Следственный суд в учении АСД: все, что вы хотели знать, но боялись спросить

Следственный суд — важнейший компонент учения адвентистов о святилище, основанного на своеобразном толковании текста Даниила 8:14. Учение адвентистов о Святилище совершенно уникально и является краеугольным камнем их богословия. Сколько бы адвентисты ни пытались игнорировать или по-новому истолковать его, оно все равно остается основополагающим догматом церкви АСД с тех пор, как его сформулировали ранние вожди адвентизма в первое десятилетие после Великого Разочарования.

Если вам когда-нибудь приходилось отказываться от рассуждений по поводу адвентистского учения о следственном суде, потому что оно казалось слишком сложным и запутанным, эта статья, возможно, поможет вам разобраться в сути вопроса. Следственный суд — важнейший компонент учения адвентистов о святилище, основанного на своеобразном толковании текста Даниила 8:14. Учение адвентистов о Святилище совершенно уникально и является краеугольным камнем их богословия. Сколько бы адвентисты ни пытались игнорировать или по-новому истолковать его, оно все равно остается основополагающим догматом церкви АСД с тех пор, как его сформулировали ранние вожди адвентизма в первое десятилетие после Великого Разочарования.

Учение о следственном суде заключает в себе две основных и зачастую сложно переплетающихся одна с другой темы: осуждение и оправдание. Чтобы разобраться в них, нам придется вернуться к учению об «очищении святилища». Согласно этому учению, в настоящий момент на небесах Иисус «изглаживает», т. е. удаляет из небесных книг грехи людей, успешно прошедших Следственный суд, и возлагает их наказание на сатану, который, в конечном итоге, это наказание понесет. Спасены будут только эти люди. «Но чтобы решить, кто через покаяние и веру во Христа может получить право на спасение, необходимо изучить книги небесные. Поэтому очищение святилища включает и работу следственного суда» (Великая борьба, гл. 23).

Учение адвентистов о служении Христа в небесном святилище основано на их понимании того, как совершалось служение в святилище ветхозаветного израильского храма. Согласно этому учению, служение Христа в небесном святилище включает в себя две «фазы»: предварительную (в первом отделении) и окончательную (во втором отделении).

Предварительная фаза

Когда грешник кается, Христос дарует ему предварительное искупление, принимая на Себя в небесном святилище его грех и ответственность. Таким образом, достигаются две цели: (а) грешник получает предварительное прощение, и (б) вина (наказание) за его грехи не упраздняется, но перекладывается на Христа, Который отныне несет ее на Себе в небесном святилище.

Елена Уайт так объясняет предварительную природу первой фазы служения Христа: «В течение восемнадцати столетий продолжалось священническое служение в первом отделении святилища. Кровь Христа ходатайствовала за кающегося грешника, примиряя его с Отцом, однако эти грехи по-прежнему оставались записанными в небесных книгах» (Великая борьба, гл. 23).

Прообраз

Чтобы понять смысл этого утверждения, нужно принять во внимание пояснения Елены Уайт относительно «прообразного служения», т. е. служения в ветхозаветном храме, которое было тенью, прообразом истинного Божьего труда: «Прообразное служение примирения содержит в себе важные истины. Вместо грешника принималась замена, но кровь жертвы, однако, не смывала грех. Поэтому он переносился во святилище. Принесением крови грешник признавал авторитет закона, исповедовал свою вину в нарушении его и выражал свое стремление получить прощение через веру в грядущего Спасителя; но все же он не вполне освобождался от осуждения законом» (Великая борьба, гл. 23).

Поскольку ежедневное искупительное служение в святилище не «смывало» вину израильтян, но лишь переносило ее в святилище храма, ранние адвентисты пришли к выводу, что «кровь животных не могла в совершенстве очистить их от греха» (Патриархи и пророки, гл. 3). Жертвы давали лишь предварительное искупление. Вследствие этого грешник получал лишь предварительное прощение; он не освобождался от осуждения закона до тех пор, [пока] в конце года, в день искупления, с него не снимался долг. До тех же пор он находился на испытательном сроке. Более того, Елена Уайт пишет, что святилище нуждалось в «очищении» от внесенных туда грехов.

Давайте еще раз проследим ход рассуждений Елены Уайт. Итак, кающийся израильтянин, принесший свою жертву священнику, который служил в храме, получал следующие благословения: (1) вместо него была принята заместительная жертва; (2) хотя грех ему и был прощен, но не был полностью смыт, а перенесен в святилище; (3) следовательно, он не был полностью избавлен от осуждения закона; (4) далее, как поясняет там же Елена Уайт, весь грех из святилища перекладывался на козла отпущения, который и расплачивался за этот грех. Таким образом, святилище очищалось от грехов народа.

Действительность

На основании типологической герменевтики ранних адвентистов — «как в прообразном служении, так и в действительном» (Великая борьба, гл. 23) — точно так же понимается и смысл первой фазы служения Христа. Суммировать эту фазу можно таким образом. (1) Иисус — это божественная Замена грешного человека. (2) Уверовавшие в Него получают лишь предварительное прощение. (3) На этом этапе записи о грехах уверовавших еще не изглажены. (4) Вина и наказание за их грехи не упразднены, но переложены в небесном святилище на их Замену, Христа. «Как в древности грехи народа верой возлагались на жертву за грех и посредством ее крови переносились образно в земное святилище, так и в Новом Завете наши грехи верой возлагаются на Христа и фактически переносятся в небесное святилище» (Великая борьба, гл. 23). «[Христос] стоит в присутствии Бога, говоря: „Отче, я взял на себя вину этой души. Если позволить ему нести ее, для него это будет означать смерть“» (Review and Herald, 27.02.1900, цит. по Questions on Doctrine, 684).Таким образом, (5) пока Христос носит на Себе вину или наказание за исповеданные и прощенные грехи, небесное святилище осквернено и нуждается в очищении. Следовательно, верующие не избавятся окончательно от осуждения закона, пока их долг не будет полностью выплачен. И потому (6) они находятся на испытательном сроке до тех пор, пока во время второй фазы Cвоего служения, очищая святилище от их грехов, Христос окончательно не искупит эти грехи.

Ради ясности следует подчеркнуть три упоминавшихся выше момента. (1) При исповедании греха смерть Христа не изглаживает вину верующего, но перекладывает ее на Христа. (2) Поскольку при исповедании вина верующего и запись о его грехах не изглажены, он на этом этапе еще не избавлен от осуждения закона. (3) Поскольку верующий все еще находится под осуждением закона, ему дается испытательный срок до того момента, когда его личное дело не будет рассмотрено на следственном суде. Если вердикт будет положительным, верующий станет причастником благословений окончательной фазы служения Христа.

Адвентистское богословие искупления

Здесь следует упомянуть об одном основополагающем аспекте адвентистского богословия искупления. Учение о святилище гласит, что Христос совершает искупление на небесах, а не на кресте. Ранние адвентисты проводили четкую границу между жертвенной крестной смертью Христа и искуплением, которое Он совершает на небесах, окропляя Своей кровью престол благодати. Это разделение опиралось на особенности ветхозаветного храмового служения. Ранние адвентисты видели разницу между закаланием жертвы за грех вне святилища и последующим искуплением, которое совершалось внутри святилища, когда священник кропил кровью.

Эти два аспекта — жертва и искупление — для ранних адвентистов, в отличие от евангелических христиан, синонимами не были. О таком понимании явно свидетельствуют сочинения ранних адвентистов, в том числе и Елены Уайт (пока она не занялась плагиатом из книг евангелических богословов). Например, говоря об обрядах дня искупления в древнем Израиле, Уайт пишет: «…закланный козел указывал на Христа как на жертву…». Говоря о крестной смерти Христа, она пишет: «Жертва Христа во имя человечества была полной и совершенной. Условие искупления было выполнено…» (Деяния апостолов, гл. 3). Итак, по словам Елены Уайт, хотя принесенная на кресте жертва Христа была полной и совершенной, она еще не была искуплением; она была всего лишь условием искупления — искупления, которое будет впоследствии совершено на небесах.

Итак, вопреки учению евангелического христианства, согласно которому Христос искупил грех Своей жертвенной смертью на кресте, адвентисты учат, что Христос не искупил грехи Своей жертвенной смертью на кресте, но делает это сейчас в небесном святилище — так же, как в ветхозаветные времена это делали священники-левиты.

Окончательная фаза

Тех, кто с успехом пройдет разбирательство следственного суда, Христос искупит окончательно. Это искупление дарует счастливчикам два благословения: (а) записи об их грехах будут изглажены; (б) их вина, которую до сих пор носил на Себе Христос как их Замена, будет переложена на сатану (который в богословии адвентистов и есть истинный козел отпущения), и тот окончательно за все заплатит. Таким образом небесное святилище очищается от грехов верующих. Только после этого верующий будет избавлен от осуждения закона, а также «полностью прощен и оправдан» (Великая борьба, гл. 28).

Исходя из адвентистского принципа типологической герменевтики («как в прообразном служении, так и в действительном»), Елена Уайт объясняет небесную действительность, отталкиваясь от земного прообраза: «Подобно тому, как в прообразном служении в конце года совершалась работа примирения, так и прежде завершения служения Христа по искуплению человечества нужно было очистить от грехов [от записей и вины] небесное святилище... Это и есть то служение, которое началось [22 октября 1844 года] по окончании 2300 дней [из Даниила 8:14]. В то время, согласно пророчеству Даниила, наш Первосвященник вошел во Святое святых, чтобы исполнить последнюю часть Своего торжественного служения — очистить святилище… Стало очевидно, что закланный козел указывал на Христа как на жертву, и первосвященник олицетворял собой Христа как посредника, а козел отпущения олицетворял собой сатану, породившего грех, на которого впоследствии будут возложены грехи всех искренне раскаявшихся людей. Когда первосвященник кровью жертвы, закланной за грех, удалял грехи из святилища, то он возлагал их на козла отпущения. Когда Христос Своей кровью удалит грехи Своего народа из небесного святилища. Он возложит их на сатану, который во исполнение решения суда должен будет понести окончательное наказание» (Великая борьба, гл. 23). Так очищается небесное святилище. В адвентистском богословии «очищение небесного святилища» совершается посредством Христова «служения примирения в небесном святилище» (Великая борьба, гл. 41). Следовательно, небесное святилище не может быть очищено от записей и вины грехов Божьего народа, пока Христос не завершит вторую фазу искупления этих грехов Своей кровью.

Следственный суд

В процессе следственного суда во время окончательной фазы служения Христа Бог решает, кто из верующих имеет право на благословения «окончательного» искупления Христова, а кто нет. Те, кто исполнил требования, получат право на благословения, и святилище будет очищено от их грехов. Они будут спасены, когда Иисус вернется. Те же, кто не исполнил требования, права на благословения не получат. Их грехи останутся в книгах и будут свидетельствовать против них. Как следствие, они будут «отсечены» и погибнут при возвращении Христа. Елена Уайт объясняет это так: «В прообразном служении, когда первосвященник входил во Святое снятых, всему Израилю предписывалось собраться вокруг святилища и самым торжественным образом смирить свои души перед Богом, чтобы таким путем получить прощение грехов и не быть отлученным от общества. Насколько же важнее нам в этот действительный День примирения понять работу нашего Первосвященника, а также свой личный долг» (Великая борьба, гл. 24; см. тж. гл. 28).

Как далее поясняет Елена Уайт, «Так как умершие будут судимы в соответствии с записями в книгах, то грехи людей нельзя изгладить раньше окончания суда, на котором должна решиться их участь» (Великая борьба, гл. 28). А подытоживает она свои рассуждения так: «Это изучение людей и окончательное определение того, кто же подготовлен для Царствия Божьего, совершится во время следственного суда как завершающее дело в небесном святилище» (Великая борьба, гл. 24). Следовательно, этот суд явно представляет собой расследование жизни и нравственности верующих, чтобы определить, кто из них имеет право на вторую фазу служения Христа — на «окончательное» искупление, результатом которого будет изглаживание их грехов и переложение их вины на сатану. Это искупление очистит святилище от их грехов и обозначит их готовность ко втором пришествию Христа. Лишь те из Божьего народа, кто успешно пройдет проверку следственным судом, будут, в конечном итоге, спасены, когда вернется Христос, потому что только они получили «благословение [окончательного Христова] искупления» (Ранние произведения, с. 260) и «приняли Его как своего Посредника» (Ранние произведения, с. 253).

Его фигуранты

Важно ясно понять, кто является фигурантом этого следственного суда. Учение адвентистов ясно говорит, что речь идет только о верующих. Елена Уайт пишет: «Так и в великий день окончательного примирения и судебного следствия будут рассмотрены дела только тех, кто принадлежит к народу Божьему» (Великая борьба, гл. 28). «Все, кто когда-либо считал себя последователем Христа, подвергнутся самому пристальному изучению» (Великая борьба, гл. 28).

В этом отношении следственный суд имеет два аспекта. Сначала Бог будет судить уже умерших верующих, а потом примется за дела верующих, которые еще живы. В 1888 году Елена Уайт написала следующее: «В настоящее время в небесном святилище происходит суд. Он длится уже много лет. Скоро — никто не знает когда, — начнут рассматриваться дела живых. И тогда во внушающем трепет присутствии Бога предстанут наши жизни» (Великая борьба, гл. 28).

Насколько можно судить, к тому моменту, когда в 1980 году я оставил адвентизм, Иисус все еще был занят исследованием жизни уже умерших верующих. Все были уверены, что за живых верующих Он еще не взялся. Это означало всего лишь, что ни один живущий на земле верующий не мог называть себя спасенным, поскольку, как уже было сказано, спасение можно получить, лишь пройдя следственный суд, получив «окончательное» искупление Христа, когда записи о грехах будут изглажены, а вина переложена на сатану. А поскольку ни один живой верующий на тот момент еще не подвергся исследованию, ничья судьба еще не была решена. Вот почему г-жа Уайт предостерегала своих читателей: «Те, кто принимает Спасителя, как бы искренно ни было их обращение, никогда не должны быть научены говорить или чувствовать, что они спасены» (Наглядные уроки Христа), до тех пор, пока они не пройдут проверку следственным судом.

Его критерии

Критерием следственного суда ясно называется закон Божий. Елена Уайт пишет: «Закон Божий является тем мерилом, которым будут проверены люди на суде» (Великая борьба, гл. 28). Под «законом Божьим» Елена Уайт имеет в виду ветхозаветный Декалог (Десять Заповедей), данный Израилю на горе Синай. (См. Великая борьба, гл. 25 и 27).

Но каковы же требования Божьего закона? Он требует совершенного исполнения — никак не меньше. Елена Уайт сравнивает это совершенство с совершенством Христа, когда Он жил на земле, подчинившись закону! (См. Великая борьба, гл. 39.)

Это означает, что в процессе следственного суда Бог сравнивает нравственный облик верующего с нравственным обликом Христа, чтобы убедиться, отражает ли он «в совершенстве образ Иисуса» (Ранние произведения, с. 71) и победил ли он все грехи, которые совершил, и которые записаны в небесных книгах, хранящихся во втором отделении святилища. Во время следственного суда верующему вновь придется встретиться со своими грехами. Если он победил их, они будут изглажены. Если нет, они останутся в книгах и будут свидетельствовать против него, пока он сам не расплатится за них! И он навсегда погибнет (Великая борьба, гл. 28).

Его строгость

Елена Уайт красочно описывает строгость следственного суда. По ее словам, когда Бог Отец исследует верующих, чтобы определить, соответствуют ли они условиям участия во второй фазе служения Христа, «Он с такой тщательностью отнесется к разбору дела каждого, будто никого другого нет на всей земле» (Великая борьба, гл. 28)! «На суде с величайшей тщательностью будет взвешена польза, какую мы извлекли из таланта, которым нас наделили. Как сумели мы распорядиться вверенным нам Небом капиталом? И в день Своего пришествия получит ли Христос то, что принадлежало Ему, с процентами, с прибылью? Использовали ли мы силу рук, сердца и ума для славы Божьей и благословения мира? На что мы употребили наше время, наше перо, наш голос, наши деньги и влияние? Что мы сделали для Христа в лице бедных, страдающих, сирот и вдов?»

(Великая борьба, гл. 28).

Ссылаясь на строгость и торжественность следственного суда, который ожидает каждого верующего, Елена Уайт многократно и серьезно предупреждала своих последователей против легкомысленного отношения к жизни. Например: «Те, кто разделит вместе со Христом радости Неба, неукоснительно выполняют свой долг, „совершая святыню в страхе Божием“... Каждый должен будет встретиться лицом к лицу с Великим Судьей. Поэтому так важно, чтобы человек почаще размышлял о тех грозных минутах, когда небесные книги раскроются, и каждая душа вместе с Даниилом будет стоять „в конце дней“ в ожидании своей участи» (Великая борьба, гл. 28)!

Здесь следует обратить внимание на три важных момента. Во-первых, по окончании следственного суда Христос может изгладить записи о грехах верующего, поскольку козел отпущения, сатана, наконец, заплатит за все. Иными словами, пока грех не оплачен, записи о грехах не могут быть изглажены. Во-вторых, Христос не искупил грехи человечества на кресте. Он был всего лишь жертвой, давшей кровь для последующего искупления в небесном святилище. В-третьих, это искупление, которое Христос совершает на небесах, не является расплатой за грех. Оно всего лишь перекладывает грех — в первой фазе с кающегося грешника на Христа, а во второй фазе с Христа на сатану, который и расплатится за все. Тем же, кто оказался недостойным участия в окончательной фазе служения Христа, придется самим расплачиваться за свои грехи, которые будут переложены с Христа обратно на них.

Краткий итог

Первая фаза служения Христа:

  • Христос совершает предварительное искупление верующих, которое дарует им...
  • ...предварительное прощение от Бога;
  • наказание верущих не отменяется совсем, но перекладывается с них на Христа в небесах;
  • записи о грехах не изглаживаются;
  • поэтому верующие все еще находятся под осуждением;
  • верующим дается испытательный срок [условное осуждение];
  • небесное святилище оскверняется записями о грехах верующих и их виной, которую Христос вносит в святилище.

Вторая фаза служения Христа:

  • Бог производит следственный суд над жизнями людей, которые именуют себя верующими;
  • верующие, в отношении которых вердикт был положительным, получают «окончательное» искупление, совершенное кровью Христа;
  • записи об их грехах изглаживаются;
  • их вина перекладывается с Христа на сатану, который, по учению адвентистов, является подлинным козлом отпущения и в конечном итоге заплатит за все;
  • только теперь небесный суд освобождает верующих от осуждения.
  • «Христос теперь просит, чтобы... Его народ не только был полностью прощен и оправдан, но и чтобы он разделил с Ним Его славу и обрел право сесть на престоле рядом с Ним» (Великая борьба, гл. 28);
  • это служение очищает святилище, обеляет верующих и перекладыва ет их вину с Христа на сатану.

Последствия

Верующие, которые еще не подверглись следственному суду, имеют лишь благословения первой (предварительной) фазы служения Христа. Поэтому они находятся на испытательном сроке, имея предварительное прощение от Бога. За это время они должны подготовиться к тому дню, когда их вызовут на суд. Никто не знает, ни когда это случится, ни каким будет вердикт. Это учение всегда порождало в душах адвентистов невыносимые терзания, доходящие о крайнего отчаяния. Неудивительно, что адвентистские богословы пытаются переформулировать это учение, чтобы как-то облегчить страдания своих единоверцев. Однако если Елена Уайт действительно является таким авторитетом в вопросах учения, как говорят об этом адвентисты, им придется считаться с тем, как это учение понимала она. Никто не вправе менять это учение лишь потому, что больше с ним не согласен. Это учение — неотъемлемая часть адвентизма.

Что говорит Библия

Библия, однако, говорит, что мы можем быть уверены в своих взаимоотношениях с Богом. Иисус сказал: «...слушающий слово Мое и верующий в Пославшего Меня имеет жизнь вечную, и на суд не приходит, но перешел от смерти в жизнь» (Ин. 5:24). «Верующий в Него не судится, а неверующий уже осужден, потому что не уверовал во имя Единородного Сына Божия» (Ин. 3:18).

Апостол Павел также заверяет нас: «Посему, как преступлением одного [Адама] всем человекам осуждение, так правдою одного [Христа] всем человекам оправдание к жизни» (Рим. 5:18). Очевидно, что Божий оправдательный приговор отменяет всякое осуждение «приемлющим обилие благодати и дар праведности» (Рим. 5:17). И потому Павел мог сказать, что «все согрешили и лишены славы Божией, получая оправдание даром, по благодати Его, искуплением во Христе Иисусе» (Рим. 3:23-24).

В свете этих слов стих Рим. 8:1 возвышается, словно маяк, над темными водами адвентистского учения о святилище и отрицающего Евангелие учения о следственном суде: «Итак нет НЫНЕ никакого осуждения тем, которые во Христе Иисусе».

Далее Павел спрашивает: «Что же сказать на это? Если Бог за нас, кто против нас? Тот, Который Сына Своего не пощадил, но предал Его за всех нас, как с Ним не дарует нам и всего? Кто будет обвинять избранных Божиих? Бог оправдывает их. Кто осуждает? Христос Иисус умер, но и воскрес: Он и одесную Бога, Он и ходатайствует за нас. Кто отлучит нас от любви Божией...? Ибо я уверен, что ни смерть, ни жизнь, ни Ангелы, ни Начала, ни Силы, ни настоящее, ни будущее,ни высота, ни глубина, ни другая какая тварь не может отлучить нас от любви Божией во Христе Иисусе, Господе нашем» (Рим. 8:31-39).

В ясном свете Божьего Слова учение адвентистов о святилище и следственном суде рассыпается — оно основано не на беспристрастной экзегезе библейского текста, но на худшей разновидности эйзогезы. Вопреки адвентистскому учению, Библия прямо и ясно говорит, что Иисус совершил искупление на кресте, что верующие уже были оправданы во Христе и теперь могут быть уверены в своем спасении. Слава Богу!

 

Крис Баденхорст — бывший адвентист. Он уже на пенсии, но все еще работает на одном из южноафриканских нефтеперегонных заводов в г. Дурбан. Он женат, у него трое приемных детей и один внук. Его жена также бывшая адвентистка, она разделяет любовь мужа к Евангелиию Божьей благодати. Хотя формально супруги не принадлежат ни к какой конкретной церкви, они регулярно посещают местную баптистскую общину.

(c) Life Assurance Ministries, 2011.

Все права сохранены.

http://lifeassuranceministries.org/Proclamation2005_MarApr.pdf