Определение культа

Совершенно не случайно в каждой книге Нового Завета, за исключением Послания к Филимону, что-то говорится о лжеучителях, лжепророках, ложных евангелиях или ересях. Сам Иисус строго наставлял Своих последователей остерегаться лжепророков (Мф. 7:15-23) и лжехристов (Мф. 24:5). Апостол Павел предостерегал от иного Иисуса, иного духа (2 Кор. 11:4), лжеапостолов (2 Кор. 11:13-15) и тех, кто проповедует «иное благовествование» (Гал. 1:8; ср. 2 Кор. 11:4). Стих 1 Иоанна 4:1 по вполне понятным причинам наставляет верующих «испытывать духов». Причина такого беспокойства очевидна: поддельные пророки, рассказывающие о поддельном Христе, который проповедует поддельное евангелие, могут даровать лишь поддельное спасение. Поскольку ложные учения влекут за собой вечные последствия, Писание неоднократно предостерегает о них.

Памятуя об этом, мы понимаем, что изучение различных культов, существующих среди нас, должно иметь первостепенное значение. Но прежде чем сосредоточиться на изучении конкретных культов, нам следует ясно понять, что такое «культ». Эта задача выглядит трудновыполнимой. Поговорите с десятью «специалистами», и вам вполне могут выдать десять разных определений. У социологов есть свое мнение (в котором важную роль играют авторитарность и эксклюзивизм), у психологов — свое (для них важен фактор манипулирования сознанием), а у богословов — свое (их заботят, главным образом, еретические учения). Остальные — например, журналисты и репортеры — зачастую фокусируют внимание на наиболее сенсационных аспектах деятельности культов, таких как массовые самоубийства и диковинные ритуалы и обычаи.

Некоторые сегодня утверждают, что нам и вовсе не следует употреблять термин «культ», поскольку с ним связаны столь негативные коннотации. Взамен они предлагают использовать такие термины, как «новые религии» или «альтернативные религии»[1]. Хотя эта точка зрения мне понятна, я полагаю, что употребление термина «культ» вполне правомерно. Однако я хотел бы подчеркнуть, что, используя этот термин в своей книге, я не вкладываю в него никакой уничижительный, провокационный или обидный смысл[2]. Как вам станет ясно чуть ниже, я использую его лишь с целью объединения в одну категорию определенных религиозных и квазирелигиозных групп.

Слово «культ» происходит от латинского cultus, что означает «поклонение»[3]. С точки зрения лингвистики, культ выражается во внешних обрядах и церемониях, совершаемых верующим с целью поклонения. Под словом «культ» в этом смысле следует понимать систему поклонения, обладающую характерными особенностями[4]. Конечно, сегодня это слово употребляется в гораздо более конкретном смысле, нежели тот, что предлагает лингвистика.

В наше время слово «культ» толкуют, главным образом, в социологическом или богословском ключе[5]. Те, кто предпочитает социологическое определение, говорят, что культ — это религиозная или квазирелигиозная группа, члены которой почти полностью находятся под контролем или властью одного человека или организации. Это определение, как правило, опирается на авторитарные, манипулятивные и иногда социальные черты культов (хотя и не ограничивается ими)[6]. Под это определение подпадают такие культы, как кришнаиты, Дети Бога (Семья) и Церковь Объединения.

Хотя я убежден, что социология может дать нам очень важные сведения о мышлении культов (мы вернемся к этому вопросу ниже), многолетний опыт общения с культистами убеждает меня, что правильнее подходить к определению культа с богословской точки зрения. Как выразился один специалист по изучению культов, «социологические, психологические и журналистские наблюдения иногда помогают нам увидеть человеческие взаимоотношения, часто порождаемые вероучением культов, но для христианина этого недостаточно, чтобы признать ту или иную группу культом»[7]. Поэтому я полагаю, что лучше всего будет дать понятию «культ» богословское определение, после чего мы сможем воспользоваться ключевыми наблюдениями относительно мышления культов, которые могут предложить социология и психология.

Проблема заключается в том, как сформулировать богословское определение культа. Какие конкретные компоненты следует включить в это определение? Мнения специалистов расходятся.

Гордон Льюис в своей книге Confronting the Cults («Как противостоять культам») предлагает обозначить термином «культ» «религиозную группу, которая претендует на то, что за ней стоят Христос и Библия, но при этом игнорирует или искажает Евангелие — центральное послание Спасителя и Писания»[8]. Джеймс Сайр, автор книги Scripture Twisting («Искажение Писания»), считает, что культ — это «любое религиозное движение, обладающее организационной самостоятельностью, а также учениями и установлениями, которые противоречат учениям и установлениям Писания в традиционном христианском понимании, представленном основными католическими и протестантскими деноминациями и выраженном в таких документах, как Апостольский Символ Веры»[9].

Мой покойный коллега Уолтер Мартин предложил следующее определение культа:

Под «культом» мы имеем в виду группу, религиозную по своей сути, собравшуюся вокруг лидера или набора учений, которые либо отрицают, либо искажают основополагающее библейское богословие. У большинства культов есть один лидер или череда лидеров, претендующих на право быть гласом Божьим на земле, и на больший авторитет, нежели авторитет Библии. Учение культа претендует на соответствие Библии, но отрицает одно или несколько принципиальных учений, в ней изложенных[10].

Орвилл Свенсон в своей книге The Perilous Path of Cultism («Гибельный путь культизма») высказывает мнение, что культ — это «религиозная группа, учения которой влекут за собой искажение библейской истины; преданность и угодничество которой по отношению к своим авторитарным лидерам зачастую носит чрезмерный и слепой характер; взгляды, цели, обычаи и учения которой сеют распри, формируя замкнутую группу людей, отступающих от исторического библейского христианства»[11].

Хотя все эти определения полезны и в какой-то мере справедливы, я думаю, что в них недостает одного ключевого момента — а именно, что культы всегда являются производными «материнской» или «базовой» религии. Как выразился Алан Гомес, «культы отпочковываются и отклоняются от религии, которая уже стала традиционной»[12]. В свете такой поправки, «культ христианства», по мнению Гомеса, — это «группа людей, которые, называя себя христианами, принимают характерную систему вероучения, проповедуемую одним лидером, группой лидеров или организацией, которая отрицает (явным или неявным образом) одно или несколько основополагающих учений христианской веры, изложенных в шестидесяти шести книгах Библии»[13]. По аналогии, культом ислама можно назвать, к примеру, «Нацию ислама», а культом индуизма — кришнаитов. И Нация ислама, и кришнаиты ведут свою историю от материнских или базовых религий, но при этом отступают от богословских убеждений этих религий. Поэтому их можно назвать «культами».

Я считаю определение Гомеса правильным, поскольку оно справедливо признает, что…

  • не всякий культ является культом христианства;
  • как правило, культы представляют собой отклонения от материнской религии (будь то христианства, ислама, индуизма или какой-то иной);
  • во главе подобных культов может стоять конкретный лидер (как в случае Церкви Объединения, которую до недавнего времени возглавлял Сан Мён Мун) или организация (как в случае Свидетелей Иеговы, предводимых Руководящим советом Общества Сторожевой Башни);
  • богословские отклонения затрагивают существенные (например, божественность Христа), а не только периферийные учения (например, форма крещения или церковное устройство);
  • богословские отклонения могут быть как явными (например, в случае прямого отрицания Троицы Свидетелями Иеговы), так и неявными (например, мормоны верят в «Отца Небесного», но считают его «возвышенным» человеком)[14].

Если вышеприведенное определение культа справедливо, нам следует также ясно установить, какие учения христианства считать «основополагающими» или «существенными». На мой взгляд, особенно важную роль в изучении культов играют следующие пять учений:

  • учение о Боге — включая библейские истины, что есть только один Бог, Который по Своей природе триедин, бесконечен и вечен;
  • учение о Христе — включая библейские истины, что Он есть Вторая Ипостась Троицы, а потому от вечности является Богом, был рожден от девы, умер за грехи человечества и телесно воскрес из мертвых;
  • учение о человеке — включая библейские истины, что человек был сотворен по образу и подобию Бога, что он всегда будет отличен от Бога, что он нравственно подотчетен Богу, что ему суждено либо вечно жить с Богом на небесах, либо вечно страдать в аду в зависимости от того, был ли он спасен;
  • учение о грехе и спасении — включая библейские истины, что все люди рождаются грешными, что люди ничего не могут сделать, чтобы заслужить спасение или добиться Божьей благосклонности, и что спасение даруется только по благодати и только через веру на основании искупления, совершенного Христом,
  • учение о Писании — включая библейские истины, что и Ветхий, и Новый Заветы богодухновенны, безошибочны, а потому авторитетны.

Таким образом, культ христианства — это группа, претендующая на звание христианской, но не являющаяся христианской на самом деле, поскольку она явным или неявным образом отрицает одно или несколько из этих ключевых учений исторического христианства[15].


Библейские предостережения

Текст

Опасность

Пример

Матфея 7:15-23

Ложные пророки

Джозеф Смит в учении мормонской церкви

Матфея 24:5

Ложные Христы

Сан Мён Мун в Церкви Объединения

Галатам 1:8

Ложные евангелия

Евангелие дел у Свидетелей Иеговы

Исход 20:3

Ложные боги

Пантеизм Движения Новой Эры


Богословские особенности культов

Поскольку самые крупные и самые влиятельные культы, с которыми мы сталкиваемся, — это культы христианства, важно понять некоторые основные их богословские особенности, среди которых, безусловно, есть более и менее значимые. Обратите внимание на то, что они присущи большинству культов, хотя не каждый культ непременно обладает всеми особенностями или проявляет их в одинаковой мере[16]. Я упомяну один-два наиболее показательных примера, чтобы проиллюстрировать каждый пункт.

Новое откровение от Бога

Многие лидеры культов утверждают, что у них есть прямая связь с Богом. Мормонский лидер Бригам Янг, к примеру, утверждал: «Мне было много откровений; я сам видел и слышал и знаю, что они истинны, и никто на земле не может их опровергнуть»[17]. Сан Мён Мун из Церкви Объединения уверял, что пасхальным утром 1936 года получил откровение от Христа. Бахаи говорят, что последнее и величайшее откровение от Бога было даровано пророку Бахаулле. Согласно учению Христианской Науки, Мэри Бэкер Эдди получала откровения, без которых невозможно понять предыдущие откровения, записанные в Библии.

Интересно, что учения культов часто меняются, и им нужны новые «откровения», чтобы оправдать эти изменения. Некогда мормоны не допускали чернокожих к священству, но когда общество стало давить на них из-за этой расистской практики, президент мормонской церкви получил «новое откровение», отменившее ранее существовавший порядок.

Безусловно, новые откровения являются обычным делом в Движении Новой Эры. Контактеры утверждают, что получают сообщения от Вознесенных Владык. Ясновидцы уверяют, что способны читать Записи Акаши (энергетическое поле, якобы окружающее землю, в котором хранятся сведения обо всех исторических событиях). Астрологи находят свои «откровения» во взаимном расположении небесных тел. Некоторые приверженцы Новой Эры увлекаются «автоматическим письмом», когда человек записывает некий текст (иногда даже целые книги) под водительством духовного существа. (Примером такого текста может служить книга «Курс чудес» [A Course in Miracles], написанная психологом Хелен Шакман, которая утверждает, что настоящим автором ее слов был некий дух по имени «Иисус»).

Как правило, культы отдают новым откровениям предпочтение перед старыми (например, записанными в Библии). В случае, если между новыми и старыми откровениями возникает конфликт, авторитетными всегда считаются новые.

Отрицание исключительного авторитета Библии

Логически развивая предыдущую мысль, многие культы отрицают уникальный авторитет Библии. Последователи Христианской Науки, к примеру, приписывают верховный авторитет книге Мэри Бэкер Эдди «Наука и здоровье, с ключом к Священному Писанию». Мормоны говорят, что Библия была искажена в результате перевода, и утверждают, что Книга Мормона, Учение и Заветы и Драгоценная Жемчужина превосходят Библию надежностью. Приверженцы Новой Эры опираются на такие «священные книги», как «Евангелие Иисуса Христа эпохи Водолея» и «Курс чудес». Члены Церкви Объединения считают высшим авторитетным источником книгу Сан Мён Муна «Божественный принцип». Саентологи считают «Писанием» сочинения Л. Рона Хаббарда. Основатель Свидетелей Иеговы Чальз Тэйз Расселл пошел еще дальше, когда заявил:

Если кто-то отложит в сторону «Исследования Писания» даже после того, как он пользовался ими, познакомился с ними, после того, как он читал их на протяжении десяти лет, — если он затем отложит их и не будет обращать на на них внимание, и обратится к одной только Библии, наш опыт показывает, что, хотя он понимал Библию на протяжении десяти лет, в течение двух лет он погрузится во тьму. Напротив, если бы он просто читал «Исследования Писания» с приведенными ссылками и не прочел бы ни страницы из Библии как таковой, к концу этих двух лет от был бы во свете, потому что у него был бы свет Писаний[18].

Специалист по культам Энтони Хоукема убедительно доказал, что, когда культы возвышают собственные книги до уровня Писания, «Богу больше не позволяется говорить так, как Он говорит в Библии; отныне Он может говорить лишь соответственно тому, как секта сочтет нужным. Поэтому Слово Божье склоняется под ярмо человека»[19]. Несомненно, именно так обстоит дело с мормонами, Свидетелями Иеговы, Христианской Наукой и другими культами, о которых пойдет речь в этой книге.

Отрицание Троицы

Многие культы отвергают учение о Троице. Свидетели Иеговы говорят, что это учение уходит корнями в язычество и вдохновлено сатаной. Они ссылаются на то, что слова «Троица» в Библии не найти, и полагают, что Всемогущий Бог — это Отец, а Иисус — просто меньшее божество. Мормоны говорят о «Троице», но понимают этот термин в тритеистском смысле (верят в трех разных богов). Унитарии-универсалисты вполне ожидаемо отвергают Троицу (в конце концов, они же унитарии), прибегая к помощи логики, чтобы показать всю нелогичность этого учения. Бахаи протестуют против учения о Троице, утверждая, что христианские лидеры неправильно понимают собственные Писания.

Пятидесятники-единственники тоже отвергают Троицу, но иначе. Большинство культов, отрицая это учение, прежде всего отрицают божественность Христа. Пятидесятники-единственники, напротив, настаивают на совершенной божественности Христа, но при этом полагают, что Сам Иисус и есть «Отец», «Сын» и «Святой Дух» (это всего лишь разные формы проявления единственного истинного Бога, Который и есть Иисус). Подобно некоторым другим культам, пятидесятники-единственники говорят, что учение о Троице уходит корнями в языческое многобожие.

Отрицание совершенной божественности Христа

Еще одна общая черта культов заключается в том, что они отрицают совершенную божественность Иисуса Христа. Свидетели Иеговы полагают, что Иисус был сотворен Отцом миллиарды лет назад как архангел Михаил, а потому является меньшим богом по сравнению с Отцом, «Богом Всемогущим». Мормоны утверждают, что Иисус появился на свет как первый и величайший из духовных детей Небесного Отца и Небесной Матери, и что Он был духовным братом Люцифера. Божественность Он обрел в процессе так называемой «предземной жизни». Бахаи говорят, что Иисус был всего лишь одним из многочисленных пророков Бога и уступает величием последнему пророку, Бахаулле.

Унитарии-универсалисты отрицают божественность Иисуса и настаивают на том, что Он был, по существу, лишь хорошим учителем нравственности. Иисус масонов — лишь один путь к Богу. Иисус спиритистов — просто продвинутый медиум. Иисус, о котором говорил ясновидящий Эдгар Кейси, в своем первом воплощении был Адамом, а в тридцатом стал «Христом» (грешник и Спаситель в одном лице). Пятидесятники-единственники убеждены, что только Иисус является Отцом, Сыном и Святым Духом. Иисус уфологических культов — наполовину человек, наполовину пришелец из космоса, что якобы объясняет Его сверхъестественные способности. Культисты проповедуют много странных идей о Христе.

Принижение значения дела Христова

Культы не только отрицают совершенную божественность Христа, но и неизменно принижают значение и искажают смысл Его спасительной смерти на кресте. Мормоны, к примеру, говорят, что соделанное Христом на кресте обеспечило всем людям возможность воскресения, но никого не избавило от вины и осуждения за грех. Как утверждал лидер мормонов Бригам Янг, некоторые грехи настолько серьезны, что грешник должен искупить их пролитием собственной крови.

Свидетели Иеговы говорят, что у позорного столба Иисус умер как простой человек (а не как воплощенный Бог). Человеческая жизнь, принесенная Иисусом в жертву, была точным эквивалентом человеческой жизни, которую утратил Адам. Будь Иисус воплощенным Богом, «выкуп» был бы слишком велик. Жертва Иисуса решила проблему греха, унаследованного от Адама, но после этого все в наших руках. Мы должны «совершать» свое спасение.

Сан Мён Мун, лидер Церкви Объединения, утверждал, что Иисусу не удалось завершить дело искупления. На кресте Он смог дать людям духовное, но не физическое искупление. Почему нет? Потому что иудеи распяли Его прежде, чем Он смог встретить совершенную женщину, взять ее замуж и установить Царство Небесное на земле[20]. Сан Мён Мун приходил на землю, чтобы завершить то, что якобы не удалось Иисусу.

Многие приверженцы Новой Эры полагают, что Иисус умер не за грехи людей, но для того, чтобы «уравновесить планетарную карму». Другие говорят, что во время распятия эфирная (духовная) кровь Иисуса стекала на эфирную (духовную) землю, после чего из недр земли «восстало» воскресшее и вознесшееся сознание Христа, и теперь все человечество познаёт свою божественность.

Отрицание личности и божественности Святого Духа

Зачастую культы отрицают либо личность, либо божественность Святого Духа, либо и то, и другое сразу. Свидетели Иеговы, к примеру, отрицают личность и божественность Святого Духа и утверждают, что это всего лишь безличная «действующая сила» Бога, с помощью которой Он осуществляет в мире Свои волю и намерения. Это отрицание личности и божественности Духа вытекает из того, что Сторожевая Башня отрицает учение о Троице. Христадельфиане и Путь — еще два культа, которые считают Святой Дух безличной силой Бога.

Другие культы высказывают экзотические идеи относительно Святого Духа. К примеру, мунисты утверждают, что Святой Дух — женского рода, и что Иисус и Святой Дух взяли на себя роли «Второго Адама» и «Второй Евы». Пятидесятники-единственники считают Святого Духа всего лишь одним из проявлений Иисуса Христа. В учении Наук Разума Святой Дух рассматривается не как третье Лицо Троицы, а как сама Божественная Наука. Некоторые приверженцы Новой Эры отождествляют Святого Духа с энергией «ци» или «праной», о которых говорят восточные религии.

Отрицание спасения по благодати

Все без исключения культы отрицают спасение по благодати, искажая тем самым истину Евангелия. Как правило, считается, что дела необходимы для достижения спасения. Мормоны подчеркивают, что в этой жизни необходимо непрерывно возрастать в совершенстве, а учение об оправдании одной только верой называют «пагубным учением». В богословии мормонов человек не может обрести высшую степень спасения, если не исполнит все заповеди Господа.

Свидетели Иеговы подчеркивают, что для спасения важно участвовать в распространении литературы Сторожевой Башни по домам. Они должны посвятить свою жизнь Иегове и сохранить Ему верность до конца, чтобы не потерять спасение.

По учению пятидесятников-единственников, спасение получить непросто: вера, покаяние, водное крещение (исключительно полным погружением) во имя одного Иисуса и крещение Святым Духом (со знамением иных языков) — все это необходимо для того, чтобы родиться свыше.

Действительно, некоторые культы (например, мормоны и Свидетели Иеговы) на словах исповедуют спасение «по благодати». Однако под этим они имеют в виду, что люди, по милости Бога, имеют чудесную возможность заработать или заслужить спасение. Другие культы описывают эту благодать как своего рода вознаграждение тем, кто верно выполняет условия и требования, установленные культом. Это никак не подлинная библейская благодать. Библейская благодать означает, что Бог дарует недостойному грешнику спасение за счет веры во Христа.

Отрицание священства всех верующих

Культы часто отрицают — полностью или частично — идею священства всех верующих. Алан Гомес отмечает: «Большинство культов настаивает, что люди должны подчиниться учению лидера или организации, чтобы понять Божью истину, тем самым отрицая священство всех верующих»[21]. Ярким примером могут служить Свидетели Иеговы, которые должны подчинять свое понимание (и свой разум) Обществу Сторожевой Башни, которое считают Божьим каналом истины в наши дни. Аналогичным образом, от членов Церкви Объединения ожидается подчинение учениям Сан Мён Муна. Напротив, библейский текст 1 Петра 2:4-10 гласит, что все верующие являются священниками перед Богом и таким образом имеют прямой доступ к Нему, не нуждаясь в посредниках (см. Евр. 4:16).

Изменение смысла христианских понятий

Как уже понятно из всего вышесказанного, культы, как правило, используют христианские богословские термины (напр., Бог, Иисус, Христос, искупление и спасение), но вкладывают в них совершенно другой смысл. Давайте, в качестве иллюстрации, рассмотрим такое высказывание: «Иисус Христос — Бог, Он был распят, умер и воскрес из мертвых».

Для Свидетелей Иеговы это утверждение будет означать, что…

  • Иисус — меньший бог, чем Отец;
  • Он был распят на столбе, а не на кресте;
  • Он воскрес духовно, а не телесно.

Приверженцы Новой Эры, с другой стороны, сделают из этих слов такие выводы:

  • Иисус был и «Христом», и Богом (как и любой из нас может стать «Христом» и Богом, потому что все сущее есть Бог);
  • Иисус был распят в том смысле, что Его духовная кровь пролилась на духовную землю (напитав ее сознанием Христа);
  • Иисус был «воскрешен» в том смысле, что сознание Христа поднялось из духовного измерения земли и распространилось на все человечество.

В таком изменении смысла терминов нет ничего удивительного — само Писание предупреждает нас об этом. Во 2 Коринфянам 11:4 мы находим предостережение против иного Иисуса, иного духа и иного благовествования (см. также Мф. 24:24; Деян. 20:28-31; Гал. 1:6-9; 2 Пет. 2:1-3).

Важность терминологической проблемы невозможно переоценить. Как однажды высказался по этому поводу Уолтер Мартин, «пока мы не выясним, в каком смысле используются те или иные термины, невозможно будет выбраться из джунглей неразберихи, созданной культистами, и провести черту между учением культов и учением ортодоксального христианства»[22].

Игнорирование неудобных фактов

Культы «избирательно игнорируют факты, которые явно противоречат их утверждениям»[23]. Мартин отмечает, что этот процесс свидетельствует о «способности человеческого разума одновременно жить в двух „мирах“, поддерживая между ними мирное (?) сосуществование. Логически они несовместимы друг с другом, между ними существуют логические противоречия»[24]. Джордж Оруэлл в своем романе «1984» называет этот феномен «двоемыслием».

Примером может служить утверждение мормонов, что Книга Мормона богодухновенна и является «самой совершенной книгой на земле», — вопреки тому факту, что за прошедшие годы мормоны внесли в ее текст 3913 поправок. Другой пример: Христианская Наука отрицает реальность болезни, боли и смерти — вопреки тому факту, что в последние годы жизни ее основательница Мэри Бэкер Эдди находилась под врачебным присмотром, ей кололи морфин, чтобы унять боль, она носила очки, пользовалась услугами зубного врача и в конечном итоге умерла, тем самым перечеркнув все, что когда-либо исповедовала и проповедовала[25]. Еще одним примером может послужить вера Свидетелей Иеговы в то, что Сторожевая Башня возвещает божественную пророческую истину, — вопреки тому факту, что Общество выдавало одно ложное предсказание за другим, в том числе назначая конец света на 1914, 1925 и 1975 годы.

Ключевая роль в исполнении пророчеств

Ряд культов приписывает себе ключевую роль в исполнении библейских пророчеств и тем самым рассматривает себя как важную часть Божьего плана на земле. Бахаи утверждают, что в пророчестве Иисуса о «Духе истины» (Ин. 14-16) речь идет об их лидере, Бахаулле, и что новозаветные предсказания о Втором Пришествии тоже исполнились в нем.

В 50-й главе книги Бытия в мормонском «Вдохновленном переводе» Библии (отредактированном лично Джозефом Смитом) есть пророчество о самом Смите. Мормоны также называют себя «восстановленной церковью» с «восстановленным священством» и «восстановленным евангелием» и считают себя Божьими «святыми последних дней», проповедующими последнее слово Бога жителям земли.

Свидетели Иеговы часто изображают себя Божьими свидетелями на земле перед началом Армагеддона — по их мнению, только они переживут эту всемирную катастрофу. Но, как уже было сказано выше, Общество Сторожевой Башни неоднократно ошибалось, предсказывая конец света.

Церковь Объединения часто цитирует текст Откровение 7:2-4, где говорится, что с востока придет ангел с Божьей печатью, и видят здесь указание на то, что второй мессия должен родиться где-то на Востоке. Они утверждают, что, рассуждая логически, Корея — единственная страна, о которой может идти речь, потому что японцы поклоняются языческим богам, а Китай — коммунистическая страна. Корея считается подходящим местом для рождения мессии, потому что у корейцев есть сильная вера в Бога. (Обратите внимание, что Сан Мён Мун родился в Корее.)

Склонность редактировать свою историю

Культы часто редактируют собственную историю, вымарывая из нее предосудительные подробности, касающиеся их основателей и ранних лидеров. Таким образом они пытаются скрыть постыдные факты, которые могли бы помешать людям к ним присоединиться[26]. Свидетели Иеговы не рассказывают о неудачном супружестве своего основателя Чарльза Тейза Расселла (и его неприглядных подробностях). Мормонские историки не рассказывают о том, что после запрета на многоженство в Соединенных Штатах некоторые их лидеры и президенты продолжали его практиковать, были уличены и оштрафованы правительством. Исторические описания, публикуемые культами и новыми религиями, как правило, «добрее и мягче» реальных событий.

Социологические особенности культов

Выше я уже говорил, что, хотя давать определение культам следует с богословской точки зрения, социология, тем не менее, может предложить нам важные сведения о некоторых сторонах мышления культистов[27]. К числу социологических особенностей культов относятся авторитарность, эксклюзивизм, догматизм, изоляционизм и предостережения о нападках сатаны[28]. Давайте кратко рассмотрим каждую.

Авторитарное руководство

Авторитаризм предполагает подчинение авторитетному лидеру, который обладает чрезмерной властью над членами культа. Слово этого лидера — как пророка или основателя — окончательно и неоспоримо[29]. Трагическим примером может послужить Дэвид Кореш из культа «Ветвь Давидова» в г. Уэйко, штат Техас. В 1993 году 71 член этого культа последовал за Корешем в погибель от огня. Еще один пример — Джим Джонс из «Народного храма», в 1978 году толкнувший 911 своих последователей на массовое самоубийство в Джонстауне (Гайяна). Из более молодых групп можно назвать Бостонскую Церковь Христа, практикующую гипертрофированную и жесткую форму ученичества, в рамках которой личная жизнь каждого верующего находится под контролем наставника. Джим Бъорнстад отмечает: «У каждого наставника есть собственный наставник — иерархия наставников, доходящая до самого верха. Таким образом церковь обеспечивает контроль над каждым человеком»[30].

Рон Энрот отмечал, что авторитаризм лидера культа зачастую отражается в его титулах — например, «Гуру Ма» (она же Элизабет Клэр Профет из Церкви Вселенской и Торжествующей), «Отец Давид» (он же покойный основатель Семьи/Детей Бога) и «Истинный Отец» (он же Сан Мён Мун, возглавлявший Церковь Объединения»)[31].

Нередко авторитаризм подразумевает слепое подчинение правилам и обычаям группы, установленным лидером культа (или, в случае Свидетелей Иеговы, Обществом Сторожевой Башни). От членов культа ожидается полное повиновение, даже если они не согласны с требованиями. Безоговорочное повиновение обязательно.

Эксклюзивизм

Зачастую культы верят, что истина известна только им. Культ считает себя единственным орудием спасения на земле, и покинуть культ означает подвергнуть опасности свою душу. Мормоны считают себя уникальным земным сообществом спасенных, а все прочие церкви — «мерзостью пред Богом». Мормоны убеждены, что только у них есть «восстановленное евангелие» и законное священство. Без участия этого священства спастись не может никто.

Свидетели Иеговы аналогичным образом считают себя единственной общиной Иеговы на земле. Христианский мир в их глазах, напротив, является отступническим — блудницей из 17-й главы Откровения, частью царства сатаны. Сторожевая Башня для них — единственный канал, «верный и благоразумный раб» из Матфея 24:45, посредством которого Иегова сегодня общается с человечеством.

Изоляционизм

Самые радикальные культы иногда возводят вокруг себя высокие стены, и это становится первым шагом на пути к трагическому концу (мы уже упоминали о трагедиях в Уэйко и Джонстауне). Некоторые культы требуют от своих последователей отречься от родителей и родственников и разорвать с ними всякие отношения. Иногда верующим говорят, что сатана попытается воздействовать на них через родителей и других родственников (или друзей), чтобы увести их из группы. Подобных родственников и друзей изображают «переодетым сатаной». Соответственно, разрыв таких отношений представляется оправданным и необходимым. В числе тех культов, которым это присуще, — Семья (Дети Бога), Церковь Объединения, Ветвь Давидова, Путь и Общество Сознания Кришны.

Противление независимому мышлению

Некоторые культы не приветствуют в своих членах критическое мышление. Все уже продумано лидерами культа, и слушаться их — единственно правильный ответ.

Свидетели Иеговы — прекрасный тому пример. В разных публикациях Сторожевой Башни мы находим такие утверждения:

  • Бог не предусматривал, чтобы [Его] Слово говорило независимо или излучало дающие жизнь истины само по себе. Бог дает этот свет через Свою организацию[32].
  • Избегайте независимого мышления… сомнений в указаниях, которые дает Божья видимая организация[33].
  • Боритесь с независимым мышлением[34].
  • Нам следует стремиться к зависимому изучению Библии, а не к независимому изучению Библии[35].
  • Если у нас есть любовь к Иегове и к организации Его народа, нам следует не быть подозрительными, но, как говорит Библия, «всему верить» — всему, что публикует «Сторожевая башня»[36].

Общаясь с единоверцами, Свидетели Иеговы с неохотой делятся своими сомнениями, поскольку боятся осуждения. Поэтому многие из них мучаются, не имея возможности выплеснуть гложущие их мысли относительно Общества Сторожевой Башни.

Боязнь отлучения

Нередко людей в культах убеждают хранить верность организации под страхом «лишения общения» или отлучения. Опять же, отличным примером могут служить Свидетели Иеговы — людей лишают общения уже только за то, что они усомнились в истинности учения организации. Причина в том, что Общество Сторожевой Башни считает себя Божьим пророком и гласом истины наших дней, а потому усомниться в его авторитете — все равно, что усомниться в авторитете Иеговы. Бросить вызов Сторожевой Башне считается неприемлемым проступком.

Свидетелей Иеговы также предупреждают, что в случае, если они сами уходят из организации, или их лишают общения, родственники и друзья, оставшиеся в организации, перестанут с ними общаться[37]. Страх потерять родных и друзей делает уход из Свидетелей Иеговы очень трудным делом, поскольку он требует больших жертв.

Чак Лав и его жена столкнулись с этим после того, как ушли от Свидетелей Иеговы и стали христианами. Чак вспоминает: «Семья отреклась от меня. с моей женой, которая тоже стала христианкой, родные обошлись точно так же. Ее родители с ней даже не разговаривают. Наши братья и сестры разорвали с нами отношения. И все мои близкие друзья — те, кого я считал своими близкими друзьями, — выкинули нас из своей жизни. Когда мы уверовали во Христа, мы не просто сменили одну церковь на другую, нам пришлось изменить свою жизнь»[38].

То же самое часто происходит в мормонской церкви. Как отмечают апологеты Дэвид Рид и Джон Фаркас,

Мормоны, подумывающие о том, чтобы покинуть организацию, знают, что рискуют лишиться своего супруга-мормона, своих детей, своих родителей и любых других родственников и близких друзей. Мужчина, уходящий из церкви, может столкнуться с тем, что единоверцы посоветуют его жене развестись с ним, поскольку достижение небесной цели в послеземной жизни, как учат женищин-мормонок, зависит от того, вступят ли они в храмовый брак с мужчиной-мормоном. С точки зрения этих людей, религиозная организация, по сути, держит их родных в заложниках[39].

Предостережения о нападках сатаны

Наконец, некоторые культы запугивают своих последователей, чтобы держать их в повиновении. Иногда людям говорят, что с ними произойдет нечто ужасное, если они решат покинуть группу[40]. Другим внушают, что сатана будет нападать на них и даже попытается их убить, поскольку они совершили непростительный грех. Такая тактика должна побудить людей к повиновению. Даже когда люди находят в себе достаточно мужества, чтобы покинуть группу, впоследствии они годами борются с психологическими последствиями и эмоциональными проблемами.

Сноски

1. См. Tucker, Ruth. Another Gospel: Alternative Religions and the New Age Movement (Grand Rapids: Zondervan, 1989), p. 16. См. также Gomes, Alan. Unmasking the Cults (Grand Rapds: Zondervan, 1995), pp. 14-15.[Назад]

2. Я развил эту мысль в 1-2 главах своей книги The Culting of America (Eugen, OR: Harvest House, 1995).[Назад]

3. Saliba, John A. Understanding New Religious Movements (Grand Rapids: Eerdmans, 1995), p. 1.[Назад]

4. Passantino, Bob; Passantino, Gretchen. What Is a Cult? URL: http://answers.org/cultsandreligions/what_is_a_cult.html[Назад]

5. См., например, Saliba.[Назад]

6. Там же, p. 22.[Назад]

7. Passantino.[Назад]

8. Цит. по Swenson, Orwille. The Perilous Path of Cultism (Caronport, Saskatchewan, Canada; Briercrest Books, 1987), p. 8.[Назад]

9. Sire, James. Scripture Twisting (Downers Grove, IL: InterVarsity Press, 1980), p. 20.[Назад]

10. Martin, Walter. The New Cults (Ventura, CA: Regal Books, 1980), p. 16.[Назад]

11. Swenson, p. 10.[Назад]

12. Gomes, p. 7. См. также Braswell, George. Understanding Sectarian Groups in America (Nashville: Broadman, 1994), p. 280.[Назад]

13. Gomes, p. 7.[Назад]

14. На основании Gomes, pp. 10-11. См. также Martin, Walter. Rise of the Cults (Santa Ana, CA: Vision House, 1977), p. 11.[Назад]

15. См. Ankerberg, John; Weldon, John. Encyclopedia of Cults and New Religions (Eugene, OR: Harvest House, 1999), p. xxiii.[Назад]

16. Более подробное рассмотрение второстепенных особенностей можно найти у Алана Гомеса и в книге Мартин, Уолтер. Царство культов (Логос, 1992).[Назад]

17. Journal of Discourses 16:46.[Назад]

18. Studies in the Scriptures (Watchtower Bible and Tract Society, 1989).[Назад]

19. Hoekema, Anthony A. The Four Major Cults (Grand Rapids: Eerdmans, 1978), p. 379.[Назад]

20. Yamamoto, J. Isamu. Unification Church (Moonies) // A Guide to Cults and New Religions (Downers Grove, IL: InterVarsity Press, 1983), p. 160.[Назад]

21. Gomes, p. 41.[Назад]

22. Мартин, гл. 3. URL: http://www.reformed.org.ua/2/409/3/Martin[Назад]

23. Gomes, p. 33.[Назад]

24. Swenson, pp. 51-52.[Назад]

25. Там же, см. 51. Мартин, гл. 5. URL: http://www.reformed.org.ua/2/409/5/Martin[Назад]

26. Ankerberg, Weldon, Encyclopedia, p. xxiv.[Назад]

27. Некоторые христианские мыслители ставили под сомнение ценность социологии для определения и понимания культа. Алан Гомес справедливо отмечает, что некоторые социологические характеристики, которые часто считаются признаками культов, могут быть неоправданно применены к традиционным евангелическим христианским группам. (См. Gomes, p. 48).[Назад]

28. См. Saliba, p. 12.[Назад]

29. См. Ankerberg, John; Weldon, John. Cult Watch (Eugene, OR: Harvest House, 1991), p. vi.[Назад]

30. Bjornstad, Jim. Success At What Price? The Boston (Church of Christ) Movement // Christian Research Journal, Winter 1993, p. 27.[Назад]

31. A Guide to Cults and New Religions, pp. 18-19.[Назад]

32. The Watchtower, 1 May 1957, p. 274.[Назад]

33. The Watchtower, 15 January 1983, p. 22.[Назад]

34. Там же, p. 27.[Назад]

35. The Watchtower, 15 September 1911, reprint 4885.[Назад]

36. Qualified to Be Ministers (Watchtower Bible and Tract Society, 1955), p. 156.[Назад]

37. The Watchtower, 15 July 1963, pp. 443-444.[Назад]

38. I Was an Elder with the Jehovah’s Witnesses: The Personal Testimony of Chuck Love // Christian Research Newsletter.[Назад]

39. Reed, David A.; Farkas, John R. How To Rescue Your Loved One from Mormonism (Grand Rapids: Baker, 1994), pp. 23-24.[Назад]

40. A Guide to Cults and New Religions, p. 20.[Назад]