Философ Владимир Мацкевич о религиозности белорусов (СМИ)
Владимир Мацкевич |
В церковь регулярно ходит небольшое количество людей, а посещение храмов по большим праздникам не свидетельствует о религиозности белорусов. Скорее, это свидетельствует об их консерватизме, а может даже о суеверие…
О том, религиозная ли нация белорусы, в разговоре с Еврорадио рассказал философ Владимир Мацкевич.
На Рождество количество посетителей храмов в Беларуси возрастает ... О чем это свидетельствует? Мы действительно религиозная нация?
Посещение храмов по большим праздникам не может свидетельствовать о религиозности. Скорее, это свидетельствует о консерватизме, может даже о суеверие. К тому же, многие праздники являются календарными и очень плотно привязаны к образу жизни. Каждый сезон имеет свои отличительные праздники. Даже если меняются идеологии и религии, то каждая последующая религия приспосабливает календарные праздники для своих нужд.
Новый год, Рождество, Каляды - это все разные слои традиций. Каляды - это языческая традиция, которая тянется из давних дохристианских времен, Рождество пришло на смену Калядам, а потом уже в советское время ввели широкое празднование Нового года, и это все приходится примерно на одно время.
Поэтому, когда на Пасху или Рождество люди ходят в церковь, это не говорит об их религиозности. К тому же, в христианстве есть еще такое название - "воскресное" или "праздничное" христианство. Это когда люди все время никак не заботятся ни о Боге, ни о душе, но время от времени, когда ходят все, то и они посещают церковь.
Если посещение храмов не свидетельствует о религиозности, то в чем наша религиозность? Как можно охарактеризовать веру белорусов?
Нет оснований говорить, что белорусы слишком религиозная нация. Скорее - амбивалентна, нация с традиционным образом жизни. Но не надо и отрицать наличие религиозности. В 1990-е годы был взрыв религиозности, люди потянулись в церковь. Церкви всех конфессий возобновились ... Но с тех пор новой волны восстановления религиозности не было, она даже немного уменьшилась. Я думаю, что не более четверти всех прихожан всех конфессий является носителями религиозного сознания.
Не более четверти относят себя к какой-либо конфессии?
Нет, просто относит себя, ведь это не повод считать человека религиозным. Например, подсчет православных ведется по самоопределению людей. Скажем, моя семья много поколений была православная, поэтому я якобы тоже православный. Так может говорить человек, который вообще в церкви был один раз в жизни, когда его крестили.
В меньшей степени это касается католиков, и еще в меньшей степени - протестантов, часть из которых принимает крещение в сознательном возрасте. Поэтому, статистика здесь очень условная. И ее условность касается неопределенности понятий - религиозности, идентичности, воцерковленности ... Это все разные вещи.
В церковь регулярно ходит, живет жизнью церкви небольшое количество людей, время от времени посещает и отправляет праздники большее количество людей, а часть вообще не обращает на это внимания.
Есть такое мнение, что белорусы не очень верующие, но терпимы к каждой вере народ? Действительно ли это так?
Нет, это не совсем так. Белорусы действительно с давних пор привыкли жить рядом с евреями, исповедующих иудаизм, с католиками ... Еще сто, сто пятьдесят лет назад большая часть была униатами. Поэтому наличие в окрестностях различных конфессий - явление для Беларуси традиционное. Но я бы не сказал, что терпимости к этому было очень много.
Представители разных конфессий жили плотными группами, но не очень стремились вступать в контакт. Это можно наблюдать и по сей день.
Не могу сказать, что терпимость к другим конфессиям характерна для представителей всех конфессий. Скорее, это просто приходится принимать как явление жизни. Но контакты между ними очень малы. Браки между верующими различных конфессий (не просто теми, кто исходит из тех или иных конфессиональных общин, а верующими) не очень распространены. И настороженность всегда есть.
Не надо исключать и того, что в разных конфессиях бывают кучки фанатичных поклонников, которые очень нетерпеливо относятся друг к другу. До сегодняшнего времени можно слышать различные негативные высказывания относительно других конфессий.
Насчет негативных высказываний ... Рассматриваются ли до сих пор католичество и протестантизм как проводники враждебного влияния Запада?
О католицизме так сказать невозможно, потому что это для нас почти традиционное явление. Разумеется, как католицизм, так и православие пришли сюда извне, но ведь можно считать их нашими отличительными религиями. То же самое можно бы было сказать и о протестантизме, если бы люди были более опытными и образованными - распространение реформации в Великом княжестве Литовском в XVI веке было очень сильным.
С тех пор протестантские центры так и остались. Другое дело, что потом они соединились ... В конце XIX, в начале ХХ веков, а тем более в советские времена различные протестантские течения переплелись между собой, и, скорее, позаимствовали западные вероисповедания (баптисты, например).
Понятно, что исторически это не так ... Но какое само отношение людей?
От православных часто можно слышать, что протестанты - это сектанты. Можно слышать некоторые враждебные выпады в сторону католиков ... В сторону православных также есть критика со стороны других конфессий. Но нет сильных оскорблений, потому что это доминирующая религия, и поэтому это даже опасно.
Если обратиться к статистике, то за последнее время интерес белорусов к религии возрос. Тем временем мы остаемся одной из самых нерелигиозных стран ... В разных странах жителям задавался один и тот же вопрос: "Насколько важное место в вашей жизни занимает религия?». И Беларусь согласно этим опросам попала в Топ-11 самых нерелигиозных государств. Почему так?
Цифры всегда относительны. Если даже наметился рост религиозных ценностей, то это не значит, что мы сразу стали религиозными. Рост же может начинаться с очень низких показателей.
По моим наблюдениям, из тех мест, где мне довелось бывать и жить - действительно, Беларусь значительно меньше религиозная страна, чем Латвия или Армения, Польша, Литва или Украина.
Почему так происходит?
С одной стороны, у нас советизация пустила более глубокие корни. С другой стороны, на протяжении всего тысячелетия существования христианства в нашей стране, мы как были одной из последних языческих территорий, так со временем и остаемся наименее религиозной территорией. А язычество не воспитывает высокой религиозности - там царит обрядность, ритуальность. Эта ритуальность и стала наиболее отличительным признаком, характеристикой религиозности в Беларуси.
Если речь идет про обрядность, то это поверхностная религиозность, она не затрагивает глубины сознания человека. И поэтому когда пошла секуляризация и советский атеизм, то они наиболее и укрепились в Беларуси.
Есть исторические основания для того, чтобы мы были не такой религиозной нацией. Более того, очень отличаются западные регионы Беларуси и восточные. По всем показателям наименее религиозная Могилевская область. А наиболее религиозные - Гродненская и Брестская. При чем по самым разным конфессиям.
Так, белорусы дольше, чем остальные страны Европы сохраняли языческие традиционные культы. До сих пор у нас сохранилось много ритуалов - то же колядование ...
Коляды, Купалье, та самая Масленица ... Слои язычества, после новый слой христианства, ну и добавилась еще советская обрядность. Советская власть стремилась не просто уничтожить религию, а заменить ее идеологией. И когда стало понятно, что марксизм как идеология не может распространиться на все сферы жизни, то брак, рождение, многие жизненные вещи советская власть наполнила своими ритуалами, заимствуя технологию от христианства. И сегодня это в таком миксе существует - все вместе ...
Какие у нас отношения между религией и властью?
Плохие. Власть стремится управлять процессами социальной жизни церквей и даже исключительно конфессиональными вещами, определяя, кто там более традиционный, кто менее традиционный ... Отдает преференции одной религии, одной конфессии и притесняет другие.
Думаю, что она даже не делает добра той конфессии, которую выделяет для себя как главную. Как бы режим не стремился сделать православие фундаментом своей идеологии - пока что ничего из этого не получается. Потому что религия не может быть государственной идеологией.
А у нас пытаются рассматривать религию как источник идеологии?
Пытаются. Надо сказать, что православие дает для этого основания, сохраняя в себе часть византийских принципов.
Естественно, власть не может обратиться за этим к католицизму или протестантизму. У католиков совсем другие отношения к государству - у них есть мировой центр ... У протестантов также другие отношения, они жестко руководствуются принципом отделения церкви от государства. Поэтому никакой протестантской идеологии для государства не может быть.
Много ли среди белорусов атеистов?
Я думаю, что по всему миру атеистов очень мало. Большая часть людей, которые называют себя атеистами – это агностики, которые понимают, что они не знают ответов на вопросы ... Так и живут, не имея ответов, так как не придают им большого значения. Агностиков гораздо больше, а еще больше людей равнодушных, которые вообще не стремятся решать духовные проблемы. Им хватает ежедневных материальных забот.
Равнодушие и незаинтересованность в духовных вопросах – это очень распространенное явление. А атеизм - это почти другая религия. Нужно быть большим поклонником такой логики, в которой Бога вообще нет.