DG-010

Диалог: Иоанна 3:16

Иоанна 3:16 «единородный Сын».
О Божестве Иисуса Христа

«В Библии Иисус называется «единородным Сыном» Бога (Иоанна 1:14; 3:16, 18; 1 Иоанна 4:9). Верующие в догмат о Троице говорят, что раз Бог вечен, то и Сын Бога вечен. Но как кто-либо, будучи сыном, может быть одного возраста с отцом? Сторонники учения о Троице утверждают, что в случае с Иисусом слово «единородный» принимает другое значение, отличающееся от определения слова «рождать», которое даётся в словаре: «Давать жизнь кому-нибудь, становясь отцом» («Словарь современного русского литературного языка» в 17 томах). Они говорят, что в случае с Иисусом это несёт «смысл извечных взаимоотношений», некий вид взаимоотношений между отцом и единственным Сыном, но не на основании рождения (Вайн, “Expositopy Dictionary of Old and New Testament Words”). Кажется ли это логичным? Может ли человек быть родным отцом кого-либо, не произведя его на свет? Более того, почему в Библии то же самое греческое слово, которое переведено словом «единородный», используется (и Вайн без каких-либо объяснений признаёт это) для описания взаимоотношений Исаака и Авраама? В Евреям 11:17 об Исааке говорится как о «единородном» сыне Авраама. Нет никаких сомнений в том, что Исаак был единородным в прямом смысле этого слова, а не равным своему отцу по возрасту и положению». («Следует ли верить в Троицу?», 1989г, стр 15).

Греческое слово «моногенеис», в переводе «единородный», используется девять раз в Новом Завете. Пять раз это слово используется апостолом Иоанном по отношению к Иисусу (Иоанна 1:14; 1:18; 3:16; 3:18 и 1 Иоанна 4:9). Три раза это слово используется в буквальном смысле, единственный сын рождённый родителям, Лукой (7:12; 8:42; 9:38). Последний раз это слово используется автором послания к Евреям по отношению к Исааку. В Евреям 11:17 сказано: «Верою Авраам, будучи искушаем, принёс в жертву Исаака и, имея обетование, принёс единородного». Нужно заметить одну очень важную деталь: Исаак не был единородным сыном Авраама в физическом смысле. Ещё до рождения Исаака у Авраама был сын Измаил. Тогда в каком смысле Исаак был единородным сыном Авраама?

Фрибергский лексикон даёт такое определение слову «моногенеис»: «единственный в своём роде, уникальный». Лоув Нида даёт следующее определение слову «моногенеис»: «относящийся к уникальному, в смысле – один единственный в своём роде». В Евреям 11:17 Исаак назван «моногенеис» Авраама. Лоув-Нида объясняет это следующим образом: «У Авраама, конечно, были и другие сыновья: Измаил и сыновья от Кетуры, но Исаак был уникален, так как его рождение было исполнением Божьего обещания. Так как он был единственным в своём роде, его можно назвать «моногенеис».

Следуя принципам образной речи, где отдаётся предпочтение определению какой-то одной черты, мы должны понимать, что здесь главное значение несёт слово «уникальность», и мы не должны принимать во внимание остальные моменты описания. Так как мы находим абсурдным утверждение что у Иисуса, чтобы было возможным Его рождение, помимо «Бога Отца» была и «Мама Бог», мы не должны видеть в этой метафоре смысл, что у Христа было начало, как отличительная черта Его уникальности, и что это объясняет утверждения, что Иисус есть «единородный».

Библейское Слово ясно говорит об уникальности. В этом и заключается главное значение этого слова! Если слово используется в образной речи, то это и доказывает уникальную позицию Божьего Сына. В конце концов, все христиане названы «сыновьями Божими» в Римлянам 8:14, но слово «моногенеис» указывает на уникальную позицию Сына по сравнению с христианами. У Него уникальные взаимоотношения с Отцом!