C-078

Богородичный центр

В конце 90-х годов в московских газетах появились объявления с призывом купить билет и посетить так называемую «Великую Литургию Открытого неба». Вскоре и в других городах России люди в синих балахонах, причислявшие себя к «Катакомбной (истинно православной) церкви», начали распространять газеты и брошюры с пророчествами некоего епископа Иоанна, проповедуя о якобы данных ему «самой» Божией Матерью новых откровениях о России. А еще позже стали появляться горюющие матери и жены, дети и мужья которых безвозвратно ушли в Богородичный центр1.

 

Часть 1

ИСТОРИЯ

О некоторых фактах из жизни лидера Богородичного центра можно узнать из его автобиографии «Исповедь поколения». Вениамин Яковлевич Янкельман (Береславский — его псевдоним) родился в 1946 году в Чите в семье полковника, военного атташе. Главную роль в семье играла мать, часто грубая по отношению к мужу и сыну. Невыносимо жестокое и унизительное, по словам Береславского, отношение матери наложило отпечаток на психику ребенка и всю его последующую жизнь. Мать говорит сыну:

Да чтоб ты сдох, мразь такая! Проклятая гадина! Я бы тебя удавила своими руками и без всякой жалости. <...> Чудовищная ведьма непрестанно бьет по голове, бичует, усовещает.<...> Следуют один за другим удары в солнечное сплетение: меня пугают, пробивают насмерть2.

Подобные отношения с матерью привели к тому, что Вениамин возненавидел всех женщин и болезненно зациклился на вопросах обнаженного тела, гениталиях и т. п. Вот еще интересная цитата из автобиографии Береславского:

Курил с шести. Кололся с тринадцати. Пил с пятнадцати. Болели раны, надо было что-то делать. Включу рок и балдею на лестнице под курево. <...> В четырнадцать — уже старик: резкое снижение способностей, ухудшение памяти, потеря интереса к учебе. Чтобы не вскрыть себе вены, не сойти с ума, не попасть в психушку, ухожу в себя3.

В 18 лет Береславский впервые попал в психиатрическую больницу, откуда сбежал4, а в 23 года за избиение был заключен в тюрьму:

Когда мне было едва за двадцать, избил какого-то парня... Бил до одури, до полусмерти... Шесть лет заключения ничего не дали. Остервенение, тупость, полное презрение ко всем5.

В 1984 году, когда Береславскому исполнилось 38 лет, в Смоленске от иконы «Одигитрия» ему якобы открылась Божия Матерь Мария и дала ранее никому неведомые откровения. С этого момента Береславский, объявивший себя пророком Божией Матери, получил множество судьбоносных для России в целом и для каждого верующего в частности откровений. Только за первые несколько лет своей пророческой деятельности он опубликовал более 20 томов откровений (сейчас их насчитывается свыше 200). Для последователей Береславского эти книги являются основной духовной литературой и вкупе составляют «Третий Завет», заменяющий собой Ветхий и Новый.

Получив первые откровения от Божией Матери, Береславский пожелал канонически узаконить свою пророческую деятельность. В 1985 году он сделал попытку примкнуть к так называемой Катакомбной (истинно-православной) церкви (ИПЦ)6. В том же году Береславский и Петр Большаков (в прошлом ученый-математик) были рукоположены в иеромонахи митрополитами «геннадиевской» ветви ИПЦ (по имени покойного митрополита Геннадия Секача) Феодосием и Григорием. Прошло совсем немного времени, и «отцов-богородичников» запретили в служении, а 3 июня 1992 года митрополиты Феодосий и Епифаний в своем Окружном послании осудили учение БЦ и отлучили иеромонахов Иоанна Береславского и Петра Большакова от ИПЦ «за отход от своих епископов в самочинное сборище и распространение лжеучения о «Третьем Завете»7. Нигде в литературе Богородичного центра этот факт не упоминается. По правилам Православной церкви, запрещенные в служении и отлученные от церкви священники ничем не отличаются от обычных прихожан. Они не имеют права служить и тем более рукополагать. Но Береславский неожиданно возводит сам себя в чин архиепископа, а затем и патриарха, и рукополагает множество преданных ему «братьев» в священники Богородичного центра, называя новообразованное движение «истинной православной церковью».

Как Иоанн Береславский стал епископом, никому не известно. Впрочем, в литературе БЦ можно найти пару строк об этом событии:

В феврале 1991 г. по благословению митрополита Иоанна (Бондарчука) [состоялась] хиротония (рукоположение — прим. авт.) в катакомбном храме в Москве о.Иоанна, архимандрита катакомбной Истинно Православной Церкви, в епископы Российской Автокефальной Православной Церкви8.

На сомнительность состоявшегося рукоположения указывают два обстоятельства:

1) в 1991 году Береславский не мог быть епископом, потому что годом позже епископы ИПЦ отлучили не епископа Иоанна, а иеромонаха [священника] Иоанна9;

2) епископство Серафима (Поздеева), который самовольно организовал ветвь «поздеевцев» или «геннадиевцев» (по имени рукоположенного им Геннадия Секача), назвав ее «катакомбной, ИПЦ», церковные историки также считают сомнительным. Именно к этой иерархии принадлежат тайные рукоположения иеромонахов Иоанна (Береславского) и Петра (Большакова).

Береславский и сам почему-то умалчивает о своем рукоположении в епископы, однако с течением времени под его пророчествами появляются все более высокие титулы: «Епископ Иоанн» (до 1991 г.), «Пророк архиепископ Иоанн» (1992 г.) и, наконец, — «Пророк Божией Матери патриарх Иоанн» (кон. 90-х гг.).

Отметить факт лжесвященства и самосвятства Береславского важно потому, что он причисляет свою общину к Катакомбной (истинно-православной) церкви, именно через пастырскую преемственность, называя себя преемником соловецких старцев-мучеников и патриарха Тихона.

ИСТОРИЯ ЦЕНТРА

На протяжении краткой истории Богородичного центра последователи Береславского неоднократно меняли название своей организации. Известно, что первоначальным названием этого религиозного объединения было «Автокефальная православная Церковь». В июне 1991 года на богородичном соборе в Москве было принято и официально зарегистрировано наименование «Церковь Божией Матери Преображающейся». В том же 1991 году в Москве была зарегистрирована общественно-просветительская организация «Богородичный центр». Нынешнее официальное название организации — «Православная Церковь Божией Матери Державная» (с февраля 1997 г.).

История Богородичного центра делится на два основных периода. Первый — с момента получения Береславским откровений от Божией Матери в 1984 году до середины 1993 года, второй — с середины 1993 года по настоящее время. В откровениях начального периода у архиепископа Иоанна преобладали пророчества о близости конца мира, эпохи церковного запустения и всемирных катаклизмов. России и всему миру были обещаны всевозможные бедствия, если народ не покается и не признает учение Береславского. Часто на страницах его книг утверждалось, что лишь немногие праведники спасут свои души. Для этого они должны преодолеть все мирские соблазны, в том числе отречься от семьи и родных, отказаться от собственности, передав ее центру, и т.д. В литературе отцов Богородичного центра насаждалась ненависть к собственным родителям, особенно к матери как к источнику зла. Матерей называли «дьяволицами» или «священницами князя тьмы»10. Первые публикации центра также изобиловали совершенно бессвязными и грубыми словосочетаниями вперемешку с нецензурными словами. Вот что, например, Береславский пишет о Родине:

Блудница вавилонская разбила свои пышные сады и посвятила нас в «запретные тайны». И с любопытством взглянув на следы от ее престола мы обнаружили лишь два глубоких овала — символизирующих царствие «седалища». И разглядели нечто странное: три наглые рыжие девки. Триипостась сатанина — три эрогенные зоны. Девок звали чрезвычайно просто: рыжая проститутка Попка, рыжая проститутка Писька и рыжая проститутка по имени Сиська. Как ни странно, все три составляли духовную сущность безбожной рефаимской России11.

А это он говорит о матерях:

Три ее божка — чрево, блуд и сон. Три мерзкие богини — грудь, гениталии и задница... Целое поколение жучков-аферистов, авантюристов, болтунов и трусов, комнатных мафиози было взращено подобными матерями. И над всем этим — огромный идол «мамы», задавивший своим задом две трети человечества12.

Нечестивая мать (т.е. любая мать — прим. авт.) обирает своего сына, делает его идеальным любовником, во всем послушным ей. Непрерывно обнимающий, тайно сходящийся, бессознательно освоивший уже с трех лет индусскую тактику тантры — тонкого сублимированного энергетического блуда без включения грубых его форм, телесных, генитальных. Это и есть содомский блуд... Критическое отношение к родителям, заколдованным и загипнотизированным, исключительно полезно13.

Имидж центра и его учение резко изменились в период 1993-1994 годов, когда «Церковь Божией Матери Преображающейся» начала сотрудничать с Вселенской Марианской церковью (не признаваемая Ватиканом католическая организация, имеющая последователей в США, Латинской Америке, Польше и других странах). В этой связи началось постепенное изъятие культовой литературы Богородичного центра раннего периода. Береславский и другие «отцы» центра начали менять тон и содержание своих проповедей. Все стало более благообразно и приправлено «любовью». Нынешним новообращенным последователям Береславского порой трудно поверить в то, какие серьезные перемены претерпел центр за последние несколько лет. В их глазах эти факты выглядят, по меньшей мере, клеветой, но Господь сказал, что «нет ничего тайного, что не сделалось бы явным» (Лк. 8:17).

ОБЩЕСТВЕННО-ЦЕРКОВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

По данным Богородичного центра, под его юрисдикцией находятся до 100 общин в России и СНГ, однако официальную регистрацию в России имеют только 4 общины. В Церкви Божией Матери Державная 7 епископов, около 100 священников и несколько тысяч прихожан (на самом деле значительно меньше: например, в воскресенье в единственном петербургском приходе в ДК им. Шелгунова на литургии присутствует не более 100 человек, основной костяк которых составляют «братья» в синих балахонах («синие рыцари») и монахини). Причащаться на литургии могут все желающие без разбора. Последователи культа регулярно собираются на соборы, на которых присутствуют не только священники БЦ, но и мирские люди, совсем не принадлежащие к Богородичному центру. На этих соборах (последний, 22-й, прошел в Москве в 2000 году) присутствующие узнают о новых «откровениях» Береславскому. У Богородичного центра есть свои печатные органы «Рыцарь веры» и «Оазис мира», собственное издательство «Новая Святая Русь» и официальная страница в Интернете. За семь лет работы издательством было выпущено более 250-ти наименований авторских книг, переводов и статей.

По словам бывших последователей Береславского, новичков сразу же окружают любвеобильной заботой, навешивая на них всевозможные послушания (церковно-полезные поручения), почти не оставляя времени на мирские дела. Наивысшей целью для каждого новопосвященного ставится принятие монашества в Богородичной обители-монастыре (два из них находятся в Ленинградской области). Береславский и другие «пастыри» Богородичного центра в своих трудах превозносят отказ от образования и работы, от воспитания детей и семьи. Последователей призывают к нищете, беспрекословному подчинению «отцам», ночным бдениям с чтением Псалтири, Богородичного правила по четкам и посту, который, кстати, полностью исключает не только употребление мяса и молока, но и рыбы14. В связи с новой политикой БЦ, посвящение новичка во все глубины богородичной аскезы происходит постепенно, чтобы не отпугнуть его чрезмерными «подвигами» поста и молитвы. Женщины, в которых, по учению БЦ, сконцентрировано мировое зло, даже в общине по-прежнему находятся в униженном положении, хотя это широко не афишируется. Каждую неделю по субботам и воскресеньям последователи собираются (чаще всего в ДК или концертном зале) на так называемую «литургию Иоанна Златоустого» — не только внешне мало похожую на литургию Православной церкви IV века, но и по содержанию искаженную отцами-богородичниками почти до неузнаваемости.

Часть 2

УЧЕНИЕ

На официальном сайте «Православной Церкви Божией Матери Державная» опубликован меморандум некоего «Международного института интегральных наук о человеке» от 29 апреля 1994 года, в котором, в частности, говорится:

Архиепископ Иоанн Береславский и Церковь Божией Матери в России не являются членами «новой религии», «секты» или «культа». Архиепископ Иоанн Береславский, его священнники и верующие признаются ортодоксальными христианскими церквями и экуменическими организациями за пределами России в качестве ортодоксальных христиан... Они образовали свое законное и признанное экклезиастическое христианское сообщество15.

B первой части статьи уже говорилось, что Береславский совершил самосвятство, присвоив себе титул патриарха, а отцы БЦ образовали канонически незаконное псевдохристианское общество, не принадлежащее ни к исторической Православной церкви, ни даже к Катакомбной (истинно-православной) церкви (ИПЦ). Теперь мы сравним учения и откровения «патриарха Иоанна» с Библией и докажем, что последователи Береславского не вправе называть себя «ортодоксальными христианами».

С одной стороны, богословие Богородичного центра очень обширно и запутано, а с другой — совершенно однобоко, потому что целиком построено вокруг одной личности — Божией Матери. Для богородичников Она — все: альфа и омега, начало и конец. Десятки томов с откровениями Береславского и богословские труды священников БЦ посвящены большей частью Ей, а не Господу Иисусу Христу. И какой бы вопрос доктрины мы ни затронули, непременно обнаружим его неразрывную связь с учением о Богородице.

УЧЕНИЕ О «ТРЕТЬЕМ ЗАВЕТЕ»

Особое место в богословии Богородичного центра занимает учение о так называемом «Третьем Завете» — десятках томов с откровениями Божией Матери, которые якобы и поныне получает «пророк»16 и патриарх Иоанн (Береславский).

Еще до начала своей пророческой деятельности Береславский жил ожиданием грядущего откровения, которое и состоялось в 1984 году. В книгах Береславского мы не найдем подробностей этого видения, но именно оно, равно как и последующие откровения, составившие «Третий Завет», легло в основу догматики Богородичного центра:

Начало нового летоисчисления, датируемое со дня Откровения Матери Божией в Смоленске 1984 года, — дарование особой милости или Завета с верными, возвещение о трех Веках Ее грядущей Славы, о предстоящих Ее подвигах, о приданной Ей Эгиде37 Миродержицы Вселенной18.

Как христианство неотделимо от Божественных Писаний (Библии), так и Богородичный центр не мыслим без «Третьего Завета». Если авторитет Библии неоспорим как с богословской, исторической, так и с любой другой точки зрения, то что можно сказать об авторитете никому ранее неведомых откровений, полученных из неизвестного источника? Поражает, с какой легкостью отцы-богородичники подменили Божье Писание трудами новоявленного самозванца, возложив на них все свое упование. Береславский в своих откровениях ставит «Третий Завет» выше Библии и видит источник спасения лишь в нем:

Дети Мои! Спасайтесь словом Пречистой. Каждая буква — спасительный круг, каждая фраза — небесный град... Окормляйтесь от источника нетленного! <...> Цените Слово не просто как источник света, но как Дароносицу печатей. Хочу, чтобы слово Мое дошло до сердца и проницало всю плоть... <...> Слово Мое — злак жизни... <...> Ибо настал час Третьего Завета, момент решительного выбора19.

Слово Мое [Богородицы] есть... наивысшая премудрость20.

Библия предупреждает нас, что нельзя ни добавлять к Писанию, ни убавлять от него. Апостол Иоанн предостерегает об этом в Откровении 22:18-19. Также и Сам Господь в Иоанна 10:35 говорит, что «не может нарушиться Писание», а в Матфея 5:18 Он обещает: «Доколе не прейдет небо и земля, ни одна йота или ни одна черта не прейдет из закона, пока не исполнится все». Господь Иисус Христос не сказал ни слова о грядущих откровениях или заветах, более значимых, чем Его Слово. Библия представляет собой завершенное Божье откровение. Следовательно, любые другие «заветы», «евангелия» или «откровения», претендующие на такой же или еще больший авторитет, что и Писание, безусловно ложны и исходят не от Бога. Мы убедимся в этом, сравнив основные аспекты богословия БЦ с ясным библейским учением.

БОЖЕСТВЕННАЯ СУЩНОСТЬ БОЖИЕЙ МАТЕРИ

Ни один вопрос в догматике Богородичного центра не освещен так широко, как учение о божественной сущности Богородицы. Из-за тяжелых личных отношений Береславского с матерью его учения проникнуты ненавистью к любой женщине как источнику всякого зла. А недостаток материнской любви лидер Богородичного центра решил компенсировать в образе Божией Матери. В лице Богородицы Береславский создал образ нежной и любящей матери, наделенной не только безупречными человеческими качествами («это самая добрая Мать из всех возможных»21), но, как мы увидим далее, и атрибутами Бога.

Поклонению Божией Матери как Богу посвящены многие страницы книг и брошюр отцов-богородичников. Ниже приведены цитаты, которых вполне достаточно, чтобы понять суть мариологии (учения о Богородице) Береславского, и в сравнении с Библией увидеть, что он проповедует ересь:

БЦ: Богородица-Бог: Сегодня Бог открывается как Святая Мать (выделено БЦ). И прародители Нового человечества — Отец и Сын, и Дух Святой, Единый в трех лицах Господь Иисус, и Матерь Нового человечества, Мария — благословляют новый род Адамов22. <...> Послана Жена Облеченная в Солнце — Сам Бог в Ее лице23. <...> Я жива — в сердцах, на Небе и повсюду. Приснодева пришла в новую Святую Русь... Эммануэль, с нами Бог!24

Библия: Нет иного Бога, кроме единого Бога: Прежде Меня не было Бога, и после Меня не будет. Я, Я — Господь, и нет Спасителя кроме Меня (Ис. 43: 10, 11). Я — первый, и Я — последний, и кроме Меня нет Бога (Ис. 44:6). Один Бог и Отец всех, Который над всеми (Еф. 4:6).

 

БЦ: Власть и сила: Царица Небесная говорит: «Моя власть, Мой престол, Моя сила, примите Мою Эгиду»25. <...> Стою в великой силе, и Мне подчиняются все миры видимые и невидимые26. <...> Я способна воскресить тебя из мёртвых. Нет силы могущественней, чем Моя27.

Библия: Бог владычествует над всем: Все, что на небе и на земле, Твое: Твое Господи, царство, и Ты превыше всего, как владычествующий, и Ты владычествуешь над всем, и в руке Твоей сила и могущество (1 Пар. 29:11, 12).

 

БЦ: Превечная, Сущая: Есть иная мета-метаистория, где Мария преображается превечно, где Она была еще до сотворения Мира, порождая Бога-Слово и вновь вознося Его в Горние Свои уделы28.

Библия: Только Бог превечен: Господь пребывает во век (Пс.9:8). Вы познали Сущего от начала [Иисуса Христа] (1 Ин. 2:13).

 

БЦ: Вездесущая: Отрицающий Мою вездесущность не признает и Промысла живого Божия, ибо Я Сама и многие ангелы из Моей царской свиты осуществляют необходимый покров над Богородичными христианами29. <...> Присутствие Мое не вездесуще ли? Сила Моя оборима ли?30

Библия: ...Ты один знаешь сердце всех сынов человеческих (3 Цар. 8:39).

 

БЦ: Свет: Я есть Свет и Любовь, покой и радость вечного блаженства31. <...> О, Я есть переливающийся Свет! Я есть Свет светов, чистота Божественного непостижимого Света. Блажен облистанный, блажен открывшийся ко Свету32. <...> Славьте Меня по всей земле, славьте! Я есть Свет. Кто Мне в духе поклонится, тот приблизится. Я есть любовь33. <...> Она изливает Божественный Свет на человека смертного, обоживая его34.

Библия: Я [Иисус] свет миру (Ин. 8:12; 9:5). Бог есть свет, и нет в Нем никакой тьмы (1 Ин. 1:5).

 

БЦ: Полнота благодати: От Пречистой исходит полнота благодати. От Нее — полнота пресвятых добродетелей, огнем нетварного Света опаляющая грешника и преображающая его в существо ангелоподобное35. <...> Ей сегодня приданы Божественные полномочия и полнота благодати, которую Отец дал Сыну, славящему Его. Сын передал благодать Матери, Славящей Имя Господа36.

Библия: Благодать пришла через Иисуса Христа: Благодать и истина произошли через Иисуса Христа (Ин. 1:17). Благодать Божия и дар по благодати Иисуса Христа преизбычествует для многих (Рим. 5:15).

 

БЦ: Небесный Судья: Пресвятой Деве препоручен мир и дана власть судить Адамов род, живых и усопших, судом правды и милости. Марии препоручен суд над миром! Пресвятая Дева — обетованная Мать завета, Та, Которой был воздвигнут в свое время Ной, Авраам, Исаак, Иаков, Моисей, Иисус Навин, Господь наш Иисус Христос! Что скажет Она — так совершится. За ней последнее слово37.

Библия: Он [Христос] есть определенный от Бога Судия живых и мертвых (Деян. 10:42). Господь, праведный Судия (2 Тим. 4:8).

 

БЦ: Царь Славы: Поднимите, врата, верхи ваши, и войдет Царь Славы! Открывайте двери вечные! Пред Ней расступятся творения видимые и невидимые. Ее Слава не на земле только, но и во множестве иных миров38.

Библия: Поднимите, врата, верхи ваши, и войдет Царь славы! Кто сей Царь славы? — Господь крепкий и сильный... <...> Он — Царь славы (Пс. 23:7-8, 10). Ибо Бог — Царь всей земли... (Пс. 46:8).

 

БЦ: Очищает от греха: Свет Мой очистит от греха и смерти39.

Библия: Если исповедуем грехи наши, то Он [Иисус Христос] будучи верен и праведен, простит нам грехи наши и очистит нас от всякой неправды (1 Ин. 1:9).

 

БЦ: Домостроительница Царства Божия: Домостроительница Царствия — Мария, вышний Мастеровой. Домостроительствует Ее Око милосердное, строит град Божий Ее распятое Сердце40.

Библия: Как вы слышали о домостроительстве благодати Божией (Еф. 3:2). Ибо всякий дом устрояется кем-либо; а устроивший все есть Бог (Евр. 3:4).

 

БЦ: Первосвященница: Ныне Владычица Небесная выступает в трех великих ипостасях — Царицы, Первосвященницы, Первопророчицы41.

Библия: Итак, имея Первосвященника великого, прошедшего небеса, Иисуса Сына Божия, будем твердо держаться исповедания нашего (Евр. 4:14).

 

БЦ: Воздвигла Церковь: Вот воздвигла Свою Церковь, возвестила Завет, и приведу в мир особые души42.

Библия: Я [Иисус] создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее (Мф. 16:18).

 

БЦ: Воскресила Господа: Мария воскресила Господа для жизни нашей в Нем и Его — в нас. Мария — Новая Святая Пасха43. <...> Я воскресила вам Господа44.

Библия: Бог воскресил Сына Своего Иисуса (Деян. 3:26).

 

БОГОРОДИЦА — ОДНО ИЗ ЛИЦ ТРОИЦЫ?

Литература БЦ не только приписывает Богородице божественные атрибуты, но и отождествляет Ее с той или иной ипостасью Божественной Троицы:

БЦ: Богородица есть Отец: Отец Небесный!.. Матерь наша вечная, Мария!.. Отцом мы нарекли Тебя через жертву Сына, Матерью назвали через благословение Распятого Бога45. <...> Мария преображается превечно, где Она была еще до сотворения Мира, порождая Бога-Слово и вновь вознося Его в Горние Свои уделы46.

Библия: Богородица — человек, и не есть Бог Отец: Но когда пришла полнота времени, Бог послал Сына Своего (Единородного), который родился от жены (Гал. 4:4).

 

БЦ: Богородица есть Христос или равна Христу: Славьте Меня во всех концах земли! Я и Господь — Одно47. <...> Как Отец пришел в мир в образе Сына, так и Сын сошел в образе Матери48. <...> Не сказал ли Господь: «Возьмите крест свой и следуйте за Мной». И я говорю: «возьмите Мой крест, и шествуйте за Мной... Отныне крест — Богородичный, и все дары Дароносицы — от Пречистой Девы»49. <...> Примите Солнечную Деву, Вестницу третьего тысячелетия — как первые ученики приняли Христа, признали в Нем Мессию и пошли за Ним50.

Библия: Богородица не Бог и не Сын Божий: И сказал ей ангел: не бойся, Мария, ибо Ты обрела благодать у Бога: и вот, зачнешь во чреве, и родишь Сына, и наречешь Ему имя: Иисус. Он будет велик и наречется Сыном Всевышнего (Лк. 1:30-32; ср. тж. Лк. 1:35, Мф. 1:23).

 

БЦ: Богородица есть Дух Святой: Нет Духа Святого вне Божией Матери. Я и Дух одно51. <...> Я ли не всевластный Дух, устрояющий судьбы мира и каждой души отдельно?52 <...> Дух Святой пребудет с вами, Сама Живая Царица53. <...> Ты — Дух Божий, в образе голубя носившийся над бездной и разделивший тверди54.

Библия: Богородица не есть Дух Святой: Ангел сказал Ей [Марии] в ответ: Дух Святый найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя (Лк. 1:35; ср. Мф. 1:18, 20).

 

СПАСЕНИЕ

Основным вопросом христианской веры является вопрос личного спасения в Боге. Господь Иисус Христос стал человеком, умер на кресте и воскрес для того, чтобы каждый верующий в Его заместительную Жертву получил по благодати прощение грехов и вечное блаженство. Библия говорит, что только Иисус Христос есть наш Спаситель (1 Тим. 4:10), и только Им одним можно спастись. Его жертвы было вполне достаточно, чтобы искупить грехи всех людей (Титу 3:4-7).

Но главное упование Береславского — не на Господа и Спасителя Иисуса Христа, а на Божию Матерь. Она является у них залогом вечного спасения:

Спасутся те, кто признают Жену Облеченную в Солнце своей родной Матерью, Заступницей, последней надеждой и самой жизнью... Условие спасения — посвящение Непорочному Сердцу Марии. Ни дела милосердия (католическая миссия Церкви), ни традиционная евангельская проповедь (протестантская), ни даже сакраменталии (церковные таинства), не помогут без последней правды — без принятия Матери завета55.

Спасение ваше ... в перезаключении завета, в помещении в Мое Лоно, в Новом Духовном Рождении56.

Я одна еще могу спасти вас от бедствий, которые наступят в случае непокаяния. И только те, кто будет верить Мне, спасутся57.

Как относиться к такому «благовествованию от Береславского»? Ответ на этот вопрос уже дал апостол Павел:

Удивляюсь, что вы от призвавшего вас благодатью Христовою так скоро переходите к иному благовествованию, которое впрочем не иное, а только есть люди, смущающие вас и желающие превратить благовествование Христово. Но если бы даже мы или Ангел с неба стал благовествовать вам не то, что мы благовествовали вам, да будет анафема (Гал. 1:6-9).

ХРИСТИАНСКАЯ ВЕРА И ЦЕРКОВЬ

Береславский создал не только учение, резко отличающееся от исторического христианства, но и новую церковь, нынешнее название которой «Церковь Божией Матери Державная».

Когда в 1993 году ИПЦ (к которой причисляет себя Береславский) официально осудила деятельность и учение Богородичного центра, лидеры последнего поспешили осудить все христианские церкви и основные догматы христианства и объявили всему миру о создании принципиально новой церкви Третьего Завета. Причем, главой этой церкви является не Христос, а Божия Матерь:

БЦ о Богородице-Церкви: Она открылась как Матерь Церкви, олицетворенная Благодать и Живая Церковь58. <...> Церковь для нас — Сама Божия Матерь59.

БЦ о новой церкви: Воздвигнута Церковь церквей, светоносная святыня, ангельский алтарь! Покорись, земля, Пречистой Деве!60 <...> Церковь третьего завета — Ковчег спасения для всех: в ней совершатся и исполнятся чаяния всего рода Адамова от сотворения мира61.

БЦ о христианстве: Истощилась вера во Христа. Настала эра Марии: Божия Матерь послана как Мать завета, и те, кто именуют себя сегодня христианами без Божией Матери, — самые несчастные люди на свете. Эпоха христианства завершилась62. <...> Разве не ясно каждому, трезво мыслящему и не лишенному здравого сердца, что прежняя вера угасла?63 <...> Все христианство от начала до конца — сплошной парадокс, сверхъюродство... И хотя уже две тысячи лет то хороним христианство, то возрождаем его из мертвых, едва ли можно говорить, что христианская история состоялась64.

Господь обещал в Евангелии от Матфея 16:18: «Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее», — но, по словам Береславского, выходит, что Иисус обманул Своих учеников, и ад все-таки одолел Церковь. Да не будет!

НЕБИБЛЕЙСКИЕ УЧЕНИЯ

Наравне с небиблейскими догматами о Божией Матери, Боге и спасении, последователи Богородичного центра исповедуют много других еретических учений — от модализма до отрицания вечных мучений. Назовем их «небиблейские учения», потому что ни одно из них не находит подтверждения в Священном Писании.

Модализм65

Ересь модализма известна в церковной истории со II века н. э. Ее последователи видели в Лицах Святой Троицы формы или образы, в которых Бог открывается миру: сначала в виде Отца, затем в виде Сына, и наконец, в виде Святого Духа (а по учению Береславского еще и в четвертой ипостаси — Жены). Ересь модализма была осуждена Церковью во II веке н.э. А истинное учение о Едином Боге в трех Лицах, существовавшее в Церкви со времен апостолов Иисуса Христа, было утверждено на первом Вселенском Соборе в Никее (325 г.) и пребывает неизменным до настоящего времени.

Не вводит ли Береславский в заблуждение своих последователей, обещая: «Ни на йоту не отступлю от Закона отцов и не скажу ничего того, чего прежде не говорил Господь, и чего не открывал Дух всем сподвижникам правды, подвизавшимся в Господе»66, — в то время как он сам проповедует откровенную ересь:

Сын и есть Отец, и Он же — Дух Святой; Один в Трех и Три в Едином. Во Христе истощился без остатка Бог Отец67.

В лице Иисуса пришел в мир Сам Бог-Отец и был уничижен и распят, и пролил свою Божественную Кровь68.

Пасха Святого Духа. Христос сходит как Святой Дух, третье равновеликое лицо Троицы — Христос. Святой Дух — жертвенный Агнец69.

Сегодня Бог открывается как Святая Мать70.

Церковь Параклита

Слово Параклит (от греческого paraklitosутешитель, ходатай, заступник) является одним из ключевых в богословии Богородичного Центра. Параклитская ересь или монтанизм была основана жрецом Монтаном, жившим во Фригии во II веке н. э. Монтан говорил о себе, что он и есть обещанный Спасителем Параклит (Утешитель-Дух), посланный для того, чтобы очистить и обновить Церковь. В том же II веке эта ересь была осуждена Церковью. Монтанисты проповедовали строжайший аскетизм, доходивший до изуверства, и отрицали все земные радости, блага цивилизации и элементарные жизненные удобства. Всю жизнь христиан они обставляли самыми строгими правилами, отрицая даже самые невинные удовольствия и увлечения, как, например, занятие искусством и наукой. Не видим ли мы все эти учения и в откровениях Береславского, с той лишь разницей, что Параклитом вместо Монтана стала Божия Матерь?

Утешитель-Параклит: А разве не Я Утешительница Церкви? Я ли не всевластный Дух, устрояющий судьбы мира и каждой души отдельно71.

Другим Утешителем именуется Матерь Утешения всяческого в Евангелии72.

Мой Век и Завет возвещены впервые — и открыта Церковь Святого Духа Параклита73.

Цивилизация: Лазер, ультрафиолет, рентген и телевизор — тайные сообщники антихристовой печати, потенциальный арсенал христоубийц времен Антихриста74.

Живи при свечах, при лампадах... Искусственный свет — изобретение гомункулов75.

Аскетизм: Ешь пищу самую простую, спи в одежде... Когда снимаешь на ночь одежду — сам себя хоронишь, не ночное платье одеваешь, а погребальное!76

Правила самые строгие: дом — келья, пища — только постная (сухофрукты, теплая вода и хлеб)77.

Стеленная постель — предрассудок цивилизации. Спать в одежде, чтобы было легко вставать на молитву. Спи на жестком и на неудобном... Каждый лишний час сна идет в зачет вечной смерти. Сколько спать? Не более 4 часов78.

Живите, как в горах. Недолгий сон, не более двух часов79.

Наука: Химия — наваждение современности; где поролон и пластмасса, там бесовское гнездо80.

Перечислим и другие небиблейские учения, широко проповедуемые на страницах книг БЦ.

Культ непорочного сердца Божией Матери

Сегодня все постигается через Непорочное Сердце. Оно — ключ (данное свыше богомыслие), дверь (истинная вера и молитва) и храм (Лоно). Ключ к Новому завету: Непорочное Сердце Марии поставлено посредником спасения81.

Учение о Марии как Софийной Премудрости Бога

Пресвятая дева восходит в сферу самого Небесного Владыки и Творца как Софийная Премудрость и Превечная Художница82.

Чистилище, кратковременность мучений83 и прощение демонов

Чистилище является местом переживания виновности перед любовью Божией, покаяние сынов84.

Ад не представляется безысходно черным. Души страдают скорее нравственно. При этом им открываются грехи их, сообщается сознание кратковременности и необходимости мучений для последующего очищения... По мере осознания всех пагубных следствий греха дается прощение его, и души постепенно восходят, поднимаясь от низших ярусов ада к высшим. Духовный смысл трех грядущих веков славы (по окончании страшного суда) — постепенное изведение душ из преисподней, закрытие ада для рода адамова... Но даже демонов ей жаль. И одна восьмая часть из них (пожелавшие покаяться) получат прощение85.

Злодейская идея страшного суда (вечные муки, адские пытки) — грех, не простимый ни сегодня, ни в грядущем: хула на Святого Духа. Заканчивается время лжеэсхатологизма86.

Ад будет очищен полностью, и в него войдут 1/8 демонов, пожелавших покаяться. Господь спросил только одно: «Что будет с самим Люцифером, искушавшим Его?» — Он выйдет последним и благословится, если будет на то воля Вышнего»... — «Мне жаль его»87.

Брак Отца Небесного и Марии

Отец Небесный сочетался узами любви-агапы с Избранною из земных жен, и светлейшее непорочное зачатие явилось плодом дивного Божественного Брака88.

Брак Иисуса и Марии

Отец Небесный благословляет Их превечное Супружество, Чистейший, Непорочный Брак — Агнца и Агницы89.

Узами вечного брака сочетались у Голгофы Иисус и Мария90.

Супротивница-дьяволица

Супротивница. Такое название не случайно. Оно означает противоположный, теневой престол — оппозицию дьяволицы, минотавра женского пола, требующего, окрадывающего благодать и питающегося ею. Через Супротивницу возникла цивилизация распада91.

Евхаристические слезы Марии

Чудо Евхаристических слез Божией Матери. Новая тема для истории человечества. Тайна Третьего Завета. Слезы — самое прекрасное вечное сокровище, самое действенное и чудное лекарство. Воистину, евхаристическая трапеза для всего человечества92.

Слеза Моя благорастворенная и освященная на Литургии открытого Неба в Чаше с Кровью и Плотью Господней93.

БОГОРОДИЧНЫЙ ЦЕНТР И ДВИЖЕНИЕ НОВОЙ ЭРЫ

В тексте откровений Береславского зачастую встречаются термины, более подобающие учению Движения Новой Эры:

Медитация на первое таинство Розария «Благовещение» призывает благовещенский, преображенский Свет94.

Зодиакальная сфера из двенадцати колец, окружающая душевный мир95.

Я ли не открыла Новый век? Да будет по словам Моим. Вскоре познаете силу Слов Моих, когда начнут сбываться знамения96.

СТРАННЫЕ УЧЕНИЯ

Кроме серьезных догматических вопросов, в откровениях Береславского встречаются учения, которые не могут не вызывать смех и сожаление к тем, кто воспринимает их серьезно:

Канализационная вода — рассадник смуты и среда бесов. Самое опасное — пить сырую воду ночью, когда канализационные «водяные» справляют шабаш и подводят итоги: кого соблазнили, в чью душу въелись язвой97.

Обязательная мысль при вкушении: «Ни грамма не дам упырю». Если чувствуешь, что после еды плохо — подступили страсти, помыслы, тяжелая дремота, отнятие сил, — пищу пожирает упырь98.

Нечестивая мать, не выпускающая сына из духовной утробы, родового гнезда, продолжает обогревать его и в 10 и в 20 и в 50 лет, из-за чего происходит варварское прободение тонкого тела и преселение жупела. Пробитый мужчина начинает греть, что для него неестественно. Девять десятых современных мужчин греют. Женоподобный греющий мужчина — человек с преселенцем, упырно одержимый99.

Зачастую откровения пророка Иоанна изобилуют совершенно непонятными выражениями, которые без особых разъяснений понять невозможно. Например, «сублимированная похоть», «астральный блуд», «прободенное слово, прободенная совесть», «блудный флюид», «раненый, приголгофский слух», «прободенное, обрезанное сердце»100 и другие.

ЯВЛЕНИЯ БОЖИЕЙ МАТЕРИ

Нельзя не упомянуть и об особо почитаемых последователями БЦ явлениях Божией Матери по всему миру с 1830 по 1990 года. Рассказы об этих явлениях вошли в книгу с броским названием «Белое Евангелие», выпущенную Богородичным центром. Ранее упомянутое нами явление Божией Матери в Смоленске в 1984 году, конечно, тоже заняло в этом «евангелии» достойное место. Эти явления имеют колоссальное значение для Богородичного центра (как и для Марианской церкви, у которой они заимствованы), а получаемые через них откровения по авторитету приравниваются к Священному Писанию. Мы не будем вдаваться в подробности тех или иных явлений Божией Матери. Приведем лишь два аргумента, побуждающие задуматься о доверии к таким явлениям. Во-первых, официальные Православная и Католическая церкви, в которых есть почитание Божией Матери, отрицают или не относятся серьезно к этим феноменам. Во-вторых, о явлениях в Меджугорье 1981 г. читаем: «Явившаяся Жена, по утверждению всех очевидцев, сказала, что это было Ее последнее явление на земле»101. A как тогда быть с последующим явлением Божией Матери Береславскому в 1984 году? Не исходят ли все эти явления из одного, не Божьего источника?

БЕРЕСЛАВСКИЙ — ПРОРОК?

В своих откровениях Божия Матерь недвусмысленно называет Береславского своим пророком:

Ты — мягкий пророк, Иоанн. Ты нежный Мой пророк102.

Божия Матерь воздвигнет трех (один уже пришел и укреплен) действенных пророков апостольского типа, которые обратят к Пресвятой Деве Марии миллионы людей и станут во главе великих армий, предводимых Ею103.

Я не оставлю тебя, сын Мой. Я буду еще и еще начертать Свои слова на тебе, как на живой скрижали. Я буду говорить твоими устами104.

ПРОРОЧЕСТВА

К многочисленным лжеучениям, о которых мы говорили выше, Береславский добавил и ряд ложных пророчеств о будущем:

К двухтысячному году Христос явится, а прежде богомерзкий враг воцарится в Иерусалиме, будут тягчайшие гонения на Церковь, будут последние испытания на веру... Опомнитесь, обезумейте от ужаса, устыдитесь себя — Господь грядет, последние времена!105

Пророчество о будущем. 6.07.93. Божией Матерью была принесена искупительная жертва за грехи церкви и мира. Если Ее словам не вонмут, десятикратно умножится радиация из-за аварий на атомных реакторах. Уже в ближайшее время их последуют три. Их следствием станет чудовищная мутация человечества: женоподобие мужчин и маскуланизация женщин106.

В ближайшее время предстоит частая смена правительств и множество смуты, пока не установится Богородичный миропорядок107.

Вот что говорит о таких «пророках» и «пророчествах» Сам Господь: «пророки пророчествуют ложное именем Моим; Я не посылал их и не давал им повеления, и не говорил им; они возвещают вам видения ложные и гадания, и пустое и мечты сердца своего» (Иер. 14:14).

БОГОСЛУЖЕНИЕ

В заключение уделим немного внимания богослужению Богородичного центра. До середины 90-х годов их основное богослужение называлось «Литургия Открытого Неба». На этих литургиях, собиравших целые концертные залы, читались хвалебные молитвы, посвященные Божией Матери, и новые откровения, данные «пророку Иоанну», звучали песнопения, возвеличивающие Богородицу как Бога, а также проклятия в адрес красного правительства, Патриархии и КГБ (вкупе называемых «Красным драконом»). После службы верующие ходили по Москве с хоругвями и крестами, проклиная Ленина и всю коммунистическую гвардию.

С конца 90-х годов литургия начала проходить по более определенному сценарию и уже официально называлась «литургией Иоанна Златоустого». С тех пор служба изменялась мало, хотя по-прежнему очень отличается от литургии IV в.

Главное отличие литургии БЦ от древней литургии Иоанна Златоустого в том, что вся православная литургия христоцентрична, то есть нацелена на прославление только Христа, принесшего Себя в жертву за наши грехи. Отцы-богородичники в своей «литургии» поставили Христа на второй план, после Богородицы. Все — от чтения Евангелия до песнопений — посвящено возвеличиванию Божией Матери. При чтении Евангелия, например, в текст самовольно вставляются слова о «Жене Облеченной в солнце», «соискупительнице», «сораспятой» и так далее. Если сначала отцы поклоняются установленному на сцене Кресту Спасителя (применяя к нему странные выражения: «говорит Крест», «страдания Креста», «эфир Креста», «распятый Крест»), то потом они накидывают на крест омофор (платок) Богородицы и поклоняются Ей как сораспятой со Христом, соискупительнице и принесшей себя в жертву за наши грехи, называя Ее Живой Божественной Евхаристией. Под оглушительные звуки электрооргана отцы с микрофонами многократно (по 30-50 раз) поют одну и ту же фразу, прославляющую Богородицу.

Под конец службы, длящейся не менее 4 часов, не только священники, но и богородичные монахини пускаются в пляс, играют все вместе в «ручеек», бегают по залу с хоругвями, крестами и портретами особо почитаемых в БЦ Серафима (Поздеева) и Евфросинии Мироточивой (Почаевской). Образ Григория Нового (Распутина), подобно прославленному Церковью святому, висит на вратах алтаря. Затем выносится царская корона, и начинается всеобщее поклонение ей. Под звучание «Боже, царя храни» братья начинают размахивать знаменами с царской символикой и надписью «Новая святая Русь». Все делают непонятные жесты руками («выпрастывать руки горе, — молитва к собору всех святых»108), пляшут, прыгают, водят хороводы и доходят до исступления.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Для написания данной статьи автором было тщательно изучено более 40 периодических изданий, книг и брошюр БЦ. Среди них не нашлось ни одной, которая не содержала бы каких-либо еретических учений или лжепророчеств. Вперемешку с вполне христианскими молитвами, житиями известных в православии святых, цитатами из творений Святых отцов в литературе Богородичного центра присутствуют явно небиблейские учения.

На основании лжеоткровений и внешней стилизации БЦ под Православие Береславский создал совершенно чуждое Библии учение, а православными святынями привлек к себе внимание верующих. В книге «Антихрист, Ад и Мытарства» он сам подводит итог своей пророческой деятельности:

Почву, на которой вырастет отпадение многих христиан от веры, составит их безнравственное душевное состояние, ближайшими виновниками этого отпадения явятся лжеучителя — лжепророки и лжехристы. Они-то и послужат соблазном и прельщением для верующих. Лжехристы будут выдавать себя за посланников Божиих. Печать нравственной нечистоты и лжи, свойственная лжепророкам последних дней мира, не задержит их страшной деятельности, ибо они станут действовать под влиянием силы темной, и учение их будет учением бесовским. <...> Кто такой антихрист? В общем смысле — всякий противник, противодействующий успехам Евангелия и извращающий его основные истины109.

Вдумайтесь в слова апостола Павла. Не про подобных ли Береславскому лжепророков писал он Тимофею?

Дух же ясно говорит, что в последние времена отступят некоторые от веры, внимая духам обольстителям и учениям бесовским, через лицемерие лжесловесников, сожженных в совести своей ... (1 Тим. 4:1,2).

Статья была напечатана в «Вестнике ЦАИ», №№ 12, 14.

 

ССЫЛКИ

1 Сегодня последователи этого движения именуют себя «Православная Церковь Божией Матери Державная», мы же будем использовать более краткое и привычное для большинства читателей название «Богородичный центр» (БЦ).

2 Исповедь поколения.- М.: БЦ, 1991.- 62 с. - сс. 8, 9, 20, 27.

3 Там же. - сс. 26-27.

4 Там же. - с. 42.

5 Там же. - с. 31.

6 Катакомбная церковь (ИПЦ) — небольшая ветвь Русской православной церкви, ушедшая в раскол в 30-е годы и в настоящее время почти прекратившая свое существование.

7 Епископ ИПЦ Мануил (Платов). Неофициальное православие // НГ-Религии.- №14(61).- 26 июля 2000

8 Катакомбная церковь-мученица. - М.: ЦБМП, 1996. - 336 с. - с. 314.

9 Окружное послание иерархии Тихоновской катакомбной ИПЦ от 03.06.1992.

10 Архимандрит П. Краснов. Советская мать — содомская священница // Рыцарь веры.- М., 1992.- № 7. [Новые религиозные организации России деструктивного и оккультного характера: Справочник / Миссионерский Отдел Московского Патриархата РПЦ.- Белгород, 1997.- 459с. - с. 323.]

11 Исповедь раненого сердца. - М.: БЦ, 1991. - 155 с. - с. 129.

12 Исповедь поколения. - сс. 23, 34.

13 Парение над бездной. - М.: БЦ, 1992. - 48 с. - сс. 13, 14, 18.

14 Книга странствий. - М.: БЦ, 1992.- 196 с. - с.121.

15

16 Антихрист, Ад, Мытарства. - М., 1999. - 84 с. - с. 39.

17 Эгида (от греческого aigidos) — покровительство, покров. В древнегреческой мифологии — щит верховного бога Зевса // Ожегов. Толковый словарь русского языка.

18 Исповедь раненого сердца. - с. 60.

19 Дароносица Печатей: Откровения Божией Матери в России архиепископу Иоанну (1984 - 1993 гг.).- М.: БЦ, 1993. 144 с. - сс. 5, 6, 103.

20 Я читаю в ваших сердцах. - М.: Новая Святая Русь, 1994. - 80 с.

21 Госпожа Небесной Горницы. - М.: БЦ, 1993. - 160 с. - с. 121.

22 Вселенная Света. - М.: Новая Святая Русь, 1993. - 128 с. - с. 28.

23 Век Богородицы. № 1.- М., 2000.- 48 с. - с. 2.

24 Богородичный Собор V. - M.: БЦ, 1992. - 74 с. - с. 53.

25 Горний Валаам II. - M.: БЦ, 1991.- 80 с. - с. 47.

26 Книга странствий. - сс. 157, 158.

27 Жена Облеченная в Солнце. - М., ЦБМД, 2000. - 28 с. - с. 10.

28 Госпожа Небесной Горницы. - с. 53.

29 Книга странствий. - с. 169.

30 Там же. - с. 183.

31 Дароносица Печатей. - с. 41.

32 Там же. - с. 57.

33 Книга странствий. - с. 179.

34 Госпожа Небесной Горницы.- с. 99.

35 Расцветай хоругвями, Святая Русь.- М.: Новая Святая Русь, 1994.- 128 с. - с. 92.

36 Вселенная Света. - с. 34.

37 Богословие Непорочного Сердца.- М.: Новая Святая Русь, 1994.- 104 с. с. 83.

38 Жена Облеченная в Солнце.- с. 12.

39 Антихрист, Ад, мытарства. - с. 28.

40 Катакомбная церковь-мученица. - с. 72.

41 Госпожа Небесной Горницы.- с. 122.

42 Книга странствий. - с. 102.

43 Вселенная Света. - с. 107.

44 Там же. - с.