C-097

Диагностика кармы: мировоззрение Лазарева в свете христианства

Как-то раз в электричке я случайно услышал разговор двух женщин об авторе книги «Диагностика кармы». Одна пыталась доказать, что все, о чем говорит Лазарев, в лучшем случае — заблуждение, в худшем — сознательный обман. Вторая же отстаивала правоту Лазарева, ссылаясь на то, что он говорит о Боге, любви к ближнему и дает советы, как получить и сохранить здоровье. Кто же из них прав?

Истоки метода Лазарева

Прежде чем перейти к рассмотрению основных принципов мировоззрения Сергея Николаевича Лазарева, давайте обратим внимание на истоки его методики. Сам Лазарев неоднократно подчеркивает, что его представления сформировались в процессе экстрасенсорнобиоэнергетической практики с пациентами, и откровенно говорит, откуда он черпает свои познания: «Мой путь в биоэнергетику проходил через знакомство с приемами магии, колдовства, с методами народных целителей и знахарей...» (Диагностика кармы, кн. 1, с. 7). Затем Лазарев «углубил» свои религиозно-философские познания в процессе занятий восточными единоборствами и изучения восточной религиозной традиции.

В процессе развития своей теории он многое почерпнул из оккультизма, в его книгах часто встречаются одобрительные отзывы о многих представителях этого направления (кн. 5, с. 183). Перечислить все многообразие применяемых Лазаревым оккультно-спиритических методов невозможно (этот список занял бы полстраницы), но для нас важно одно — Лазарев взял за основу то, что Бог однозначно запрещает, и за что во времена Ветхого Завета людей наказывали смертью: «Не должен находиться у тебя... прорицатель, гадатель... чародей, обаятель, вызывающий духов, волшебник, вопрошающий мертвых» (Втор. 18:10-12), и «...да будут преданы смерти, камнями должно побить их...» (Лев. 20:27).

Учение о Боге

Основополагающим моментом для христианина является вера в Триединого Бога: Отца, Сына и Святого Духа. Учение Лазарева о Боге представляет собой причудливую смесь отрывочных и искаженных понятий христианства (кн. 2, с. 133-135), индуизма (кн. 3, с. 147; кн. 5, с. 84-85), восточной философии (кн. 2, с. 20, 127) и откровенных фантазий (кн. 3, с. 22, 143-145, 147) в стиле «нью-эйдж», причем эта смесь преподносится, как его личное открытие и приправлена «глубокими» философскими измышлениями.

Заслуживает внимания и метод познания «Божественного»: «Легче всего это было сделать через магнитное поле» (кн. 3, с. 137). Когда Лазареву выгодно привлекать библейские факты для обоснования положений своей системы, он говорит о Боге как о Личности, когда же он использует аргументы, заимствованные из восточных идей, Бог в его учении проявляет себя как безличный Абсолют. Таким образом, Лазарев совмещает два несовместимых понятия, утверждая, что Бог — «высшая личность и высшее безличное одновременно» (кн. 4, с. 131). Кроме того, Лазарев беззастенчиво вкладывает свой собственный смысл в библейские и христианские понятия. Возьмем, к примеру, его формулировку Святой Троицы: «Информация, энергия, вещество составляют единое целое. Понимание этого существует давно, например, в христианстве понятие Святой троицы» (кн. 1, с. 33) — и далее: «Бог-Сын — это материальное вещество, Бог-Дух — это поле, пространство, а Бог-Отец — это то, что их порождает... и неуловимо присутствует во всем» (кн. 2, с. 328; орфография и пунктуация сохранены). И эта тенденция прослеживается во всем учении Лазарева.

Природа зла

В системе Лазарева все рассматривается через призму «деформации полевых структур» человека, Вселенной и любых других объектов (он считает, что все объекты взаимосвязаны, так как «на тонких уровнях все едино — человек ли это, животное или минерал» (кн. 2, с. 30)). В таком случае, злом является все, что вызывает эту деформацию, хотя и такое определение относительно.

Указывая на относительность понятий добра и зла, Лазарев подчеркивает, что понятие зла порождается лишь несовершенством нашего представления о мире, а в контексте действия механизма кармы «зло есть неконтролируемое добро» (кн. 1, с. 141).

Лазарев непоследователен и в своих представлениях о сущности дьявола, называя его то персонифицированным злом (кн. 2, с. 118), то «тенденцией к ошибочному развитию» (кн. 5, с. 185). В книгах 1, 3 и 5 дьявол предстает как «инфекция, которая пожирает несовершенные души. Она необходима как элемент эволюции» (кн. 3, с. 24). А во второй книге это личность: «...Ангел, отрекшийся от Отца, от Бога, осудив его за неразумность» (кн. 2, с. 118). Интересно замечание Лазарева, что, «поскольку Бог есть все сущее, то он является и добром и злом одновременно» (кн. 3, с. 24).

Христианское вероучение однозначно утверждает, что Бог не является творцом зла и осуждает зло, как извращенное состояние воли разумных существ, которое вошло в этот мир через преступление заповеди Божией человеком. Зло как сознательное противление воле Божьей возникло еще раньше, в духовном мире, когда Люцифер с частью ангелов отказался подчиниться благой воле Творца.

Человек

По причине запутанности понятий Лазарева о Боге и основных процессах, протекающих в мироздании, его понятия о человеке представляют собой странную смесь пантеистических, языческих (кн. 2, с. 171), эволюционистских и восточных идей. В его системе человек — полевая структура, на 98% состоящая из «информационно-энергетических слоев подсознания», вмещающая в себя всю Вселенную и одновременно содержащая в себе божественную первопричину. Цель жизни человека сводится к тому, чтобы это божественное возобладало над человеческим, чтобы «параметр любви» достиг нормы, которая позволит человеку соединиться с Богом. Достижение нужных параметров «божественной любви» осуществляется путем накапливания положительных качеств в течение многократных перевоплощений, в том числе и в других мирах. Таким образом, в учении Лазарева упор делается на собственные достижения человеческой души, отвергается Божественный промысел в отношении человека. Искупительная жертва Иисуса Христа теряет свой смысл в системе, в которой все подчинено кармическим законам.

Христианское богооткровенное учение говорит, что человеку нет необходимости проживать множество жизней и «добирать», накапливать положительные качества до определенного уровня, чтобы приобщиться к Богу. Покаяние (если оно действительно совершилось) устраняет все препятствия между человеком и Богом, оно духовно преображает человека и делает его причастным бытию Бога через благодать Святого Духа в течение всего лишь одной жизни.

 Грех и покаяние

Лазарев вводит собственное понимание греха, не имеющее ничего общего с христианским вероучением. В системе Лазарева грех — лишь «несовершенное мировоззрение» (кн. 2, с. 271; ср. кн. 1, с. 141), нарушение существующих законов Вселенной на тонком, полевом уровне (кн. 1, с. 19). Коррекция индивидуального мировоззрения в соответствии с существующими законами Вселенной и составляет основу открытой Лазаревым концепции полевой саморегуляции. Утверждая, что «любое действие человека, хорошее или плохое, через единство информационно-энергетического поля Вселенной возвращается к нему обратно» (кн. 1, с. 19), автор методики делает вывод, что, стоит человеку формально признать неправильность того или иного поступка, в нем автоматически происходят положительные изменения (кн. 5, с. 151).

Такое сиюминутное раскаяние якобы может изменить судьбу человека в прошлых жизнях и даже на десятки и сотни воплощений вперед. Но, то, что происходит на сеансах у Лазарева, когда он «напоминает» своим собеседникам проступки, якобы совершенные много жизней назад, а они «каются» в грехах, которых никогда не совершали и совершить просто не могли, конечно, не является покаянием. Более того, оказывается, что «покаяние» можно совершать и за давно умерших предков.

Христианское же вероучение утверждает, что человек не в силах что-либо изменить после своей смерти, и ему остается лишь уповать на милость Божию. Грех, с позиции христианского вероучения, — это сознательное противление благой воле Божьей, нарушение закона, данного нам Богом, вследствие чего происходит разрушение личностных отношений между Богом и человеком. Покаяние же дано человеку как средство восстановления утраченных отношений, посредством которого человек вновь приобщается к благодати Божьей и становится тем, кем был изначально, — образом Божьим. Покаяние, по своему перерождающему действию, есть второе, духовное рождение (Ин. 3:3-8). Свидетельством того, что оно действительно произошло в душе человека, является полный переворот в его мировоззрении и образе жизни. Формулировка Лазарева внешне похожа на христианское учение о грехе, но между ними — глубокая пропасть. В контексте учения Лазарева покаяние — это констатация факта преступления перед безликими, неумолимыми законами Вселенной, в основе же покаяния, совершаемого христианином, лежат личностные отношения между Богом и человеком.

 Нравственный аспект теории Лазарева

Излагая свою методику в беседах с пациентами, Лазарев подчеркивает, что такие понятия, как истина, добро и зло относительны (кн.1, с. 138). Именно этим объясняется очевидное смещение нравственных границ, которое можно увидеть в книгах Лазарева. То, что для христианина является грехом, в представлении автора — добродетель. Он прямо заявляет, что соблюдение супружеской верности и исполнение нравственного долга есть грех и преступление против «божественной любви» (кн. 2, с. 36, 56, 178, 182). И наоборот, что для христианина добродетель, то для Лазарева грех. Вот пример молитвы, которую он «прописывает» своим пациентам: «Попробуйте молиться так: “Господи, ради любви к Тебе я готова отказаться от порядочности и нравственности, морали и идеалов, от духовности и справедливости, рассудка и способностей, от сознания, желаний и жизни”» (кн. 4, с. 184).

Очень показательны замечания Лазарева по поводу любви к Богу. Отмечая ее многоплановость (17 ступеней), он утверждает, что в ней «всегда есть элемент сексуального влечения» (кн. 3, с. 144-145, 147). Христианское же вероучение разделяет понятия чистой, божественной любви «агапе» и «эрос» — страстную, душевную, запятнанную грехом любовь.

В отношении нравственности и морали Господь Иисус Христос, обладающий полнотою божественной истины, всегда четко проводил границу между добром и злом. В контексте исполнения заповеди о любви к Богу Он не только никогда не призывал к прелюбодеянию, как это делает Лазарев, но и наоборот, всегда говорил, что блудники и прелюбодейцы Царства Божия не наследуют (Мф. 5:27-32, ср. 1 Кор. 6:9).

 Спасение

О спасении как таковом Лазарев ничего не говорит, но его писания пропагандируют эволюционную модель развития души, которая, пройдя путь многочисленных перевоплощений, в конечном итоге сама должна стать богом (кн. 4, с. 131). Миссия Иисуса Христа, по словам Лазарева, заключалась в том, чтобы «избавить человечество от прилипания к земному» (кн. 2, с. 127). Таким образом, в контексте учения Лазарева жертва Иисуса Христа умаляется и теряет всякий смысл, поскольку человек все еще остается зависим от причинно-следственных отношений законов кармы.

Христианство же утверждает богооткровенное учение, что человеку дана одна жизнь, по результатам которой он будет оправдан или осужден Богом на суде (Евр. 9:27). Но спасение каждый ищущий Бога получает через веру, по благодати, благодаря искупительной жертве, принесенной Господом Иисусом Христом за грехи всего человечества (Еф. 2:4-9).

Будущее человечества

Важной особенностью всех книг Лазарева являются пророческие высказывания о грядущем новом человечестве, новом мировоззрении, которое объединит науку и религию. Утверждая, что все религии произошли от одного корня (кн. 5, с. 200), он закладывает основу «нового детища, религии, которая станет наукой» (кн. 2, с. 118). С развитием такого сознания Лазарев связывает развитие биоэнергетики.

В своих мечтах он видит развитое общество с новым религиозным мировоззрением, в «котором соединены материализм и идеализм, наука и религия, духовное и материальное. В сознании человечества сейчас происходит этот процесс, который приведет к человечеству будущего» (кн. 2, с. 48). Для этого нового общества будет характерна новая система ценностей, следуя которой, человек должен быть «одновременно святым ...и дельцом». Причем, Лазарев заявляет, что «принципы такого сознания сформулированы в Библии... всей совокупностью изречений, заповедей...» (кн. 2, с. 48). На это можно возразить лишь одно. Подобное общество в Библии названо царством антихриста, и нигде в проповеди Иисуса Христа о грядущем Царстве Небесном не говорится как об обществе, где будут удовлетворены интересы и «святых», и «дельцов», где будут господствовать принципы двойной морали.

По всем этим признакам Лазарев попадает под определение лжепророков, о которых предупреждал Господь. А конкретные датировки будущих событий: «Жизнь закончится в 2000 году... Следующая будет длится 300 лет... С 2001 г. начнется меняться мировоззрение человечества. А с 2030 г. начнется новое человечество» (кн. 6, с. 166), — лишь подтверждают этот вывод, поскольку знать «времена и сроки» — прерогатива Бога, а не Лазарева.

 Незнание и непонимание Библии

Излагая свой материал, Лазарев часто искажает смысл фактов библейской истории. Складывается впечатление, что он пересказывает Библию с чужих слов. К примеру, Моисей не врывался в толпу молящихся золотому тельцу и никого не убивал, как это утверждает Лазарев (кн. 2, с. 51), а, напротив, умолял Бога помиловать его народ (Исх. 32). В обоснование своей теории Лазарев ссылается на факты, которые якобы имели место в библейской истории, но которых не могло быть вообще. Например, он вскользь упоминает некую сцену с «маисом» (кн. 2, с. 127), но это культура североамериканского континента, и в Палестине в то время она не была известна.

Кроме того, Лазарев излагает собственные, не соответствующие христианскому вероучению мнения по ряду основополагающих истин. Например, о крещении: «Вы знаете, как раньше проводилось крещение? ...Человек молился, обращаясь к Богу, а затем его окунали в воду и держали до тех пор, пока он не захлебнется. И в этот момент его вытаскивали и откачивали» (кн. 6, с. 196). С другой стороны, Лазарев претендует на истину в первой инстанции, утверждая, что его исследования «подтверждают заповеди Моисея и Христа» (кн. 2, с. 75)!

В заключение хотелось бы сказать несколько слов о самом авторе и задаться вопросом, имеет ли право заниматься медицинской практикой человек, практикующий оккультно-языческие методы, а иногда и основывающий свои диагнозы на больном воображении и предрассудках? Что вы подумаете о враче, если, придя на прием, услышите диагноз: «Причина парадонтоза — злословие в адрес отца, отягощенность кармы...» (кн. 1, с. 98); или «...Мучающий женщин токсикоз является результатом неправильного мышления и мировоззрения» (кн. 1, с. 151)? Настораживает и то, как Лазарев относится к пациентам, — он видит в них добровольный подопытный материал, на котором может «обкатывать свои модели» (кн. 3, с. 63).

Помимо лечения физических болезней Лазарев претендует на способность диагностировать и решать духовные проблемы. Например, чтобы снять «зацепку за судьбу», нужно «добавлять в ванну чеснок, укроп, хрен. Можно обтереться керосином», а чтобы избавиться от обиды и ревности, т. е. «зацепки за любовь», Лазарев применяет «уникальный метод»: «Бросил кусок мыла в воду, хорошо поболтал и потом этот белый мутный напиток выпил» (кн. 3, с. 123).

 Завышенная самооценка

Во всех книгах и лекциях Лазарев подчеркивает, что имеет достаточно чистую карму, высокую степень духовности и высокий уровень чистоты получаемой информации (кн. 2, с. 24-25) и, даже более того, «прошел весь ...путь, данный в заповедях, но... самостоятельно». Подчеркивая исключительность придуманного им метода (кн. 4, с. 9), Лазарев предостерегает, что только он один в полной мере владеет им, а всех, кто захочет практиковать методику Лазарева без его на то согласия, ждут неприятности (кн. 1, с. 152; ср. кн. 5, с. 58-60).

Обида на Лазарева и даже близкого ему человека может оказаться смертельной для самого обидевшегося (кн. 4, с. 44). Как видно из приведенных фактов, перед нами вырисовывается портрет тщеславного человека с большим самомнением, претендующего на особую роль в спасении человечества. В подтверждение этого можно привести одно из многочисленных его высказываний: «Скорости, на которых я работаю, позволяют “обкатать”, проанализировать и предотвратить будущие ошибки человечества» (кн. 5, с. 58).

 Заключение

Даже после столь краткого обзора представлений Лазарева о Боге и Вселенной, о происхождении добра и зла, о человеке и спасении, он предстает перед нами как типичный представитель идеологии Новой Эры.

С точки зрения христианского вероучения, он говорит и действует как лжепророк, своим учением и практикой направляющий людей по ложному духовному пути. Он подменяет суть основополагающих христианских принципов и наполняет их ложной духовностью. Под маской христианской терминологии пропагандируются идеи, которые чужды христианскому мировоззрению.