Как спастись от религиозных групп с высоким уровнем контроля
Президент организации Cult Information and Family Support объясняет, как христиане могут помочь своим близким на долгом пути освобождения.
В материале Christianity Today (CT) о корейской секте "Синчонджи" мы рассказывали о трудностях, с которыми сталкиваются родственники и друзья, которые пытаются помочь своим близким увидеть правду о группах с высоким уровнем контроля, к которым те присоединились, и помочь им вырваться оттуда. После того как человек выходит из такой группы, ему предстоит долгий путь восстановления жизни, а тем, кто принадлежал к христианскому сообществу, - восстановления веры.
Журналисты CT поговорили с Торе Клевьером, христианским душепопечителем из Вуллонгонга (Австралия) и президентом организации Cult Information and Family Support, о его собственном опыте пребывания в секте "Дети Бога", о том, как он помогает бывшим членам религиозных групп с высоким уровнем контроля, и о том, как церкви и христиане могут помочь людям, выходящим из такой среды. Для большей ясности это интервью было отредактировано и сокращено.
Вы не только специалист по консультированию в области культов, но у вас также был личный опыт участия в новом религиозном движении. Не могли бы вы рассказать об этом подробнее?
Я вырос в христианской семье в Байрон-Бей, Австралия. После смерти матери я путешествовал по Европе, а потом моя девушка порвала со мной и вышла замуж за другого. Я был в депрессии и все больше страшился возвращения в Австралию, где, как мне казалось, меня ждала беспросветная жизнь. В то время я был беззащитен и разочарован в жизни. Именно тогда меня завлекли в организацию "Дети Бога" - группу, ориентированную на работу среди хиппи и получившую широкую известность в СМИ как "секс-культ" из-за некоторых ее методов.
Я познакомился с ними в Амстердаме, путешествуя автостопом по Европе. Их счастье, усердие и очевидная свобода от общественных норм привлекли меня. У меня возникло странное тягостное предчувствие, что что-то не так, но я не мог точно определить, что именно. Это было похоже на фильм "Степфордские жены". Я погрузился в сюрреалистический мир мнимого совершенства, которого, как я теперь понимаю, можно достичь только с помощью жесткого контроля.
Со временем они научили меня тайно провозить товары через границу, обменивать валюту на черном рынке, обманывать бизнесменов и церкви, чтобы заручиться их поддержкой. Если я хоть чуточку сомневался в своих мошеннических поступках, меня спрашивали: "Разве у тебя не хватает веры?" Понятие греха стало абсолютно субъективным.
Нам велели отречься от семей и бывших друзей, потому что "враги человеку — домашние его" (Мф. 10:36). Я взял себе новое имя Авель и написал письмо отцу, в котором сообщил, что теперь у меня только один отец, Бог. Это разбило ему сердце.
Когда группа объявила о начале работы в Азии, мы отправились в Индию и провели там четыре года, давая уроки религиозного воспитания в школах и колледжах.
Когда Вы начали понимать, что что-то не так, и как Вы покинули группу?
В последний год моего пребывания в организации был введен новый этап переподготовки, в ходе которого нас унижали, пристально изучали, критиковали и изгоняли из нас бесов. Испытывая разочарование, я в поисках утешения все больше и больше обращался к Библии и все меньше и меньше к материалам организации. В результате у меня возникли сомнения в истинности "Детей Божьих", и в итоге организация выгнала меня, мою жену и наших пятерых детей.
После возвращения в Австралию восстановление было очень трудным. Я провел среди "Детей Божьих" 11 лет, и теперь не имел ни малейшего представления о том, как работает общество, к тому же у меня почти не было денег. При этом я постепенно осознавал, что меня обманули, и я потратил впустую лучшие годы своей жизни. Я сильно пил, мой брак был на грани распада, и я пребывал в таком эмоциональном состоянии, что неудержимо плакал всякий раз, когда мы пели гимны в церкви.
В конце концов я с нуля построил веру, которую могу назвать своей. Прошло уже 39 лет с тех пор, как я покинул культ.
После выхода из группы мне захотелось разобраться в том, как можно завлечь человека в систему верований, где он в конечном счете предаст собственные нравственные принципы и станет жертвой обмана, поверив в нелепые выдумки. Я прочел множество книг о здоровых и нездоровых системах убеждений, а затем получил диплом психотерапевта.
За прошедшие годы я консультировал многие несчастные семьи, потерявшие близких в различных религиозных культах, и помогал многим бывшим членам культов на пути к выздоровлению.
Евангелические христиане часто понимают под словом "культ" группу, отклоняющуюся от библейской ортодоксии (например, группу, отрицающую божественность Иисуса). Каков Ваш подход?
Большинство из нас, работающих в этой области, предпочитают более социологическое определение, согласно которому культ - это группа, которая контролирует человека, принуждает его к чему-то или злоупотребляет его правами и свободами. Такой контроль может иметь место и в контексте традиционной христианской веры. Например, церковь может быть правильной с точки зрения учения, но при этом контролировать своих членов в юридическом смысле, используя чувство вины и страха.
Чтобы разобраться в этой теме, полезно взглянуть на другие системы с высоким уровнем контроля, такие как семьи, в которых присутствует домашнее насилие. В ситуации жестоких отношений самооценка человека систематически подавляется, пока он не становится полностью зависимым от своего обидчика и послушным ему. Человек становятся соучастником насилия над собой, ему кажется, что вне системы он несостоятелен. Он отрезан от влияния извне, а его поведение, знания, мысли и эмоциональные реакции контролируются. Люди остаются в религиозной среде с высоким уровнем контроля по тем же причинам, по которым человек остается в отношениях, в которых подвергается систематическому насилию.
Почему, на ваш взгляд, христианам важно воспринимать термин "культ" социологически, а не теологически?
Во-первых, многие церкви думают, что, если они проповедуют прихожанам здравое богословие, те не станут жертвой культа. Мой отец говорил: "Держись Библии, сынок. Она еще никого не обманула!" Это правда, но люди могут использовать Библию для обмана. Если члены или бывшие члены церкви готовы изучать здравое, систематическое учение о некоторых основных положениях веры, многие мифы, которым их учат, могут развеяться. Однако в культ приводят не только учения, но и процесс постепенного принуждения и сокрытия противоречивой информации.
Во-вторых, если человек покидает культ, приоритетной задачей церкви часто становится возвращение его к здравому богословию. Они не понимают, что имеют дело с человеком, который подвергался духовному насилию и манипуляциям и нуждается во времени для исцеления. Часто бывшие члены чувствуют, что плохо вписываются в общество, не приемлют авторитетов (к которым могут относиться психологи или пасторы) и противятся правилам. Их нужно принять и проявлять к ним терпимость, пока они не переосмыслят все, что им пришлось пережить.
Важно, чтобы христиане не пытались думать за них, а предлагали различные идеи для обсуждения, позволяя бывшим членам прийти к собственным выводам. К преподаванию Библии нужно подходить очень деликатно, оставляя возможность для вопросов, обсуждений и разногласий.
В своей практике душепопечения какие первые слова Вы говорите бывшему члену группы с высоким уровнем контроля?
"Это не твоя вина. То, что ты стал членом этой группы, не означает, что ты тупой". Как правило, люди испытывают сильный стыд за то, что их повели по ложному пути, и оглядываясь назад, на безумные вещи, которые они когда-то считали правдой, думают, что только малоумные или легковерные люди могли не только проглотить такую чушь, но и учить ей других. Понимание процесса вербовки и изучение того, что их активно настраивали и нацеливали, - прекрасная начальная перезагрузка и отправная точка для развития. Научные данные о нашей человеческой потребности быть частью коллектива и эксперименты в области социального поведения говорят нам о том, что любой человек при соответствующих обстоятельствах может оказаться уязвимым.
Расскажите нам о процессе консультирования тех, кто был вовлечен в группу с высоким уровнем контроля.
Возникает множество проблем, включая проблемы взаимоотношений с близкими, умение соблюдать границы и говорить "нет", критическое мышление, потерю идентичности, утрату смысла и цели.
Хорошей отправной точкой является оценка материальных потребностей и психического здоровья. Есть ли у них еда, крыша над головой и семья? Или они одиноки и не имеют поддержки? Нуждаются ли они в медицинском вмешательстве?
Я разговаривал со многими людьми, посещавшими терапию после пребывания в культе, и они говорили: "Психолог меня не понял!" Светские консультанты, как правило, либо преуменьшают значение религиозного опыта и сосредоточиваются на детских проблемах, либо ожидают, что клиент сам расскажет им о своем религиозном опыте. Клиент уходит с ощущением, что заплатил хорошие деньги за "просвещение" психотерапевта. Чтобы быть эффективным в этой области, консультант должен "понимать это". Объяснение того, как достигается контроль над разумом и что общего у различных культов, - отличное начало. Это помогает клиенту нормализовать то, что с ним произошло, и не чувствовать себя изолированным и одиноким.
Полезно помнить библейский принцип, согласно которому Бог изначально создал нас со свободной волей. Контролирующий культ лишает нас этой свободы. Поэтому, если я могу вернуть человека к тому состоянию, когда он способен думать самостоятельно, и направить его в нужное русло, не навязывая ему свое мировоззрение, я называю это успехом. Ведь истинное обращение - это работа Святого Духа.
В тех случаях, когда клиент из христианской среды, когда и как вы поднимаете тему веры и церкви?
Я никогда не исхожу из того, что обязательно должен заводить разговор о богословии. Попытка поделиться Евангелием с человеком, который старается оправиться от так называемого "евангелия", которым с ним делились раньше, может спровоцировать сильную реакцию. Иногда я спрашиваю клиентов, как они оценивают свою веру после ухода из культа, и ответы получаю самые разные. В основном клиенты хотят подождать и посмотреть, а затем заново всё обдумать. Иногда у них возникают конкретные вопросы, связанные с толкованием Библии или искажениями Писания в культе. Часто у клиентов присутствует внушенная боязнь того, что Бог их осудит, если они отступят от Его "верховной воли", поэтому важно выявить и развеять иррациональные страхи.
Если клиент все еще читает Библию, я рекомендую ему выбрать другой перевод, не тот, которым он пользовался в культе. Это поможет ему читать Библию свежим взглядом и не воспринимать ее автоматически в толковании культа. Также может быть полезно позволить клиенту не читать Библию какое-то время, пока все не уляжется, и предложить ему сосредоточиться на других духовных занятиях или просто размышлять о Божьем творении и Его любви и милосердии.
Помните - этот человек был духовно травмирован и доверился кому-то, кто утверждал, что обладает истиной. Он не готов к тому, чтобы кто-то снова говорил ему то же самое. Ему нужна любовь, забота и пространство, чтобы исцелиться в удобном для него темпе. Возможно, им уже никогда не будет комфортно в церкви, а если они вообще будут посещать ее, то, скорее всего, ограничатся общением в малой группе. Важно, чтобы они научились принимать собственные решения и самостоятельно все обдумывать. Такие вещи, как пророчества, "слова знания" и чрезмерная одухотворенность, могут стать очень сильным раздражителем для человека, которым пытались манипулировать.
Если мы обнаружили, что близкий человек входит в группу с высоким уровнем контроля, что нам делать?
Постарайтесь любой ценой сохранить отношения и общение. Прямые обвинения типа "Ты в секте!" или "Тебя обманывают!" не помогут. Членов сект часто предупреждают, что "враги человеку — домашние его" (Мф. 10:36), поэтому упреки в адрес организации будут выглядеть как исполнение того, о чем предупреждали руководители культа, и лишь подтвердят их правоту. Важно не загнать человека в группу еще больше.
Спросите себя, какую потребность вашего близкого удовлетворяет культ. Потребность в принятии и общении? Есть ли у него какие-то разрушенные отношения? Проблемы с зависимостью? Доминирующий или контролирующий родитель? Иногда необходимо решить семейные проблемы, чтобы человек снова захотел быть частью семейной жизни.
Поговорите с кем-нибудь, кто хорошо разбирается в том, как действуют культы, чтобы получить консультацию по вашей конкретной ситуации - есть надежные правила того, как общаться с членом культа. Такую проблему редко можно решить с помощью логики.
Как церковь может лучше подготовиться к защите своих овец от религиозных групп с высоким уровнем контроля?
Церкви могут посмотреть на себя со стороны и вспомнить, что бывают разные степени культового контроля. Спросите себя, не контролирует ли ваша церковь своих прихожан законническим путем. Следует помнить, что фарисеи во времена Иисуса жили нравственной, но крайне законнической жизнью, возлагая законы и ожидания на плечи других, но не замечая своей собственной нужды и нищеты духа.
Кроме того, культы обучают своих членов - учат их и заставляют их учить других. Они заучивают тексты Писания на ключевые темы. Меня огорчает, что на молодежных группах христиан развлекают такими вещами, как соревнования по поеданию пирогов, и при этом пренебрегают хорошим апологетическим учением, которое молодежь могла бы усвоить и использовать для формирования собственных убеждений. Библейское учение о признаках второго пришествия Христа могло бы подготовить их к распознаванию лжепророков.
Церкви также подставляют молодежь, когда не просвещают относительно культов и обмана. Возможно, служители полагают, что человек, наученный Библии, будет в безопасности. Полезно объяснять людям, что такое манипулирование, принуждение и социальное подчинение, помогать им выявлять свои уязвимые места: неуверенность в будущем, отсутствие хороших друзей или переходный период жизни, например, учеба в колледже.
Говорят, что "забор на вершине скалы гораздо эффективнее, чем больница у ее подножия". Нужно, чтобы в наших церквях проводилась разъяснительная работа, а молодежь серьезнее обучали. Молодые люди, которые находятся в поисках своего места жизни, особенно уязвимы.