14 способов познакомить детей с атеизмом

Наверное, название этого поста выглядит странно в христианском блоге о воспитании детей. Но как я часто объясняю, мы больше не можем рассказывать нашим детям о христианстве в изолированной от внешнего мира среде и ожидать, что они автоматически станут духовно крепкими. Опасности, подстерегающие их сегодня, слишком велики. Как я писала в своем прошлом посте, такой конкретной угрозой для веры юного поколения является атеизм.

Сегодня я хочу предложить вам несколько очень практичных идей о том, как познакомить ваших детей с атеизмом. Первые семь подходят для детей всех возрастов, а следующие семь — начиная со средних классов школы и старше.

Следует отметить, что первые несколько идей в списке дают знакомства с конкретикой атеистического мировоззрения. Тем не менее, они закладывают важное основание для более глубокого изучения этой темы в будущем (в том числе с помощью следующих семи идей в списке).

Итак, не будем тянуть время, вот 14 способов познакомить ваших детей с атеизмом.

1. Расскажите ребенку, что не все люди верят в Бога

В зависимости от того, где вы живете, и где учится ваш ребенок, он может осознавать, а может и не до конца осознавать этот факт. В детстве я хорошо знала, что существуют разные религии, но едва ли задумывалась о том, что есть люди, которые в Бога не верят совсем, пока не доучилась до старших классов!

Когда мы с детьми (трех и пяти лет) изучаем Библию, речь часто заходит о невидимости Бога. Я пользуюсь этой возможностью напомнить, что для того, чтобы понять Бога, Которого нельзя увидеть или потрогать, нужно приложить усилия, и что некоторые люди приходят к выводу, будто Бога не может быть, если мы не может его увидеть. Я подчеркиваю, что при этом Бог все-таки не вынуждает нас гадать, есть Он или нет; Он оставил нам достаточно видимых свидетельств Своего существования.

2. Обсудите с ребенком, почему некоторые люди не верят в Бога

Раз в неделю вместо обычного изучения Библии мы с мужем разрешаем детям задавать любые вопросы о Боге. На этой неделе дочь спросила: «Почему не все верят в Бога, если Библия нам рассказывает о Нем?» Я была рада, что она задала этот вопрос, и у нас получился замечательный вводный разговор на тему о том, почему некоторые люди отвергают Бога. На уровне доступном для ее возраста мы поговорили о том, что некоторые люди не хотят верить в Бога, потому что хотят жить без (нравственных) правил; что другие люди видят зло, которое творится в мире, и приходят к выводу, что Бога нет; что третьи думают, будто мир всегда существовал без всякого творца; что, по мнению четвертых, мир был бы совсем другим, если бы Бог существовал, и так далее.

Это может вылиться в замечательный разговор о том, почему решение принять или отвергнуть Бога (и Иисуса) — самое важное в жизни человека.

3. Обсуждая истории из жизни Иисуса, поговорите о том, как на Его слова и поступки откликались неверующие

Одна из историй, которые больше всего меня поражают, — это случай, когда Он исцелил сухорукого в субботу, и присутствующие фарисеи немедленно захотели «погубить Его» за то, что Он нарушал их правила (Мк. 3:6). Думаю, если бы на моих глазах исцелилась чья-то сухая рука, я бы не сомневалась, что исцеливший его послан Богом, и не стала бы настаивать на строгом соблюдении правил относительно субботы. Однако, несмотря на явное чудо, фарисеи все равно не поверили, что Иисус — Божий Сын, и задумали расправиться с ним.

Подобные эпизоды жизни Иисуса дают прекрасную возможность поговорить о вере и неверии — о том, что, даже когда Иисус ходил по земле и творил на глазах у людей поразительные чудеса, находились те, кто в Него не верил. Фарисеи не были атеистами, так что это разговор не об атеизме как таковом. Скорее, это разговор, который поможет ребенку задуматься о природе веры и неверия

4. Поговорите о том, как чудеса Иисуса доказывают, кто Он такой

В детстве мое единственное представление о чудесах сводилось к тому, что Иисус, пока Он жил на земле, делал много «клевых» вещей — я раскрашивала картинки на эту тему. Пока я не стала взрослой, мне даже в голову не приходило, что Он творил эти чудеса с какой-то целью. Я не понимала очень важный момент: Иисус творил чудеса в значительной мере затем, чтобы подтвердить, что Он на самом деле был Божьим Сыном.

Объяснить это ребенку важно, поскольку таким образом он утвердится в понимании того, что Бог никогда не просил нас верить слепо или просто гадать о том, существует Он или нет. Иисус, ходя по земле, не просто говорил о Своей божественной власти. Он проявлял эту власть зримо и недвусмысленно. Когда ребенок подрастет, его можно начинать знакомить с основными доказательствами, которыми мы располагаем (напр., с космологическим доказательством, доказательством от разумного замысла, нравственным доказательством и историческими доказательствами в пользу воскресения).

5. Признайте уникальность Воскресения

Мне всегда кажется забавным, что время от времени атеисты оставляют в моем блоге комменты, в которых пишут, что не верят в Иисуса, потому что мертвые, как доказала наука, не воскресают. Неужели они думают, что христианам это никогда не приходило в голову? Неужели они ждут, что я отвечу: «Ух ты, а ведь это правда! И как я могла все это время верить, что Иисус воскрес из мертвых? Я и забыла, что мертвые не воскресают!» Тем не менее, этот «аргумент» снова и снова повторяется в Интернете, словно таким образом можно парой фраз доказать ложность христианства.

Для того, чтобы моих детей подобные заявления не застали врасплох, мы уделяем много времени разговорам о том, как уникально и невероятно было воскресение Иисуса. Суть наших бесед сводится к следующему:

— Воскресают ли обычно люди из мертвых? (Нет, никогда.)

— Кто был Тот единственный Человек, который воскрес? (Иисус.)

— Почему? (Потому, что Иисус — Божий Сын, и только Бог был на это способен; «обычный» человек воскреснуть бы не смог.)

Конечно, этим не исчерпываются причины, по которым мы верим, что Иисус действительно воскрес из мертвых (их можно найти в книге Гэри Хабермаса и Майкла Ликоны «Доказательства воскресения Христа» [Habermas, Gary; Licona, Michael. The Case for the Resurrection of Jesus. Kregel Publications, 2004]), однако подобный разговор может заронить в душу ребенка мысль о том, что Воскресение было совершенно уникальным событием, для веры в которое у нас есть множество причин, несмотря на то, что в обычной жизни люди не воскресают.

6. Расспросите ребенка о том, что он слышал от неверующих детей

Как я писала в своем прошлом посте, вероятность того, что Ваш ребенок сталкивается с неверующими сверстниками или учителями, велика, и он наверняка слышал от них какие-то утверждения, которые Вам стоило бы прокомментировать. И Ваш ребенок далеко не всегда расскажет Вам об этом по собственной инициативе. Поэтому время от времени расспрашивайте его о том, что он слышал о Боге от других людей. Таким образом, у Вас будет возможность решать проблемы по мере их возникновения.

7. Читайте вместе с ребенком апологетические книги

Здесь есть великолепный список апологетических ресурсов (на английском языке) для детей разных возрастов. Вы заметите, что для детей младшего возраста таких ресурсов крайне мало. Но в список не вошли две замечательные книги для этой возрастной группы:

  • Travis, Melissa Cain. How Do We Know God Is Really There? (Apologia Educational Ministries, 2013)
  • Travis, Melissa Cain. How Do We Know God Created Life? (Apologia Press, 2014)

Это первые две книги из ее серии «Young Defenders», в которых излагаются, соответственно, космологический аргумент и аргумент от разумного замысла. В обеих книгах тема раскрывается с помощью захватывающего сюжета. Книги подходят для детей 5-10 лет. Непременно ознакомьтесь с этими чудесными ресурсами!

8. [Для детей постарше.] Обсуждайте с ребенком события, о которых пишут газеты

Если Вы возьмете за правило периодически посещать христианские новостные сайты, то найдете там множество статей, имеющих отношение к теме христианства и атеизма. Распечатывайте по одной такой статье в неделю и обсуждайте ее с ребенком. Это прекрасная возможность подготовить их к встрече с миром, когда они начнут самостоятельную жизнь.

9. [Для детей постарше.] Обсуждайте с ребенком атеистические демотиваторы

Задолго до того, как Ваш ребенок столкнется с высокоинтеллектуальными доводами атеистов, он, скорее всего, увидит в социальных сетях короткие, афористичные насмешки над христианством (т. н. «мемы» или «демотиваторы»). Конечно, ни одна сторона не хотела бы, чтобы о ней судили по самым примитивным проявлениям. Я убеждена, что любого серьезного атеиста, читающего этот пост, возмутит мысль о том, что можно знакомить детей с атеизмом с помощью демотиваторов. Но реальность, к сожалению, такова, что подобные публикации оказывают мощное эмоциональное воздействие, и Ваш ребенок увидит их гораздо раньше, чем познакомится с более серьезными доводами атеистов. Выбирайте мемы из Интернета и обсуждайте их со своим ребенком.

10. [Для детей постарше.] Читайте вместе с ребенком свидетельства людей, отступивших от христианской веры

С помощью Google нетрудно найти свидетельства бывших христиан о том, как они отказались от веры. Эти тексты могут быть хорошим поводом для разговора. Если вы обсудите с ребенком подобные случаи до того, как он начнет самостоятельную жизнь, вы поможете ему избежать потрясения от знакомства с ними в будущем. Обсудите причины, по которым тот или иной человек оставил христианство, спросите, что бы Ваш ребенок сказал такому человеку. Спросите, задумывался ли он сам когда-нибудь над такими вопросами. Побудите его, не стесняясь, делиться с Вами сомнениями — сейчас самое время с ними разбираться!

11. [Для детей постарше.] Предложите своему ребенку ролевую игру

Хотите убедиться, что Ваш ребенок уже готов встретиться с тем, что угрожает его вере? Попробуйте ролевую игру. Вы будет атеистом. Посмотрите, как Ваш ребенок будет отвечать Вам. Скажите, например: «Я не верю, что Бог есть. Нет никаких доказательств! Я верю в науку. Почему ты веришь в Бога, если не можешь доказать, что Он существует?» Это самое распространенное возражение — посмотрите, что Ваш ребенок на него ответит. Выводы, которые Вы сделаете, помогут Вам понять, какие моменты нуждаются в более глубоком изучении.

12. [Для детей постарше.] Посмотрите вместе с ребенком видеозапись дебатов между христианином и атеистом

В Интернете можно найти много таких видеозаписей. Всей семьей посмотрите какой-нибудь из них и попросите каждого отмечать сильные и слабые доводы с обеих сторон. Используйте эти записи как основу для последующего обсуждения и изучите возникшие в ходе просмотра новые вопросы.

13. [Для детей постарше.] Прочтите вместе с ребенком книгу, написанную атеистом, а потом христианский ответ на нее

Прежде чем читать эти книги с детьми, я бы посоветовала родителям самим прочесть одну или несколько книг, написанных влиятельными «новыми атеистами»: Ричардом Докинзом, Кристофером Хитченсом, Сэмом Харрисом или Дэниелом Дэннеттом. Некоторые родители писали мне, что им страшно знакомить детей с этим материалом. Я понимаю, что подобные вещи заставляют нас вылезти из раковины, но крайне важно понимать, что Ваш ребенок все равно получит эту информацию — не от Вас, так от других. Так почему же не воспользоваться возможностью и не обсудить ее с детьми, пока они еще рядом? Вы не обязаны заранее знать все ответы. Ищите их вместе.

В качестве примера я могу посоветовать «Иллюзию Бога» Докинза, а затем ее опровержение, написанное Скоттом Ханом и Бенджамином Уикером (Hahn, Scott; Wiker, Benjamin. Answering the New Atheism: Dismantling Dawkins' Case Against God [Emmaus Road Publishing, 2008]).

14. [Для детей постарше.] Вместе с ребенком почитайте атеистические сайты

На этой неделе я наткнулась на сайт в Интернете, где очень наглядно изображены все «ошибки и противоречия» в Библии. Подобные яркие картинки могут произвести глубокое впечатление и на ребенка, и на взрослого. Зная, что Ваш ребенок рано или поздно увидит подобные сайты, почему бы не сесть вместе за компьютер и не посмотреть их вместе. Используйте эту возможность, чтобы ответить на возникающие вопросы и поговорить с ребенком о мыслях, которые у него возникают.