Дети Бога (Семья)

ОСНОВАТЕЛЬ: Дэвид Берг, также известный как Моисей Давид, «Папа», «Отец», «Дедушка» (1919-1994).

ДАТА ОСНОВАНИЯ: 1968 г.

ОФИЦИАЛЬНЫЕ ИЗДАНИЯ: «Письма Мо» (Mo Letters) и другие книги, внутренние бюллетени новостей и кассеты. Берг объявил себя Пророком конца света, а свои многочисленные писания - «продолжающимся откровением». Авторитетными считаются также «Письма Мамы», написанные гражданской женой (сожительницей) Берга Карен Зерби (она же Мария).

ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА: Дэвид Берг и его сожительница Мария обладают абсолютной властью. Весь мир разделен на географические районы, именуемые Continental Reporting Office (CRO). Местные общины, ранее называвшиеся колониями, именуются «домами» и управляются «пастырями» или «работниками».

ХАРАКТЕРНЫЕ ТЕРМИНЫ: «Рыбалка на флирт» (привлечение новых членов с помощью секса), «системник», «революционер», «участие» (блуд или прелюбодеяние).

ДРУГИЕ НАЗВАНИЯ: «Семья» использовала разные названия. Эта организация стремится приспособиться к местным условиям и называет себя так, как удобно в данных обстоятельствах и выгодно для их намерений. Вот лишь некоторые из названий: «Всемирное Служение», «Семья любви», «Небесная магия», «Мартинелли», «Сообщество независимых христианских церквей», «Дети Бога».

ИСТОРИЯ

Середина 1960-х годов, ознаменованная войной во Вьетнаме, была временем, когда молодежь, особенно в Калифорнии, восставала против общественных ценностей и «истэблишмента». Хиппи, наркотики и контркультура создали благоприятную атмосферу, в которой возник новый культ - «Дети Бога».

Отец Дэвида Берга был пастором в Христианско-миссионерском союзе, а мать - радиопроповедницей. В 1944 году Берг женился на Джейн (она же Мать Ева) и встал на путь проповеднического служения. Все более радикальные идеи Берга о необходимости делиться богатством привели к тому, что его попросили покинуть церковь в Аризоне. С этого момента Берг отрекся от организованной религии и осудил ее (Dictionary of Cults, Sects, Religions and the Occult, pp. 52-53).

Переломным для Берга стал 1968 год, когда он начал руководстводить христианским кафе в городке Хантингтон-Бич, Калифорния, принадлежавшим служению Teen Challenge. Берг назвал свое служение «Подростки за Христа» и собрал вокруг себя группу верующих молодых людей, отвергавших истэблишмент, которую впоследствии назвал «Детьми Бога (ДБ)» (там же). Радикальный призыв Берга к осуждению того, что он называл «Системой», относился и к существующим церквям. Он призывал стать «революционерами» ради Иисуса, «оставить все и последовать за Ним», бросить родителей, работу, школу и отдать все свое имущество организации (Christianity Today, 18 February 1977, p. 18).

У Берга завязалась интрижка с Карен Зерби (Марией), которая стала его гражданской женой, т.е. сожительницей. Именно в это время он написал первые из многочисленных «Писем Мо», которые его последователи почитают за продолжающееся откровение. С этого же момента моральный облик движения стал приходить в упадок.

Берг завязал знакомство с проповедником Фредом Джорданом и получил разрешение основать коммуну на принадлежащем тому ранчо «Лечебница душ» в Техасе. После возникновения организаций обеспокоенных родителей и появления в прессе резко негативных статей по поводу «промывания мозгов» детям, в 1971 году Джордан попросил Берга и его последователей (примерно 2-3 тысячи человек) удалиться (Jack Sparks, The Mindbenders, pp. 158-159). Берг начал организовывать коммуны (колонии) со строго иерархическим управлением. По утверждениям «Семьи», в 1972 году в 15 странах существовало 130 колоний ДБ («Our Family Origins», World Service, April 1992). Сначала они собирали деньги за счет пожертвований, а затем - за счет продажи людям специальных «Писем Мо».

Примерно в это же время Берг сменил имя и стал именоваться Моисеем Давидом. В 1972 г. Берг заявил, что обладает «пониманием Даниила», и сделал несколько лжепророчеств, например о том, что Калифорния якобы будет разрушена землетрясением, а Соединенные Штаты будут уничтожены падением кометы Кохутек в январе 1974 г. (Mo Letter № 280, § 17). Он также предсказывал возвращение Христа в 1993 г. (Mo Letter № 456, § 25). Тогда же Берг начал заниматься оккультизмом, он часто писал о своих контактах с духами-наставниками (Ruth A. Tucker, Another Gospel, p. 233).

Преследуемый конфликтами с законом и «обвинениями в уклонении от уплаты налогов, похищении детей, изнасиловании, безнравственности», о чем также говорилось в докладе о расследовании, проведенном Генеральным Прокурором Нью-Йорка, Берг бежал из США и увлек многих последователей всед за собой в Европу (Dictionary of Cults, Sects, Religions and the Occult, p. 53). В 1974 году Берг и его сожительница Мария прибыли на остров Тенерифе в Канарском архипелаге, где начали развивать и пропагандировать свое учение о «рыбалке на флирт», которое пользуется ныне дурной славой. «Рыбалка на флирт» («эфэфинг» от англ. «FF'ing») основывалась на учении о том, что половая распущенность и религиозная проституция являются Божьим революционным способом евангелизма. Введенное Бергом понятие «Рыбаки Иисуса» подразумевало допустимость прелюбодеяния (Mo Letters №302-С, 309).

Берг утверждал, что в 1978 году организация «Дети Бога» была распущена, 300 ее руководителей уволены, а название изменено на «Семья Любви» (Our Family's Origins). Однако бывшие члены группы и некоторые документы указывают на то, что это утверждение было сильно преувеличено и объяснялось тем, что значительная часть руководителей отказалась участвовать в религиозной проституции (Special Notice, Re: «Questions & Answers on Sex, Freedom & Relationship», November 1991, § 69-76).

Многие из тех, кто покинул организацию, в том числе бывшие руководители Детей Бога и члены семьи Берга, продолжают разоблачать ее тайную деятельность. Их показания, вкупе с многочисленными писаниями Берга и Марии и видеокассетами, открывают завесу над жуткой историей кровосмешений, спиритизма, прелюбодеяний, блуда и группового секса. Под влиянием этих разоблачений и в связи с началом эпидемии СПИДа в 1987 г. «Семья» опубликовала несколько заявлений о том, что кровосмешение и «рыбалка на флирт» будут прекращены. Никакого признания вины с их стороны не было, перемены объяснялись лишь выгодой «с точки зрения потенциальных проблем с Системой» (Los-Angeles Times, 21 March 1993, p. Е4).

После серии полицейских рейдов, проведенных в Европе и Северной Америке, против организации были выдвинуты обвинения, в том числе в жестоком обращении с детьми. За отсутствием доказательств физических издевательств над детьми некоторые из дел были прекращены. Однако на момент написания этого материала в Австралии, на Филиппинах, в Аргентине и во Франции по некоторым делам все еще ведется следствие.

Недавно «Семья» возобновила свою деятельность в США и начала массированную кампанию, направленную на создание нового имиджа в глазах общественности. Организация хочет, чтобы все забыли о преж-них «ошибках» и судили о ней по ее нынешним делам. Недавнее «Письмо Мо» (апрель 1993) свидетельствует об этом двуличии «Семьи» - оно инструктирует членов организации проникать в более либеральные, а следовательно и более терпимые церкви, и таким образом завоевывать общественное доверие и приобретать новых членов. Письмо рекомендует время от времени посылать нового члена в какую-нибудь либеральную церковь для того, чтобы обрести их благосклонность. Однако это же письмо советует держаться подальше от евангелических или фундаменталистских церквей, поскольку в них членам «Семьи» придется «идти на слишком большие уступки» (Mo Letter, № 2687, pp. 1-9).

По официальным данным, в данный момент «Семья» насчитывает всего 3000 взрослых членов и 6000 детей, живущих общинами в более чем 500 странах («The Family, an Introduction and an Invitation»). Бывшие члены организации утверждают, что реальные цифры гораздо выше.

УЧЕНИЕ

Оценить многие учения «Семьи» довольно непросто. Взгляды Дэвида Берга по некоторым вопросам были противоречивы, бессистемны и смутны. Кроме того, в прошлом «Семья» не раз изменяла или скрывала свои взгляды, чтобы ослабить сопротивление своей деятельности.

ТРОИЦА: В своих недавних исповеданиях веры «Семья» настаивает на своем согласии с историческим христианством. Они заявляют о своей вере в «единого, истинного, вечного Бога... в единство Бога, являющего собой три различимые, но неразделимые лица: Бог-Отец, Бог-Сын, Бог-Дух Святой» («Наша декларация веры», World Services, Zurich, Switzerland, апрель 1992). И все же в богословии Берга учения об Отце, Сыне и Святом Духе далеки от ортодоксии.

БОГ ОТЕЦ: В писаниях и рисунках Берга Отец последовательно изображается в виде светловолосого мужчины, и именуется «сексуальным голым Богом в дикой оргии Духа» и «сводником» (Mo Letters, № 286:23; 520:27).

БОГ СЫН: Опять же недавнее исповедание веры «Семьи» кажется ортодоксальным в отношении Иисуса Христа. В нем подтверждается Его Божественность, чудесное и божественное зачатие, безгрешность, совершенное заместительное искупление, телесное воскресение, вечное заступничество за христиан, второе пришествие и суд.

Но в своих проповедях Берг заявлял, что в действительности в сексуальную связь с Марией, от которой родился Иисус, вступил ангел Гавриил как представитель Бога (Mo Letters, № 1061, 1981; № 1566, 1983; № 2359, 1990). Берг учил «по откровению», что Иисус неоднократно прелюбодействовал со своими ученицами, особенно с Марией, Марфой и Марией Магдалиной (Mo Letters, № 651:45; 569: 183; 48:10). И, словно и этого недостаточно, Берг также утверждает, что Иисус перенес венерическую болезнь (Mo Letter, № 569).

В писаниях Берга есть ряд противоречивых утверждений относительно божественной и человеческой природы Христа. Иногда он называет Иисуса вечно живым Сыном, но чаще всего описывает Его как сотворенного Сына. В ходе личной беседы с руководителями «Семьи» в Румынии сотрудники Watchman Fellowship обнаружили, что их собеседники прибегают к тем же самым аргументам и стихам, что и «Свидетели Иеговы», чтобы доказать тварную, а не вечную природу Иисуса.

СВЯТОЙ ДУХ: В литературе «Семьи» Святой Дух постоянно изображается в виде полуобнаженной, сладострастной женщины. Берг говорил о Святом Духе как о Боге-Матери, Царице небесной, Царице любви, «эликсире любви». Берг описывал Святого Духа как того, кто дает человеку возможность испытать «духовный оргазм через исполнение Духом» (Mo Letters, № 2115, 723, 44; «He stands in the gap», май 1991).

УЧАСТЬ ЧЕЛОВЕКА: Текст недавнего исповедания веры выглядит ортодоксальным и в этом случае. В нем утверждается, что все согрешили, что спасение дается благодатью через веру в искупительный труд Христа, и что человек должен лично уверовать, лично принять Иисуса Христа и родиться свыше, и что в этом случае он будет спасен навеки («Наша декларация», сс. 1-2).

В начале своей истории «Дети Бога» проповедовали библейское Евангелие, хотя их учения о христианской жизни были искажены. Однако по мере того как развивались нехристианские учения Берга, Евангелие искажалось все больше. Например, в его писаниях едва ли можно найти ссылку на необходимость покаяния в ответ на проповедь Евангелия. Учения Берга и его методы евангелизма, поощряющие сексуальную распущенность и «закон любви» (антиномианство, отсутствие закона, вседозволенность), извращали Евангелие. Берг также проповедовал всеобщее спасение посредством чего-то вроде чистилища (Mo Letter, № 316, p. 24).

ОТВЕТ С ПОЗИЦИИ ХРИСТИАНСТВА

1. «Закон любви». Искажение Бергом таких отрывков как Ин. 1:17, 1 Кор. 6:2 и Гал. 5:14 породило одну из главных ересей «Семьи». Берг утверждал, будто закон упразднен и заменен любовью и законом Духа, что в понимании Берга означает: «Если человек руководствуется любовью [бескорыстен], и его действия не вредят никому другому из заинтересованных лиц, такие действия угодны Богу» («Our basic beliefs»). Иными словами, вполне допустимы прелюбодеяние, блуд, вульгарность, богохульство и даже групповой секс (а в прошлом и кровосмешение, проституция и растление малолетних).

2. Апокалиптические послания. Многие писания Берга содержат предупреждения о скорой гибели, обращенные к церкви, правительству Америки и других стран и всему миру. Как это обычно происходит со лжепророчествами, ни одно из них не сбылось, а многие звучали просто нелепо.

3. Спиритизм и оккультизм. В течение длительного времени Берг лично занимался астрологией, общался с духами-наставниками (в числе которых были покойные святые и язычники) и прибегал к услугам медиумов, а также высказывал одобрение всем этим практикам. Берг утверждал, что помимо общения с мертвыми он также вступал в половую связь с духами и языческими богинями (Mo Letters, № 621:26; 554; 102:7-12; 61:17; 268:1-2,12; 107:18,25).

4. Отказ ото всего. По словам бывших членов организации, «Семья» разделяет многие черты других культов, в том числе неэтичные, манипулятивные приемы воздействия на мышление человека: ограничение доступа к информации, изоляция, чувство вины, страха, мания преследования, отказу от карьеры, семьи и всего того, что противоречит интересам организации.