Из духовных учителей в чудотворцы: жизнь Сатья Саи
Один из самых известных духовных лидеров Индии, среди миллионов последователей которого во всем мире были дипломаты высшего ранга, звезды спорта и кинематографа, вел жизнь филантропа, время от времени омрачаемую различными скандалами. Сатья Саи, или Сатья Саи Баба, как его любовно именовали последователи, скончался в палате интенсивной терапии в больнице, финансируемой его организацией, в г. Путтапарти, штат Андхра-Прадеш, куда съехались, чтобы воздать ему последние почести, тысячи последователей. Ему было 85 лет.
Считается, что у Сатья Саи, которого последователи считают воплощением Бога в облике человека, насчитывается более шести миллионов последователей в Индии и за рубежом.
Сатья Саи, которого называют богочеловеком богочеловеков, более 70 лет вел жизнь, окруженную рассказами о чудесах. Он был духовным лидером, наставником и филантропом.
Он родился в 1926 году в обычной семье в Путтапарти. Ему дали имя Сатьянарайяна. В детстве он был необычайно смышлен и не проявлял никакого интереса к мирским вещам.
Сатья Саи в молодости |
В возрасте 14 лет он объявил, что является новым воплощением Саи Бабы из Ширди.
Агиография повествует, что еще в раннем детстве его укусил ядовитый скорпион, после чего он стал проявлять необычайные способности — например, цитировал стихи на санскрите, которого не знал.
Более 50 лет премьер-министры, короли, послы и звезды всех мастей тянулись в его ашрам в Путтапарти, чтобы получить благословение. Он основал 1500 центров в 114 странах по всему миру. Его посетило рекордное количество глав государств
Сатья Саи объявил себя богом и претендовал на способность совершать чудеса — во время встреч с последователями он доставал из ниоткуда священный пепел (вибхути), киноварь, фрукты, драгоценные жемчужины и золотые украшения. Он также утверждал, что воскресил из мертвых двух человек, не считая исцеленных от смертельных болезней и инвалидностей. Всего за 20 лет его ашрам в Путтапарти стал известным религиозным центром.
Скептики и рационалисты считали его “чудеса” не более, чем салонными фокусами. Вышедший на пенсию исландский профессор психологии Эрлендур Харальдссон писал, что Сатья Саи отказался продемонстрировать свои чудеса для объективной проверки.
В 1976 году д-р Х. Нарасимхайя, физик и в то время вице-канцлер Бангалорского университета, создал и возглавил комиссию для “рационального и научного исследования чудес и прочих предрассудков, поддающихся проверке”. Он написал Сатье Саи и попросил разрешения изучить пресловутые “чудеса” гуру в научных условиях, но ему было отказано в аудиенции.
Еще один рационалист, Эбрахам Томас Ковур, устраивавший кампании по разоблачению мошенничеств различных индийских и шри-ланкийских “богочеловеков”, был убежден, что трюк с “вибхути” Сатья Саи был всего лишь делом ловкости рук. Стоит упомянуть и о деятельности индиского фокусника П. К. Соркара-младшего, критически отзывавшегося о “чудесах” гуру.
Сатья Саи приобрел огромную популярность среди населения юга Индии своими благотворительными проектами: первоклассными кардиологическими клиниками, бесплатными водопроводами в городах и деревнях и учебными заведениями.