Первый Гурджиевский вечер
Георгий Гурджиев |
В Москве в культурном центре "Путь к себе" 25 марта состоялся первый "Гурджиевский вечер", сообщает корреспондент "Портала-Credo.Ru".
Была прочитана лекция, посвященная одной из центральных идей известного мистика Георгия Гурджиева (1873-1949).
Вел вечер известный культуролог и эзотерик Аркадии Ровнер, познакомившийся с учением Гурджиева еще в 1963 году. По его словам, сам он не является в полном смысле " гурджиевцем", тем не менее, многие положения учений этого мистика ему близки.
Аркадий Ровнер |
Говоря о центральной идее "cпящего человечества", которая, впрочем, существует не только у Гурджиева, Аркадий Ровнер отметил, что большинство живет в собственных воображениях и фантазиях, не зная собственного "высшего Я". Для достижения этого состояния, согласно учению Гурджиева, нужно поддерживать параллельность между знанием и бытием, а в определенные моменты менять суть бытия и суть знания, о самом себе и окружающем мире.
Для достижения таких состояний Гурджиев разработал целую систему своеобразных упражнений. Например, устраивались пышные застолья, на которых поднимались тосты за иерархию из "21 идиота". Самым последним в этой иерархии 21-м идиотом оказывался Бог. Причем, слово "идиот" понималось Гурджиевым в своем первоначальном греческом значении - как личность, не воспринимающая идеи окружающего мира, свободная от информационного влияния.
Из лекции, а также задаваемых вопросов, стало ясно, что учение Гурджиева не является ни религиозным, ни парарелигиозным. Главная цель человека, по мнению мистика, достижение пробуждения и радости, связь с Духом, который понимается как некий безбрежный океан, по сравнению с которым душа человека - стакан воды. Кроме того, в его учении на главное место ставится "высшее Я", но это "Я" человека, а не личностного Бога. Перед нами - человекоцентричная антропософия, учение с обратным знаком по отношению к религии.
Кстати, сам Аркадии Ровнер заметил: "Учение Гурджиева соткано из книжного знания, общения с учителями и собственного опыта. Многие говорят, что его взгляды исходят из суфизма, другие утверждают, что из буддизма. Но правильно будет сказать, что главный источник учения Гурджиева - сам Гурджиев".