Христос и Люцифер в богословии мормонов

Когда в 2008 году в прессу просочились сведения, что Майк Хакаби, один из кандидатов в президенты США, намерен в ближайшем номере воскресного приложения к газете «Нью-Йорк Таймс» задать вопрос: «Разве мормоны не верят, что Иисус и сатана — братья?», — со всех сторон раздались протесты. 11 декабря 2007 года журналистка из агентства «Ассошиэйтед Пресс» Либби Куэйд попыталась прояснить данный вопрос, обратившись к официальному представителю церкви СПД Ким Фара. Но этой возможностью без обиняков рассказать американцам, во что верят мормоны, Фара не воспользовалась:

«Мы верим, как верят другие христиане, и как писал Павел, что Бог является Отцом всех», — заявила представитель церкви Ким Фара. «Это означает, что все живые существа сотворены Богом и являются Его духовными детьми. С другой стороны, Христос единственный был зачат во плоти, и мы поклоняемся Ему как Сыну Бога и Спасителю человечества», — сказала она. — «Сатана представляет собой полную противоположность Христу и всему, что Он Собой воплощает».

Мормоны верят так же, как и другие христиане? Да что вы говорите? Сможет ли Фара назвать хотя бы одну не-мормонскую религиозную группу, которая утверждала бы, что все мы являемся в буквальном смысле детьми Бога, Который произвел нас на свет путем интимных отношений с «Небесной Матерью»?

Думаю, огромное большинство людей, слышавших слова Фара о том, что «все живые существа сотворены Богом и являются Его духовными детьми», не уследят за ходом ее мысли. Смогут ли они на основании столь скудной информации сделать вывод о родственных взаимоотношениях между Иисусом и Люцифером? Скорее всего, не смогут. Если Фара дала более прямой и честный ответ, который Куэйд не включила в свой репортаж, это вина журналистки. Но если это действительно лучший ответ, на который была способна официальный представитель церкви СПД, то Фара и церкви, которую она представляет, должно быть стыдно. Каким образом читатели должны понять, что именно мормоны имеют в виду, утверждая, что «все живые существа сотворены Богом и являются Его духовными детьми»?

Куэйд также цитирует замечание Фара, что этот «вопрос обычно задают люди, желающие не столько прояснить содержание учения, сколько оклеветать веру мормонов». Но если мормоны, такие как Фара, действительно хотели бы разъяснить свое учение, почему она этого попросту не сделала? Вместо этого она обошла вопрос стороной, создав у слушателей впечатление, будто учение мормонов в данном вопросе похоже на учение «других христиан», хотя это очевидно не так.

Как и христиане, мормоны верят в ангелов, но, как и в случае других учений, разделяющих христианство и мормонизм, принципиально важен смысл, который вкладывается в это понятие. В христианском учение ангелы — это определенный вид Божьих творений, совершенно отличающихся от Бога и людей по своей природе и функциям. Псалом 148:2-5 гласит:

Хвалите Его, все Ангелы Его, хвалите Его, все воинства Его.

Хвалите Его, солнце и луна, хвалите Его, все звезды света.

Хвалите Его, небеса небес и воды, которые превыше небес.

Да хвалят имя Господа, ибо Он повелел, и сотворились...

В учении же мормонов Бог, ангелы и люди — это существа одного и того же биологического вида. Профессор Университета им. Бригама Янга Роберт Миллет поясняет:

Святые последних дней верят, что ангелы — это мужчины и женщины, человеческие существа, сыны и дочери Божьи, личности того же рода, что и мы. Парли П. Пратт, один из ранних апостолов, писал: «Все Боги, ангелы и люди принадлежат к одному биологическому виду, одной расе, одной большой семье. Старейшина Брюс Р. Мак-Конки, апостол более поздних времен, писал: «Эти посланники, агенты, ангелы Всемогущего, избраны из числа Его потомства и сами стремятся вперед по пути прогресса и спасения, каждый в своей соответственной сфере» (Robert L. Millet. The Mormon Faith: Understanding Restored Christianity, p. 39).

Чтобы лучше понять это учение, важно знать, что в учении мормонов все ангелы и люди являются в буквальном смысле сыновьями и дочерьми Бога, зачатыми в духовном мире путем интимной связи между Богом и Его небесной «женой». Официальный учебник церкви СПД поясняет:

Возвышение по определению включает в себя способность продолжать род на протяжении вечности. Такой властью обладает и наш небесный Отец. Его брачный партнер — это наша небесная Мать. Мы — их духовные дети, произведенные ими на свет в узах целестиального брака (Achieving a Celestial Marriage, p. 129)

Мормонский апостол Джон Уидтсоу отмечал, что сексуальные отношения нужны не только в смертной жизни, но играют абсолютно важную роль и в жизни будущей. В этих отношениях находится Бог, а также все, кого сочли достойными возвышения в целестиальном царстве:

Сексуальные отношения между Богами. Секс, который на этой земле является необходимым средством продолжения человеческого рода, является вечным свойством, и его эквиваленты существуют повсюду. Он неуничтожим. Взаимоотношения мужчин и женщин вечны и должны продолжаться вечно. В соответствии с философией Евангелия, на небесах есть мужской и женский пол. Раз у нас есть Отец, который является нашим Богом, у нас должна быть и Мать, обладающая божественными качествами. Это просто продолжение логики земных вещей и соответствует учению о том, что все на этой земле является только отражением духовных условий, обладающих более глубоким смыслом, нежели мы здесь способны понять (John A. Widtsoe. Rational Theology, 1915 1st ed., p. 64)
Вечность сексуальных отношений. Уже было сказано, что секс — это вечный принцип. Эквивалент секса, смутным пониманием которого обладает человек, существовал всегда и будет существовать вовеки. Поскольку секс, таким образом, представляет собой вечное состояние, зачатие детей, так уж совпало, также является вечной необходимостью. Мы были зачаты в духовном мире Богом Отцом и рождены в мире, которым ныне обладаем (John A. Widtsoe. Rational Theology, 1915 1st ed., p. 146).

Следует заметить, что, как полагали некоторые ранние руководители мормонов, Бог не может населить целую землю, имея только одну жену; поэтому они утверждали, что Бог в силу необходимости должен иметь много жен.

По существу, Люцифер приходится братом не только Иисусу, но и всему человечеству. Руководители церкви СПД много раз упоминали об этом, рассуждая на тему мормонского учения о «войне на небесах».

Итак, наш Отец спросил: «Кого послать Мне?» (Авраам 3:27). Двое из наших братьев предложили свою помощь. Наш Старший Брат, Иисус, имя которого тогда было Иегова, сказал: «Вот Я, пошли Меня» (Авраам 3:27). [...] Но явился и сатана, которого звали Люцифер, и сказал: «Вот я, пошли меня, и я буду сыном Твоим, и искуплю все человечество, так что не пропадет ни одна душа, и я верно сделаю это; а потому дай мне часть Твою» (Моисей 4:1) (Основы Евангелия, 1997, с. 17-18).
Но великом совете, созванном, чтобы утвердить замысел Отца, возникли большие разногласия. Большинство, предводимое Первородным Отца, нашим Старшим Братом, Иисусом Христом, было готов принять предложенный план со всеми его условиями. Меньшинство, предводимое Люцифером, «сыном утра», боялось изоляции, страданий и бед, которые ждут землю. Им Люцифер предложил следующее: их пошлют на землю, но будут приняты меры, чтобы им не пришлось терпеть страдания и приносить какие-либо жертвы. Всех их вернут обратно в земных телах, каковы бы ни были их дела на земле. Этот второй план показался настолько желанным, что одна треть присутствовавших высказалась в его пользу, пойдя против Божьего плана. Люцифера и его последователей изгнали с совета, и они, как противники Божьего плана, стали дьяволом и ангелами его, вечно пытающимися соблазнить людей ослушаться Божьих законов (John A. Widtsoe. Joseph Smith — Seeker After Truth, pp. 156-157).
В соответствии с нашими учениями сатана и воинство его сторонников были низвержены на землю из предсмертного духовного мира. Они — наши духовные братья и являются настоящими личностями с духовными телами (Joseph F. Merrill. Conference Report, April 1941, p. 49).

Обратите внимание на еще несколько цитат. Член Совета Пятидесяти Уильям Фелпс писал в мормонской церковной газете Times and Seasons за 1 января 1845 года:

И вновь мы восклицаем, о мормонизм! Неудивительно, что Люцифер, сын утра, следующий наследник после Иисуса Христа, нашего старшего брата, столь жестоко сражается против своих братьев; он лишился славы, чести, силы и власти Бога, а также знания, духа, полномочий и ключей священства сына Божьего! (Times and Seasons, 5:758).

Семидесятый Джозеф Янг:

И кто же стоит во главе? Это Дьявол, могущественный Люцифер, великий князь ангелов и брат Иисуса (Journal of Discourses 6:207).

Мормонский апостол Джеймс Тэлмэдж:

Христос, Творец неба и земли, облеченный тогда в смертную плоть, возможно, не помнил ни Свою предземную жизнь, ни роль, которую Он сыграл на великом совете Богов; тогда как сатана, бестелесный дух — лишенный наследства, мятежный и отверженный сын, — пытаясь соблазнить Того, через Которого мир был сотворен, обещая Ему часть того, что и так всецело Ему принадлежало, возможно, тогда все еще сохранял, а возможно, сохраняет и сейчас, некоторую память о тех первоначальных событиях (James Talmage.Jesus the Christ, p. 132).

Мормонский апостол Джон Уидтсоу:

История Люцифера — это самый ужасный пример такого отступничества. Люцифер, сын утра, путем тщательного поиска и применения истины, сделался одним из первых лиц в собрании тех, кого пригласили пережить земные испытания. Однако на том Великом совете личные амбиции и властолюбие возобладали над ним. Он противопоставил свой замысел и свою волю намерениям Бога. Он возжелал заполучить первородство своего Старшего Брата, Иисуса Христа (John A. Widtsoe. Evidences and Reconciliations, p. 209).

В церковном журнала СПД Improvement Era за 1915 год была опубликована статья под названием «Искушение Христа» (The Temptation of Christ). В ней говорилось:

Сказано, что после сорокадневного поста Иисус захотел есть. Насколько острым было чувство голода, мы никогда не узнаем. Наверное, он был на грани голодной смерти, но самое серьезное испытание было еще впереди. Настал час нанести удар. Каждый дух в безграничных империях исполнился страха и надежды. Два брата вот-вот должны были встретиться — один, голодный и дрожащий, до предела ослаб, доказывая, что он достоин быть Спасителем мира; другой, Люцифер, утренняя звезда, потерпев поражение на небесах, теперь находился на пике славы: князь земли, все народы у его ног... Побледнел ли Люцифер при мысли о том, чтобы отдать все свои завоевания? Однако получить отказ значило потерпеть столь же полное поражение, какое он потерпел на небесах. Давайте перенесемся в мир фантазии и представим себе эту сцену заново; два брата стоят лицом к лицу, один считает царства мира своей собственностью, другой пришел выкупить их из рабского состояния. Люцифер не только считал землю и ее обитателей своей собственностью, но держал их в узах невежества и суеверий (Improvement Era, October 1915, volume XVIII, number 12).

Двенадцатый президент церкви СПД Спенсер Кимбалл:

Задолго до твоего рождения твои творцы разработали программу... Главными персонажами этой великой драмы были Отец Элогим, совершенный в мудрости, суде и личности, и два сына, Люцифер и Иегова (The Teachings of Spencer W. Kimball, pp. 32-33).
В пустыне Иудейской, на крыле храма и на высокой горе произошло судьбоносное столкновение между двумя братьями, Иеговой и Люцифером, сыновьями Элогима... Сатана, еще один сын Бога, взбунтовался, был низвергнут с небес, и ему было отказано в земном теле, как у его брата Иеговы. Многое зависело от исхода этой зрелищной дуэли (The Teachings of Spencer W. Kimball, p. 34).
То, насколько важно не поддаваться искушению даже в малейшей степени, подчеркивает пример Спасителя. Разве он не сознавал опасность, когда стоял на горе со своим падшим братом Люцифером, подвергаясь мучительным искушениям со стороны этого мастера-искусителя? (The Teachings of Spencer W. Kimball, p.163. См. также Teachings of Presidents of the Church; Spencer W. Kimball, pp. 107-108).
Точно так же сатана пытался подчинить себе Моисея. Сатана, еще один сын Бога, взбунтовался, был низвергнут с небес, и ему было отказано в земном теле, как у его брата Иеговы. Многое зависело от исхода этой зрелищной дуэли (Faith Precedes the Miracle, p. 87).

В 1946 году члены кворумов Мелхиседекова священства получили новый учебник. Составленный и изданный по указанию высшего руководства церкви, он был написан семидесятым Милтоном Хантером и озаглавлен The Gospel Through the Ages («Евангелие сквозь века»):

Назначение Иисуса на роль Спасителя мира было оспорено одним из прочих сыновей Бога. Его звали Люцифер, сын утра. Надменный, амбициозный и жадный до власти и славы, этот духовный брат Иисуса отчаянно пытался стать Спасителем человечества (Milton R. Hunter. The Gospel Through the Ages, p. 15).

Мормонский апостол Джозеф Меррилл:

Но есть и еще одна личность, о которой я хочу поговорить, — тот, кого мир зовет по имени, но в чье реальное существование как живой личности не верит, и эта личность — сатана, дьявол. Однако в соответствии с нашим пониманием и учением, сатана — это личность, обладающая духовным телом такой же формы, как тела всех прочих людей. Он приходится духовным братом нам и нашему Господу Иисусу Христу, который в духовном мире является нашим Старшим Братом (Conference Reports, April 1949, p. 27).

Мормонский апостол Роберт Хэйлс:

Мы не можем помнить, что когда-то жили с нашим Небесным Отцом и Иисусом Христом, и что мы, возможно, сидели на собраниях, очень похожих на это, где нам разъясняли замысел Отца относительно нас. Мы не можем помнить, что Люцифер, один из сыновей Бога Отца, брат Иисуса Христа, восстал против Божьего замысла и в своей непокорности пообещал вернуть нас всех домой. Однако Люцифер лишил бы нас всех свободы воли, свободы принятия решений. Мы не можем помнить, что не приняли его план, поскольку без свободы выбора нам не было бы смысла повергаться этим смертным испытаниям. Мы бы не знали сопротивления и покаяния. Мы бы не научились послушанию (Robert D. Hales. The Aaronic Priesthood: Return with Honor // Ensign, Conference edition, May 1990, p. 39).

В рубрике «У меня есть вопрос» мормонского церковного журнала Ensign Джесс Кристенсен, директор Института религии при Университете штата Юта в г. Логан, писал:

При первом знакомстве учение о том, что Люцифер и наш Господь, Иисус Христос, являются братьями, может вызвать удивление у некоторых — в особенности у тех, кто незнаком с откровениями последних дней. Однако и писания, и пророки подтверждают, что Иисус Христос и Люцифер действительно являются потомками Небесного Отца, а следовательно, духовными братьями (Ис. 14:12; УиЗ 76:25-27). И Иисус, и Люцифер были сильными вождями и обладали обширными знаниями и большим влиянием. Но Иисус, как Первенец Отца, был старшим братом Люцифера (См. Кол.. 1:15; УиЗ 93:21) (Jess L. Christensen. I Have a Question // Ensign, June 1986, pp. 25–26).

В своей книге No More Strangers («Уже не пришельцы») отошедший от дел член высшего руководства церкви Хартман Ректор-младший и его супруга Конни приводят следующую историю, рассказанную прихожанкой церкви СПД Наоми Адэр Хендриксон:

Вот, что они [мормонские миссионеры] рассказали мне: Бог обладает физическим телом такой же формы, как и человеческое, только это воскрешенное и совершенное тело из плоти, и костей, и духа — оно уже не тленно. У него есть голова, туловище, ноги и руки, как и у нас. У него, как и у нас, есть чувства и эмоции — любовь, сострадание, ревность, гнев и т. п., — только в его случае они находятся под контролем и проявляются совершенным образом. Он некогда был таким, какие мы сейчас, и однажды мы можем стать такими, какой он сейчас. Некогда он жил, повинуясь вечным законам, на такой же планете, как наша. Иисус Христос был первенцем среди его детей на небесах. Вероятно, Люцифер также был одним из первых духов, появившихся на свет. Оба они наши старшие братья, а Иисус Христос — самый старший наш брат. Мы были сотворены по образу Божьему (Hartman Rector, Jr., Connie Rector. No More Strangers, 3:91).

Джон Генри Эванс, весьма уважаемый писатель-мормон, утверждал:

Что касается дьявола и сопутствующих ему духов, они приходятся братьями человеку, а также Иисусу, и сыновьями и дочерьми Богу в том же смысле, что и мы (John Henry Evans. Joseph Smith: An American Prophet, p. 341).

Брент Топ, профессор истории и учения церкви в Университете им. Бригама Янга и автор многочисленных публикаций в различных церковных изданиях, в том числе журнале Ensign, писал:

Словно отзвук вечности прошлого, можно логически услышать, как Люцифер использует такого же рода аргументы, отвергая Иегову. Возможно, он обвинил Иегову в том, что тот давит на детей Бога и сбивает их с толку, чтобы подчинить их своей власти. Возможно, воспользовавшись опасностями, которыми был неизбежно чреват замысел Отца, сатана хитро (хотя и несправедливо) обвинил Иегову в равнодушии к его братьям и сестрам, поскольку многим из них предстояло погибнуть (Brent L. Top. The Life Before, pp. 126-127).

То, что в мормонском учении Иисус и Люцифер считаются братьями, неоспоримо. В таком случае, мормоны не вправе делать удивленное лицо, когда кто-то поднимает подобные вопросы об учении, которое исторически присутствовало в их богословии. Поступая так, они лишь подливают масла в огонь подозрительности, с которой многие относятся к мормонам и церкви, которую они представляют.