C-167

УТЕЧКА ИЗ ОБЩЕСТВА СТОРОЖЕВОЙ БАШНИ

ЖУРНАЛ С «НОВЫМ СВЕТОМ» СТАЛ ДОСТОЯНИЕМ ГЛАСНОСТИ
ЗА НЕСКОЛЬКО НЕДЕЛЬ ДО ОФИЦИАЛЬНОЙ ПУБЛИКАЦИИ

Один сознательный сотрудник Общества Сторожевой башни принес в редакцию сайта JWsurvey сканированную копию «выпуска для изучения» журнала «Сторожевая башня» от 15 июля 2013 года за три недели до его предполагаемой публикации. Последние два дня я провел, разбираясь с содержанием этого материала. Данный выпуск журнала сообщает некоторые подробности «нового света», оглашенного на ежегодном заседании 5 октября 2012 года, когда было объявлено, что «верным и благоразумным рабом» — духовными владыками почти 8 миллионов Свидетелей Иеговы по всему миру — отныне считается Руководящий Совет.

К тому моменту, когда журнал, в конец концов, будет напечатан, рядовые Свидетели Иеговы будут ждать письменного разъяснения нового понимания уже целых шесть месяцев. Однако их ждет разочарование: этот долгожданный номер «Сторожевой башни» (который вефильцы, следуя указаниям своего руководства, изучают самым подробным образом) порождает больше вопросов, нежели дает ответов. Как многие и предполагали, авторы статей разъясняют ключевые богословские моменты таким образом, что эти объяснения в лучшем случае можно назвать безосновательными и голословными.

Вот краткий обзор четырех главных статей для изучения.

«Скажи нам, когда это будет?» (2-8 сентября). Вначале данная статья подогревает аппетит читателя, анализируя библейское пророчество, которое связывает с «великим бедствием» (т. е. великой скорбью). Последнее начнется с того, что «мерзость» (Организация Объединенных Наций) пойдет войной на религию, а его кульминацией станет Армагеддон. Затем в статье дается ретроспективный обзор принятого в 1995 году понимания, согласно которому во время великого бедствия произойдет разделение на овец и козлов. Авторы статьи развивают эту идею, проливая «новый свет» на «приход» Христа в качестве жениха. Прежде было принято думать, что это событие уже произошло в 1918 году, но теперь приход Христа в качестве «господина» или «жениха» ожидается в какой-то момент посреди великого бедствия.

«Я с вами во все дни» (9-15 сентября). Притча Христа о «пшенице и сорняках» рассматривается как описание длинного промежутка времени между 33 г. н. э. и Армагеддоном. В статье утверждается, что отделение сорняков от пшеницы началось в 1914 году — Христос тогда взялся за «проверку и работу по очищению» организации — и продолжалось до 1919 года, когда Исследователи Библии были признаны «пшеницей, истинными христианами».

«Иисус кормит многих через немногих» (16-22 сентября). Совершенное Христом чудо умножения хлебов и рыб рассматривается как прообраз Его намерения поставить во главе работы по духовному окормлению небольшую группу людей. Статья называет «апостолов и старейшин» предшественниками Руководящего Совета. Расселл и его сподвижники (до 1914 года) не были представителями назначенного канала, через который Христу предстояло питать своих овец.

«Кто же верный и благоразумный раб?» (23-29 сентября). В самом начале статья опровергает прежнее понимание, согласно которому верный раб был назначен в 33 г. н. э., и разъясняет, что слова «пророчества» начали исполняться лишь после 1914 года. Конкретно объясняется, что верный раб — это «небольшая группа помазанных братьев», ныне входящих в Руководящий Совет, которые, «действуя как единый орган, принимают решения совместно». Статья завершается смелым заявлением, что Христос поставит Руководящий Совет, а равно и остальных помазанных христиан, «над всем своим имуществом», когда во время «великого бедствия» будет вершить суд.

«Мерзкая Организация Объединенных Наций» — бывший партнер

Долгие годы ООН подвергалась в публикациях Сторожевой Башни неоднократным нападкам, но редко когда это осуждение звучало так прямолинейно, как в последнем выпуске журнала. На 4-й странице, в первой статье для изучения, Свидетелям напоминают, что ООН, объявленная современной «мерзостью», ОБЯЗАТЕЛЬНО нападет на христианский мир и прочую «ложную религию», и это станет началом «великого бедствия».

Свидетели, вероятно, уже привыкли к отождествлению ООН с «мерзостью» из Мф. 24:15, но редко когда Сторожевая Башня с такой прямотой утверждала, что единоличную ответственность за гонения на любую религию будет нести ООН (а не какие-то ее «члены»). За последние несколько десятилетий публикации Сторожевой Башни по-разному описывали роль ООН как гонителя ложной религии — иногда более прямо, иногда более завуалировано…

Вопрос: Кто уничтожит Вавилон Великий?

Ответ

1975 – «Объединенные Нации» (СБ 01.05.1975, с. 274-275, абзац 11)

1976 – «подобные зверю радикальные силы из состава Объединенных Наций» (Good News to make you happy, гл. 16, с. 147, абзац 12)

1977 – «Члены ООН и прочие государства, не являющиеся ее членами…» (Our Incoming World Government: God's Kingdom, гл. 11, с. 177, абзац 7)

1980 – «политические покровители Объединенных Наций» (СБ 01.07.1980, с. 17, абзац 23)

1982 – «„Десять рогов“ „зверя“ Объединенных Наций» (СБ 01.05.1982, с. 18, абзац 9)

1985 – «политические элементы, представленные в Организации Объединенных Наций» (Пробудитесь! 08.04.1985, с. 13)

1985 – «антирелигиозные элементы в Организации Объединенных Наций» (СБ 15.06.1985, с. 18, абзац 19)

1987 – «Десять рогов [правительственные силы в Организации Объединенных Наций], которые ты видел, и зверь [Объединенные Нации]…» (СБ 01.11.1987, с. 28)

1988 – «народы используют багряного зверя — Организацию Объединенных Наций…» (Revelation-Its Grand Climax At Hand! гл. 35, с. 258, абзац 21)

1989 – «политические силы, связанные с Организацией Объединенных Наций» (СБ 15.05.1989, с. 6)

1993 – «политические элементы, в том числе Организация Объединенных Наций» (Пробудитесь! 08.01.1993, с. 12)

1994 – «военизированные члены ООН» (СБ 01.03.1994, с. 20, абзац 11)

1994 – «члены Организации Объединенных Наций» (СБ 01.11.1994, с. 17, абзац 5)

1997 – «решающую роль… будет играть… Организация Объединенных Наций» (СБ 15.09.1997, с. 19, абзац 14)

2005 – «военизированные силы в Организации Объединенных Наций» (СБ 15.09.2005, с. 19, абзац 13)

2013 – «Организация Объединенных Наций» (СБ 15.07.2013, с. 4, абзац 6)

Итак, заявление, в последний раз звучавшее с такой прямотой в 1970-х и 1980-х годах, — а именно, что сама ООН (а не только ее «члены») ОБЯЗАТЕЛЬНО нападет на ложную религию и уничтожит ее, — вновь опубликовано в 2013 году. Сторожевая Башня вновь заклеймила ООН как «мерзость» — даром, что сама она на протяжении девяти лет была аккредитована при ООН как неправительственная организация.

Это хороший повод задуматься для работников ООН, чья «Декларация прав человека» защищает «свободу религии», — факт, который Общество ранее признавало в своих публикациях (Пробудитесь! 22.10.1986, с. 31).

Представители сообщества бывших Свидетелей Иеговы не перестают удивляться тому, что Сторожевая Башня по-прежнему называет ООН «мерзостью», хотя сама поддерживала официальные отношения с этой организацией с 1992 по 2001 год. Эту порочащую ее связь Сторожевая Башня разорвала лишь после того, как британская газета «Гардиан» публично ее разоблачила.

Новый краткий всплеск выпадов в адрес ООН на первых страницах июльского журнала готовит почву для дальнейшего, и постепенно читатель все глубже погружается в мрачное безумие доктринального лабиринта, который Сторожевая Башня построила вокруг сильно отредактированной версии собственной истории.

Обзор изменений

Прежде чем перейти к анализу «нового света» относительно верного раба, чтобы исключить возможное недопонимание, хочу разъяснить некоторые моменты в тексте Матфея 24:45-47 и суммировать представление Общества об исполнении этого «пророчества». Вот, как этот отрывок звучит в Переводе нового мира:

Кто же верный и благоразумный раб, которого господин поставил над своими домашними, чтобы давать им пищу вовремя? Счастлив этот раб, если его господин, придя, увидит, что он так и поступает! Истинно говорю вам: он поставит его заботиться обо всем своем имуществе.

Как видите, в процитированном отрывке есть, по существу, два этапа. Сначала Христос назначает Своего верного раба, чтобы заботиться о Своих «домашних». И только потом Христос «приходит» и ставит раба над всем Своим «имуществом». Очевидно, что оба этапа не могут произойти одновременно. Одна часть стиха написана в прошедшем времени, а другая — в будущем. Таким образом, предполагается, что между первой и второй частью проходит какое-то время. Вопрос — по крайней мере, применительно к Сторожевой Башне — заключается в том, когда было это время.

Чтобы вам проще было во всем разобраться, я составил такую таблицу. В ней новое понимание «верного раба» по пунктам сопоставляется с прежним пониманием. Обращайтесь к ней по мере чтения статьи, если разбираться станет трудно.

Матфея 24:45-47

Прежнее понимание

Нынешнее понимание

Верный и благоразумный раб

Все живущие на земле в конкретный момент времени помазанные последователи Христа

Небольшая группа помазанных братьев в штаб-квартире, которые непосредственно занимаются приготовлением и распространением духовной пищи в период присутствия Христа

Христос поставил верного раба над домашними

33 г. н. э.

1919

«Домашние» Христа

Помазанные последователи Христа как отдельные люди

Помазанные последователи Христа и члены Великого Множества как отдельные люди

Христос приходит и ставит раба над всем Своим имуществом

1918

Великая Скорбь

«Имущество» Христа

Все духовные ценности на земле, ставшие собственностью Христа в силу Его власти как небесного Царя

Все небесное и земное, включая Мессианское Царство

Пожалуйста, имейте в виду: если вы ожидали увидеть в этой статье объяснения, которых не нашли, это не моя вина. Ваше разочарование следует адресовать авторам Сторожевой Башни, которые проигнорировали целый ряд ключевых вопросов, порожденных «новым светом». Я же с помощью избранных цитат постараюсь высветить все моменты в журнале, которые представляют интерес с моей точки зрения. Хочу напомнить читателям, что полный текст журнала в формате PDF будет доступен в Сети после 15 апреля.

От «пришествия» Христа в 1918 году отказались

Общество долго утверждало, что упомянутый в 24-й и 25-й главах Матфея «приход» Христа как «господина» и «жениха» имел место в 1918 году, когда Он прибыл, чтобы проинспектировать Своего верного и благоразумного раба. Считалось, что в следующем, 1919 году Христос завершил проверку и решил поставить первых Исследователей Библии в качестве верного раба над всем Своим имуществом.

Однако в соответствии с новым пониманием проверка и очищение организации начались в 1914-м году. А закончился «отчетный период» в 1919 году, когда Христос одобрил кандидатуры директоров Общества Сторожевой Башни в качестве верного раба, поставив их над всем Своим имуществом.

Таким образом, 1918 год потерял всякую значимость — во всяком случае, в контексте пророчеств о «последнем времени» из Евангелия от Матфея. На с. 7-8 нового журнала ясно говорится, что все восемь мест между Мф. 24:29 и концом 25-й главы, в которых упоминается «приход» Христа, указывают «на время суда в будущем, который произойдет в великом бедствии».

Богатый событиями период «проверки и очищения»

По мнению многих, одним из самых интригующих нюансов нового понимания является тот факт, что Чарльз Тэйз Расселл, некогда считавшийся членом Класса Раба, по существу, утратил всякое реальное библейское значение для истории организации. Подтверждение этого можно найти на с. 19:

…можно ли сказать, что в период до 1914 года Исследователи Библии были назначенным каналом, через который Христос кормил своих овец? Нет. В то время продолжался период роста, и канал, через который должна предоставляться духовная пища, еще формировался. Тогда не пришло время отделить ложных христиан, сравнимых с сорняками, от истинных христиан, сравнимых с пшеницей.

Притча Христа о зернах и плевелах (Мф. 13:24-30, 37-43) составляет основу второй статьи для изучения («Я с вами во все дни»), а отсылки к ней, подобные приведенной выше, можно найти по всему журналу. Текст притчи и его «исполнение» разъясняются с помощью иллюстрированной временной шкалы на 10-й и 11-й страницах. Вот ее ключевые моменты:

  • 33 ГОД Н. Э. НАЧИНАЕТСЯ СЕЯНИЕ
  • СЕЯТЕЛЬ: Иисус
  • СЕЯНИЕ ХОРОШИХ СЕМЯН: Помазание святым духом
  • ПОЛЕ: Мир, или человечество
  • ВРАГ: Дьявол
  • ЛЮДИ СПАЛИ: Смерть апостолов
  • ПШЕНИЦА: Помазанные христиане
  • СОРНЯКИ: Лжехристиане
  • 1914 ГОД НАЧАЛО ЖАТВЫ
  • РАБЫ/ЖНЕЦЫ: Ангелы
  • Сравнимых с сорняками христиан отделяют от помазанных «сыновей царства»
  • 1919 ГОД СБОРА В ХРАНИЛИЩЕ: Помазанных христиан собирают в восстановленное собрание
  • СИЯНИЕ: Незадолго до Армагеддона оставшихся верных помазанников собирают на небе
  • АРМАГЕДДОН: Сорняки брошены в огненную печь

Судя по всему, в этом журнале Сторожевая Башня воспользовалась притчей о зернах и плевелах как удобным способом заполнить вакуум, возникший в результате отказа от прежнего понимания «пророчества» о верном рабе. Эта притча притянута за уши, чтобы создать видимость параллели между историей организации и возникновением христианской общины в 33 г. н. э.

Другой библейский текст, на который ссылаются авторы, — Малахия 3:1-4. В представлении Свидетелей этот текст уже ассоциируется с посещением Христом Своего «духовного храма» в конце Первой мировой войны. Вторая статья для изучения корректирует это толкование, поясняя, что Христос посетил организацию (незримо, конечно) в 1914 году — к тому времени сорняки (лжехристиане) уже много столетий росли промеж пшеницы (помазанных христиан). Какое же место в этой картине занимал Расселл в тот момент, когда Христос явился в 1914 году?

В течение нескольких десятилетий до 1914 года Ч. Т. Расселл и его сотрудники занимались работой, подобной той, которую выполнял Иоанн Креститель. К этой важной работе относилось возрождение библейских истин. Исследователи Библии говорили об истинном значении искупительной жертвы Христа, разоблачали ложь об огненном аде и провозглашали приближение конца времен язычников (с. 11). 

Таким образом, в новом запутанном сюжете Сторожевой Башни Расселлу отводится роль «Иоанна Крестителя», готовившего почву для инспекции, которую Христос устроил организации в 1914 году. Между тем, Расселл и его изначальная организация полностью утратили сколько-нибудь значимую роль в плане Бога. Возникает вопрос: если смерть Расселла в 1916 году пришлась на период «очищения», означает ли этот факт, что его кончина входила в Божий план. Так или иначе, в соответствии с пояснениями на с. 19, организация была признана Божьим организованным каналом лишь после «периода проверки и очищения» 1914-1919 годов…

В 1914 году Иисус и его Отец начали проверять и очищать духовный храм. Этот необходимый этап закончился в начале 1919 года (Мал. 3:1-4). Затем, в 1919 году, начался сбор пшеницы. Наступило ли тогда время для Христа назначить тех, кто будет каналом, с помощью которого он будет организованно давать духовную пищу? Именно так!

Таким образом, бурному периоду истории организации с 1914 по 1919 год в учении уделяется больше внимания, чем когда-либо прежде. «Незаметного» перехода от времен апостолов к нашим временам больше нет. До 1914 года на земле НЕ БЫЛО «организованного канала». К 1919 году он неожиданно чудесным образом был сформирован — и не кем иным, как Самим Христом.

Дурная репутация

Однако стремление привязать столь много нюансов учения к этому неоднозначному периоду в истории Сторожевой Башни порождает проблему. Чем больше мы изучаем исторические документы, тем больше понимаем, что деятельность Сторожевой Башни в те годы, не говоря уже об изданной ею литературе, не может быть поводом для гордости. Чтобы как-то смягчить негативное впечатление, Обществу приходится вооружаться стирательной резинкой и изглаживать некоторые неприглядные страницы своего прошлого. Что авторы с неистовым безрассудством и проделывают на странице 12:

В конце 1914 года некоторые Исследователи Библии впали в уныние из-за того, что не вознеслись на небо. В 1915-м и 1916 годах противодействие извне замедлило проповедническую деятельность. Хуже того, внутри организации, после того как в октябре 1916 года умер брат Расселл, возникла оппозиция. Четыре из семи директоров Общества Сторожевой башни, Библий и трактатов выступили против решения вверить руководство брату Рутерфорду. Они пытались вызвать разделения среди братьев, но в августе 1917 года покинули Вефиль. Это было поистине очищением! Кроме того, некоторые братья поддались страху перед людьми. Но в целом Исследователи Библии с готовностью откликнулись на очищение, проводимое Иисусом, и предприняли необходимые изменения. Поэтому Иисус посчитал их пшеницей, истинными христианами, и отверг всех мнимых, в том числе тех, кто был в церквях христианского мира (Мал. 3:5; 2 Тим. 2:19).

Тем, кто хотя бы отдаленно знаком с событиями из истории организации, имевшими место с 1914 по 1919 год, вышеприведенное описание достижений общества в тот период покажется, в лучшем случае, преувеличенным, а в худшем — сильно отредактированным. Например, «четыре директора» не просто покинули Вефиль — их вывели силой, а пожитки выбросили на улицу. Их даже забрали в полицейский участок, чтобы воспрепятствовать возвращению в здание! В чем же было их преступление? Они воспротивились, когда Рутерфорд, по существу, выкинул в корзину завещание Расселла, согласно которому власть следовало распределить поровну между членами совета директоров Сторожевой Башни.

Захватив столь впечатляющим образом власть после кончины Расселла в конце 1916 года, Рутерфорд воспользовался познаниями в юриспруденции, чтобы в начале 1917 года добиться принятия устава, который наделял его всей полнотой власти над Обществом и свел роль директоров Общества к пустой формальности. Вот против чего возражали «четыре директора», и в награду за что их бесцеремонно вышвырнули вон из бруклинского Вефиля.

Швед Руд Перссон изучает историю Сторожевой Башни. Он скрупулезно исследовал все доступные документы, касающиеся этого эпизода в истории организации, и сейчас работает над книгой, в которой изложит свои выводы. Я написал ему письмо с просьбой прокомментировать процитированный выше абзац из нового журнала, на что Руд ответил:

Что четверо Директоров «выступили против решения вверить руководство брату Рутерфорду», — совершенная правда. Им пришлось так поступить, поскольку речь шла о полном отступлении от того, как Расселл (в тот момент — признанный «верный и благоразумный раб») распорядился всем после своей смерти. Неправда, что они «пытались вызвать разделения среди братьев». Они хотели не этого, а стремились исправить проблему. Если бы для этого требовалось распространить какую-то информацию, конечно, они считали, что мудрость, сходящая свыше, во-первых, чиста, а во-вторых, мирна. Именно Рутерфорд и его подпевалы первыми придали ситуацию огласке, публично облив грязью сначала четырех Директоров, а затем Пола С. Джонсона. Действительно, четыре Директора покинули Вефиль в августе 1917 года — 8 августа, если быть точным, — но история на этом не закончилась.

Прежде всего, я c нетерпением жду, когда книга Руда, наконец, выйдет из печати. Я уверен, что она прольет свет на многие из тех событий и еще убедительнее докажет неразумность поразительно беспричинного доверия, которое Сторожевая Башня питает к личности «судьи» Рутерфорда, не говоря уже о связанном с его именем весьма сомнительном и хорошо документированном периоде ранней истории организации.

За время президентства Рутерфорд проявил себя как задира и тиран. При нем Вефиль накрыла волна алкоголизма, он разговаривал на грубом и унизительном жаргоне, чтобы запугать и унизить тех, кто не дотягивал до его стандартов. Кроме того, в стране царила нищета, а он купался в роскоши, тогда как многие его коллеги по Вефилю жили в убогих условиях.

Все это получило документальное подтверждение в начале 1940-х годов во время судебных слушаний по иску Олина Мойла о клевете. Рутерфорд суд проиграл. Копию заявления Мойла об увольнении, с которого началась тяжба, можно найти в Интернете. Этот документ дает поразительную возможность увидеть, какой была жизнь в Вефиле в годы правление Рутерфорда, и ставит под серьезное сомнение возможность того, что Христос мог поставить такого человека попечителем Своей организации.

Невзирая на все это, Общество Сторожевой Башни в XXI столетии упорно приписывает Рутерфорду ведущую роль в исполнении библейского пророчества — называет его одним из первых членов класса верного и благоразумного раба! Однако следует отметить, что при всем том имя Рутерфорда упоминается в четырех статьях для изучения лишь однажды — в приведенной выше цитате. На мой взгляд, это неспроста. Сторожевая Башня хочет, чтобы ты, читатель, обратил внимание на 1919 год, а не на стоявшую за ним фигуру грубияна и задиры.

Неубедительная связь

Свидетели должны быть в курсе того, что Руководящий Совет постоянно пытается проводить параллели между собой и апостолами Христовыми первого века. Третья статья для изучения, «Иисус кормит многих через немногих», представляет собой очередной пример такой попытки.

Первый абзац напоминает читателю о чуде, когда Христос накормил пять тысяч человек несколькими хлебами и рыбами, причем раздавали чудесным образом умноженную пищу Его ученики (Мф. 14:14-21). Далее автор развивает свою мысль, объясняя, что духовное кормление для Христа было важнее раздачи телесной пищи, и что именно для этого Христос избрал апостолов.

Ниже, в 9-м абзаце нам напоминают историю из книги Деяний, когда у первых христиан возникли проблемы с распределением пищи. Апостолы тут же поставили семь «пригодных мужчин» следить за тем, чтобы пища распределялась поровну. Читатель думает: «Да, но ведь это апостолы Христа, в Деяниях ничего не говорится о Руководящем Совете». Но уже вскоре (в 10-м абзаце) автор разъясняет связь:

К 49 году н. э. к тем апостолам, которые еще были живы, присоединилось несколько других пригодных старейшин. (Зачитай Деяния 15:1, 2.) «Апостолы и старейшины в Иерусалиме» служили в качестве руководящего совета. Как Глава собрания, Христос использовал эту небольшую группу пригодных мужчин, для того чтобы решать вопросы, касающиеся вероучения, и осуществлять руководство в деле проповеди благой вести о Царстве (с. 17).

Автор делает здесь безосновательное утверждение. Он исходит из предположения, что во время рассмотрения вопроса об обрезании к апостолам «присоединились» некие «старейшины», которые в дальнейшем постоянно участвовали в принятии любых решений, связанных с раннехристианской общиной. Но никаких оснований так полагать нет. Во всей Библии фраза «апостолы и старейшины» встречается только 6 раз — и ни разу за пределами 15-й и 16-й глав книги Деяний. Создается впечатление, что участие «старейшин» в решении данного вопроса было однократным событием, обусловленным необходимостью и уникальностью ситуации. Утверждать, что апостолы с того момента не могли принимать решения без участия старейшин, значит выходить за рамки Писания.

Далее, в следующем абзаце автор статьи утверждает, что с того момента апостолу Павлу было поручено исполнять распоряжения вновь сформированного «руководящего совета». Автор ссылается на Деяния 16:4-5, где говорится, что Павел «передавал постановления, принятые апостолами и старейшинами в Иерусалиме».

Но если читатель взглянет на цитируемый библейский отрывок в контексте и обратит внимание на его тесную связь с повествованием о спорах вокруг обрезания, ему станет понятно, что поручение было не постоянным, а разовым — Павел всего лишь передавал распоряжения, связанные с конкретной проблемой. Общество же цитирует Писание с таким расчетом, чтобы создать впечатление, будто возникла некая постоянная структура, в которой Павел занимал подчиненное положение по отношению к «апостолам и старейшинам», — и это утверждение также не подтверждается Писанием. А затем 11-й абзац подводит читателя к следующему выводу:

Заметьте, что собрания процветали потому, что верно следовали указаниям руководящего совета в Иерусалиме. Разве это не доказывает, что Иегова благословлял канал, через который его Сын питал собрания? Давайте всегда помнить о том, что духовное процветание возможно только благодаря щедрому благословению Иеговы (с. 18).

Таким образом, автор, словно заправский фокусник, успешно подводит читателя к двум ложным выводам: (1) что в первом веке существовал «руководящий совет», которого на самом деле не было (если бы он существовал, новозаветные авторы могли бы придумать ему собственное название, и Сторожевой Башне тогда не пришлось бы ничего добавлять к Писанию), и (2) что эта структура стала постоянной, хотя в действительности это был временный шаг, призванный решить конкретную проблему с обрезанием.

Следующий абзац — один из самых интригующих во всем журнале, однако он преследует конкретную и вполне очевидную цель.

Итак, мы увидели, каким образом Иисус питал своих последователей: он кормил многих через немногих. Можно было легко определить, через какой канал он давал духовную пищу. Ведь апостолы, первые члены руководящего совета, могли предоставлять видимые доказательства Божьей поддержки. «Руками апостолов совершалось в народе много знамений и предзнаменований»,— говорится в Деяниях 5:12. Поэтому у тех, кто становились христианами, не возникал вопрос: «Через кого же Христос питает своих овец?» Однако к концу первого века все изменилось (с. 18, абзац 12).

Далее автор описывает, как после смерти апостолов христианство скатывалось в отступничество, однако нам не следует поддаваться влиянию этой риторики, мы должны отчетливо понимать истинное назначение процитированного абзаца. Общество пытается доказать — и эта мысль более отчетливо звучит на с. 21, — что текст о верном рабе НЕ МОГ относиться к апостолам, потому что их власть и без того была очевидна благодаря «знамениям и предзнаменованиям».

В двух словах, поскольку стих Матфея 24:45 облечен в вопросительную форму (т. е. «Кто же верный и благоразумный раб…?»), Иисус, по логике Общества, не мог здесь иметь в виду Своих апостолов. Общество считает, что власть апостолов была очевидна, а потому применительно к ним вопрос Иисуса не имел смысла. Тем не менее, как я покажу далее в своем обзоре, логика Сторожевой Башни ущербна и смехотворна.

На самом деле, как Общество невольно напоминает думающим Свидетелям с помощью процитированного выше абзаца, у Руководящего Совета нет никаких «видимых доказательств» того, что он был назначен Христом. Да имеет место организация, растущая удручающими темпами — 1,9% ежегодно по состоянию на 2012 год, — однако та же организация требует от своих членов болезненного разрыва с родными и близкими и все чаще становится объектом судебных исков в связи с ее отношением к сексуальному насилию над малолетними. Представить себе, что отдельных членов Руководящего Совета каким-то образом незримо выбрал Христос, невозможно — настолько невозможно, что само Общество предпочитает не высказываться по этому поводу в печатном виде. Откуда же Руководящий Совет черпает свои полномочия?

Я бы с радостью ответил на этот вопрос парой-тройкой отрывков из журнала, в которых Общество адекватно объясняло бы «папский» статус Руководящего Совета. К сожалению, никаких пояснений на этот счет в журнале нет. В четырех статьях для изучения нет ни слова о том, как выбирают новых членов Руководящего Совета, и ни одного доказательства того, что Христос играет в этом процессе хоть какую-то роль. Суя по всему, полномочия Руководящего совета, безраздельно властвующего над почти восемью миллионами людей, судя по всему, основаны на трех отрывках из Писания:

  • двух главах из книги Деяний — а именно, 15-й и 16-й (историческое повествование о том, как «апостолы и старейшины» разобрались с вопросом об обрезании);
  • стихах о верном рабе из 24-й главы Ев. от Матфея, которые, по мнению многих, представляют собой несомненную притчу.

Попытавшись в первых трех статьях столь неуклюже обосновать нынешнее положение Руководящего Совета, на четвертую и последнюю статью авторы возложили задачу довести до читателя мысль, что Руководящему Совету следует повиноваться преданно и беспрекословно, поскольку его будущее одобрение Христом уже предопределено и неизменно. Это подчеркивается в последних словах второго абзаца, где говорится:

Определить, кто является верным рабом, крайне важно. От этого канала зависит наше духовное здоровье, а также наши отношения с Богом (Матф. 4:4; Иоан. 17:3).

Я проверил обе библейские ссылки. Как и следовало ожидать, ни одна не имеет даже отдаленного отношения к верному и благоразумному рабу.

Кто же верный и благоразумный раб?

Читателю не приходится долго искать ответ на этот вопрос, вынесенный в заголовок четвертой статьи. В верхней части 22-й страницы есть врезка, кратко излагающая суть ответа:

«Верный и благоразумный раб». Небольшая группа помазанных братьев, которые непосредственно участвуют в подготовке и раздаче духовной пищи во время присутствия Христа. В наши дни эти помазанные братья составляют Руководящий совет.

Более подробно ответ изложен в 10-м абзаце основного текста статьи:

Кто же тогда верный и благоразумный раб? Иисус кормил многих через немногих. В согласии с этим верный раб состоит из небольшой группы помазанных братьев, которые непосредственно участвуют в подготовке и раздаче духовной пищи во время присутствия Христа. На протяжении периода последних дней помазанные братья, составляющие верного раба, служили вместе в главном управлении. В последние десятилетия этим рабом был Руководящий совет Свидетелей Иеговы. Обратим, однако, внимание, что о рабе в примере Иисуса говорится в единственном числе, хотя он состоит больше чем из одного человека. Так и Руководящий совет: его члены, действуя как единый орган, принимают решения совместно (с. 22).

Безоговорочно наградив себя столь возвышенным титулом, члены Руководящего Совета, вероятно, подумали, что им следует проявить символическое смирение. Было отмечено, что в своей речи во время Ежегодного Заседания Дэвид Сплэйн изо всех сил пытался «продать» слушателям новое учение, напирая на новое понимание «домашних», которыми отныне считаются как помазанные христиане, так и участники великого множества.

«Братья, мы В ВОСТОРГЕ от этого учения, — с энтузиазмом восклицал Сплэйн. — Мы В ВОСТОРГЕ от этой идеи потому, что она поистине, на самом деле возвеличивает участников Великого Множества». Гладко смонтированный видеоролик на сайте jw.org, где Сплэйн произносит эти слова, многих из нас не убедил. Очевидно, что у «верного раба» для восторгов по поводу нового учения есть гораздо больше причин, нежели у «домашних».

Вопросу о домашних уделяется большое внимание в разделе под названием «Кто такие домашние?» (с. 22-23). В верхней части 23-й страницы размещена фотография, на которой можно увидеть Геррита Лёша и его супругу среди других верующих во время встречи собрания. Лёш пытливо смотрит на девочку, которая читает ответ в протянутый служебным помощником микрофон. Мысль читается безошибочно: «Помазанники — обыкновенные братья, такие же, как все!» Только не все на это купятся.

Выбор, который уже сделан

Главным залогом успеха прежней версии учения о верном и благоразумном рабе было то, что она отсылала слушателей к неким событиям далекого прошлого, которых никто не помнил, и содержала утверждения, которые могли обоснованно опровергнуть лишь немногие — для этого требовалось провести определенный объем исследований. Например, Общество утверждало, что в 1919 году Иисус избрал и поставил над всем Своим «имуществом» Раба, который к тому времени существовал уже много столетий. Таким образом, каковы бы ни были проблемы современной организации, всегда можно было сослаться на то, что Класс Раба УЖЕ получил окончательное одобрение от Христа, а потому любые видимые недостатки не имеют значения.

Однако новая версия гласит, что Христу еще только ПРЕДСТОИТ одобрить деятельность Руководящего Совета в роли составного раба. Принимая во внимание это обстоятельство, можно было бы ожидать, что члены Руководящего совета проявят немного смирения и не станут предугадывать, какое решение примет Христос в будущем, когда придет во время великого бедствия придет, чтобы проинспектировать деятельность Своего класса раба. Однако Руководящий Совет, напротив, заранее принимает это решение вместо Христа. Обратите внимание на то, что сказано на с. 25:

К какому выводу мы можем прийти ввиду вышесказанного? Когда Иисус придет, чтобы вершить суд во время великого бедствия, он увидит, что верный раб действительно раздает домашним своевременную духовную пищу. Тогда Иисус с радостью произведет второе назначение — он поставит его над всем своим имуществом (абзац 18).

Читая эти слова, я изумлялся самонадеянности их авторов. Будь в членах Руководящего Совета хоть какое-нибудь христианское смирение, они сказали бы что-нибудь в таком роде: «Мы приложим все силы, чтобы снабжать домашних духовной пищей, и если Христос по возвращении будет доволен нашими усилиями, Он поставит нас над всем своим имуществом, как и обещал». Но Руководящий Совет, как уже было сказано, во всей видимости, уже решил за Христа, что Он НЕПРЕМЕННО выберет их, когда вернется.

Между тем, само Писание предупреждает, что к назначению управлять всем имуществом не следует относиться как к предрешенному факту. Уже в следующих стихах из 24-й главы Евангелия от Матфея мы читаем:

Но если этот злой раб скажет в своем сердце: «Мой господин задерживается», — и начнет бить других рабов и есть и пить с пьяницами, то господин этого раба придет в день, в который он не ожидает, и в час, о котором он не знает, и накажет его со всей суровостью, и определит ему одну участь с лицемерами. Там он будет плакать и скрежетать зубами (стихи 48-51, НМ).

Любопытно, что само Общество комментирует этот текст во врезке на с. 24, т. е. прежде, чем делает смелое заявление, что Руководящий Совет НЕПРЕМЕННО будет избран. Врезка начинается с объяснения того, кто такой «злой раб», и в ней говорится:

Хотел ли Иисус сказать, что в эти последние дни будет существовать класс злого раба? Нет. Хотя некоторые и проявляют дух, подобный духу злого раба, описанного Иисусом, такие люди не составляют отдельный класс. Мы называем их отступниками, независимо от того, принадлежали они к числу помазанников или к «великому множеству» (Отк. 7:9). Иисус не говорил, что назначит злого раба. Его слова — это предостережение для верного и благоразумного раба.

Таким образом, предостережение, адресованное верному и благоразумному рабу, ловко превращается в способ облить грязью отступников за то, что они «бьют других рабов». Хотя в тексте врезки и присутствует признание, что отступники не являются злым рабом, авторы все равно не упускают возможность выставить в неверном свете и заклеймить позором тех, кто виновен лишь в том, что не согласен с учениями и принципами Руководящего Совета.

Между тем, Руководящий Совет игнорирует предостережение Христа о «злом рабе», объявляя далее в тексте врезки, что «верный и благоразумный раб неизменно бодрствует и предоставляет питательную духовную пищу». Подытоживается пояснение следующим образом:

Братья-помазанники, которые вместе служат в качестве верного раба, понимают, что дадут Господину отчет в том, как они заботятся о его домашних. Эти помазанные братья горячо желают добросовестно выполнять свои обязанности, чтобы Господин по возвращении мог искренне их похвалить.

Сколько бы Руководящий Совет ни говорил о своем «горячем желании», его членам не удастся уйти от того факта, что их поступки и решения, их непримиримая приверженность таким небиблейским принципам, как лишение общения родных, принесли страдания и мучения бесчисленному множеству людей

Иисус говорил, что Его последователей будут узнавать любви, которая будет между ними (Ин. 13:35), но разрушение семей по той лишь причине, что один из супругов решил отказаться от своих прежних убеждений, — это что угодно, но только не любовь. Люди, которых заклеймили как «отступников» и всячески поносили лишь потому, что они посмели не согласиться с Руководящим Советом, имеют все основания считать его членов «злым рабом» вне зависимости от того, считают ли сами они до сих пор себя христианами. И потому в голове не укладывается, как Руководящий Совет может столь самоуверенно считать одобрение их методов Христом уже свершившимся фактом (Мф. 7:21-23).

Больше вопросов, чем ответов

Четыре статьи для изучения занимают в общей сложности 23 страницы. И тем не менее, несмотря на хитро продуманные иллюстрации, тщательно сформулированные абзацы текста и пророческие хронологические таблицы, этот журнал оставляет без ответа ключевые вопросы относительно новых учений организации.

На чем основано утверждение, что для «проверки и очищения» Христу понадобилось четыре с половиной года (с конца 1914-го по начало 1919-го) (с. 11)?

Снова и снова журнал настаивает на том, что четыре с половиной года с конца 1914-го по начало 1919-го представляли собой период «проверки и очищения», которые проводил Христос. Однако в журнале нет ни единой ссылки на библейский текст, который объяснял бы, почему Христу понадобилось именно столько времени. Скорее, библейские тексты просто подгоняются под конкретные события в истории организации.

При каких обстоятельствах ранние Исследователи Библии «поддались страху перед людьми» (с. 12)?

Авторы говорят об этом на с. 12, но никак не развивают свою мысль. Если вы располагаете временем и до сих пор этого не сделали, я бы посоветовал вам самостоятельно изучить данный вопрос. В одной из предыдущих статей я подробно рассказал о том, как была издана книга «Завершенная Тайна», и как власти приказали Исследователям Библии вырвать из нее страницы с 247-й по 263-ю, на которых присутствовали радикальные политические заявления и критика по поводу участия США в Первой мировой войне. Этот компромисс был расценен как «организационный грех». Но по мере знакомства с бредовыми заявлениями, опубликованными в «Завершенной Тайне», отчетливо понимаешь, что Христос не только не упрекнул бы Исследователей Библии за вырванные страницы, но еще и похвалил бы их.

Если Расселл и его сотрудники не были частью Божьего канала (и даже «класса раба»), почему Христос в 1914 году решил проинспектировать только их, а не прочие христианские деноминации (с. 19)?

Иначе говоря, по какой причине Христос стал «проверять» только одну христианскую деноминацию, а не несколько или даже не все до одной? Если в Расселле и его сподвижниках не было ничего особенного, по какой причине Христос, по существу, обосновался на четыре с половиной года именно в штаб-квартире Сторожевой Башни и все это время их «проверял»? Проверка должна ПРЕДШЕСТВОВАТЬ выводам. Разве не логичнее было бы «проверить» несколько деноминаций, затем выбрать одну из них и ее «очистить»?

Если никого из членов раба, первоначально избранных Христом в 1919 году, уже нет в живых, на каком основании Общество считает, что все последующие члены раба также были избраны?

Как я уже упоминал в одной из предыдущих статей, главная проблема «нового света» — это проблема преемственности. Прежде Руководящий Совет утверждал, что его члены — всего лишь представители похожей на облако массы «помазанников», существовавших всегда, еще со времен апостолов. Теперь же это облако, по существу, испарилось, и Руководящий Совет утверждает, что его членов назначил Сам Христос в 1919 году. Однако все члены совета директоров образца 1919 года уже мертвы и преданы земле — из чего следует, что их статус «верного раба» перешел по наследству к их преемникам? В своих публикациях, в том числе в книге «Рассуждения», Общество Сторожевой Башни резко осуждало католический принцип апостольской преемственности. Одно дело утверждать, что в 1919 году Христос пришел и избрал Рутерфорда и его сподвижников в 1919 году (даже если закрыть глаза на сложности, связанные с характером Рутерфорда и содержанием книг, которые Общество издавало в те годы), но совсем другое дело полагать, что в силу простой необходимости, обусловленной смертностью человека, этот статус «верного и благоразумного раба» каким-то образом, словно эстафетная палочка, на протяжении десятков лет после 1919 года передавался от одного поколения членов Руководящего Совета к другому. Никаких объяснений относительно механизма этой передачи не дается — в статье попросту констатируется факт, что имеет место специфическая разновидность апостольской преемственности. С принятием нового учения Сторожевая Башня обрела гораздо большее сходство с католической церковью, чем она осмелится признать.

На чем основана уверенность, что первые апостолы Христа не были,  хотя бы частью верного и благоразумного раба (с. 21)?

Этот вопрос задается на 21-й странице журнала, но так и не получает удовлетворительного ответа. Единственное предлагаемое объяснение заключается в том, что слова Иисуса о «верном и благоразумном рабе» были сформулированы в виде вопроса, а потому не могли относиться к апостолам — ведь те, вне всякого сомнения, были облечены властью Христа. Однако вопрос далеко не всегда предполагает сомнение. Взять хотя бы риторические вопросы, ответ на которые известен раньше, чем задан вопрос.

Если то, что апостолы не обманут ожиданий Христа, было настолько предрешено, почему Иисус после Воскресения специально поручил Петру «питать моих ягнят» (Ин. 21:15-19)? Авторы статьи настаивают, что по отношению к апостолам такой вопрос «едва ли мог стоять в первом веке», но признание авторитета апостолов в качестве «верного раба» было для первых христиан таким же открытым вопросом, как для нынешних Свидетелей Иеговы — признание авторитета Руководящего Совета. Об этом свидетельствует тот факт, что некоторые первые христиане отказались признавать руководство апостолов (2 Тим. 2:16-18). Таким образом, логика Общества НАСТОЛЬКО крива, что и этот вопрос, по сути, остается без ответа.

Что особенного в главном отделе (с. 22)?

Исходя из нового понимания сути верного раба, складывается впечатление, что главный критерий отбора новых членов составного раба — это не их личные качества и даже не обладание небесной надеждой. Похоже, главным критерием отбора новых членов Верного Раба является их работа в международном главном отделе в Нью-Йорке, хотя никакого библейского основания этот критерий под собой не имеет. Говоря о рабе, Христос ни разу даже отдаленно не намекает, что решающую роль в определении того, кто составляет верного раба, будет играть «местонахождение». Так на каком основании Общество столь безапелляционно настаивает, что «главный отдел» в Нью-Йорке играет такую роль в этом библейском решении?

Чем Руководящий Совет может оправдать свои настойчивые заблаговременные утверждения, что Христос НЕПРЕМЕННО поставит их над «всем своим имуществом» (с. 25)?

Как уже говорилось выше, нахрапистая уверенность Руководящего Совета, что Христос НЕПРЕМЕННО поставит его членов над Своим имуществом, когда будет судить, вызовет недоумение у многих искренних Свидетелей. По существу, эти люди лишили Христа права голоса и приняли решение за Него.

Организация рассыпается точно так же, как и ее учение

Дочитав до этого момента, вы, вероятно, уже пришли к мысли, что большая часть содержания четырех статей нового журнала либо напрочь лишена смысла, либо уже была обнародована почти шесть месяцев назад на Ежегодном Заседании — событии, во время которого около 15 тысяч привилегированных Свидетелей смогли поймать лучик «нового света» прежде миллионов своих братьев по всему миру.

Как я уже писал в одной из предыдущих статей, после Ежегодного Заседания прошел целый месяц, прежде чем «новый свет» получил подтверждение на официальной англоязычной странице Общества в Интернете, и еще почти целых два месяца — прежде чем эта информация стала доступна на других языках. Наконец, через шесть месяцев после того, как эта информация была оглашена с подиума в Нью-Джерси, всемирное братство сможет увидеть ее в печатном виде, — а ведь речь идет об учении, которое будет иметь серьезнейшие последствия для авторитета Руководящего Совета.

Отныне члены Руководящего Совета — не какие-то самозваные представители некоего абстрактного облака помазанных Свидетелей, которое так или иначе существовало всегда со времен апостолов. Теперь они уже самозваные представители не христиан, имеющих небесную надежду, а Самого Христа. Они никому не подотчетны — даже Христу, Которого представляют! Разве они заранее не решили за Него, что Он поставит их «над всем своим имуществом». Приводить любые сколько-нибудь значимые обоснования своих претензий они даже не сочли нужным.

На самом деле, многие Свидетели, возможно, и раньше отождествляли верного и благоразумного раба с Руководящим Советом, но лишь по двум причинам: (1) в силу незнания отдельными Свидетелями учения Сторожевой Башни; или (2) в силу путаницы, порожденной тем, что на протяжении многих лет Руководящий Совет все больше отождествлял себя с классом раба. Даже если риторика Общества заблаговременно навела многих на мысль о грядущих переменах, это не уменьшает серьезности последствий, которые повлечет за собой новое учение. Оно консолидирует власть в руках Руководящего Совета и, по существу, наделяет его папским статусом.

Однако этот журнал и прочие документы попали к нам в руки, и это доказывает, что все больше думающих Свидетелей набираются смелости и начинают действовать.

Таким образом, факт утечки информации за несколько недель до официальной публикации говорит нам больше, чем полученная таким образом информация. По всей видимости, Общество Сторожевой Башни, как и его учение, стремительно утрачивает конфиденциальность, и все больше и больше внутренних документов становятся достоянием гласности благодаря растущему количеству думающих людей в рядах Свидетелей.

Радостно думать, что столь многие внутри организации стряхивают с себя навязанные им идеи и находят в себе смелость передать информацию — наподобие той, что отражена в этой статье, — в руки людей, способных ей правильно распорядиться. Я надеюсь, что эта тенденция сохранится, и все больше истинного света будет проливаться на эту изворотливую организацию с темным прошлым, подозрительными принципами и запутанным учением.

— Cedar’s Blog {http://jwsurvey.org/cedars-blog/new-light-watchtower-magazine-leaked-from-organization-weeks-ahead-of-general-release}