Мормоны и многобожие

Многие мормоны согласятся с тем, что их церковь верит в существование многочисленных богов, но им категорически не нравится, когда их обвиняют в многобожии. Они говорят, что слово «многобожие» вызывает в сознании образ язычников, поклоняющихся идолам и алтарям странных богов. Как ни странно, многие из тех, кто с отвращением относится к слову «многобожие», не смущаясь, признаются, что верят в многочисленных богов. Однако проблему не решить простой заменой слов.

Одним из важных различий между евреями и жившими вокруг них языческими народами была неизменная вера израильтян в единого Бога. Писание говорит, что это различие было утрачено лишь однажды, когда сердца сынов Израилевых обратились против Бога Авраама, Исаака и Иакова.

Единобожие в Библии

Никакое жонглирование библейскими отрывками не изменит того, о чем Писание ясно говорит как в Ветхом, так и в Новом Завете, — существует только один Бог. Это является неотъемлемой частью Пятикнижия (Втор. 4:35; 6:4; 32:39). В 4-й главе Второзакония Моисей предостерегает израильтян от греха идолопоклонства и твердо провозглашает:

…только Господь есть Бог, и нет еще кроме Него.

Веру в единого Бога исповедал и царь Давид, когда он предстал пред Господом, узнав от пророка Нафана, что не он построит храм Всевышнему. Во 2-й Книге Царств 7:22 Давид говорит:

По всему велик Ты, Господи мой, Господи! ибо нет подобного Тебе и нет Бога, кроме Тебя, по всему, что слышали мы своими ушами.

В своих псалмах Давид прославляет единого Бога. 10-й стих Псалма 85 звучит так:

Ибо Ты велик, и творишь чудеса, — Ты, Боже, един Ты.

Доказать, что пророк Исаия верил в многочисленных богов, будет крайне сложно. В 43-45 главах своей книги пророк не менее одиннадцати раз провозглашает, что есть только один Бог, и никаких других богов не существует.

Пытаясь принизить значение слов Исаии, мормоны утверждают, что он всего лишь предостерегал евреев от поклонения идолам. Но этот аргумент не просто неубедителен, он бессмыслен. Исаия говорит именно о том, что помимо единственного истинного Бога ника­ких богов нигде и никогда не было.

Если в других мирах, как настаивают мормоны, действительно существуют другие боги, наш всеведущий Бог, конечно, знал бы об этом. Но из Исаии 44:8 недвусмысленно следует, что Бог Библии не знает никаких других богов:

Есть ли Бог кроме Меня? Нет другой твердыни, никакой не знаю.

Когда книжники задали Господу вопрос, какая заповедь в Законе первая, то есть самая главная, Он ответил им цитатой из знаменитой иудейской молитвы «Ш’ма» (Втор. 6:4), еще раз подтвердив истинность единобожия. На это один из книжников сказал:

Хорошо, Учитель! Истину сказал Ты, что есть один Бог, и нет иного, кроме Него (Мк. 12:32).

Услышав слова книжника, который исповедовал веру в единого истинного Бога, Господь согласился с ним и добавил, что тот недалек от Царства Божьего (Мк. 12:34). Если Господь Иисус Христос сказал, что верующий в одного Бога недалек от Царства Божьего, логично предположить, что верующий в многочисленных богов, напротив, далек от Царства.

Апостол Павел и единобожие

В своем письме в город Коринф, адресованном одной из первых христианских общин, апостол Павел писал об идолах, утверждая библейское единобожие:

Мы знаем, что идол в мире ничто, и что нет иного Бога, кроме Единого (1Кор. 8:4).

Мормоны пытались увести разговор от этих слов апостола, ссылаясь на следующий стих:

Ибо, хотя и есть так называемые боги, или на небе, или на земле, — так-как есть много богов и господ много…

Это, по словам мормонов, доказывает, что существует не только один Бог. Однако такое толкование вынуждает мормонов закрыть глаза на ключевые слова.

Заметьте, Павел говорит о «так называемых богах». На всем протяжении истории человечества падший человек обожествлял разные предметы: деревья, камни и т. д. В Послании к галатам 4:8 Павел ясно дает понять: многие вещи, которые люди называют богами, на самом деле богами не являются.

Но тогда, не зная Бога, вы служили богам, которые в существе не боги.

В своем неверии люди поклоняются тому, что они называют богом, но что богом вовсе не является. Эти вещи лишь кажутся божественными их помраченному уму.

Кроме того, следующий стих той же 8-й главы 1-го Послания коринфянам исключает любую возможность истолковать слова апостола как-либо иначе:

Но у нас один Бог Отец, из Которого все, и мы для Него, и один Господь Иисус Христос, Которым все и мы Им (стих 6).

Многобожие мормонов

Вне всякого сомнения, учение мормонов утверждает, что существует более чем один Бог. Бригам Янг, второй президент и пророк церкви мормонов, ясно дал это понять, когда сказал:

Сколько существует Богов, нам неизвестно. Но не было такого времени, когда Богов не существовало вовсе (Journal of Discourses, 7:333).

«Драгоценная Жемчужина» — одна из священных книг мормонов — включает в себя т. н. «Книгу Авраама», в которой излагается история сотворения мира. Это повествование очень похоже на соответствующие отрывки из библейской книги Бытия, но в глаза сразу бросается одно серьезное различие. Библия утверждает, что все сотворил Бог (один), а 4-я глава «Книги Авраама» приписывает дело сотворения мира неким «Богам» — на протяжении 31 стиха об этих самых «Богах» упоминается 47 раз.

Мормонский апостол Брюс Мак-Конки так излагал свое понимание Божества:

Три отдельных лица — Отец, Сын и Святой Дух — вместе составляют Божество. Поскольку каждая из этих личностей является Богом, уже с одной этой точки зрения очевидно, что существует множество Богов (Mormon Doctrine, с. 576).

Тем не менее, повинуясь какой-то непонятной логике, в той же самой книге Мак-Конки пишет:

Политеистические представления — это отступнические варианты изначальной истины о Боге, которая была открыта Адаму и древним патриархам… святые [СПД] — не политеисты (Mormon Doctrine, с. 579).

Мак-Конки искажает определение политеиста. Он настаивает на том, что к мормонам это название неприменимо, поскольку они поклоняются одному лишь «Небесному Отцу». Однако не следует забывать, что многобожие, согласно общепринятому определению, — это не только поклонение многочисленным богам, но и вера в их существование. Нельзя избавиться от ярлыка политеиста, изменяя смысл этого слова.

Поклонение Иисусу

Хотя мормоны и утверждают, что они поклоняются одному лишь Отцу, на самом деле в этом вопросе между ними нет единомыслия. Старейшина Бернард П. Брокбэнк [1], выступая на 147-й Генеральной конференции в Солт-Лейк Сити, заявил следующее:

Многие христианские церкви действительно поклоняются иному Иисусу Христу, нежели тот, которому поклоняются мормоны, или Церковь Иисуса Христа Святых Последних Дней (The Ensign, май 1977, с. 26).

Г-н Брокбэнк недвусмысленно признает, что Иисус мормонов отличается от Иисуса, в которого верят христиане. Он также недвусмысленно признает, что в поклонении Иисусу нет ничего предосудительного. Проблема в том, что мормоны — в отличие от христиан — считают Иисуса не одним из Лиц Троицы, а отдельным Богом, отличным от Бога Отца.

Поклоняться Иисусу призывает и Книга Мормона. В 3 Нефия 11:17 есть рассказ о том, как нефийцы называли Иисуса Всевышним Богом и поклонялись Ему.

Пытаясь обойти это очевидное противоречие, г-н Мак-Конки принимается выдумывать новое определение слова «поклоняться», когда это слово употребляется применительно к Иисусу. В своей проповеди, произнесенной 2 марта 1982 года в Университете им. Бригама Янга, он сказал:

Я отлично знаю, что говорят Писания о поклонении Христу и Иегове, но они говорят это в совершенно ином смысле — в смысле трепета и благоговения перед тем, кто нас искупил (Our Relationship With the Lord, с. 5).

Мы не можем судить о том, насколько Мак-Конки прав в отношении Книги Мормона, поскольку не имеем доступа к золотым листам, с которых она якобы была переведена. Что же касается Библии, поклонение как Отцу, так и Сыну описывается в ней одним и тем же греческим словом проскунео.

Изменения в учении

Анализируя учение Джозефа Смита о Боге, Вы быстро обнаружите, что его воззрения неоднократно и радикально менялись, начиная с 1830 года и до самой его смерти в 1844 году.

Из того, что мы видим в Книге Мормона, явствует, что в начале 1830-х годов Смит исповедовал веру в единого Бога. Эти убеждения прослеживаются в сочинениях Смита вплоть до 1833 года, когда он закончил свой «Вдохновленный Перевод» Библии. Более того, при помощи своего нового перевода Смит «прояснил» смысл стихов, которые, как ему казалось, могли навести на мысль о существовании многочисленных богов. Например, в Библии Короля Якова [2] стих Исход 7:11 звучит так:

Но Господь сказал Моисею: смотри, Я поставил тебя Богом фараону (Исх. 7:11)

Смит исправил этот стих следующим образом:

Но Господь сказал Моисею: смотри, Я поставил тебя пророком фараону (Исх. 7:11).

Вторая по величине деноминация мормонов, Община Христова (в прошлом Реорганизованная Церковь Иисуса Христа Святых Последних Дней), отвергает любой намек на то, что их основатель, Джозеф Смит, проповедовал многобожие. В защиту своей точки зрения они ссылаются на приведенные выше стихи из Книги Мормона, Учения и Заветов и Вдохновленного Перевода.

В брошюре The Truth and the Evidence («Истина и факты») апостол Общины Христовой Элиа Дж. Коури отставивает монотеистические воззрения своей церкви так:

Примечательно, что в трех образцовых писаниях Церкви: Книге Мормона, Книге Учения и Заветов и Вдохновленном Переводе Священных Писаний — особый акцент ставится на том, что есть только один Бог, Который всегда был и всегда будет… Таким образом, неразумно полагать, что он [Джозеф Смит] когда-либо пытался опубликовать учение о многочисленных богах, полностью противоречащее данному свыше учению, открытому Церкви (с. 21).

Мормоны из штата Юта и Лющина Христова из города Индепенденс, штат Миссури, разошлись во взглядах на источники авторитета после смерти Джозефа Смита в 1844 году. Едва ли эти группы когда-либо придут к единому мнению. Как бы то ни было, мормоны из штата Юта в своих публикациях четко отмежевываются от монотеизма. Их воззрения попадают в ту же категорию, что и индуизм, даосизм, синтоизм, различные племенные религии африканских народов, а также древние религии греков, римлян, вавилонян и ассирийцев. Претензии мормонов на возрождение истинного христианства безосновательны. Вольно или невольно, мормоны являются политеистами потому, что не хотят признать единобожие, проповедуемое Библией.

Эта статья представляет собой главу из книги McKeever Bill. Answering Mormons’ Questions (Minneapolis, MN: Bethany House Publishers, 1991).

 

ССЫЛКИ

1. Бернард Парк Брокбэнк (1909-2000) — член Первого Кворума Семидесяти (с 1976 года); заслуженный член Высших Властей церкви СПД в отставке (с 1980 года). [Назад]

2. Именно этот перевод Библии на английский язык мормоны официально провозгласили эталонным. [Назад]