Участники Вечери

Мне попал в руки старый номер «Сторожевой башни» [1] со статьей о статистике из «Ежегодника» — точнее, о том, как эту статистику понимать. Естественно, речь шла и об участниках Вечери. Этот момент меня заинтересовал.

В сравнении с количеством Свидетелей Иеговы во всем мире число участников Вечери относительно невелико. Тем не менее, за последние годы оно несколько выросло, и интересно посмотреть, каким образом организация («Руководящий совет») объясняла это обстоятельство. Ведь в прошлом организация настаивала, что именно сокращение числа «помазанников», участвующих в Вечере, служит одним из главных свидетельств того, что мы живем в последние дни [2]. Безусловно, любопытный факт.

Но для того, чтобы должным образом оценить данные статистики, необходимо сделать экскурс в историю.

История «помазанников» Сторожевой Башни

Фредерик Франц, четвертый президент Общества Сторожевой Башни (1977-1992), которого я называю «волшебником Изумрудного города», потому что именно он был закулисным инициатором ряда учений организации и сделал несколько интересных — нужно отдать должное его воображению — заявлений относительно помазанников. Если вы не так давно стали Свидетелем Иеговы и хорошо подкованы в «истине», стоит вам бросить хотя бы поверхностный взгляд на эти давние учения, как вы, несомненно, почувствуете, что вы уже не в Канзасе…

В двух словах, изначально считалось, что есть два уровня христиан, которых ждет жизнь на небесах: (1) 144 000 («Невеста Агнца») и (2) Великое Множество («подружки невесты») [3]. Первые, к которым относили обрезанных евреев по крови, в силу «нового завета» будут занимать преимущественное положение на небесах [4], а вторым, «потому что люди, составляющие его, не относились серьезно к послушанию Богу», на небесах будет уготовано менее почетное место [5]. Далее, в 1923 году, под «овцами» из притчи Иисуса об «овцах и козлах» стали понимать «земной класс», который переживет Армагеддон, — так называемых «прочих овец» [6]. Далее, в 1932 году, «Иегова открыл», что участниками нового завета являются не евреи по крови, а «духовный Израиль» [7]. Далее, в 1934 году, пришло понимание, что прообразом «прочих овец» был неизраильтянин Ионадав, и «прочих овец» стали также называть «Ионадавами» или «классом Ионадава» [8]. Далее, в 1935 году, было установлено, что «Великое Множество» и «Ионадавы» — это не две отдельных группы, а одна и та же группа, которой уготовано место не на небесах, а на земле [9].

Таким образом, от состоящего из двух уровней небесного класса отказались; итогом стал вывод, что на небеса пойдут только 144000 «духовных евреев», в то время как остальные христиане переживут Армагеддон и останутся здесь, на земле, которая впоследствии станет «раем». Именно в таком виде эта идея дожила до наших дней. Теперь, когда эти две категории христиан, наконец, были точно определены, остался нерешенным сопутствующий вопрос: как узнать, к какой из групп принадлежит тот или иной конкретный человек?

1935: окончание небесного призвания

Как уже было сказано, в 1935 году было провозглашено новое понимание — а именно, что «Великое Множество» из Откровения 7:9 представляет собой не вторичный небесный класс, как полагали раньше, а ту же самую группу, что и «прочие овцы», о которых говорил Иисус, и которым предстояло унаследовать землю.

Таким образом, стали считать — в особенности, начиная с 1966 года, — что полное число 144000 получило свои предварительные печати к 1935 году: «предварительные» в том смысле, что запечатленные кандидаты должны были сохранить верность до самой смерти, когда их печать станет более надежной, как предсказано в Римлянам 7:1-4 (если кандидат до смерти окажется неверным, его заменят другим кандидатом, которого, по существу, переведут в «короткий список» из числа прочих овец; однако этот новоиспеченный помазанник тоже должен будет соответствовать вышеуказанным требованиям о неотступности).

Между тем, раньше называли и другие даты окончания пресловутого небесного призвания: 1881 год [10] и 1931 год [11]. Кстати, когда на выпускной церемонии Библейской школы «Галаад» 8 марта 1970 года Фредерика Франца, тогда еще вице-президента, спросили, остались ли еще свободные места в общем количестве «остатка» («144000»), он ответил:

Нет, больше никаких прибавлений! Призыв давно закончился еще в 1931-1935 годах. Кто же эти вновь присоединенные, принимающие от символов Вечери воспоминания? Если они принадлежат к остатку, то они — замена! Это не новые прибавления к рядам помазанников, но замена тех, кто мог отпасть [12].

Четыре месяца спустя эту идею подтвердил журнал «Сторожевая башня»:

Означает ли это, что, начиная примерно с 1935 года, те, кто уже воскрес на небесах, вместе с зачатым от духа остатком, который еще находится на земле, составили полное число 144000? Да, на такой вывод указывают факты. Общий призыв в их ряды уже перестал звучать (курсив мой) [13].

Но обратите внимание, какие изменения эта точка зрения претерпела совсем недавно, в 2007 году:

Конечно, если кто-то из помазанников не раскаивается в своих грехах и оставляет истину, Иегова находит ему замену... Однако число истинных помазанных христиан, ставших неверными, скорее всего, невелико. И вместе с тем со временем некоторые христиане, крещеные после 1935 года, получили свидетельство, что у них небесная надежда... Следовательно, мы, по всей видимости, не можем указать определенной даты окончания призвания к небесной надежде (курсив мой) [14].

Возможно, я что-то не так понимаю, но из приведенной цитаты, по всей видимости, следует, что по учению, которого организация придерживалась все это время, любой достойный «кандидат на замену» должен был принять крещение до 1935 года; иными словами, если первоначальный кандидат, крещеный до 1935 года, отпадал, ему на замену приходит кандидат, также крещеный до 1935 года. Но это невозможно. Многие члены Руководящего совета в XX столетии в 1935 году еще даже не родились, не говоря уже о том, чтобы принять крещение, а тем более — получить помазание. Собственно говоря, старейший из нынешних (2016 год) членов Руководящего совета Сэмюэл Херд родился 14 апреля 1935 года. Остальные в 1935 году еще не родились, не говоря уже о том, чтобы принять крещение. При этом я готов признать, что, возможно, неправильно понял смысл приведенной цитаты — запутаться тут проще простого.

Так или иначе, нынешняя точка зрения заключается в том, что число «первоначальных помазанников» — не «помазанников из числа замены» — продолжает пополняться и сегодня; иными словами, полное число 144000 не было набрано и не получило полного «предварительного запечатления» в 1935 году, т.е. Фредерик Франц, mirabile dictu, был неправ, когда воскликнул: «Нет, больше никаких прибавлений!»

Такое окончательное толкование было закреплено в журнале «Сторожевая башня» за январь 2016 года:

Иегова решает, в какой период истории избирать помазанников… В последние дни Бог продолжил избирать тех, кто войдет в число 144 000. Если он решил призвать кого-то к небесной надежде в конце этого периода, то кто мы такие, чтобы сомневаться в его мудрости? ...Нам стоит остерегаться настроя недовольных работников, роптавших из-за того, какую плату хозяин виноградника дал тем, кто работал всего один час (полужирный шрифт мой) [15].

Иными словами, в рядах 144000 все еще есть свободные и никогда никем прежде не занятые места. Таким образом, если Всевышний сочтет уместным, Он может избрать «первоначального помазанника» хоть за день до Армагеддона. Так что если вы — помазанник, если вы верно служили Богу много лет и за это время вытерпели многое, чтобы остаться верным, а в последние мгновения перед Армагеддоном Бог решит помазать какого-то парня из Пекина и зачислить его в «клуб» 144000, не считайте себя обманутым и не дуйтесь. И держитесь там.

И все-таки остается вопрос: откуда человек узнает, что его место — на небесах?

Как узнать, что ты — помазанник?

Для того, чтобы определить, помазанник ли ты, и имеешь ли право участвовать в Вечере, еще в 1961 году был предложен перечень вопросов для самооценки:

Чтобы определить, следует ли вкушать от хлеба и вина вечери Господней, нужно задать себе следующие вопросы:
Являюсь ли я духовным израильтянином, зачатым Божьей действующей силой в качестве Его духовного ребенка с духовной участью? Стал ли я участником нового завета, заключенного с духовным Израилем? Более того, являюсь ли я частью этого Царственного завета? Есть ли у меня, как у Павла, твердое убеждение, что меня ждет духовное воскресение, соединение с Господом Иисусом в небесном царстве? Поскольку сам дух Бога свидетельствует, в этом не должно быть никаких сомнений. Нахожусь ли я в тех же отношениях с Богом и Иисусом Христом, в каких были те одиннадцать апостолов, с которым Иисус учредил Господню вечерю? Убежден ли я, что у меня есть это небесное призвание, эта надежда? Делаю ли я это предметом своих молитв, своих мыслей, своих чаяний?
Если ты женат, и твоя жена не участвует в этом завете Царства, ты должен спросить себя: готов ли я умереть с сознанием, что я оставляю ее, чтобы никогда уже не воссоединиться с ней на земле, но соединиться с Иисусом Христом и оставить ее здесь, на этой земле? Или, если ты — жена и мать, ты должна спросить себя: готова ли я оставить своих детей, и больше никогда не быть для них матерью, и больше никогда не общаться с ними всю вечность? Превосходит ли мое членство в невесте Христа важностью мою роль жены мужа на земле? Хочу ли я быть с Иисусом больше, чем с тем любимым мужчиной, причем на всю вечность?
Вот некоторые вещи, о которых нужно подумать, чтобы знать, что мы делаем, чтобы знать, какой будет наша участь. Тогда мы можем быть уверены, как нам поступать на Господней вечере, принимать от хлеба и вина или нет [16].

В 1968 году была издана книга «Истина, ведущая к вечной жизни» (предшественница книги «Чему на самом деле учит Библия?»). В главе под названием «Как человеку узнать, принадлежит ли он к малому стаду?» она пыталась пролить свет на этот интереснейший вопрос. Однако помимо парафраза Рим. 8:16-17 эта книга, по существу, не придала теме никакой значимой практической ясности; в действительности она предлагала читателю сильно приглаженный вариант ответа: «Это шестое чувство».

Члены «малого стада» знают, что Бог призвал их к небесной жизни. Каким образом? Потому что дух Бога порождает и питает в таких лицах надежду на небесную жизнь. [...] Под влиянием духа Бога изменяется весь вид такого лица, так что служение Богу, связанное с надеждой на небесную жизнь, находится в центре их мыслей и молитв [17].

В 2009 году «Сторожевая башня» все еще придерживалась такой точки зрения:

Откуда христианин или христианка знает, что имеет небесную надежду и принадлежит к остатку духовных израильтян? [...] Говоря коротко, эти люди помазаны Божьим святым духом и получают небесное «призвание»... Их призывает сам Бог. Они откликаются без колебаний и без страха, соглашаясь быть рожденными как сыновья Бога... Как видим, эту надежду они не выбирают для себя сами — это Иегова ставит на них печать, давая им святой дух... (курсив мой) [18].

Однако в 1973 году Уильям Пратт Хит-младший [19], который служил членом совета директоров Общества Сторожевой Башни и утверждал, что имеет небесное призвание, описывал этот процесс довольно интересным образом — прежде я ничего подобного не слышал; он сказал: «Я получил невидимое указание от Бога. Ты это чувствуешь» (курсив мой) [20].

Должен признаться, что мне нравится описание Хита. В его словах есть какая-то честность. Это чувствуется.

Как-то раз я ужинал с покойным Гаем Пирсом [21], когда он приезжал в Южную Африку на посвящение недавно построенных «спаренных» Залов Царства; мы говорили о многом, но я упустил возможность спросить его, как он понял, что помазан, как он лично это почувствовал. Хотя, конечно, я не задал этот вопрос не столько по недомыслию, сколько из соображений этикета. Но было бы здорово услышать его ответ.

Эмоциональный участник

Всякий раз, когда речь заходит о помазан­никах, где то поблизости в воздухе витает и вопрос об «эмоциональных участниках» — тех, кто участвует в Вечере не по указанию от Бога, а вследствие эмоционального давления и т. п. По этому поводу вышеупомянутая книга «Истина, ведущая к вечной жизни» в 1968 году сообщала:

...В связи с этим вопросом мы должны полностью руководствоваться Священным Писанием; наше мышление не должно быть приведено в замешательство чувствами или небиблейскими учениями, которые были внушены нам. Те, которые получат небесную жизнь, не сами избрали себе это; Бог является Тем, Который избирает (курсив мой) [22].

В 1970 году «Сторожевая башня писала»:

В последнее время в разных частях земли появились люди, которые утверждают теперь, что они из остатка имеющих надежду быть наследниками Царства, хотя лишь недавно посвятили себя Иегове Богу. В истине ли они, и принадлежат ли они на самом деле к этим будущим участникам Царства, или «остатку», другие судить не вправе. Это дело — между человеком и Богом, и время покажет. Однако всем, кто претендует на это, стоит спросить себя, не является ли их убежденность рудиментом вавилонского учения о том, что все хорошие люди пойдут на небеса; и не может ли быть ее причиной неверное понимание, эмоциональность или даже бессмысленное стремление к первенству (курсив мой) [23].

Относительно замены в той же статье говорилось:

Соответственно, если один из них еще на земле окажется неверным, его место будет занято заменой. Кем? Это может быть недавно крещеный [...] Мы не можем ограничивать Бога или Христа Иисуса в таком выборе [24] (курсив мой).

в 1996 «Сторожевая башня» писала:

Те, кто действительно помазан духом, знают это с уверенностью. Это не просто отражение эмоциональной или нереалистичной самооценки. [...] На протяжении многих лет некоторые, даже новокрещеные, начинали вдруг принимать от символов. В ряде случаев какое-то время спустя они признавали, что это была ошибка. Некоторые поняли, что приняли от символов из-за эмоционального порыва, вызванного, возможно, физическим или умственным напряжением. Но в конце концов они сознавали, что в действительности не призваны к небесной жизни (курсив мой) [25].

В 1998 «Сторожевая башня» писала:

Такие факторы, как прежние религиозные убеждения, сильные эмоции, вызванные смертью кого-то из близких, трудности сегодняшней жизни или особые благословения от Иеговы, могли бы привести человека к ошибочному заключению, что у него небесная надежда (курсив мой) [26].

В 2016 году «Сторожевая башня» писала:

«Иегова знает тех, кто принадлежит ему»... Некоторые из тех, кто раньше вкушал от символов, впоследствии перестали это делать. Другие из-за психического заболевания или эмоциональных проблем заключили, что они будут править с Христом на небесах [27].

Последняя цитата показалась мне в чем-то забавной: теперь она не только упоминает об эмоциональном вкушении от символов, но и добавляет к вопросу человеческую психологию — «психическое заболевание» (в отличие от «умственного напряжения»). С такими идеями у «аналитиков» из Зала Царств всегда будет, чем подкрепить свое личное мнение: «А, да он просто псих. Это же очевидно!»

Но не забывайте, что вышеупомянутое «эмоциональное вкушение» противопоставляется тому, что организация («Руководящий совет») называет безошибочным свидетельством духа [28].

К сожалению, никакой лакмусовой бумажки для определения этого «безошибочного свидетельства» не существует. С учетом этого обстоятельства мыслящий человек, возможно, поинтересуется, каким образом действующий Руководящий совет выбирает новых членов, если фундаментальным критерием выбора является принадлежность к «помазанному» классу. Насколько точен этот критерий? Послушайте, неужели так трудно себе представить, что они могут по ошибке выбрать упомянутых сумасшедших или эмоционально нестабильных участников и наделить их пока еще «уважаемым» титулом Верного и Благоразумного Раба? Подобный вопрос вполне оправдан, если вспомнить некоторые абсурдные заявления, исходившие от членов Руководящего совета.

Так или иначе, если «помазанники» — в том смысле, как их понимают Свидетели Иеговы, — действительно существуют, я сильно сомневаюсь, что Рутерфорд смог бы пройти отбор (уж конечно не в последние годы перед тем, как он сыграл в ящик). В противном случае Иегова, наверное, — большой шутник.

Марк Сандерсон: недавний участник

Марк Дуглас Сандерсон — самый новый и самый молодой член Руководящего совета, назначенный 1 сентября 2012 года. У него любопытная биография. Он родился 4 февраля 1965 года. 9 февраля 1975 года, на 5-й день после своего 10-го дня рождения, он был крещен.

Вы обратили внимание? 1975 год!

Да-да. Тот самый 1975-й. Именно тот!

Если задать Свидетелям прямой вопрос, они, возможно, ответят иначе, но на практике общепринятая точка зрения заключается в том, что все исходящее от Руководящего совета («Верного и Благоразумного Раба»), как единственного Божьего канала сообщения, исходит от Бога — отсюда и постоянные упоминания о пребывании «в истине».

Вместе с тем, я не удивился бы, если бы крещение Сандерсона в 1975 году стало результатом необычной атмосферы того времени; как бы он молод ни был, в умах Свидетелей тогда господствовала идея, что 1975 год — особенный, вероятнее всего, год конца света, Армагеддона. Так что не будет натяжкой сказать, что события 1975 года повлияли на время крещения Сандерсона; это вполне вероятно.

Не забывайте также, что после 1975 года глубокая убежденность в том, что конец может наступить в любое мгновение, никуда не исчезла. В конце концов, в те времена все верили, что поколение, которое застало 1914 год или родилось в 1914 году, не вымрет полностью, прежде чем начнутся «великая скорбь» и Армагеддон [29].

К сожалению, точно не известно, когда юный Сандерсон начал вкушать от символов, но для определенности давайте не поскупимся и предположим, что это случилось в зрелом 25-летнем возрасте. Итак, 1990 год [30]. В таком случае, по логике тех времен, Сандерсон был либо из числа замены, либо из числа пресловутых эмоциональных участников.

Если моему опыту можно хоть сколько-нибудь доверять, подавляющее большинство Свидетелей, ставших очевидцами первого участия Сандерсона в Вечере, заподозрили бы последнее — тем более, что на дворе уже были самые последние из последних дней, не говоря уже о том, что Сандерсон жил в тени таких корифеев, как Фредерик Франц, Ллойд Бэрри, Дэниел Сидлик, Альберт Шредер, Джон Барр, — а некоторые из них были лично знакомы с самим Чарльзом Тэйзом Расселлом. По сравнению с ними Сандерсон был просто мальчишкой; без сомнения, среди Свидетелей было много людей старше его, которые сделали для священного служения гораздо больше и занимались этим гораздо дольше, чем юный Сандерсон, однако никогда не называли себя помазанниками. Наверняка нашлись те, кто считал сумасшедшим молодого человека, который называл себя помазанником.

А теперь давайте перенесемся во времени вперед, в сентябрь 2012 года. Сандерсон уже стал членом Руководящего совета. Еще в 1969 году, когда Сандерсону было всего четыре года от роду, организация велела молодым Свидетелям не получать высшее образование. Почему? Объяснение звучало так:

Вы [...] должны посмотреть в лицо тому факту, что вы никогда не состаритесь в этой системе вещей [...] потому что все свидетельства исполнения библейских пророчеств указывают на то, что эта порочная система должна закончиться в течение нескольких лет. […] Поэтому ты, как молодой человек, никогда не сделаешь никакую карьеру, которую может предложить эта система (курсив мой) [31].

Но, конечно, минул 1975-й, закончился 1994-й, промелькнул 2000-й, истек 2014-й. «Эмоциональные» участники прошлых лет, над которыми когда-то, возможно, даже смеялись, сегодня уже не кажутся смешными; кое-кто из них теперь даже входит в Руководящий совет. Как все изменилось! Отсюда, конечно, следует, что нынешние «психически больные» участники завтра вполне могут оказаться членами Руководящего совета. И единственное, благодаря чему эта преемственность все еще сохраняется, — это постоянный пересмотр толкований Писания (в эпических масштабах, надо признать), порождаемый «новым светом».

«Новый свет»

Мне представляется, что «новый свет» не имеет ровным счетом никакого отношения к истине. Все это — уловки Руководящего совета; механизм, обеспечивающий организации выживание и гарантирующий ей будущее. В настоящий момент только члены совета являются Верным и Благоразумным Рабом [32], а потому все, что бы они ни сказали, приобретает божественную окраску.

То, что сегодня провозглашается как истина, будет начисто изглажено завтрашним Руководящим советом. Рутерфорд вычеркнул Расселла. Франц вычеркнул Рутерфорда. Руководящий совет конца XX столетия вычеркнул Франца. Нынешний Руководящий совет лишил Расселла права голоса, а вместе с ним отправил в утиль все учения, которыми дорожили исследователи Библии в те времена. Это алгоритм. Но каково бы ни было нынешнее учение, именно эту «истину» будут проповедовать Свидетели Иеговы. И если какой-то активный член организации усомнится в этой «истине», последствия будут самыми суровыми: потеря друзей, семьи, братьев и сестер, матерей, родителей, мужей, детей — все это Руководящий совет считает неизбежными потерями при неустанных попытках сохранить свой status quo.

«Ежегодник»: количество участников

Отчет за 2015 год, опубликованный в «Ежегоднике» за 2016 год, утверждает, что число участников Вечери достигло 15177 человек. Эта цифра год от года непрерывно растет, хотя, если учение организации хоть сколько-нибудь соответствует действительности, она должна уменьшаться. Соответственно, Руководящему совету приходиться реагировать на сложившуюся ситуацию, разъясняя, что на самом деле означает строка «Участники Вечери» в ежегодниках Сторожевой Башни:

Участники в Вечере. Это число крещеных возвещателей, принимающих от символов на Вечере воспоминания по всему миру. Отражает ли оно количество помазанников на земле? Не обязательно. Целый ряд факторов — в том числе прежние религиозные взгляды и даже психическая или эмоциональная неустойчивость — могут побудить кого-то ошибочно заключить, что он имеет небесную надежду. Поэтому нельзя с точностью сказать, сколько помазанников осталось на земле; к тому же это не так важно знать. Руководящий совет не ведет список всех принимающих от символов.
Но нам точно известно, что, когда во время великого бедствия будут отпущены ветры уничтожения, некоторые помазанные «рабы нашего Бога» еще будут на земле (Отк. 7:1-3). До тех пор помазанники будут продолжать руководить самым грандиозным делом проповеди и обучения в истории человечества — деятельностью, о результатах которой сообщается в ежегодном отчете о служении [33].

В 2016 году им опять пришлось повторить свои разъяснения по поводу растущих показателей:

На протяжении десятилетий число тех, кто вкушает от символов во время празднования Вечери воспоминания, уменьшалось. Однако в последние годы наблюдается иная тенденция: их число растет. [...] При подсчете вкушающих от символов на Вечере невозможно определить, у кого на самом деле небесная надежда. В число тех, кто ест хлеб и пьет вино, входят и те, кто ошибочно полагают, что помазаны святым духом. Некоторые [...] из-за психического заболевания или эмоциональных проблем заключили, что они будут править с Христом на небесах. Поэтому нельзя сказать, что число вкушающих от символов точно отражает число живущих на земле помазанников (курсив мой) [34].

Вывод

Итак, мы проследили историю пресловутых участников Вечери, начиная с XIX века — от Рассела до Рутерфорда, далее до Франца и нынешнего Руководящего совета. Мы увидели, как на участниках отражались перемены в учении — от нового завета к духовному Израилю и далее к великому множеству, «прочим овцам» и Ионадавам. Дата окончания небесного призвания, сначала назначенная на 1881 год, со временем переместилась на 1931 год, потом на 1935 год, потом на какой-то промежуточный момент и, наконец, утратила определенность. От «помазанников из числа замены» к «новым помазанникам». От законных участников к участникам, страдающим эмоциональными или психическими проблемами. От Верного и Благоразумного Раба, состоящего из всех помазанников, к Верному и Благоразумному Рабу в лице исключительно Руководящего совета. Общим знаменателем всех этих изменений были участники Вечери.

Организация («Руководящий совет») поставила на учение о «Верном и Благоразумном Рабе» очень многое, выстроив вокруг него толкование всех относящихся к делу библейских текстов. Это учение является источником авторитета организации, а потому, естественно, они не могли не уделять внимание участникам Вечери, от которых зависела сохранность этого шедевра. Как бы то ни было, достаточно сказать, что беспокойство, которое Руководящий совет проявляет по поводу растущего числа участников Вечери, имеет гораздо более серьезные причины, нежели просто «безумие» или гордыня самих участников.

 

ССЫЛКИ

1. Сторожевая башня 15 августа 2011 года, с. 22. [Назад]

2. Сторожевая башня 15 января 2000 года, с. 13. [Назад]

3. Сторожевая башня 15 февраля 1966, с. 116-123, §2. (Наверное, именно этим отчасти объясняется тот факт, что Чарльз Тэйз Расселл и компания думали, будто конец света наступит в 1914 году. Это, конечно, выглядело бы более правдоподобно, чем ограничение числа участников нового завета 144 тысячами. Но, увы, время шло, количество членов движения росло, и первоначальный аргумент уже не выдерживал критики.) [Назад]

4. Там же, сноска 3, §9. [Назад]

5. Свидетели Иеговы — Возвещатели Царства Бога (2005), с. 166. [Назад]

6. Там же, сноска 3, §8. [Назад]

7. Там же, сноска 3, §16. [Назад]

8. Там же, сноска 3, §19. [Назад]

9. Там же, сноска 3, §23. [Назад]

10. The Watch Tower, January 1881. [Назад]

11. Сторожевая башня 15 ноября 1933 года; Сторожевая башня 1 февраля 1999 года, с. 19; Сторожевая башня 1 мая 2007, с. 30-31. [Назад]

12. Сторожевая башня 1 февраля 1999 года. [Назад]

13. Сторожевая башня 15 июня 1970 года, с. 383. [Назад]

14. Сторожевая башня 1 мая 2007 года, с. 30-31. [Назад]

15. Сторожевая башня 15 января 2016 года, с. 26. [Назад]

16. Сторожевая башня 15 марта 1961 года, с. 167-168. [Назад]

17. Истина, ведущая к вечной жизни (1969), с. 78. [Назад]

18. Сторожевая башня 15 июня 2009 года, с. 22-23. [Назад]

19. Отец Хита был одним из составителей оригинальной рецептуры «Кока-колы» — в частности, газированной водной основы. См. URL: watchtowerdocuments.org/heir-to-coca-cola-fortune-was-a-jehovahs-witness. [Назад]

20. Coke Heir as Jehovah’s Witness «Assured of Heaven» // The Evangelical Beacon, August 21, 1973, p. 2. [Назад]

21. Гай Пирс был членом Руководящего совета со 2 октября 1999 года до самой смерти 18 марта 2014 года. Он был назначен в Руководящий совет одновременно с Дэвидом Сплэйном, Сэмюэлом Хердом и Стивеном Леттом. [Назад]

22. Истина, ведущая к вечной жизни, с. 79. [Назад]

23. Сторожевая башня 15 июня 1970 года, с. 383-384. [Назад]

24. Там же, с. 383. [Назад]

25. Сторожевая башня 15 августа 1996 года, с. 31. [Назад]

26. Сторожевая башня 15 февраля 1998 года, с. 22. [Назад]

27. Сторожевая башня 15 января 2016 года, 25. [Назад]

28. Сторожевая башня 1 февраля 1999 года, с. 19. [Назад]

29. Ты можешь жить вечно в раю на земле (1989), с. 154. [Назад]

30. Считается, что Сандерсон начал вкушать от символов, когда ему еще не было 30, так что, по меньшей мере, в 1995 году. Кроме того, некий Роберт Кинг уверяет, что был знаком с Сандерсоном еще в 1985 году, и что несколько лет спустя он услышал «по внутренним каналам связи в общине, что [Сандерсон] начал „вкушать“». Таким образом, если история Кинга правдива, можно предположить, что Сандерсон впервые вкусил от символов где-то между 1985 и 1995. URL: e-watchman.com/congratulations-mark. [Назад]

31. Пробудитесь! 22 мая 1969 года, с. 15. [Назад]

32. Сторожевая башня 15 июля 2013 года, с. 22. [Назад]

33. Сторожевая башня 15 августа 2011 года, с. 22. [Назад]

34. Сторожевая башня 15 января 2016 года, с. 25-26. [Назад]

Клемент Мабунда — бывший Свидетель Иеговы из Южной Африки. Он принял крещение в этой организации в 2005 году и ушел в 2015.

Оригинал статьи опубликован на сайте

thinkingwitnesses.org