Святые последних дней преодолевают 126-летний расовый барьер
Необычайно.
Именно так можно охарактеризовать книгу Second-Class Saints: Black Mormons and the Struggle for Racial Equality, претендующую на звание книги 2024 года, и написанную историком Мэтью Л. Харрисом из Университета штата Колорадо. Автор анализирует ограничения, которые Церковь Иисуса Христа Святых последних дней накладывала на своих членов, имеющих негритянские африканские корни, в период с 1852 по 1978 год, - проблему, которая актуальна и в XXI веке.
Такой же эпитет применим и к прорывной книге прошлого года Let's Talk About Race and Priesthood, откровенному анализу этой богословской проблемы, который предложил историк Университета Юты У. Пол Рив, правоверный святой последних дней. Рив высоко оценил «беспрецедентную попытку Харриса заглянуть за административные кулисы мормонизма», чтобы исследовать « постоянную борьбу этой религии за преодоление своего расового прошлого». Что касается книги Рива, уже тот факт, что она вышла в свет в церковном издательстве Deseret Book, свидетельствует о здоровом отношении церкви СПД к своей истории.
Многие американцы - как светские, так и религиозные - придерживались расистских взглядов, которые в XXI веке вызывают отвращение. Однако Церковь Иисуса Христа Святых последних дней и ее руководители были уникальны тем, что объявили расовую дискриминацию волей Божьей и тщательно внедряли это убеждение во все аспекты церковной жизни на протяжении более века.
Члены церкви выказывают своим лидерам такое почтение и наделяют их таким непререкаемым авторитетом, которому могли бы позавидовать римские папы. Мормоны убеждены, что в эти последние дни они восстанавливают единственную истинную Церковь Иисуса Христа. Самовластный высший уровень руководства, или «Братья», включает в себя президента, которого также называют пророком, двух его советников (втроем они составляют Первое президентство) и Кворум Двенадцати апостолов.
Вот что отказ чернокожим в праве на священство и, соответственно, на участие в храмовых церемониях, означал на практике. В структуре церкви СПД нет профессионального духовенства, поэтому мужчины-носители священства выполняют все церковные функции, начиная с международной организации и заканчивая поместными общинами. Обычно церковь наделяет мальчиков священством Аароновым, а зрелых подростков и молодых людей - священством Мелхиседековым. (Женщины не получают священства, и этот вопрос здесь не рассматривается).
Не имея статуса священника, люди с любой долей африканской крови не могли занимать никакие церковные должности, не могли заключать браки в храме или проходить обряд облечения и другие храмовые обряды. Они не могли проповедовать на собраниях, раздавать причастие, преподавать в воскресной школе, давать особые благословения или занимать даже рутинные должности в поместных общинах. Они не могли добровольно отправляться в краткосрочные миссионерские поездки, которые были своего рода обрядом посвящения для молодых мужчин (а также некоторых молодых женщин). Кроме того, им было отказано в максимальном возвышении в загробной жизни, как ее понимает церковь СПД.
Харрис работал над своим проектом почти 15 лет и, несомненно, может с полным правом хвалиться «беспрецедентным доступом» к личным бумагам и протоколам собраний Братьев. Книга начинается с того, что в 1852 году президент церкви и губернатор территории Юта Бригам Янг положил начало запрету, который впоследствии одно за другим поддерживали новые поколения президентов и апостолов.
Особое внимание Харрис уделяет частным размышлениям лидеров в десятилетия, предшествовавшие откровению 1978 года и последовавшие за ним, когда Братья единодушно заявили, что отныне по воле Бога «благословения священства и храма должны быть открыты для всех достойных членов Церкви мужского пола». Это откровение вошло в состав канонического мормонского Писания.
В официальном учении Первого президентства от 1949 года говорилось, что церковь «всегда» придерживалась своих расовых убеждений как «прямой заповеди от Господа». Документ ссылался на учение Бригама Янга в 1852 году о том, что убийство Каином своего брата Авеля привело к проклятию его потомков. Это убеждение церковные писатели подкрепили толкованием нескольких отрывков из Писания, связанных с расовой принадлежностью, которые пророк и основатель церкви СПД Джозеф Смит-младший добавил в Библию. Янг заявил, что «проклятие будет снято с семени Каина», когда «все остальные дети получат свои благословения в святом священстве».
Президентство сослалось и на «другое учение», основанное на вере церкви в то, что до рождения на Земле каждый человек с незапамятых времен жил в виде духа с Небесными Отцом и Матерью. По словам Президентства, «поведение духов в предземной жизни оказывает некоторое определяющее влияние» на условия и обстоятельства» их земного существования, хотя подробности предземного прошлого «неизвестны». Однако в последующие годы руководители церкви СПД начали говорить, что не знают причин, по которым Бог ввел этот запрет.
Проблема усугубилась под внешним давлением в разгар движения за гражданские права 1960-х годов. Учебные заведения начали бойкотировать спортивные игры с принадлежащим церкви СПД Университетом им. Бригама Янга. Сам Университет опасался лишиться налоговых льгот, поскольку в 1970 году Налоговая служба отказала в освобождении от налогов Университету им. Боба Джонса из-за запрета на межрасовые отношения. (Верховный суд США утвердил это решение налоговой службы в 1983 году). Неужели федеральное правительство осмелится отказать церкви СПД в предоставлении налоговых льгот?
Тем временем историческое исследование врача Лестера Буша, опубликованное в 1973 году, неопровержимо доказало, что изначально Смит посвящал чернокожих мужчин в священство, что создало прецедент для восстановления их прав. ( До своей гибели в 1844 году Смит успел стать аболиционистом).
Бывший бизнесмен Спенсер Кимбалл, ставший апостолом в 1943 году, в 1973 году автоматически стал президентом церкви СПД, благодаря своему старшинству в церковной иерархии. Наперекор всем трудностям он тихо молился и лавировал, пытаясь объединить всех 15 Братьев в поддержку отмены запрета. Особенно Кимбалл сетовал на то, что запрет мешает проповеди. Ключевым шагом стало решение 1975 года о строительстве храма в Бразилии, стране, где расы смешаны настолько, что последовательное применение запрета становилось практически невозможным.
Откровение 1978 года установило новый порядок доступа в священство и храм, но оставило нерешенным вероучительный аспект. Таким образом, реформа не была полностью осуществлена вплоть до 2013 года, когда в программном заявлении Братьев «Раса и священство» объемом 2000 слов появилось следующее заявление: «Сегодня Церковь отвергает выдвигавшиеся в прошлом теории о том, что черная кожа является признаком божественной немилости или проклятия, или что она свидетельствует о неправедных поступках в предсмертной жизни; что смешанные браки являются грехом; или что чернокожие или люди любой другой расы или национальности в чем-то уступают всем остальным».
Опубликованная церковью книга Рива поднимает интересные вопросы о том, как члены церкви воспринимают своих руководителей. Автор отмечает, что Уилфорд Вудрафф, занимавший пост президента с 1889 по 1898 год, говорил: «Господь никогда не позволит мне или любому другому человеку, занимающему пост президента этой Церкви, сбить вас с правильного пути».
Рив исповедует веру в то, что президенты церкви - это пророки, «призванные Богом» как «особые свидетели Иисуса Христа и наделенные божественными полномочиями указывать нам путь к спасению». Однако он считает, что мормонское Писание поощряет смирение и дает верующим XXI века «призыв извлечь уроки из несовершенства наших лидеров в отношении к расовым вопросам, а затем двигаться вперед».
От себя лично добавлю, что считаю себя достаточно осведомленным журналистом. Я брал интервью у президента Кимбалла сразу после откровения 1978 года, а затем у президента Гордона Хинкли и в соавторстве со своей женой Джоан написал книгу Mormon America: The Power and the Promise со своей покойной женой Джоан, но готов признаться, что просто ощеломлен теми мучениями моих единоверцев относительно расовых вопросов, о которых теперь рассказал Харрис.