Новое письмо Сторожевой Башни о насилии над детьми
Христианская община Свидетелей Иеговы разослала всем комитетам старейшин письмо с инструкциями о том, как быть с обвинениями в сексуальном насилии над детьми, предъявленными членам организации или лицам, связанным с ней. Это письмо, датированное 1 августа 2016 года, заменяет предыдущую инструкцию, составленную в октябре 2012 года.
В последние несколько лет организация столкнулась с непрерывным потоком судебных исков и расследований в связи с тем, что она, как считается, не лучшим образом разбиралась с сообщениями о случаях сексуального насилия над детьми. Наибольшую известность получили дела Кэндас Конти и Хосе Лопеса -- оба они слушались в Калифорнии, и оба закончились тем, что Сторожевой Башне пришлось выплатить миллионы долларов.
В 2015 году деятельность Свидетелей Иеговы расследовала Австралийская королевская комиссия по организованному противодействию сексуальному насилию над детьми (Australian Royal Commission into Institutional Responses to Child Sexual Abuse), а в настоящее время британская Комиссия по надзору за благотворительными организациями проводит собственное расследование.
Австралийская королевская комиссия потребовала внести обширные изменения в то, каким образом Сторожевая Башня реагирует на сообщения о случаях насилия, в том числе привлечь к принятию решений женщин (в мае я опубликовал статью, в которой привел некоторые высказывания Сторожевой Башни о женщинах) и не так строго следовать "правилу двух свидетелей" (это правило гласит, что в отсутствие признания самого насильника и однозначных материальных улик факт насилия должен подтвердить второй свидетель, в противном случае никаких санкций против насильника не последует). Комиссия также призвала старейшин сообщать надлежащим представителям власти о каждом таком обвинении -- зачастую это можно сделать анонимно.
Однако в новом письме ни одно из этих предложений не было учтено. Скорее оно выдержано в стиле "работаем как всегда". Вот несколько отрывков:
"Юридические аспекты: в некоторых юрисдикциях закон может обязывать лиц, до сведения которых дошло обвинение в насилии над детьми, сообщать об этом обвинении светским властям. Во всех случаях жертва и ее родители имеют абсолютное право поставить власти в известность об обвинениях".
На первый взгляд это утверждение может показаться справедливым. Старейшины извещают полицию там, где этого требует закон, но оставляют это право родителям, если закон их не обязывает. В реальности же все обстоит совсем иначе, поскольку в организации старейшины пользуются большим уважением и доверием. Когда возникают проблемы такого рода, особенно когда и насильник, и жертва являются членами организации, члены общины с гораздо большей вероятностью сообщат об этом старейшинам и с гораздо меньшей вероятностью обратятся в полицию. Если старейшины не будут активно побуждать жертв и их родителей поставить в известность светские власти, шанс, что они это сделают, относительно мал.
"Этим старейшинам надлежит тщательно следовать библейским процедурам и основанным на Библии указаниям, приведенным в настоящем письме и в книге Shepherding -- особенно в главе 5".
В 5-й главе руководства для обучения старейшин, помимо прочего, рассматривается "правило двух свидетелей". Иными словами, эти инструкции не меняются. Но так ли незыблема "библейская процедура" правила двух свидетелей, когда речь идет об обвинениях в насилии?
В ходе расследования, проводимого Австралийской королевской комиссией, вниманию члена Руководящего Совета СИ Джеффри Джексона был представлен один библейский текст. Это был текст Второзаконие 22:25-27: "Если же кто в поле встретится с отроковицею обрученною и, схватив ее, ляжет с нею, то должно предать смерти только мужчину, лежавшего с нею, а отроковице ничего не делай; на отроковице нет преступления смертного: ибо это то же, как если бы кто восстал на ближнего своего и убил его; ибо он встретился с нею в поле, и хотя отроковица обрученная кричала, но некому было спасти ее".
Когда я узнал, что Джеффри Джексону 14 августа 2015 года придется предстать перед королевской комиссией, я написал членам комиссии электронное письмо и предложил обратить внимание на этот текст на том основании, что главную роль во многих правилах организации играет предложенное РУководящим Советом толкование Писания. Указанные стихи, судя по всему, показывают, что наказание может быть назначено даже в отсутствие второго свидетеля.
В своем письме я упомянул и другой библейский текст, который комиссия не стала обсуждать, -- 3 Царств 3:16-28. В нем рассказывается о том, как царь Соломон, вынося решение в отсутствие второго свидетеля, способного подтвердить правоту одной из матерей, для определения того, которая из женщин была настоящей матерью, ориентировался на логику и эмоциональные реакции. Соответственно, можно утверждать, что старейшины, которые, несомненно, лучше знакомы с обвиняемым и обвинителем, могут установить истину, воспользовавшись своими знаниями и эмоциональным расстройством жертвы. Так что мысль о том, что не следует настаивать на соблюдении правила двух свидетелей в любой ситуации, имеет даже библейское подтверждение.
"Если факт злодеяния установлен и... злодей проявляет раскаяние и был обличен, об обличении следует объявить общине... Если человек, лишенный общения за сексуальное насилие над ребенком, просит о восстановлении... Если принято решение его восстановить..."
Эти заявления соответствуют общей политике Сторожевой Башни: если член организации совершает поступок, требующий судебного разбирательства, он может остаться в рядах организации, если покается. Если человека исключают, впоследствии он может попросить, чтобы его восстановили.
Проблема в следующем: Сторожевая Башня должна понять, что к некоторым преступлениям нужно относиться более серьезно, чем к другим. Однако у этой религии нет, так сказать, "красной черты", когда дело доходит до покаяния и восстановления. Любой, как бы тяжел ни был его проступок, со временем может вновь вернуться в организацию. И потому есть простое решение: НИКОГДА, НИКОГДА, НИКОГДА, ни при каких обстоятельствах не допускать, чтобы растлители детей становились или оставались Свидетелями Иеговы.
Причины должны быть очевидны. И потому, что Свидетели широко контактируют с общественностью, и потому, что в организации Свидетелей Иеговы есть много детей. Это предложенное решение не противоречит Библии. Во Второзаконии 2:3-6 говорится: "Аммонитянин и Моавитянин не может войти в общество Господне, и десятое поколение их не может войти в общество Господне во веки, потому что они не встретили вас с хлебом и водою на пути, когда вы шли из Египта, и потому что они наняли против тебя Валаама, сына Веорова, из Пефора Месопотамского, чтобы проклясть тебя; но Господь, Бог твой, не восхотел слушать Валаама и обратил Господь Бог твой проклятие его в благословение тебе, ибо Господь Бог твой любит тебя. Не желай им мира и благополучия во все дни твои, во веки". Итак, на основании этого принципа у Сторожевой Башни должен быть список поступков, включая насилие над детьми, которые навсегда лишают человека права быть Свидетелем.
Но пока Сторожевая Башня отказывается внести серьезные изменения в свои правила, это организация и дальше будет меккой для педофилов, поскольку они знают, что им сойдет с рук все, что угодно, и что организация не станет применять к ним никаких реальных санкций. Лишение "привилегий в собрании" считается значимым наказанием за насилие над ребенком лишь в умах Свидетелей Иеговы.