Богородичный центр

ОСНОВАТЕЛЬ: Вениамин Яковлевич Янкельман (псевдоним: пророк и патриарх Иоанн Береславский).

ДАТА ОСНОВАНИЯ: 1984 г.

ОФИЦИАЛЬНЫЕ ИЗДАНИЯ: Собственное издательство «Новая Святая Русь» выпустило более 200 томов с учениями и пророчествами Иоанна Береславского (так называемый «Третий Завет»). Журналы: «Рыцарь веры», «Оазис мира», «Век Богородицы»; официальная страница в Интернете.

ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА: Существует строгая иерархия: посвященные братья («синие рыцари») и богородичные монахини находятся в беспрекословном подчинении у всего священства. Собор священников подчиняется епископам, а последние, в свою очередь, — патриарху Иоанну. Все богородичники ежегодно собираются на Собор — главное организационное собрание БЦ.

ЧИСЛЕННОСТЬ: Под юрисдикцией Богородичного Центра находятся до 100 общин в России и СНГ. Официальную регистрацию в России имеют 4 общины. В Центре 7 епископов, около 100 священников и несколько тысяч прихожан.

ХАРАКТЕРНЫЕ ТЕРМИНЫ: Литургия открытого неба, Новая Святая Русь, Синие рыцари, параклит, Параклитская Церковь, Соискупительница, Эгида Миродержицы Вселенной, Церковь Третьего Завета, Жена Облеченная в Солнце, Треугольник Святой Теократии, Евхаристические слезы, Белое Евангелие, Святодуховский Завет, Дароносица Печатей.

ДРУГИЕ НАЗВАНИЯ: Нынешнее официальное название: «Православная Церковь Божией Матери Державная»; «Автокефальная Православная Церковь», «Российская Марианская Церковь», «Церковь Божией Матери Преображающейся», Фонд «Новая Святая Русь».

БИОГРАФИЯ «ОТЦА ИОАННА»

Вениамин Яковлевич Янкельман родился в 1946 году в Чите в семье полковника, военного атташе. Главную роль в семье играла мать, часто грубая по отношению к мужу и сыну. Невыносимо жестокое и унизительное отношение матери наложило отпечаток на психику ребенка и всю его последующую жизнь. Тяжелые отношения с матерью привели к тому, что Вениамин возненавидел не только свою мать, но и всех женщин и болезненно зациклился на вопросах обнаженного тела, гениталиях и т. п.

В 18 лет Береславский впервые попал в психиатрическую больницу, откуда сбежал (10, с. 42), а в 23 года за избиение был заключен в тюрьму на 6 лет (10, с. 31) . Затем он начал вести вполне благочестивую жизнь: жил при Почаевском, Псковском и других монастырях, ходил по тайным обителям катакомбных христиан (17, с.5).

В 1984 году, когда Береславскому исполнилось 38 лет, в Смоленске от иконы «Одигитрия» ему якобы открылась Божия Матерь Мария и дала ранее никому неведомые откровения. С этого момента Береславский, объявивший себя пророком Божией Матери, получил множество судьбоносных для России в целом и для каждого верующего в частности откровений. Только за первые несколько лет своей пророческой деятельности он опубликовал более 20 томов откровений (сейчас их насчитывается свыше 200). Эти книги для последователей Береславского являются основной духовной литературой и вкупе составляют так называемый «Третий Завет», заменяющий собой и Ветхий, и Новый.

Получив первые откровения от Божией Матери, Береславский пожелал канонически узаконить свою пророческую деятельность. В 1985 году он сделал попытку примкнуть к так называемой Катакомбной (истинно-православной) церкви (ИПЦ). В том же году Береславский и Петр Большаков (в прошлом ученый-математик) были рукоположены в иеромонахи митрополитами «геннадиевской» ветви ИПЦ (по имени покойного митрополита Геннадия Секача) Феодосием и Григорием. Прошло совсем немного времени, и «отцов-богородичников» запретили в служении, а 3 июня 1992 года митрополиты Феодосий и Епифаний в своем Окружном послании осудили учение БЦ и отлучили иеромонахов Иоанна Береславского и Петра Большакова от ИПЦ «за отход от своих епископов в самочинное сборище и распространение лжеучения о «Третьем Завете» (НГ-Религии. - № 14 (61) - 26 июля 2000).

Как Иоанн стал епископом доподлинно неизвестно. Береславский и сам почему-то умалчивает о своем рукоположении в епископы, однако с течением времени под его пророчествами появляются все более высокие титулы: «Епископ Иоанн» (до 1991 г.), «Пророк архиепископ Иоанн« (1992 г.) и, наконец, — «Пророк Божией Матери патриарх Иоанн» (с кон. 90-х гг.).

ИСТОРИЯ ЦЕНТРА

На протяжении краткой истории Богородичного центра последователи Береславского неоднократно меняли название своей организации. Известно, что первоначальным названием этого религиозного объединения было «Автокефальная православная Церковь». В июне 1991 года на богородичном соборе в Москве было принято и официально зарегистрировано наименование «Церковь Божией Матери Преображающейся». В том же 1991 году в Москве была зарегистрирована общественно-просветительская организация «Богородичный центр». Нынешнее официальное название организации — «Православная Церковь Божией Матери Державная» (с февраля 1997 г.).

До середины 90-х гг. архиепископ Иоанн пророчествовал о близости конца мира, эпохи церковного запустения и всемирных катаклизмов. России и всему миру были обещаны всевозможные бедствия, если народ не покается и не признает учение Береславского. Часто на страницах его книг утверждалось, что для спасения души необходимо должны преодолеть все мирские соблазны, в том числе отречься от семьи и родных, отказаться от собственности, передав ее центру, и т. д. В литературе отцов Богородичного центра насаждалась ненависть к собственным родителям, особенно к матери как к источнику зла. Первые публикации центра также изобиловали совершенно бессвязными и грубыми словосочетаниями вперемешку с нецензурными словами.

Имидж центра и его учение резко изменились в период 1993-1994 годов, когда «Церковь Божией Матери Преображающейся» начала сотрудничать с Вселенской Марианской церковью (не признаваемая Ватиканом католическая организация, имеющая последователей в тех странах, где являлась Божия Матерь). В этой связи началось постепенное изъятие культовой литературы Богородичного центра раннего периода. Береславский и другие «отцы» центра приняли многие учения католической и изменили тон и содержание своих проповедей.

ОБЩЕСТВЕННО-ЦЕРКОВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

По данным Богородичного центра, под его юрисдикцией находятся до 100 общин в России и СНГ, однако официальную регистрацию в России имеют только 4 общины. В Церкви Божией Матери Державная 7 епископов, около 100 священников и несколько тысяч прихожан. Последователи культа регулярно собираются на соборы, на которых присутствуют не только священники БЦ, но и мирские люди, совсем не принадлежащие к Богородичному центру. На этих соборах присутствующие узнают о новых «откровениях», данных Береславскому.

Новичков сразу же окружают любвеобильной заботой, навешивая на них всевозможные послушания (церковно-полезные поручения), почти не оставляя времени на мирские дела. Наивысшей целью для каждого новопосвященного ставится принятие монашества в Богородичной обители-монастыре (два из них находятся в Ленинградской области). Последователей призывают к нищете, беспрекословному подчинению «отцам», ночным бдениям с чтением Псалтири, молитве Розария по четкам и круглогодичному строгому посту: «Дом — келья, пища — только постная (сухофрукты, теплая вода и хлеб... спать не более 4 часов» (16, с. 52-53). В связи с новой политикой БЦ, посвящение новичка во все глубины богородичной аскезы происходит постепенно, чтобы не отпугнуть его чрезмерными «подвигами» поста и молитвы. Женщины, в которых, по учению БЦ, сконцентрировано мировое зло, даже в общине по-прежнему находятся в униженном положении, хотя это широко не афишируется. Каждую неделю по субботам и воскресеньям последователи собираются [чаще всего в ДК или концертном зале — прим. авт.] на так называемую «литургию Иоанна Златоустого».

УЧЕНИЕ

ТРЕТИЙ ЗАВЕТ: Особое место в богословии Богородичного центра занимает учение о так называемом «Третьем Завете» — десятках томов с откровениями Божией Матери, которые якобы и поныне получает «пророк» (1, с. 39) и патриарх Иоанн (Береславский). Береславский в своих откровениях ставит «Третий Завет» выше Библии и видит источник спасения лишь в нем: «Слово Мое [Богородицы] есть... наивысшая премудрость» (15).

БОГОРОДИЦА-БОГ: Поклонению Божией Матери как Богу посвящены многие страницы книг и брошюр отцов-борогодичников: «Сегодня Бог открывается как Святая Мать» [выделено БЦ] (6, с. 28). «Послана Жена Облеченная в Солнце — Сам Бог в Ее лице» (5, с. 2). «Я жива — в сердцах, на Небе и повсюду. Приснодева пришла в новую Святую Русь... Эммануэль, с нами Бог!» (3, с. 53).

Литература БЦ не только приписывает Богородице божественные атрибуты, но и отождествляет Ее с той или иной ипостасью Божественной Троицы:

  • БОГОРОДИЦА ЕСТЬ ОТЕЦ: «Отец Небесный!.. Матерь наша вечная, Мария!.. Отцом мы нарекли Тебя через жертву Сына, Матерью назвали через благословение Распятого Бога» (6, с. 107).
  • БОГОРОДИЦА ЕСТЬ ХРИСТОС: «Я и Господь — Одно» (8, с. 55). «Как Отец пришел в мир в образе Сына, так и Сын сошел в образе Матери» (2, с. 19).
  • БОГОРОДИЦА ЕСТЬ ДУХ СВЯТОЙ: «Нет Духа Святого вне Божией Матери. Я [Богородица] и Дух одно» (8, с. 79). «Дух Святой пребудет с вами, Сама Живая Царица» (12, с. 194).
  • СПАСЕНИЕ: В вопросе личного спасения главное упование Береславского — не на Господа и Спасителя Иисуса Христа, а на Божию Матерь. Она является у них залогом вечного спасения: «Спасутся те, кто признают Жену Облеченную в Солнце своей родной Матерью, Заступницей, последней надеждой и самой жизнью... Условие спасения — посвящение Непорочному Сердцу Марии. Ни дела милосердия (католическая миссия Церкви), ни традиционная евангельская проповедь (протестантская), ни даже сакраменталии (церковные таинства), не помогут без последней правды — без принятия Матери завета» (4, с. 53, 55). «Спасение ваше... в перезаключении завета, в помещении в Мое Лоно, в Новом Духовном Рождении» (3, с. 40).
  • ХРИСТИАНСКАЯ ВЕРА И ЦЕРКОВЬ: Когда в 1992 году ИПЦ (к которой причисляет себя Береславский) официально осудила деятельность и учение Богородичного центра, лидеры последнего поспешили осудить все христианские церкви и основные догматы христианства и объявили всему миру о создании принципиально новой церкви Третьего Завета. Причем, главой этой церкви является не Христос, а Божия Матерь: «Она [Богородица] открылась как Матерь Церкви, олицетворенная Благодать и Живая Церковь» (2, с. 34). «Церковь для нас — Сама Божия Матерь» (6, с. 66). «Истощилась вера во Христа. Настала эра Марии: Божия Матерь послана как Мать завета... <...> Эпоха христианства завершилась» (4, с. 103).

ДРУГИЕ УЧЕНИЯ

Модализм: В Лицах Святой Троицы богородичники видят формы или образы, в которых Бог открывается миру: сначала в виде Отца, затем в виде Сына, затем в виде Святого Духа, и, наконец, по учению Береславского еще и в четвертой ипостаси — Жены: «В лице Иисуса пришел в мир Сам Бог-Отец и был уничижен и распят, и пролил свою Божественную Кровь» (13, с. 36). «Христос сходит как Святой Дух, третье равновеликое лицо Троицы Христос. Святой Дух жертвенный Агнец» (5, с. с. 41-42) . «Сегодня Бог открывается как Святая Мать» (6, с. 28).

Церковь Параклита: Параклит (греч. paraklitos) — утешитель, ходатай, заступник. Параклитская ересь или монтанизм была основана жрецом Монтаном, жившим во Фригии во II веке н. э. Монтан говорил о себе, что он и есть обещанный Спасителем Параклит (Утешитель-Дух), посланный для того, чтобы очистить и обновить Церковь. В том же веке эта ересь была осуждена Церковью. Ныне Береславский объявил Параклитом-Утешителем Божию Матерь: «А разве не Я Утешительница Церкви? Я ли не всевластный Дух, устрояющий судьбы мира и каждой души отдельно» (12, с. 3, 18). «Другим Утешителем именуется Матерь Утешения всяческого в Евангелии» (6, с. 34).

Культ непорочного сердца Божией Матери: «Сегодня все постигается через Непорочное Сердце. Оно — ключ (данное свыше богомыслие), дверь (истинная вера и молитва) и храм (Лоно). Ключ к Новому завету: Непорочное Сердце Марии поставлено посредником спасения» (4, с. 48, 53).

Мария — Соискупительница: «Соискупительница берет на себя наши грехи... Божия Мать — Соискупительница рода Адамова» (4, с. 71-72). Она «разделила Крест Господень, сораспявшись с Ним» (6, с.71).

Чистилище, кратковременность мучений и прощение демонов: «Чистилище является местом переживания виновности перед любовью Божией, покаяние сынов» (11, с. 35). «Ад будет очищен полностью, и в него войдут 1/8 демонов, пожелавших покаяться» (13, с. 59).

Брак Отца Небесного и Марии: «Отец Небесный сочетался узами любви-агапы с Избранною из земных жен, и светлейшее непорочное зачатие явилось плодом дивного Божественного Брака» (6, с. 111).

Брак Иисуса и Марии: «Узами вечного брака сочетались у Голгофы Иисус и Мария» (там же).

Супротивница-дьяволица: «Супротивница. Такое название не случайно. Оно означает противоположный, теневой престол — оппозицию дьяволицы, минотавра женского пола, требующего, окрадывающего благодать и питающегося ею. Через Супротивницу возникла цивилизация распада» (7, с. 10).

Евхаристические слезы Марии: «Чудо Евхаристических слез Божией Матери. Новая тема для истории человечества. Тайна Третьего Завета. Слезы —самое прекрасное вечное сокровище, самое действенное и чудное лекарство. Воистину, евхаристическая трапеза для всего человечества» (6, с. 60-61). «Слеза Моя благорастворенная и освященная на Литургии открытого Неба в Чаше с Кровью и Плотью Господней» (12, с. 25).

БОГОСЛУЖЕНИЕ

До середины 90-х годов основное богослужение БЦ называлось «Литургия Открытого Неба». На этих литургиях, собиравших целые концертные залы, читались новые откровения, данные «пророку Иоанну», звучали песнопения, возвеличивающие Богородицу как Бога, а также проклятия в адрес красного правительства, Патриархии и КГБ (вкупе называемых «Красным драконом»).

С конца 90-х годов литургия начала проходить по более определенному сценарию и уже официально называлась «литургией Иоанна Златоустого». С тех пор служба изменялась мало, хотя по-прежнему не имеет ничего общего с литургией IV века. Главное отличие состоит в том, что отцы-богородичники в своей «литургии» поставили Христа на второй план, после Богородицы, поклоняются ей как принесшей себя в жертву за наши грехи.

ОТВЕТ С ПОЗИЦИИ ХРИСТИАНСТВА

Богородичный Центр — это псевдохристианский культ, поэтому чтение его литературы может принести только духовный вред. В изданиях БЦ вперемешку с вполне христианскими молитвами, житиями известных в православии святых, цитатами из творений Отцов Церкви присутствуют явно небиблейские учения о Боге, Богородице Марии и спасении.

«Дух же ясно говорит, что в последние времена отступят некоторые от веры, внимая духам обольстителям и учениям бесовским, через лицемерие лжесловесников, сожженных в совести своей» (1 Тим. 4:1,2).

 

СОКРАЩЕНИЯ

  1. Антихрист, Ад, Мытарства. М., 1999. 84 с.
  2. Богородичный Собор № 3. М.: БЦ, 1992. 72 с.
  3. Богородичный Собор V. M.: БЦ, 1992. 74 с.
  4. Богословие Непорочного Сердца. М.: Новая Святая Русь, 1994. 104 с.
  5. Век Богородицы. М., 2000. № 1. 48 с.
  6. Вселенная Света. М.: Новая Святая Русь, 1993. 128 с.
  7. Госпожа Небесной Горницы. М.: БЦ, 1993. 160 с.
  8. Дароносица Печатей. М., 1999. 120 с.
  9. Жена Облеченная в Солнце. М.: ЦБМД, 2000. 28 с.
  10. Исповедь поколения. М.: БЦ, 1991. 62 с.
  11. Катакомбная церковь-мученица. М.: ЦБМП, 1996. 336 с.
  12. Книга странствий. М.: БЦ, 1992. 196 с.
  13. О земных днях Божией Матери. М.: Новая Святая Русь, 1994. 128 с.
  14. Расцветай хоругвями, Святая Русь. М.: Новая Святая Русь, 1994. 128 с.
  15. Я читаю в ваших сердцах. М.: Новая Святая Русь, 1994. 80 с. www.organon.ru/~maria/neporochn_19.htm#1
  16. Огонь покаянный. Кн. 2. М.: БЦ, 1992. 60 с.
  17. Огонь покаянный. Кн. 16. М.: БЦ, 1991. 143 с.

Материал подготовлен в 2001 году.