Адвентистам исполнилось 150, но они по-прежнему молятся об апокалипсисе
За последние 150 лет Адвентисты Седьмого Дня создали одну из самых изобретательных и преуспевающих церквей христианского мира, при это не переставая молиться о том, чтобы этот мир закончился как можно быстрее. Горстка верующих выросла до более чем 17 млн. крещеных членов, включая 1,2 млн. в США. Почти 8 тыс. адвентистских учебных заведений действуют в десятках стран. Сотни принадлежащих церкви больниц и клиник занимаются исцелением душ и тел по всему миру.
Можно было бы ожидать, что адвентисты торжественно отметят свои успехи, когда в мае этого года будут праздновать 150-летие своей церкви. Но есть одна проблема: эта церковь не должна была просуществовать так долго.
Еще в 1860-х годах основатели адвентизма проповедовали близкое возвращение Иисуса. Потому они и называли себя «адвентистами». По стандартам Второго Пришествия долгую жизнь церкви можно расценить как зловещее знамение провала.
Дэвид Трим |
«Если бы вы сели на машину времени и посетили наших основателей в мае 1863 года, они были бы, мягко говоря, удручены, узнав, что в 2013 году мы все еще существуем», — говорит Дэвид Трим, руководитель церковного отдела архивов и исследований.
Нынешних адвентистов юбилей тоже не особо радует.
«Это едва ли не позор, что мы празднуем 150-летний юбилей, — говорит Лайза Бирдсли-Харди, руководитель церковного отдела образования. — Но это также утверждение нашей веры в возвращение Христа».
Руководство адвентистов назначило 18 мая — субботу перед 150-летним юбилеем — «днем молитвы, воспоминания и обновления готовности к миссионерской деятельности». 21 мая адвентисты устроят маленькую церемонию в штаб-квартире церкви в г. Силвер-Спринг, штат Мэриленд. Не ждите воздушных шариков и праздничного торта.
«В определенном смысле, это поистине печальное событие, — сказал на заседании Генеральной Конференции церкви АСД, ее главного руководящего органа, вице-президент Майкл Райан. — Мы церковь, которая в силу самого своего названия верит во Второе Пришествие Христа, и мы надеялись, что Христос уже давным-давно должен был прийти и забрать праведных на небеса, а этому миру пришел бы конец».
Майкл Райан |
Но Иисус сказал христианам не сидеть сложа руки до Его пришествия — и адвентисты относятся к этому указанию серьезно.
Райан, возглавляющий церковный отдел стратегического планирования, говорит, что с радостью ждет, когда откроются центры здравоохранения в бедных районах и 26-этажная больница в Гонконге. Помимо поклонения в субботу — библейский седьмой день, когда Бог отдохнул, — адвентисты более всего известны приверженностью здоровому образу жизни. Как показывают исследования, они живут на 10 лет дольше своих соседей.
Конечно, Второе Пришествие проповедует большинство христианских церквей, и едва ли не половина американцев верит, что Иисус вернется в течение следующих 40 лет, как показал недавний социологический опрос. Но лишь немногие американские церкви были построены на пепелище апокалиптических мечтаний.
Джеймс и Хелен Уайт |
Адвентизм был создан вскоре после Великого Разочарования, которое постигло примерно 50 тыс. человек, ожидавших, что Христос вернется в 1844 году. Некоторые распродали свое имение и не стали убирать урожай. Этот небесный облом довел некоторых до безумия — они не выдержали веса того, что социальный психолог Леон Фестингер потом назовет «когнитивным диссонансом».
Однако движение не развалилось вопреки утверждениям Фестингера. Напротив, такие ранние адвентисты, как Джеймс и Елена Уайт, подкорректировали свои убеждения. Нечто божественно-важное произошло в 1844 году, даже если это не было Второе Пришествие, говорили они.
Тем временем, лидеры адвентистов собирали воедино разочарованных верующих, кормили голодных и делились общими огорчениями. Однако, не переставая ожидать архангельской трубы, адвентисты обратили свои взоры на землю, назначили субботу днем отдых и стали проповедовать ценность здорового образа жизни.
Со временем социальные узы и характерные учения адвентистов «привели к созданию церкви, которая существует и преуспевает сегодня, будучи одной из самых быстрорастущих деноминаций христианского мира», пишет Стивен О'Лири, ученый из Университета Южной Калифорнии. По словами ученых, единство церкви возрастает, когда эти учения идут вразрез с господствующей идеологией — например, адвентистов принуждают работать в субботу, или когда известные члены церкви заявляют о своем согласии с креационизмом.
Особенно быстро адвентизм растет в Латинской Америке и Африке, где людей привлекает характерное сочетание эфемерного оптимизма (Иисус скоро придет!) и земных знаний (питайтесь овощами, пока Он не вернется).
Эдвин Эрнандес |
«Это религиозное движение, вероучение которого дает ответ как на человеческие потребности, так и на человеческие желания», — говорил Эдвин Эрнандес, стипендиат Университета Нотр-Дам, сотрудник Центра изучения латиноамериканской религиозности.
Лайза Бирдсли-Харди |
Однако некоторые адвентисты беспокоятся, что нынешний успех может заставить адвентизм ходить по замкнутому кругу — в движении, преследуемом мыслями о будущем, появляется озабоченность днем нынешним.
Адвентизм преуспевает благодаря неотложности его послания, настаивает церковный историк Джордж Найт. Бесчисленные миссионеры бороздили просторы земли, предупреждая о близком пришествии Иисуса. «Когда это видение исчерпает себя, — пишет Найт, — адвентизм превратится в еще одну беззубую деноминацию, учения которой лишь немного более интересны, чем учения других».
Но руководство адвентистов говорит, что апокалиптические настроения все еще сильны в штаб-квартире церкви, особенно во время плановых заседаний. «Я вижу это в нашей системе образования, — говорит Бирдсли-Харди. — Нежелание вкладывать слишком много средств в строительство, потому что Иисус близко».
Бирдсли Харди говорит, что ощущает то же самое в собственной жизни. Следует ли положить больше денег на пенсионный счет или потратить их на насущные нужды? Она говорит, что в детстве была убеждена: каждый удар грома возвещает Второе Пришествие. Теперь ей 54 года, у нее двое детей и двое внуков, и она говорит, что чувство близости конца возвращается: «Я снова вернулась к ожиданию, но я отчасти рада, что Господь промедлил».