Где прячутся ученые-христиане?

Уважаемый д-р Крэйг, примерно два года назад я смотрел Ваши дебаты с Майклом Пэйтоном, во время которых Вы высказали поразительную мысль — что за последние полстолетия в англосаксонском мире произошла революция, связанная с ролью христианской философии. Тогда я воспринял Ваши слова как всего лишь лицемерную уловку с целью убедить невежественную аудиторию в том, что христианство якобы считается в научных кругах приемлемой точкой зрения, — но в тот момент я считал таких людей, как Ричард Докинз, просвещенными мыслителями, поскольку никто в церкви, к кому я ни обращался с вопросами, не мог дать мне на них удовлетворительные ответы, и я просто не знал, что революция, о которой Вы рассказывали, действительно произошла. В то время я даже не слышал о таких мыслителях, как Плантинга, Суинберн и Вы. Немного познакомившись с философией, я понял, что Вы имели в виду под «революцией», но если бы я случайно не наткнулся на видеозапись дебатов Джона Леннокса и Кристофера Хитченса, я, возможно, так никогда бы и не узнал ответы на трудные вопросы, предложенные этими великими христианскими мыслителями, и к этому времени уже стал бы отъявленным атеистом или агностиком. Большое Вам спасибо за Ваш труд, я моя вера стала крепче, и я проповедую ее другим с большей уверенностью, чем я мог бы вообразить два года назад.

Вот мой вопрос. Как Вы объясняете этот разрыв между научным миром и мышлением простых людей? Почему эти ответы не доходят до церквей? Почему столь многие разуверились, думая, будто никто не способен ответить на эти вопросы, в то время прекрасные философские и богословские идеи, которые могли бы им помочь, вращаются в исключительно в академическом вакууме? И как можем мы, молодые студенты, будущие ученые, знающие, что такие ответы существуют, поспособствовать делу Христа в этом отношении?

Спасибо за все, что Вы делаете, и, пожалуйста, не прекращайте свое апологетическое служение, пока Ваше сердце бьется.

С наилучшими пожеланиями,

Хидде (Нидерланды)

Хидде, я очень люблю рассказывать неискушенной публике о возрождении, которое переживает христианская философия на протяжении последнего поколения, потому что для людей это становится настоящим сюрпризом. По моему опыту, рядовые христиане по-прежнему не знают о том, что в теле Христа есть мыслящие люди, — словно таких людей не существует в природе. На мой взгляд, есть целый ряд факторов, которые объясняют «этот разрыв между научным миром и мышлением простых людей».

1. Эффект просачивания сверху вниз. Не стоит забывать, что возрождение христианской философии — относительно недавний феномен. В англо-американском мире он начался лишь в 1970-х годах. В Европе он по-прежнему ощущается слабо, а стран Латинской Америки не достиг вовсе. Требуется время, чтобы влияние христианских интеллектуалов распространилось на обычных прихожан. К счастью, благодаря усилиям таких популяризаторов, как Ли Стробел, Рави Захариас, Грек Коукл и многие другие, труды ученых-христиан становятся доступны для простых верующих. В результате интерес к апологетике среди рядовых прихожан стремительно растет. Поэтому ученым-христианам приходится терпеливо ждать, пока их влияние достигнет церковных скамей.

2. Наши семинарии не дают будущим служителям адекватные познания в области христианской апологетики. Учебный план средней семинарии содержит крайне мало дисциплин, которые знакомили бы будущих пасторов с естественным богословием, доказательствами истинности христианства и ответами на весомые возражения против христианства. Семинаристы изучают содержание Библии, учатся писать проповеди, усваивают принципы административной работы и т. п., но редко сталкиваются с глубоким изложением богословия и философии.

3. Наши пасторы не учат прихожан «давать отчет в своем уповании» (1 Пет. 3:15). Большинство из них воспринимает свою паству как простаков, которых не стоит слишком напрягать, чтобы они не разбежались. Не делается последовательных попыток наставлять людей вне воскресных богослужений. К тому же надо честно признать, что пасторы настолько загружены, что у многих нет времени заниматься даже собственной интеллектуальной жизнью, поэтому в источниках почти нет воды. Более того, им приходится иметь дело с насущными жизненными проблемами: разводами, раздорами между родителями и детьми, безденежьем и т. п., — и вопросы более интеллектуального порядка порой кажутся оторванными от реальной жизни.

4. Рядовые христиане — часть нашей удручающе поверхностной культуры, которая ценит развлечения, спорт, знаменитостей и т. п. больше, чем развитие интеллектуальной жизни. Христианские книжные магазины заполнены не добротными книгами, а откровенной макулатурой, так что рядовой читатель редко натыкается на знающих христианских авторов. Но, к счастью, и здесь ситуация меняется! Если сравнить то, что предлагают христианские издательства сегодня с тем, что печаталось в 1940-х и 1950-х, это просто день и ночь! К несчастью, многие христиане просто не соприкасаются с достойными публикациями.

Итак, чем можете помочь вы? Все просто. Начните семинар или маленькую группу в церкви и на протяжении нескольких недель разбирайте какую-нибудь книгу — например, «Христос под следствием» Ли Стробела. Или устройте совместный просмотр и последующее обсуждение видеозаписей моих семинаров из цикла Defenders. Или посмотрите все вместе какие-нибудь дебаты, а потом обсудите услышанное. Обязательно заручитесь разрешением авторов, если это необходимо, но проявляйте инициативу и не оставайтесь в стороне.