Новая книга о Новом мышлении
![]() |
Я почти уверен, что вы слышали о Движении новой эры (англ. New Age). Его популярность, похоже, некоторое время назад достигла своего пика и пошла на спад, однако оно продолжает оказывать значительное влияние. Однако интересно, слышали ли вы о другом движении со схожим названием, но совершенно ином по сути — «Новом мышлении» (англ. New Thought). В отличие от ДНЭ, корни которого уходят в восточные религии, Новое мышление зародилось в христианском (или, по крайней мере, псевдохристианском) контексте. Это означает, что оно маскируется под христианство, используя те же слова и концепции. Таким образом, оно может скрываться внутри церквей и движений, прикидываясь христианством. Это хитрая уловка.
Новое мышление — тема новой книги Мелиссы Догерти «Радостная ложь: как движение, о котором вы (вероятно) никогда не слышали, сформировало наш эгоцентричный мир» (англ. Happy Lies: How a Movement You (Probably) Never Heard Of Shaped Our Self-Obsessed World). Как можно догадаться из названия, Догерти считает, что Новое мышление — не просто движение, проникающее в христианскую среду и искажающее ее, а сила, повлиявшая на формирование западного мира. Вы когда-нибудь задумывались о том, почему объективная истина уступила место субъективным чувствам? Почему молодежи твердят о безудержном позитиве, но молодые люди выглядят несчастнее, чем когда-либо? Почему некоторые церкви проповедуют личное преуспевание вместо библейских акцентов на смирении и «нищете духа»? Ответ — во всяком случае, отчасти — следует искать в Новом мышлении.
Новое мышление возникло в США в начале XIX века. Если вы слышали о Финеасе Куимби или Франце Месмере, вы знакомы с его основоположниками. Если читали труды Ральфа Уолдо Эмерсона или Наполеона Хилла, вы знакомы с теми, кто популяризировал это учение. К тому времени Новое мышление уже существовало за стенами церквей, но постепенно его идеи переняли некоторые харизматические течения. Сегодня можно наблюдать его синкретическое слияние с христианством — например, в церквях «евангелия преуспевания» или в общинах, возглавляемых личностями наподобие Джоэла Остина. Когда христианам советуют визуализировать успех, повторять аффирмации «у меня уже есть...» или «называть и провозглашать», за этим стоит Новое мышление. Это коварный враг.
В своей книге, написанной живым и доступным языком, Догерти подробно объясняет суть Нового мышления и показывает, где оно проявляется — как в культуре, так и в церкви. Оно повлияло на расцвет релятивизма и новое понимание идентичности человека. Оно лежит в основе некоторых учений о самосовершенствовании и «закона притяжения». Оно проявляется в Движении веры, прогрессивном христианстве и даже (в меньшей степени) в движении церковного роста, приспосабливающего церковь к запросам ищущих. Догерти стремится объяснить суть Нового мышления, помочь христианам распознать его и противостоять ему. Однако она также обращается к людям, которые, возможно, запутались в его сетях: к тем, кто считает себя христианином, но на деле отвергает Евангелие, ища спасения в самом себе, а не вовне себя.
Я благодарен Догерти за труд по написанию книги Happy Lies, в которой она разоблачает это опасное движение, привлекает к нему внимание и разоблачает его. Впрочем, не уверен, что она полностью убедила меня в том, что влияние Нового мышления действительно так велико, как она утверждает. Когда речь идет о влиянии Нового мышления, стоит различать корреляцию и причинно-следственную связь. Я сомневаюсь, что рядовой читатель моего блога (а значит, и этой рецензии) сильно подвержен влиянию Нового мышления, однако вполне вероятно, что кто-то из ваших знакомых и близких заражен этими идеями. Поэтому я думаю, что эта книга может оказаться важной и полезной. По этой и другим причинам я рекомендую ее.
— Тим Чаллис