Бог Уильяма Пола Янга

Книга «Хижина. Ответы. Если Бог существует, почему в мире так много боли и зла?» — последнее сочинение Уильяма Пола Янга. Свою первую книгу он написал по просьбе жены в качестве рождественского подарка их шестерым детям. «Хижина», впервые увидевшая свет в 2007 году, разошлась тиражом в 20 млн. экземпляров и недавно была экранизирована.

«Хижина» затронула в людях некую важную струну, и многие читатели уверяли, что сюжет книги помог им пережить личную боль и трагедию, которую автор называет «великой скорбью». Уэс Йодер в своем одобрительном отзыве кратко обобщает изложенные в книге мысли. Он пишет: «„Хижина“ — прекрасная история о том, как Бог приходит и посреди скорбей отыскивает нас, оказавшихся в ловушке разочарований, преданных собственными амбициями». Юджин Питерсон добавляет: «Эта книга способна сделать для нашего поколения то, что „Путешествие Пилигрима“ Джона Буньяна сделало для его поколения. Она настолько хороша».

Однако авторы многих рецензий на «Хижину» были не столь благосклонны. По мнению некоторых из них, автор умаляет природу Бога и выходит за пределы ортодоксии. Но поскольку «Хижина» — художественное произведение, граница между фактом и вымыслом размыта, и понять богословские намерения автора трудно.

Книга «Хижина. Ответы» подводит черту под всеми спорами относительно представлений Янга о Боге и христианском богословии. Самая впечатляющая ее особенность — искренность и честность автора. Он описывает двадцать восемь «ложных представлений» в совершенно недвусмысленных терминах. Те­перь читатели уже не смогут закрыть глаза на богословские идеи, отраженные в его предыдущих сочинениях. Янг излагает свои представления о Боге прямым текстом, позволяя читателям лучше понять, что он хотел сказать своими художественными книгами.

Вопрос, которым следует задаться думающим читателям, заключается в следующем: выдержат ли взгляды Янга проверку Божьим Словом. Наибольшую озабоченность в книге «Хижина. Ответы» вызывают три момента.

Искаженные представления о Боге

Как ни парадоксально, книга, написанная с целью разоблачить так называемые «ложные представления», в действительности проповедует идеи, которые никак не согласуются с Библией. Прежде всего, взгляды Янга принижают Бога. Если говорить конкретнее, он утверждает, что Бог не обладает властью.

Автор не признает, что воля Божья окончательно объявлена от вечности, и ставит под сомнение Его верховную власть: «Есть ли у Бога грандиозный замысел для каждого из нас? Думаете, Он сидит за чертежным столом там, на небесах, и вычерчивает для каждого совершенный план, требующий точного исполнения? А потом с огорчением наблюдает нашу глупость, глухоту, слепоту и беспомощность, глядя, как мы постоянно нарушаем его идеальный замысел?» [1] Джон, один из персонажей его романа «Ева», с этим вполне согласен: «Пути Господни неисповедимы. Господь — Художник, а не менеджер, и без нас существовать Он не может» [2].

Янг не признает существование суверенного Владыки, по воле Которого происходит все, но проповедует Бога, правящего исключительно с помощью любви и взаимоотношений: «Всемогущество Бога не означает жесткого контроля… Любовь и человеческие отношения лучше, чем контроль. В разы лучше. А любовь по принуждению — вовсе не любовь» [3].

Тем не менее, Писание противоречит тому, что хочет нам внушить Янг. Библия повествует о Боге, суверенном в творении, провидении и чудесах. Книга Притчей свидетельствует об этом в красочных выражениях: «Сердце царя — в руке Господа, как потоки вод: куда захочет, Он направляет его». В Книге Ездры 6:22 Господь «обратил к [сынам Израилевым] сердце царя Ассирийского». В Книге Екклесиаста 7:13-14 мы находим яркую иллюстрацию того, как Божье провидение управляет всем сущим: «Смотри на действование Божие: ибо кто может выпрямить то, что Он сделал кривым? Во дни благополучия пользуйся благом, а во дни несчастья размышляй: то и другое соделал Бог для того, чтобы человек ничего не мог сказать против Него». А текст Ефесянам 1:11 указывает нам на главную цель, которую преследует Господь: «В Нем мы и сделались наследниками, быв предназначены к тому по определению Совершающего все по изволению воли Своей...» Бог поистине обладает верховной властью над всем сущим.

В Вестминстерском катехизисе говорится: «Установления Божии суть мудрые, свободные и святые предначертания, согласные изволению Его воли, посредством которых Он прежде всех времен во славу Свою непреложно предопределил все, чему следует быть вовеки». Иными словами, Бог — суверенный Господь, поступающий так, как Ему угодно (Пс. 113:11). Бог царствует (Пс. 98:1-5). Его владычество не знает границ. Он делает все ради Своей славы (Исх. 14:4). И мы полагаемся на бесконечную мудрость Его замысла, зная, что Его намерение не может быть остановлено (Ис. 46:9-10; Иов 42:2).

Чарльз Ходж категорически не разделяет представления о Боге, отраженные в книге «Хижина. Ответы». Он пишет:

Вот какую цель наш Господь перед Собой поставил. Он сделал все ради славы Божьей; и от Его последователей требуется жить и действовать в соответствии с этой целью… Если мы превращаем благополучие твари в конечную цель всех деяний Божьих, тем самым мы подчиняем Бога творению, и результатом будет бесконечная путаница и неизбежные заблуждения. Отличие Библии в том, что она ставит Бога на первое место, а благополучие твари — на второе [4].

Заблуждения, в которые, как утверждает Ходж, выльется проповедь Бога, не обладающего полной властью, будут иметь серьезные, даже трагические последствия для нашего восприятия Бога.

Во-вторых, Янг предлагает читателям Бога, Который подчиняется людям. Мысль о том, что Бог подчиняется творению, появляется уже в «Хижине». Сарайю, которая должна изображать Святого Духа, говорит Маку: «Мы ограничиваем себя из уважения к тебе… Истинные взаимоотношения никогда не строятся на власти, и один из способов избежать желания властвовать — это сознательно ограничить себя и служить» [5]. И Папа также добродушно отвечает Маку, который неохотно проявляет свои чувства: «Ничего страшного, все будем делать, когда ты захочешь, всему свое время» [6].

Иисус «Хижины» признается Маку: «Смире­ние не имеет отношения к властности, это не повиновение, оно вытекает из взаимоотношений, выстроенных на любви и уважении. И точно так же мы склоняемся перед тобой» [7].

В другом романе Янга, «Ева», Адонай говорит Адаму: «Любовь Наша, Адам, не в состоянии оградить тебя от последствий того, что ты сам выбрал. Мы чтим тебя и поэтому уважаем твой выбор» [8]. Далее по ходу развития сюжета Адонай повторяет то же самое Лили: «Посмотри Мне в глаза. Я здесь, и Я тебя никогда не оставлю. Как Я тебе говорил, в танце партнеры ведут попеременно. Так вот, дорогая Лили, теперь ты сама решаешь, что делать, и Я покорюсь твоей воле» [9].

В книге «Хижина. Ответы» автор утверждает, что слово «control» вообще отсутствует в Божьем словаре. «[Бог] покоряется нашему выбору, — пишет Янг, — а не управляет им, и вместе с нами вынужден расхлебывать все проблемы, которые мы создаем. Таким образом, творит нашу жизнь не единолично, а совместно с нами даже перед лицом смерти» [10].

Между тем, в Писании мы ни разу не видим, чтобы Бог подчинялся творению. Наоборот, творение покоряется Творцу. Иов, попытавшись спорить с Богом, усвоил урок: он должен подчиняться Богу, а не Бог ему (Иов 38-41).

Джон Фрэйм помогает нам понять, почему полновластие Бога так важно, и как творению следует к этому относиться: «Первое и в определенном смысле единственное, что нам нужно знать о Боге, — то, что Он — Господь… Это исповедание господства: что Яхве, Господь, — единственный и единственный истинный Бог, и что по этой причине Он достоин всей нашей любви и преданности» [11].

Учение о Боге, Который подчиняется творению, должно быть отвергнуто, поскольку оно не выдерживает проверку на соответствие Писанию.

Искаженные представления о человеке

Янг справедливо полагает, что люди сотворены Богом по Его образу. Поскольку люди сотворены по образу Божьему, они изначально обладают достоинством и ценностью. Следует поблагодарить автора за то, что он обратил наше внимание на этот важный аспект антропологии, которым, надо признать, некоторые христиане пренебрегают.

Кроме того, автор считает, что люди — грешники. Однако он вкладывает в слово «грех» другой смысл, не имеющий ничего общего с Писанием. «Мы слепы, но не ущербны» [12] — пишет Янг. И продолжает: «Самое благое творение — ваша форма, ваш источник, истина, сокрытая в вашем „я“. Тогда грех — все, что отрицает, умаляет или искажает эту истину, какой бы красивой или уродливой она ни была» [13]. Подобная точка зрения не основана на Библии и чужда христианскому богословию.

Янг признает, что грех подразумевает «непопадание в цель». Но добавляет: «...цель — вовсе не высокоморальное поведение. Цель — истинная сущность человека» [14]. И делает еще один шаг в сторону переосмысления понятия греха: «Какова же ваша истинная суть? Бог. Вы созданы по Его образу и подобию, и ваша суть — Бог» [15].

Теперь, по-новому истолковав понятие греха, Янг может перейти к следующему вопросу: отделяет ли грех нас от Бога? Он утверждает, что идея отделения грешников от Бога — ложь: «Многие в моем окружении легко поверили бы, что подобные строки есть в Библии, хотя их там нет: „Ты отделен от Бога, ибо ты согрешил“» [16]. В доказательство он ссылается на текст Римлянам 8:38-39: ничто «не может отлучить нас от любви Божией во Христе Иисусе, Господе нашем». Но такое толкование не учитывает контекст 8-й главы Послания к римлянам, которая представляет собой обещание, адресованное избранным Божьим, а не всей человеческой расе.

По этому поводу необходимо сказать две вещи. Во-первых, предложенное Янгом новое определение греха не выдерживает критики, поскольку Библия ясно говорит, что все люди грешны по природе и по собственному выбору. Джон Макартур проливает свет на настоящее значение слова «грех»:

Грех следует понимать с теоцентрической точки зрения. По существу, грех — это нарушение взаимоотношений Творца и творения. Человек существует лишь потому, что Бог его сотворил, и во всех смыслах обязан служить своему Творцу. Грех побуждает человека взять на себя роль Бога и считать себя независимым от Творца. Следовательно, наиболее всестороннее понимание движущей силы греха — это стремление к независимости [17].

Переосмыслив понятие греха в антропоцентрическом ключе, человек с тем большей силой начинает стремиться к независимости от Бога. Именно это мы и наблюдаем на примере рассуждений Янга о грехе — Творец обслуживает потребности творения и потакает его стремлению к автономии.

Писание описывает состояние грешника ужасающим образом, но справедливость этого описания невозможно отрицать: «И увидел Господь, что велико развращение человеков на земле и что все мысли и помышления сердца их были зло во всякое время...» (Быт. 6:5). «Лукаво сердце человеческое более всего и крайне испорчено; кто узнает его?» (Иер. 17:9). Эдвин Палмер пишет: «Полная греховность означает, что душевный человек никогда не способен ни на какое благо, которое по сути своей было бы угодно Богу, и, более того, во всякое время творит зло» [18]. Библейские свидетельства о полной греховности человека многочисленны и убедительны (Пс. 50:7; Ис. 53:6; 64:6; Еф. 2:1-3; Рим. 3:23; 5:12).

Во-вторых, Библия отчетливо говорит, что без вмешательства благодати грешники полностью отделены от Бога и не имеют надежды. В Книге пророка Исаии говорится: «Но беззакония ваши произвели разделение между вами и Богом вашим, и грехи ваши отвращают лицо Его от вас, чтобы не слышать» (59:2). В своем Послании к ефесянам Павел подчеркивает, что грешники отделены от Христа. Апостол пишет, что они «не имеют надежды и являются безбожниками в мире» (2:12). Таким образом, наша единственная надежда — на одного только Христа, Который пришел, чтобы даровать нам прощение и примирить нас со Святым Богом (Еф. 2:13-22).

Искаженные представления о спасении

Здесь следует обратить внимание на две серьезные проблемы. Во-первых, Янг проповедует идею всеобщего примирения с Богом. В «Хижине» Папа, отвечая на вопросы Мака о действенности креста, говорит: «Милый, ты спрашивал, чего Иисус достиг на кресте, так вот слушай меня внимательно: через его смерть и воскрешение я полностью примирилась с миром» [19]. Мак уточняет: «С целым миром? Ты имеешь в виду тех, кто в тебя верит?» [20] Папа твердо отвечает: «Со всем миром, Мак. Примирение — это улица с двусторонним движением, и я свою часть работы исполнила, совершенно, полностью, окончательно. Не в природе любви силой навязывать взаимоотношения, зато в природе любви открывать им путь» [21].

Янг делает поразительное признание:

Благая весть не в том, что Иисус дает вам возможность спастись, и вас «приглашают» принять Его в свою жизнь. Она в том, что Иисус уже принял вас в свою жизнь, вы уже являетесь частью Его взаимоотношений с Богом-отцом и помазания Его Святым духом... [Господь] уже сделал этот выбор за все человечество — решительно и безоговорочно [22].

Если у вас еще остались какие-то сомнения в том, что автор здесь исповедует универсализм, автор быстро их рассеивает: «Так значит, все спасены? Верю ли я во всеобщее спасение? Да, именно об этом и речь!» [23] И продолжает: «Но истина в том, что любой человек, когда либо рожденный на Земле, был включен в процесс смерти, погребения, воскресения и вознесения Иисуса. Когда Иисус вознесся на небеса, Господь „привлек“ к себе всех людей» [24].

Библия рисует совершенно иную картину. Она говорит о людях, которые не знают благодати и являются врагами Бога (Кол. 1:21; Рим. 5:10), чадами гнева (Еф. 2:1-3). С Богом примирились только искупленные.

Сослаться на такие отрывки, как Иоанна 12:32, недостаточно — на них невозможно построить учение о всеобщем примирении. Иисус говорит: «И когда Я вознесен буду от земли, всех привлеку к Себе». Под «всеми» Он мог иметь в виду как «всех без исключения», так и «всех без различия». Сопоставляя Писание с Писанием, мы убеждаемся, что речь явно идет о последнем.

Иисус провозглашает: «Входите тесными вратами, потому что широки врата и пространен путь, ведущие в погибель, и многие идут ими; потому что тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь, и немногие находят их» (Мф. 7:13-14). Он использует пример двух деревьев — здорового и больного. О последнем Он говорит так: «Всякое дерево, не приносящее плода доброго, срубают и бросают в огонь». Далее Иисус переходит к образу двух домов — построенного на камне и построенного на песке: «А всякий, кто слушает сии слова Мои и не исполняет их, уподобится человеку безрассудному, который построил дом свой на песке; и пошел дождь, и разлились реки, и подули ветры, и налегли на дом тот; и он упал, и было падение его великое» (Мф. 7:26-27). Действительно, всякий человек, который отказывается строить свой «дом» на камне, строить свою жизнь на Божьих обетованиях, всякий человек, отвергающий Сына и Его крестное искупление, испытает на себе вечный гнев (Ин. 3:36; Рим. 2:8; 2 Фесс. 1:9). В конечном итоге, есть лишь два варианта — путь жизни и путь смерти. Писание ясно говорит: не все пойдут путем жизни. Всеобщее примирение — ложь.

Во-вторых, Янг утверждает, что крест не был Божьим замыслом. Он задается вопросом: «Крест — чья это была идея?» И его ответ, мягко говоря, смущает: «Если его придумал Бог, мы поклоняемся вселенскому садисту, который Божественной мудростью своей создал инструмент для самых изощренных и болезненных пыток... уж лучше никакого бога, чем такой» [25]. Несколькими словами автор не только отрицает реальность участия Бога в кресте Христовом, но и отбрасывает идею заместительного искупления.

Апостол Павел говорит о силе креста (1Кор. 1:17-18), о том, что «небесное и земное» примиряется «Кровию креста [Христова]» (Кол. 1:20), и даже хвалится крестом (Гал. 6:14). Тем не менее, Янг пишет: «Ничто, даже спасение всей Вселенной, не оправдает распятия» [26].

Сопоставляя взгляды Янга с Писанием, мы видим, что крест все-таки был задуман Богом. Следующие два отрывка из книги Деяний показывают суверенность Бога в спасении и свидетельствуют о том, что Бог с начала до конца имел самое прямое отношение к кресту:

Сего, по определенному совету и предведению Божию преданного, вы взяли и, пригвоздив руками беззаконных, убили; но Бог воскресил Его, расторгнув узы смерти, потому что ей невозможно было удержать Его (Деян. 2:23-24).
Ибо поистине собрались в городе сем на Святого Сына Твоего Иисуса, помазанного Тобою, Ирод и Понтий Пилат с язычниками и народом Израильским, чтобы сделать то, чему быть предопределила рука Твоя и совет Твой (Деян. 4:27-28).

Искаженные представления о спасении, которые проповедуются в книге «Хижина. От­веты», вызывают глубокую озабоченность, и думающие христиане должны их отвергнуть.

Вывод

Пол Янг искренне и честно рассказал о некоторых своих болезненных переживаниях. Боль и страдания — неизбежная и печальная реальность этой жизни. Темная ночь души, вероятнее всего, коснется большинства людей. Поэтому мы сочувствуем Янгу и его «великой скорби» и молимся о том, чтобы Господь произвел в его жизни и сердце глубокие и долгосрочные изменения. Однако никакие личные трагедии и утраты не могут оправдать проповедь ложных представлений о Боге.

Величайшая трагедия — когда человек пишет книгу, в которой принижает Бога или представляет Его в искаженном виде. Эйден Тозер помогает нам понять, почему правильные представления о Боге важны: «Поклонение Богу может быть возвышенным и непорочным или же, наоборот, приземленным и нечистым в зависимости от того, какими являются мысли верующего человека о Боге — возвышенными или приземленными» [27]. То, как мы думаем о Боге, имеет значение! Потому что «нет ничего важнее познания Бога» [28]. Наши представления о Его природе и качествах — не просто академические дискуссии между богословами. Наши представления о Боге определяют то, как мы относимся к Нему, и как мы Ему поклоняемся. Тозер продолжает: «Поэтому самое важное для церкви это всегда Бог, а самое значительное в человеке — это не его слова и не его дела, а его представление о Боге. Тайный закон нашей души влечет нас к тому образу Бога, который создан в наших мыслях» [29].

«Бог не снижает Своих стандартов, чтобы мы могли им соответствовать» [30]. Таким образом, на нас лежит ответственность правильно понимать Бога, правильно поклоняться Ему, а также правильно и уважительно относиться к Нему. «Наше представление о Боге наиболее полно характеризует нас самих» [31].

Основная проблема книги «Хижина. От­веты» — пренебрежение авторитетом Писания. В конечном счете взгляды Янга льстят падшему творению и льют воду на мельницу независимости от Бога, к которой он стремится. Когда авторитет Библии ставится под сомнение, это всегда выходит народу Божьему боком. Но избавиться от заблуждений еще не поздно. Мы обретаем подлинную свободу, когда повинуемся Писанию, уповаем на Иисуса Христа, Который любит грешников, и поклоняемся Богу так, как Он этого требует!

 

ССЫЛКИ

1 Янг, Уильям Пол. Хижина. Ответы (М.: Издательство «Э», 2018), с. 37. [Назад]

2 Янг, Уильям Пол. Ева (М.: Издательство «Э», 2017). Дословно это предложение переводится так: «Когда речь заходит о замыслах и целях, Бог — не Конструктор, а Художник, и без нас Бог не будет Богом» («When it comes to plans and purposes, God is not a Draftsman but an Artist, and God will not be God apart from us»). [Назад]

3 Янг. Ответы, с. 39. [Назад]

4 Hodge, Charles. Systematic Theology (Grand Rapids, MI: Eerdmans Publishing Company, 1995), I:536. [Назад]

5 Янг, Уильям Пол. Хижина (М.: Эксмо; СПб.: Домино, 2010), с. 129. [Назад]

6 Там же, с. 100. [Назад]

7 Там же, с. 180. [Назад]

8 Янг. Ева. [Назад]

9 Там же. [Назад]

10 Янг. Ответы, с. 40. Дословно этот текст звучит так: «Бог подчиняется, а не управляет, и присоединяется к нам в сумбурных взаимоотношениях, к которым это приводит, чтобы принять участие в совместном создании возможности жизни, даже перед лицом смерти» («God submits rather than controls and joins us in the resulting mess of relationship, to participate in co-creating the possibility of life, even in the face of death»). [Назад]

11 Frame, John. The Doctrine of God (Phillipsburg: Presbyterian and Reformed, 2002), pp. 21-22. [Назад]

12 Янг. Ответы, с. 33. [Назад]

13 Там же, с. 182. [Назад]

14 Там же. [Назад]

15 Там же. [Назад]

16 Там же, с. 183. [Назад]

17 MacArthur, John; Mayhue, Richard. Biblical Doctrine: A Systematic Summary of Bible Truth (Wheaton, IL: Crossway Books, 2017), p. 453. [Назад]

18 Palmer, Edwin H. The Five Points of Calvinism (Grand Rapids, MI: Baker Books, 1972), p. 13. [Назад]

19 Янг. Хижина, с. 242. [Назад]

20 Там же. [Назад]

21 Там же. [Назад]

22 Янг. Ответы, с. 97. [Назад]

23 Там же, с. 98. [Назад]

24 Там же. [Назад]

25 Там же, с. 120-121. [Назад]

26 Там же, с. 36 [Назад]

27 Тозер Э. У. Величие Бога (Мирт, 1999). [Назад]

28 Frame, p, 1. [Назад]

29 Тозер. [Назад]

30 Спраул, Р. (Мирт, 1998) [Назад]

31 Тозер. [Назад]

Д-р Дэвид С. Стили — пастор христианской церкви Fellowship of Christ в г. Эверсоне, штат Вашингтон. Он автор книги Bold Reformer: Celebrating the Gospel-Centered Convictions of Martin Luther (Lucid Books, 2016) о богословии Мартина Лютера. Также он ведет блог Veritas et Lux: Truth and Light for Postmodern Pilgrims.

Оригинал статьи находится в блоге Дэвида Стили

https://davidsteele.blog