DG-014

Диалог: 2 Петра 3:13

В одном из своих буклетов, озаглавленном «Жизнь в мирном новом мире» (Watchtower Bible and Tract Society, 2000), Свидетели Иеговы, ссылаясь на авторитет Нового Завета, утверждают, что после Армагеддона человечество будет состоять из двух классов — праведников, живущих на земле, и нового всеобщего правительства на небесах:

Указывая на будущее, Библия говорит, что «мы, по обетованию (Бога), ожидаем нового неба и новой земли, на которых обитает правда» (2 Петра 3:13; Исаия 65:17). Согласно Библии, это «новое небо» и эта «новая земля» – не новое буквальное небо и новая буквальная земля. Физическая земля и физическое небо были созданы совершенными, и в Библии указывается, что они останутся навеки (Псалом 88:37,38; 103:5). «Новая земля» — это праведное общество людей, которые будут жить на земле, а «новое небо» — это совершенное небесное Царство, или правительство, которое будет править этим человечеством (с.2).

Однако такое применение приведенных библейских отрывков сомнительно. Хотя второй абзац цитаты и начинается словами «согласно Библии», несложная проверка показывает, что утверждения Свидетелей Иеговы никоим образом не основаны на Писании.

К примеру, в тексте 3-й главы 2-го Послания Петра нет и намека на то, что фразы «новая земля» и «новое небо» не следует понимать буквально. Читатель без труда может сам в этом удостовериться. В 5-м и 6-м стихах той же главы написано: «…вначале словом Божиим небеса и земля составлены из воды и водою: потому тогдашний мир погиб, быв потоплен водою…». Очевидно, что о небе и земле здесь говорится в буквальном смысле. Заметьте, что Петр не отождествляет «мир» (т.е. человеческое общество) ни с небом, ни с землей. В 7-м стихе апостол продолжает рассказ об истории физического мира, называя его «нынешними небом и землей», — а «нечестивых человеков» вновь выделяет в отдельную категорию. В 10-м стихе Петр подходит к описанию Божьего суда, частью которого является разрушение земли и неба (т.е. физического мира) и гибель человеческих дел. Суд огнем в этом стихе противопоставляется суду водой в стихе 6. Затем Петр предупреждает верующих об ответственности, которую на них налагает ожидание суда (стихи 11-12), и напоминает, что мы, тем не менее, ожидаем не суда, а исполнения Божьего обетования о новом физическом мире, который будет состоять из новых небес и новой земли, и в котором будут обитать праведники. Таким образом, во своей истории мироздания — от сотворения мира до установления вечного Божьего Царства — Петр последовательно рисует две параллельных «сюжетных линии»: историю физического мира (неба и земли) и историю человечества, его населяющего. Данные наблюдения можно представить в виде простой таблицы:

Стих Время действия Небо и земля Человечество
5-6 Прошлое Явно физические; «составлены из воды и водою» Погибло в потопе
7 Настоящее Физические — по аналогии с «прежними» небесами; «содержимы тем же Словом» и сберегаются на день суда» Названо нечестивым и подлежит суду
10 Будущее Физические, как следует из 7-го стиха; будут разрушены огнем, причем «растают» даже мельчайшие частицы Его земные дела сгорят
11-12 Вечность Физические — по аналогии со «старыми», сгоревшими Будет праведным и будет обитать на земле

Таким образом, толкование понятий «небо» и «земля», предложенное Свидетелями Иеговы, не согласуется с контекстом, в котором их употребил Петр. Оно является не итогом изучения текста, а следствием привнесения в текст небиблейских идей.