает, что 17% всех американских христиан открыто причисляют себя к этому движение, что каждое воскресенье более миллиона человек посещают мегацеркви, в которых проповедуется преуспевание, и 43% которых могут похвастаться многонациональными общинами, что две трети всех христиан убеждены, что Бог, в конечном итоге, желает их преуспевания. По сути, она утверждает, что, если значительно число людей идентифицирует себя с евангелием преуспевания и принимает его основные положения, оно больше похоже на традиционное религиозное движение, чем можно было бы подумать.
Оценка, которую Баулер дает движению преуспевания, едва ли можно назвать восторженной или однозначно положительной. Она с сомнением относится к его обыкновению искать краткосрочные решения экономических проблем, игнорируя при этом системные решения. Кроме того, ее беспокоит склонность этого движения к спекуляциям на тему конца света и почти безоговорочная поддержка сионистских представлений о роли Израиля. На всем протяжении книги она приводит реальные ситуации и примеры толкования Библии, которые все всякого сомнения заставят тех, кто не является сторонником движения преуспевания, горестно покачать головой.
Тем не менее, в целом, книга Баулер вносит поправки в снисходительные стереотипы. Она напоминает нам о внутренней сплоченности движения преуспевания и о том, что это движение играет важную роль в жизни многих американских христиан, являясь для них источником надежды, ценностей, личного и общественного роста.