Густаво Гутьеррес, основатель теологии освобождения, умер в возрасте 96 лет
Преподобный Густаво Гутьеррес, известный как отец теологии освобождения, скончался во вторник вечером (22 октября) в возрасте 96 лет, став выдающейся фигурой в католическом богословии прошлого века. Критики называли его марксистом, и на протяжении большей части своей карьеры он находился под пристальным вниманием Ватикана, однако при папе Франциске он и его работы были частично реабилитированы.
Гутьеррес умер в доме престарелых в Лиме, Перу, говорится в заявлении Доминиканской провинции Святого Иоанна Крестителя в Перу, которая объявила о его кончине.
В 1971 году Гутьеррес опубликовал свою важнейшую работу «Теология освобождения», которая была написана на основе его опыта работы в качестве советника латиноамериканских епископов в Медельине, Колумбия. Книга стала фундаментом теологии освобождения - течения, захватившего Латинскую Америку с 1960-х годов и сосредоточившегося на «освобождении угнетенных» и социальной справедливости для бедных.
Появившись в разгар холодной войны, теология освобождения подверглась критике со стороны церкви и Ватикана, которые с подозрением отнеслись к замеченному в ней возможному коммунистическому влиянию. Знаменитая книга Гутьерреса «пробудила множество новых богословских голосов из глубинки и, в конечном счете, оказала глубокое влияние на социальное учение церкви, которое, наконец, получило признание при папстве Франциска, полностью воспринявшего лексику выбора для бедных», - заявил в интервью RNS Роберт Эллсберг, издатель Orbis Books и англоязычных изданий работ Гутьерреса.
Считается историческим моментом, что в 2013 году Франциск отслужил мессу с Гутьерресом в папской резиденции в Ватикане в сопровождении консервативного кардинала Герхарда Мюллера. Прием, оказанный священнику, ознаменовал изменение отношения Ватикана к теологии освобождения.
В среду, выступая перед ватиканскими СМИ, Мюллер вспомнил своего «большого друга» Гутьерреса как «одного из величайших богословов этого столетия», сказав: «Он отец теологии освобождения в христианском смысле - не только в социологическом, идеологическом, политическом смысле, но в интегральном. Она будет жить в церкви».
Гутьеррес родился в 1928 году в семье выходцев из латиноамериканских стран и кечуа, коренного народа Анд. Он стал священником в 1959 году после учебы в Лионском католическом университете. Деятельность богослова, писателя и философа привела его на факультеты престижных университетов по всему миру, и в конце концов он стал профессором богословия в Университете Нотр-Дам.
«Он сочетал в себе глубокое чувство незаслуженного дара Божьей любви с настоятельной необходимостью солидаризации с теми, кого общество считает наименее значимыми», - написал в среду в своем заявлении преподобный Дэниел Груди, профессор теологии и международных отношений, вице-президент и помощник проректора по программе бакалавриата в Нотр-Даме.
В своих работах Гутьеррес делал акцент на послании Христа к бедным, особенно на том, что сама церковь должна быть бедной и обязана помогать тем, кто живет в бедности, при этом он особенно часто ссылался на Блаженства и Книгу Откровения.
«Возможно, люди считают его каким-то уличным боевиком, но на самом деле вначале он был приходским священником и провел большую часть жизни, служа беднейшим слоям населения Лимы», - говорит Эллсберг.
Начиная с 1950-х годов, некоторые богословы и священники в Латинской Америке стремились устранить причины бедности, иногда сочетая коммунистические принципы с католическим социальным учением в оправдание политической активности и даже вооруженного восстания.
Папа Иоанн Павел II, который жил при коммунистической власти в своей родной Польше, относился к этим движениям скептически. Он поручил доктринальному отделу Ватикана, возглавляемому кардиналом Йозефом Ратцингером, который впоследствии стал папой Бенедиктом XVI, провести расследование этих движений. В 1984 и 1986 годах Ватикан опубликовал два официальных документа, или инструкции. Первый документ критиковал «некоторые формы теологии освобождения, которые недостаточно трезво используют идеи, заимствованные из различных течений марксистской мысли», а во втором излагалось официальное понимание церковью социальной справедливости и освобождения.
Труды Гутьерреса на протяжении десятилетий были предметом диалога между Ватиканом и Конференцией перуанских епископов, в 2006 году опубликовавших заявление, в котором говорилось, что они «завершили процесс прояснения проблемных моментов, содержащихся в некоторых работах данного автора».
В возрасте 70 лет Гутьеррес вступил в доминиканский орден, его принял преподобный Тимоти Рэдклифф, который в этом месяце руководит реколлекциями на Синоде в Ватикане, а в декабре будет возведен в сан кардинала.
Архиепископ Лимы Карлос Густаво Кастильо Маттасольо, который также будет возведен в сан кардинала в декабре, пытался сгладить трудности, выпавшие на долю Гутьерреса во время понтификата Иоанна Павла, в видеоролике на YouTube, опубликованном после смерти доминиканского священника.
«Он был маленького роста, из-за проблем с позвоночником он был очень низкорослым, но при этом знал, как возвещать нам Евангелие с силой и духом так же, как это делал Иоанн Павел II, - заявил он. - Поэтому сегодня мы скорбим о его кончине и радуемся тому, что теперь у нас есть человек на небесах, который будет вместе с нами продолжать нашу миссию, нашу работу обновленной церкви, потому что она служит малым».
Сесилия Гонсалес-Андрие, избранная президентом Академии католических испаноязычных богословов США, в интервью RNS назвала Гутьерреса человеком, оказавшим «необычайное влияние на целые поколения богословов в этой стране».
По ее словам, жизнь Гутьерреса вдохновила латиноамериканских богословов США «быть ближе к страданиям отдаленных и уязвимых общин и всегда быть в курсе того, как наша работа влияет на них и как они влияют на нашу работу».
В 2018 году Франциск канонизировал архиепископа Оскара Ромеро из Сан-Сальвадора (Сальвадор), которого считают представителем идеалов теологии освобождения. Годом ранее папа заявил в интервью испанской газете El País, что «теология освобождения была позитивным явлением в Латинской Америке».
На 90-летие Гутьерреса Франциск написал ему письмо, в котором поблагодарил Бога «за вклад, который вы внесли в Церковь и человечество своим богословским служением и своей преимущественной любовью к бедным и отверженным в обществе». Он также поблагодарил богослова за «стремление бросить вызов совести каждого человека, чтобы никто не мог остаться равнодушным перед лицом драмы бедности и отчуждения».