Антропософия: оккультное влияние Рудольфа Штейнера

Тем, кто интересуется событиями в сфере духовности, не нужно говорить о растущей популярности религиозных представлений Новой Эры. Главным компонентом религии Новой Эры является теософское учение, разработанное Е. Блаватской. Взявшись за труды Блаватской, вы найдете ее писания трудным чтением, поскольку в них чувствуется сильное влияние восточной религиозной философии, изобилующей непривычными понятиями. Даже международная штаб-квартира Теософического общества была основана в 1982 году в индийском городе Мадрас [1]. Некоторые, однако, находят способы приспособить к теософии западную религиозную терминологию.

ЧАСТЬ I

Вот какое описание теософии есть в словарике, который прилагается к моей Библии:

Интуитивное познание Бога человеком. В последнее время этим термином стали называть, главным образом, синтез восточных мистических учений, популяризированный Еленой Блаватской, Анни Безант и другими оккультистами. Основополагающая идея теософии, не основанная на откровении, состоит в том, что душа человека находится в природной и близкой связи с Богом и может обрести интуитивное познание или осознание божественной сути, заложенной в ней самой. Как правило, теософия придерживается панте­истического мировоззрения, отрицая бессмертие души и существование личностного Бога [2].

В 1871 году Альберт Пайк высказал предположение, что все религии, по сути, сообщают человеку один и тот же набор нравственных и этических норм, а масоны уже сегодня считают всех членов своей организации — независимо от их религиозной принадлежности — подданными Великого Архитектора Вселенной. Свой труд Morals and Dogma Пайк написал с тем, чтобы определить, какая философия содержится в каждой степени масонства Шотландского обряда. По словам Пайка,

У человечества всегда реально была только одна религия и один культ… Это — всемирная, вечная, неизменная религия, вложенная Богом в сердце всемирного человечества… Природа — великий Учитель человека; ибо она есть Откровение Бога. Она не порождает догм и не пытается тиранствовать, принуждая подчиняться какому-то конкретному символу веры или какому-то особенному толкованию… Переход от символа к догме губителен для красоты выражения и ведет к нетерпимости и претензиям на непогрешимость [3].

По поводу же теософии Пайк говорит:

Всегда, с древнейших времен греки соблюдали различие между эзотерическими и экзотерическими учениями (чисто масонское различие). Оно восходило к легендарным временам Орфея; и мистерии теософии присутствовали во всех их традициях и мифах [4].

Рудольф Штейнер родился в 1861 году в венгерском городке Кралевич, в семье католиков. Его отец служил в компании «Южно-австрийские железные дороги»; и отец, и мать были австрийцами. В 1891 году Штейнер получил степень доктора философии в Ростокском университете. В 1893 году он стал членом Веймарского Общества Гёте, где стал известен своим глубоким знанием научных трудов знаменитого поэта и своими философскими теориями. Кроме того, в берлинской Теософской библиотеке Штейнер читал лекции о Ницше, а в 1902 году основал германское отделение Теософического общества. Он ездил по всей Европе с лекциями по вопросам философии, науки, сельского хозяйства, религии, искусства и образования и публиковал свои статьи в журнале Luzifer-Gnosis, редактором которого был с 1903 по 1908 год [5].

В 1910 году Рудольф Штейнер сформулировал предположение, схожее с высказывание Пайка относительно теософии. Джордж Кауфман характеризует взгляды Штейнера на религию такими словами:

Духовной Науке он [человек] открывает для себя реальность всех великих религий; он обнаруживает их единство. Прежние духовные инстинкты были связаны с кровью той или иной человеческой расы. Они приводили человека к отношениям с истинами духовных миров, но эти отношения не могли не быть односторонними. Человек не обладал достаточной свободой, чтобы увидеть истину во всех религиях; он полагал, что религия его народа воплощала в себе единственную истину и благо; с другими же религиями он зачастую считал своим долгом встречаться на поле брани. Новое духовное понимание, наоборот,… должно по самой своей природе войти в мир с беспристрастием [6].

К сторонникам идеи объединения религий также принадлежат Ричард Кирби и Д. К. Брюер из World Net­work of Religious Futurists (WNRF, Всемирное сообщество религиозных футуристов). В 1993 году на официальной странице WNRF в Интернет они поместили статью, в которой описали «Организацию объединенных религий» и предложили следующее:

В настоящее время религии движутся к такому состоянию, из которого впоследствии сможет возникнуть Организация объединенных религий (ООР), организованная во многом по образцу ООН и преследующая похожие цели [7].

Ли Пенн, освещавший деятельность организации United Religions Initiative (URI, Инициатива объединенных религий) и во всеуслышание заявивший об опасности, которую подобные «озападненные» теософские идеи представляют для каждого, кто верит в абсолютную истину, в своей журнальной статье высказывает следующее предположение:

Шесть линий изображают основные вероисповедания: христианство, индуизм, буддизм, ислам, иудаизм и туземные религии; подобно многочисленным тропам, ведущим в гору, эти линии сходятся наверху в единой точке, в божественном «единстве, которое выходит за пределы этого мира». На вершине горы находятся эзотерические верующие каждого вероисповедания [8].

Экзотерическое и эзотерическое

Кто такие эзотерические верующие? Ричард Кирби поясняет:

«Рудольф Штейнер — один из самых молодых сторонников так называемой „герметической философии", которую иногда еще называют эзотерической философией…» Эзотерическая философия основывается на «…общем убеждении в том, что обычные органы чувств не дают полного представления о реальности». Эта идея являет собой «…точку соприкосновения так называемых эзотерических и экзотерических религиозных исканий. Эти тяжеловесные понятия означают немногим более, нежели „известное большинству людей" (экзотерическое) и „известное немногим" (эзотерическое)» [9].

Понятия «эзотерическое» и «экзотерическое» отсутствуют в христианском богословии. Однако Рудольф Штейнер утверждает, что его Духовная Наука представляет собой проповедь христианства. В каком-то смысле, Штейнер, возможно, и учит нас чему-то христианскому, поскольку христиане верят в падший мир. «Но знает Бог, что в день, в который вы вкусите их, откроются глаза ваши, и вы будете, как боги, знающие добро и зло» (Быт. 3:5). Штейнер говорит, что «высшую мудрость, которая открывает человеку его собственное естество, а вместе с тем и его предназначение, вполне можно назвать „Божественной Мудростью" или теософией» [10].

Предложенный Штейнером вариант сатанинской лжи очень соблазнителен. Ева, как и обещал змей, не умерла — и теософия также не убьет нас физически, однако вред, который она наносит христианской душе, может оказаться хуже смерти. В отличие от теософии, антропософия Штейнера использует христианские понятия: Евангелие, ангелы, духи, душа, Голгофа, Иисус Христос, — и христиане принимают Штейнера за такую же овцу Божьего стада, как и они сами. Не обманывайтесь: эта «овечка» — переодетый волк.

Несмотря на увлеченность Штейнера теософией, Теософическое общество, в конце концов, его отвергло. Кауфман пишет:

Предположение о том, что он «начал с теософии», а затем «отделился и основал собственное движение», дает совершенно неверное представление о характере его деятельности. И до своего общения с Теософическим обществом, и во время этого общения, и после разрыва он следовал собственной линии — линии, которая не менялась никогда. В лекциях, с которыми он выступал в Теософской библиотеке и других кругах в годы, непосредственно предшествовавшие его вступлению [в Теософическое общество], содержалась суть его теософски христианского учения. Он толковал христианство… таким образом, чтобы показать его органическое единство с другими великими всплесками религиозности и тайными учениями мира [11].

В этом и заключалась суть конфликта между Штейнером и Теософическим обществом, вожди которого не считали, что христианство вписывается в рамки восточных религиозных учений Общества. Кауфман продолжает:

Покинув Теософическое общество, в феврале 1913 года в Берлине Штейнер основал Антропософское общество. Начало Первой мировой войны положило конец его путешествиям, и в 1915 году он занялся строительством Гётеанума — первой резиденции Общества — в швейцарском городе Дорнах, одновременно продолжая публиковать свои труды. Гётеанум был открыт в 1920 году и стал местом, где проводились курсы для ученых, врачей и деятелей искусства и читались лекции о Фоме Аквинском, астрономии, равно как и на другие темы. Там же была основана научно-исследовательская лаборатория. Из Дорнаха Общество распространило свое влияние на Австрию, Норвегию, Англию и Нидерланды.

В 1919 году Штейнер открыл первую Вальдорфскую школу в немецком городе Штуттгарте для детей работников сигаретной фабрики «Уолдорф-Астория». В 1922 году он выступил с серией лекций перед богословами, что вылилось в создание церквей Христианского Сообщества. 1922 год был также ознаменован основанием в Дорнахе Биодинамического сельского хозяйства. В канун нового 1923 года здание Гётеанума, построенное по проекту Штейнера, сгорело дотла, и вскоре он приступил к работе над проектом новой резиденции [12].

Штейнер также писал пьесы, которые ставились в Гётеануме, и создал танцевальный стиль, именуемый «эвритмией». Он умер в 1925 г.

Версия христианства, которую проповедует Штейнер, подразумевает некоторые серьезные изменения в богословии. Антропософия придает большое значение ключевым учениям об эволюции и реинкарнации и связанному с ними учению о карме. Эволюция в понимании Штейнера затрагивает не только личность, но и планету, причем эволюция личности и планеты происходит в симбиотической связи. В цикле лекций по Евангелию от Иоанна Штейнер говорит:

Как мы видим, у эзотерического христианства есть веская причина утверждать, что человек еще не способен управлять своим нынешним физическим телом, — он еще не дошел до конца своего развития, когда его Я сможет проникнуть даже в физическое тело. Не способен он управлять и эфирным телом. Им он сможет управлять лишь тогда, когда Земля достигнет состояния Венеры… Давайте обратимся к началу нашей земной эволюции, когда ничто в человеке еще не находилось под управлением Я. До момента первой инкарнации Я еще не было связано с тремя другими компонентами: физическим телом, эфирным телом и астральным телом. Эти тела пришли с Луны, Я же присоединилось к ним лишь с началом земного периода [13].

По словам Штейнера, человеческие существа, которых христиане считают своими ближними, впервые увидели жизнь на Сатурне, преодолели солнечный и лунный период эволюции и вступили в период земной эволюции — в ходе этого процесса к их физическому телу последовательно присоединились эфирное тело, астральное тело и, наконец, Я. Вот как он сам выражал эту мысль:

В той форме, в которой человек развивается в настоящее время, он впервые появился во время четвертого из планетарных воплощений… самой Земли. Сущность этой формы показывает, что человек должен состоять из четырех компонентов: физического тела, эфирного тела, астрального тела и Я. Однако эта форма не могла бы появиться, не будь она к тому подготовлена в процессе предшествующего развития. Это приготовление состоялось потому, что в предыдущем планетарном воплощении присутствовали эволюционирующие существа, уже обладавшие тремя из нынешних четырех компонентов человеческого естества… Эти существа, которых в определенном смысле можно назвать нашими человеческими предками, еще не обладали Я [14].

Развивая теорию планетарной эволюции далее, Штейнер утверждает:

Если проследить эволюцию Земли до ее истоков при помощи духовно-научного метода исследования… мы придем к духовному состоянию нашей планеты. Если продвинуться в этом исследовании еще дальше, мы увидим, что этот духовный элемент существо вал ранее в некоем физическом воплощении. Таким образом, мы выходим на прошлое физическое планетарное состояние, которое впоследствии было одухотворено, а затем, еще позже, в результате повторяющихся материализаций трансформировалось в нашу Землю. Таким образом, наша Земля, похоже, является реинкарнацией древней планеты [15].

На планете Земля человек уже прошел через два этапа эволюции: один на континенте Лемурия, находившемся где-то между Южной Азией, Африкой и Австралией; а другой на континенте Атлантида [16], якобы разрушенном библейским потопом.

В будущем Землю ждут новые эволюционные процессы. Планета пройдет через состояния Юпитера, Венеры и Вулкана. За это время астральное тело человека разовьется и превратится в «духовное Я» или Манус; эфирное тело — в «жизненный дух» или Буддхи, как его называет теософия; а физическое тело — в «духочеловека» или теософский Атман [17].

Штейнер полагал, что этот процесс эволюции и реинкарнации лежит, скорее, в научной, нежели в религиозной сфере, но само его определение науки больше похоже на доктрину, нежели на проверяемый факт. Вот его собственные слова: …«Происхождение науки нельзя определить путем рассмотрения предмета, который она изучает, — только путем рассмотрения деятельности человеческой души в процессе научного исследования. Мы должны учитывать отношение души, творящей науку» [18].

…Действительная причина многих болезней неразличима при помощи научных методов исследования, которые имеют дело лишь с тем, что доступно физическим органам чувств. В большинстве случаев повреждения астрального тела не вызывают патологических изменений в физическом теле в той жизни, в которой эти повреждения произошли, и проявляются только в следующей жизни [19].

Нетрудно заметить, что смысл, который Штейнер вкладывает в слово «наука», далек от традиционного. Если причины наших нынешних болезней кроются в прошлых жизнях, нам незачем вести здоровый образ жизни — ведь карма все равно вызовет болезнь, как бы мы ни старались ее избежать. Хотя, конечно, здоровый образ жизни можно вести для того, чтобы предотвратить заболевание в будущей жизни, если вы верите в реинкарнацию. Как бы то ни было, связь причины и следствия разорвана, а это не слишком научный подход.

Еще одно применение, которое Штейнер нашел своему научному методу, касается его понимания тепла применительно к планетам. Данное Штейнером описание этого тепла, как он сам признает, противоречило бы любой теории, которую мог создать физик тех времен. Он пишет: «Человек, знакомый с идеями современной физики, сочтет… [такой] способ говорить о тепле чистой бессмыслицей» [20].

Хотя Штейнер и хочет убедить нас в том, что он открыл духовно-научный метод понимания Евангелия от Иоанна (по сути, и всей христианской теологии тоже), идеи реинкарнации и кармы противоречат всей совокупности христианского учения. Теория же планетарной эволюции не согласуется с общепринятыми научными теориями. Но если ни христианство, ни наука не могут быть источниками теорий Штейнера, откуда же он черпал свои идеи? В следующей части статьи мы подробно рассмотрим этот вопрос, но в двух словах, откровения приходили к нему из мира духов.

Словарь Вебстера дает такое определение ясновидения: «Сверхъестественная способность видеть объекты или события, слишком удаленные во времени и пространстве для естественного зрения» [21].

Штейнер описывает ясновидение как «промежуточное состояние между бодрствованием и сном» [22]. Штейнер утверждал, что именно через ясновидение он получил доступ к Записям Акаши. Роберт Т. Кэрролл, профессор философии из колледжа Сакраменто-Сити, так описывает Записи Акаши:

…воображаемый духовный мир, якобы хранящий записи всех событий, поступков, мыслей и чувств, которые когда-либо имели или когда-либо будут иметь место. Теософы полагают, что Акаша — это «астральный свет», содержащий оккультные записи, которые духовные существа могут прочесть при помощи «астральных чувств» и «астральных тел». Подключение к Акаше делает возможным ясновидение, духовное озарение, пророчество и многие другие непроверяемые метафизические и религиозные феномены [23].

Влияние Рудольфа Штейнера, в том числе и его осязаемое наследие в виде Вальдорфской педагогики, как мы увидим в следующей части статьи, было лишь частичкой мистической мозаики, из которой сложилось Движение новой эры.

ЧАСТЬ II

Центральным событием антропософии Штейнера является Голгофская мистерия. Самым значительным моментом распятия Христа для Штейнера было то, что Его кровь вытекла на землю, и с тех пор Христос навсегда стал частью земли. Штейнер говорит:

До Голгофского События аура земли, астральные и эфирные тела обладали некоторым цветом и формой, но после одного, четко определенного момента времени он увидел бы, что цвет всей ауры целиком изменился. Что это был за момент времени? Это был тот самый миг, когда кровь вытекла из ран Христа Иисуса на Голгофу. Все духовные взаимоотношения на земле с того момента изменились [24].

Штейнер считал, что Логос был сформирован шестью Элогимами вместе с солнцем. Элогимы олицетворяют собой духовные дары, которые получает земля, когда на нее падает солнечный свет. Эти солнечные лучи — внешнее тело Логоса. В своей работе The Gospel of St. John Штейнер говорит, что на Голгофе…

… та сила, тот импульс, который ранее мог лишь изливаться на землю в виде света, начал соединяться с самой землей. И поскольку Логос начал объединяться с землей, аура земли изменилась [25]. Далее он добавляет: «Где эта сила? Она в теле Христа в земле!» [26]

Именно по этой причине Иисус сделал смесь из грязи и слюны и помазал им глаза слепого, вернув ему зрение. Иными словами, Христос помазал глаза слепого Своим телом. Как полагает Штейнер, смесь обладает целительными свойствами потому, что «Христос есть дух земли, а… земля — это Его тело» [27].

В философии Штейнера есть гораздо больше необычных толкований Писания, однако уже приведенных примеров достаточно, чтобы понять, что «христианство» Штейнера уникально и не соответствует христианскому прочтению Евангелия.

Золотая жила для писателей-фантастов

Морфинг (трансформация) — любопытная идея, популярная среди современных писателей-фантастов. Очевидно, эта идея не столь нова, как нам хотелось бы думать. Штейнер предложил похожую концепцию в 1909 году. В пятой главе своего труда An Outline of Occult Science он рассуждает:

Определенные явления в физическом мире и в воображаемом мире выглядят совсем иначе. В первом [физическом мире] можно наблюдать постоянный рост и разрушение вещей, чередование рождения и смерти. В воображаемом мире эти явления уступают место непрерывной трансформации одного в другое. В физическом мире можно наблюдать увядание растения. В воображаемом мире по мере увядания растения незаметно для физических органов чувств идет рост другого создания, в которое умирающее растение постепенно превращается. Когда растение исчезает, на его месте уже стоит, полностью развившись, это создание [28].

Возможно ли, что Крис Картер, продюсер сериала «Секретные материалы», изучал труды Рудольфа Штейнера? Подобные трансформации в «Секретных материалах» — обычное дело, разве что морфы Картера материальны. Между призраками людей, которых Штейнер описывает как обитателей Сатурна, и современными персонажами научной фантастики определенно гораздо больше сходств, чем различий:

Во время описываемого периода Сатурна эти призраки имеют постоянно меняющуюся форму и время от времени принимают то один, то другой вид. Во время дальнейшей эволюции эти формы становятся более определенными; иногда они становятся постоянными [29].

Аналогично, трудно не заметить, что Штейнер постоянно упоминает о «силе». Не та ли это «сила», которая упоминается в сериале «Звездные войны»? Об этой силе Штейнер говорит, например, так:

Это выглядит так, словно нечто от силы, которую на земле называют любовью, ощутимо проявляет себя в образах, испускаемых Солнцем [30].

А также:

…поднимая взор к Личности Христа, к Импульсу Христа, возбуждаясь и укрепляясь от этого Импульса Христа, он притягивает к себе силу, способную совершить эту трансформацию... [31]

И, наконец:

Только подумайте, например, о том, сколько духовной силы заключено в телефоне, телеграфе, железных дорогах и т. п.! Как много духовной силы было материализовано, кристаллизовано в коммерческих связях на земле… Означает ли использование этой духовной силы духовный прогресс? [32]

Очевидно, «сила» присутствовала рядом с нами гораздо дольше, нежели кто-то из нас мог себе представить!

Если говорить о христианской фантастике, на ум приходит известное имя — К. С. Льюис. В его «Космической трилогии» почти зримо присутствуют силуэты штейнеровских планетарных существ. И эта аналогия вовсе не так натянута, как могло бы показаться. Одним из ближайших друзей и распорядителем литературного наследия Льюиса был некто Оуэн Барфилд. Именно с Барфилдом Льюис вступил в «Великую битву». По мнению дра Дэвида Лэвери, профессора английского языка из Среднетеннессийского университета, Барфилд был тем «вторым другом» Льюиса, который…

…являет собой тип человека, который спорит с Вами по всякому поводу. Он — не столько Ваше alter ego, сколько Ваш антипод. Конечно, он разделяет Ваши интересы; в противном случае он не был бы Ваши другом вовсе. Однако он рассмотрел их все под совершенно иным углом. Он прочел правильные книги, но из каждой вынес только неправильное. Он словно бы говорит на Вашем языке, но неправильно выговаривает слова. [По мнению Барфилда]

Суть «Великой битвы» заключается именно в том, является ли воображение путем к истине или же просто в высшей степени желательным и приятным переживанием человеческой души [33].

Кстати, именно дочери Барфилда, Люси, Льюис посвятил свою книгу «Лев, колдунья и платяной шкаф» — первую из серии сказок о Нарнии [34].

Причиной «Великой битвы» стало то, что Льюис склонялся к христианству, в то время как Барфилд был горячим сторонником Рудольфа Штейнера. Гэри Лэчман называет Барфилда «ученым, философом, поэтом, романистом, другом К. С. Льюиса и переводчиком Рудольфа Штейнера» [35].

В 67-м выпуске альманаха The Lewis Legacy описывается интервью, которое взяла у Барфилда Астрид Динер. В ходе этого интервью Динер спросила собеседника о его отношении к Рудольфу Штейнеру и антропософии:

Барфилд рассказал Динер, что впервые познакомился с работами Штейнера в 1922 году. Постепенно он осознал, что учение Штейнера подтверждает его собственные независимые убеждения, укрепляет их и помещает в надлежащий контекст [36].

Сегодняшние антропософы высоко ценят труды Барфилда, его дружбу с К. С. Льюисом и его восхищение Рудольфом Штейнером. Барфилд скончался 14 декабря 1997 года в возрасте 99 лет [37].

С симпатией относится к антропософии и другой современный писатель — Сол Беллоу. Беллоу, известный своими американо-еврейскими произведениями романист, в 1976 году был удостоен Нобелевской премии в области литературы [38] — через год после того, как вышел в свет его роман «Дар Гум­больдта».

В октябрьском номере журнала Contemporary Magazine за 1997 год появилась статья Гиллеля Халкина под названием «Планета м-ра Беллоу». Вот, что в ней говорилось:

И все же кое-кто пытался приуменьшить этот «мистицизм» Беллоу и рассматривать созданные им образы как некий литературный прием, который должен выразить присущее его героям чувство отчужденности от материалистической цивилизации. Сам Беллоу, как уже отмечали критики, способствовал такому пониманию, когда выставлял веру своих героев в высшую реальность в невыгодном свете, иронично или насмешливо заставляя их тянуться к странным и экзотическим взглядам. Так, Чарли Цитрин, весьма интеллигентный человек, от лица которого ведется повествование в романе «Дар Гумбольдта», страстно увлекается учениями австрийского спиритиста Рудольфа Штейнера (1865-1921), автора таких книг, как «Оккультное значение крови», и основателя движения, именуемого антропософией, у которого есть последователи и по сей день. Штейнер не был Платоном [39].

В сборнике материалов исследования творчества Сола Беллоу, проведенного Кингстонским университетом, по поводу Чарли Цитрина можно найти похожее замечание:

В американской эпистеме второй половины ХХ века доминирует наука, и наука диктует вам, о чем следует, а о чем не следует думать, чтобы не потерять респектабельность. Отсюда и интерес Цитрина к Рудольфу Штейнеру. Большинство современников Цитрина считали Штейнера сумасбродом — по крайней мере, его мышление выглядело сумасбродным. Но он, во всяком случае, излагает позицию, лежащую за пределами доминирующей эпистемы, что и вызывает к нему уважение Цитрина (и Беллоу) [40].

Другие свидетельства того, что Беллоу испытывал симпатию к антропософии, можно отыскать на Интернет-страницах Вальдорфской школы «Три реки» и Школы Рудольфа Штейнера в Нью-Йорке. На обоих сайтах можно найти высказывание, приписываемое Беллоу: «Будь у меня ребенок школьного возраста, я бы отправил его в одну из Вальдорфских школ» [41].

В осеннем номере альманаха The Antioch Review за 1994 год Виктория Н. Александер упомянула о том, что писатель-романист Мартин Эмис, написавший несколько статей о творчестве Беллоу и выступавший вместе с ним в телевизионных интервью, «…слегка покраснел за Беллоу, когда тот говорил о трансцендентализме, антропософии или существовании человеческой души» [42].

В своем предисловии к переводному изданию книги Штейнера «Границы естественных наук» (сборник из восьми лекций, прочитанных в сентябре-октябре 1920 г. в Дорнахе) Беллоу, в конце концов, выразил однозначное одобрение штейнеровским взглядам [43].

Влияние на генетику

Подобно спруту, простирающему свои щупальца во все стороны, антропософия начала развиваться во многих направлениях. В сферу биоэтики она проникла посредством своей дочерней организации Ifgene, которая с гордостью считает своими членами и друзьями многих дипломированных врачей и университетских профессоров, биофизиков, микробиологов, генетиков, специалистов по молекулярной биологии и социогенетике, агрономов, селекционеров и генетиков-консультантов, часть которых пропагандирует гомеопатию.

Эта организация была основана для изучения «мировоззрений, с позиции которых люди воспринимают науку и ее применение в генной инженерии», а также «нравственных и духовных последствий генной инженерии» [44].

Ifgene, т. е. International Forum for Genetic Engineering (Международный Форум по генной инженерии), был создан в Нидерландах группой ученых, специалистов по этике и врачей, которых беспокоили различные аспекты генной инженерии. Первый съезд состоялся в Институте Луиса Болка в 1989 году. В 1995 году Форум вышел на международную арену; одновременно он стал инициативой Научной секции Свободного университета Духовной Науки и переехал в швейцарскую резиденцию антропософии, Гётеанум. Основателей Форума «объединяет интерес к изучению того, что может привнести в дискуссию о генетике антропософия». Дэвид Хиф, координатор Ifgene, утверж­дает:

В основе антропософии лежит предположение, что мир имеет не только материальную, но и духовную составляющую, для изучения которой требуется обновить науку. Однако Ifgene не ставит своей целью навязать другим некий коллективный антропософский «символ веры» — да его и не существует. Скорее, Форум объединяет тех, кто допускает мысль о том, что ныне существующий научный подход к исследованию живых организмов — не единственный возможный путь, и что «ДНК-мышление» само по себе заслуживает пристального изучения [45].

Финансовую поддержку деятельности Форума осуществляет Антропософское общество с представительствами в 46 странах и штабквартирой в Гётеануме [46].

Помимо того, Ifgene получает финансовую поддержку от компаний Fetzer Foundation, Swissair и Crossair, The Wellcome Trust, Oakdale Trust, Carrefour, CIBA, Cobra Therapeutics, Швейцарской Академии Наук и еще от 21 международной организации, не считая пожертвований от множества частных лиц [47].

В октябре 1996 года Ifgene провел в Гётеануме международную конференцию «Будущее ДНК». Докладчики говорили об этических и социальных аспектах ДНК-технологий с точки зрения медицины, сельского хозяйства, философии и экологии.

Конференция «свела вместе людей — и ученых, и тех, кто не имеет к науке отношения, — желавших диалога, который положил бы начало плюралистическому обмену мнениями, гипотезами и представлениями о том, что значит быть человеком, и о природе мира. Дискуссия шла вокруг предпосылок, а также последствий и перспектив познания, чтобы повысить уровень осознания и заложить прочное основание для формирования индивидуальных этических суждений [48].

Из генетической лаборатории в сад и огород

Еще одна область, в которой философия антропософии в буквальном смысле слова пустила корни, — садоводство. Биодинамика — штейнеровская Духовная Наука в приложении к сельскому хозяйству — лежит в основе движения органического садоводства, которое за последние 20 лет прошлого столетия приобрело значительный размах. Биодинамика представляет собой холистический — в самом широком смысле — подход к сельскому хозяйству, который учитывает даже космические факторы в виде влияния Луны и планет. Попробуйте представить себе такую картину:

В желтом свете осенней луны человек входит в сад и закапывает на два фута в землю коровий рог, наполненный коровьим навозом. Спустя месяцы, когда холодные ветры зимы уступят место ароматным ветрам весны, погребенный рог выкапывается, и его содержимое, преобразованное космическими и биологическими силами, используется для повышения жизненных сил растений в саду. Очевидно, что обычный садовник такими вещами не занимается. Здесь перед нами «биодинамический садовник» [49].

Вот, что говорится о биодинамике на Интернет-странице издательства Anthroposophic Press:

Биодинамический подход к садоводству и фермерству сложился в 1924 году из лекций Рудольфа Штейнера для фермеров. Принципы и методы биодинамического сельского хозяйства связаны с восприятием Земли как живого организма, каждое фермерское хозяйство внутри которого уникально. Этот подход использует испытанные методы самообеспечивающего сельского хозяйства; компост, навоз, почва и растения удобряют специально ферментированными травяными смесями, которые усиливают органические процессы в почве и позволяют производить здоровые, нетоксичные продукты питания… В настоящее время более 30 тыс. акров земли в США обрабатывается с применением биодинамических методов [50].

По словам Мелвина Д. Сондерса, биодинамику «нельзя с легкостью изучить по книге — ее лучше „ощущать" путем непосредственного „переживания"» [51].

Вот некоторые принципы, на которые опирается биодинамическое сельское хозяйство: ферма — основная единица сельского хозяйства; биодинамические удобрения целебно воздействуют на землю; время подготовки почвы, сева, культивации и сбора урожая определяется космическими ритмами. Приготовление компоста играет важную роль в этом методе. На биодинамической ферме есть животные, которые дают удобрения и, в свою очередь, питаются продукцией этой фермы.

Если эти принципы до мельчайших деталей воплощаются в жизнь, корпорация Demeter Association (Аврора, штат Нью-Йорк), которая официально признает фермы биодинамическими, может удостоить такую ферму своего сертификата.

Имя «Деметра» (Demeter) происходит от выражения «Да Метер», что означает «Мать Гайя». Мифологический образ Деметры восходит своими корнями к египетскому культу Исиды. На Интернет-странице корпорации Demeter Association можно найти новую версию благодарственной молитвы за пищу, составленную Кристианом Моргенштерном:

Земля, дающая нам эту пищу, Солнце, делающее ее зрелой и доброй,
Дорогая Земля, дорогое Солнце,
вами мы живем,
Вам с любовью воздаем хвалу [52].

Сравните эту молитву со сказанным в Исходе 20:4: «Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли…». Молитва Земле и Солнцу, несомненно, нарушает этот запрет.

Cледует признать, что условия, которые Demeter Association ставит соискателям сертификата, более строги, нежели условия других органических программ. В их число входит запрет на использование навоза, если он получен от животных, которые питались кормами животного происхождения; непременный перерыв в 30 дней между внесением навоза в почву и посевом; запрет на использование кормов животного происхождения в качестве удобрения; полное отсутствие какойлибо переработанной древесины в непосредственной близости от посевных площадей и мест содержания скота; запрет на использование растительных гормонов. Скот, в том числе и домашняя птица, должен иметь свободный выход во двор; нельзя подрезать хвосты и клювы.

Некоторые из этих требований, особенно в отношении кормов животного происхождения, возможно, объясняются тем, что Штейнер предсказывал эпидемию коровьего бешенства в начале 1920-х годов. Штейнер утверждал, что коровы, если их кормить мясом, заболеют бешенством [53].

The Biodynamic Farming and Gar­dening Association (Ассоциация биодинамического фермерства и садоводства) с 1980 года поддерживает программу CSA (Сельское хозяйство, поддерживаемое местным населением). Цель этой программы — найти «способ воссоединиться с землей и общиной и открыть разновидность духовного питания».

Соискатели членства в CSA, именуемые «акционерами», выкупают доли урожая. Эти акционеры заранее расписывают между собой урожай на весь сезон еще до засева сельскохозяйственных угодий и подробно оговаривают, что будет посажено, и каковы будут расходы. CSA стремится укреплять семьи и общины. Группы, участвующие в этой программе, проводят различные празднества, приуроченные к сезонным явлениям природы (сбору урожая, таянию снега и т. п.). CSA неизменно относится к земле как к живому существу [54].

Из сада в школьный класс

Все, кого интересуют вопросы образования, знают о Вальдорфских школах. С тех пор, как в 1919 году Штейнер основал в Германии первую такую школу, они распространились по всему миру. Вот, что говорится на официальной странице этих школ в Интернете:

Если не считать конфессиональных школ, Вальдорфские школы представляют собой крупнейшее и наиболее быстрорастущее объединение негосударственных школ в мире. Наибольшее их количество (574 школы) находится в Европе; а в Нидерландах и Германии действует чуть больше половины всех европейских школ [55].

Отказываясь от традиционных методов обучения, Вальдорфские школы ставят перед собой цель «наполнить интеллект ребенка силой его собственной воли» и «извлечь на поверхность его интеллектуальные способности через занятия искусством», которые стимулируют воображение. Для этого в Вальдорфских школах очень много внимания уделяется различным формам искусства, в том числе рисованию, некоей разновидности танцев или пластических движений под названием «эвритмия», музыке и театру. Все школьники учатся играть на деревянной флейте, а некоторые впоследствии переходят к более сложным инструментам. В первом классе школьников учат вязать. Письму учат раньше, чем чтению, и дети учатся читать не по букварю, а по собственноручно написанным текстам. Акцент делается на практическом изучении, а не на чтении учебников. В преподавании математики определенная роль отведена священной геометрии.

У Вальдорфских школ нет централизованного органа управления. Каждая школа автономна, хотя через Ассоциацию Вальдорфских школ между ними осуществляется взаимодействие. С 7 до 14 лет у учащихся есть только один бессменный учитель. При таком раскладе учитель в какой-то степени становится «родителем» для своих учеников, и он должен классифицировать своих подопечных по типам личности. Трудности начинаются в том случае, когда между учеником и учителем возникает личный конфликт. Перевестись в нормальную школу, если возникает такая кризисная ситуация, нереально, поскольку учебный материал в Вальдорфских школах преподается в иной последовательности, нежели в обычных школах. Например, Вальдорфские школьники в первом классе не учатся читать. Беспокойство вызывает и то, что в этих школах детям преподают антропософию. Хотя сами школы отрицают этот факт, на странице Вальдорфских школ в Интернете есть следующая информация:

…Вальдорфская педагогика применяет антропософские знания к образовательному процессу. Антропософия — это приближенный к жизни подход к человеку, основанный на внутреннем развитии… знания, приобретаемые через внутреннее антропософское обучение, оказываются в высшей степени практичными и дают Вальдорфской педагогике возможность существовать и постоянно обновляться [56].

Очевидно одно: приверженцы антропософии целенаправленно распространяют свои убеждения, проповедуя их среди детей. Укрепление силы воли — не просто одна из сторон Вальдорфской педагогики. Эта практика важна потому, что она дает антропософам сильный аргумент против тех, кто пытается указать им на ошибки с христианской точки зрения.

Вальдорфские школы стараются нанимать только тех учителей, которые обучены Вальдорфским методикам. Главным центром подготовки таких педагогических кадров в США служит Колледж Рудольфа Штейнера в Фэйр-Оукс, штат Калифорния, хотя есть и другие. Поскольку большинство Вальдорфских учителей получают основное образование в обычных учебных заведениях, программа подготовки в таких центрах построена таким образом, чтобы из обычного учителя сделать Вальдорфского. Специальная программа в Колледже Рудольфа Штейнера предусматривает занятия по выходным дням с сентября по май в течение двух лет и трехнедельные летние сессии в течение трех лет, а также самостоятельное изучение; по завершении этого курса учитель получает Вальдорфский сертификат. В число предметов, изучаемых в рамках этого курса, входит антропософия, которая представляет собой философскую основу Вальдорфской педагогики, созданной Рудольфом Штейнером.

За последние десятилетия Вальдорфские школы получили заметное распространение в Соединенных Штатах. Первая школа была основана в Нью-Йорке в 1928 году. На момент написания этой статьи (2002 год) в Ассоциацию Вальдорфских школ Северной Америки (AWSNA) входили 125 школ.

Среди школ-членов Ассоциации, дата основания которых известна (таких насчитывается 104), 72 были созданы после 1979 года. Кроме того, Ассоциация приводит список из 28 инициативных групп, которые «намереваются основать независимые, негосударственные Вальдорфские школы» [57].

Помимо создания частных школ Вальдорфская педагогика участвует в движении чартерных школ, то есть некоторые Вальдорфские школы финансируются из общественных фондов. В статье по этому поводу, опубликованной 11 октября 1999 года в газете «Вашингтон Пост», репортеры Роберт Маранто и Скотт Миллимэн писали:

Выбор школ обогатился такими программами, как Монтессори, «основные знания», «возвращение к основам» и Вальдорф. Эти методики доселе не были известны в штате Аризона или были доступны только в частных школах за солидную плату [58].

Чартерная школа в городе Линн, штат Массачусетс, принадлежит к Вальдорфскому движению. Вот что можно прочесть на странице этой школы в Интернете:

Задача общественной чартерной школы г. Линн заключается в том, чтобы создать сообщество учеников, учителей, членов семей, друзей, бизнесменов и других жителей г. Линн, которые посвятят себя тому, чтобы ежедневно помогать друг другу расти… Мы будем использовать программу обучения, вдохновленную моделью Вальдорфской школы (Рудольфа Штейнера), основанную на реальных и насущных вопросах, и имеющую своей целью решение реальных жизненных проблем. Модель Вальдорфской школы считается классической образовательной программой [59]. Однако я вряд ли назвал бы эти школы «классической программой» — скорее, новаторской.

В штате Калифорния к Вальдорфскому движению принадлежат несколько чартерных школ. В кратком обзоре, подготовленном Департаментом образования штата, говорится:

В Калифорнии существует более ста чартерных школ, и мы видим, что среди них формируются несколько типов. Два распространенных типа альтернативных общественных школ — это Вальдорфская методика (таких школ только в Калифорнии насчитывается, по меньшей мере, пять) и программы, основанные на широком использовании искусств в процессе обучения (что также является отличительной чертой Вальдорфской педагогики). Альтернативная чартерная школа в г. Твин-Риджес («вдохновленная» Вальдорфским движением) и Городская школа искусств Невада-сити (предлагающая насыщенную изучением искусств основную программу обучения в утренние часы, а также факультативные занятия некоторыми видами искусств в дневные часы) стремятся создать и усовершенствовать систему оценок деятельности школ, чтобы обеспечить их подотчетность общественности и предлагать руководство и помощь другим школам с похожими задачами [60].

Противники Вальдорфских чартерных школ обрели рупор в лице организации People for Legal and Non-sectarian Schools (PLANS, «Народ за легальные и несектантские школы»). Лидеры PLANS Дэн Дуган и Джуди Даар излагают свое видение проблемы, и особенно их беспокоит вопрос общественного финансирования Вальдорфских школ в городах Милуоки и Детройт:

Вальдорфские школы — самая заметная сфера деятельности международного Антропософского общества, которое шведский скептик Свен Ове Ханссон назвал «наиболее успешной оккультной религией в Европе». Другие авторы называют антропософию «наиболее развитым современным проявлением западной эзотерики» и «высокоорганизованной оккультной группой»… Появление финансируемых обществом Вальдорфских школ должно обеспокоить всякого, кто заботится о сохранении отделения церкви от государства, поскольку эти школы представляют собой миссионерский проект религиозной секты, скрывающей свое истинное лицо за фасадом пропаганды и лицемерия.

В ответ на вопрос, почему совершенно чуждые антропософии люди посылают своих детей учиться в Вальдорфские школы, Дуган и Даар предлагают такое объяснение:

Вальдорфские школы проводят дни открытых дверей для родителей, однако наиболее странные убеждения антропософии не увидеть, если только вы не знаете, где искать. Посетитель видит красивые интерьеры и преданность каждого преподавателя своему делу. Цвета, освещение, украшения подобраны с любовью и заботой о чувствах людей… Умение рассказывать истории, рисование, музыка и драма являются частью каждого урока, каждого предмета. Учителя преданы своему делу, как католические монахини… Использование христианской символики может натолкнуть родителей на ошибочный вывод, что Вальдорфские школы — это христианские учебные заведения.

По словам Дугана и Даар, уроки в Вальдорфских школах всегда начинаются с молитвы. Каждый день в Вальдорфской школе начинается с чтения стиха, сочиненного Рудоль­фом Штейнером:

Любящие лучи солнца,
Дайте мне дневной свет;
Духовную силу души
Я ощущаю в своих конечностях;
В ярком солнечном свете
Я преклоняюсь, Бог,
Перед величием человеческой силы,
Которую Ты столь милостиво
Насадил в моей душе.

Эта молитва, которая на первый взгляд кажется всего лишь синкретическим поклонением некоему общему для всех Богу, предстает в совершенно ином свете, когда выясняется, что последователи антропософии поклоняются богу Солнца [61].

В Сан-Франциско Вальдорфская школа проводит свои занятия прямо в соборе Греческой Православной церкви. В новостном бюллетене этого собора за сентябрь 2000 года было опубликовано приветствие в адрес Вальдорфской школы, которая в течение следующих двух лет должна была использовать помещения собора. В школе 90 учеников. Собору это партнерство приносит доход в размере 150 тыс. долларов в год. Православные также надеются, что такое сотрудничество даст им возможность в будущем открыть свою собственную школу [62].

Помимо официальных Вальдорфских школ существует и процветающее движение домашнего обучения детей.

Дополнительные программы

Деятельность антропософии распространяется и на другие области: это общины «Кэмпхилл» для людей, страдающих задержкой умственного развития, и антропософская медицина, которая использует принципы холистической медицины и нетрадиционные методы лечения и включает в себя международную фармацевтическую сеть, торгующую антропософскими лекарственными препаратами. Наконец, существует антропософская церковь, так называемое «Христианское сообщество», которую в 1922 году основал в Штутгарте евангелический проповедник Фридрих Риттельмайер. Первые члены новой конфессии пришли из молодежного движения, возникшего в церкви после Первой мировой войны. Настало время для движения за религиозное обновление — таким был основополагающий принцип. Женщин в «Христианском сообществе» всегда допускали к священнослужению [63].

В церкви проводится литургия, и совершаются семь таинств: Крещение, Конфирмация, Акт Посвящения Человека (который включает в себя Евангелие, Приношение, Пресуществление и Причастие), Таинственная исповедь, Миропомазание, Рукоположение и Венчание. Церковь не настаивает ни на каких учениях, и священники не имеют никакой иерархической власти над членами общины. Международная штаб-квартира «Христианского сообщества» находится в Штутгарте [64]. Принцип соблюдения ритуалов при полном отсутствии богословия придает антропософской церкви сходство с масонством.

Удобнее всего было бы попросту сбросить теософское христианство Рудольфа Штейнера со счетов как очередной необычный культ, который, если не обращать на него внимания, тихо канет в Лету. Однако эта философия уникальным образом согласуется с постмодернистскими взглядами многих наиболее известных ученых и педагогов. Однажды культурная элита отвернулась от Бога, заменив Его наукой и технологиями, но результатом были разочарование и неудовлетворенность. Сегодня, на очередном повороте человеческой истории, наши лидеры вновь ощутили потребность верить во что-то трансцендентное, но они по-прежнему не рассматривают некогда отвергнутое христианское мировоззрение как возможное решение проблемы. Кем же они могут заменить Святую Троицу?

Гея как замена Богу

Альтернативу предложил британский химик Джеймс Лавлок, преподававший в Йеле и Гарварде, член Лондонского Королевского Общества, обладатель наград голландской Королевской Академии науки и искусств и бывший специалист НАСА. Выдвинутая им гипотеза о Гее рассматривает Землю как живой организм, включающий в себя все, что мы можем уловить своими органами чувств [65].

Сторонники учения о Гее еще более развили эту идею, превратив Землю в богиню-мать и веря, что мы можем реализовать свою уникальную способность спасти самих себя, если только будем все вместе усердно трудиться. Жизнь вновь обретет смысл, если мы осознаем свое священное призвание совместно поклоняться этому великому творению, которое развивалось вместе с нами, которому мы дали способность развиваться, и маленькой частичкой которого все мы являемся. Давайте вместе радоваться нашему единству, говорят они, и заботиться об этом божественном творении, о самих себе. На это христиане могут сказать толь­ко одно:

И, возведя Его на высокую гору, диавол показал Ему все царства вселенной во мгновение времени, и сказал Ему диавол: Тебе дам власть над всеми сими [царствами] и славу их, ибо она предана мне, и я, кому хочу, даю ее; итак, если Ты поклонишься мне, то всё будет Твое (Луки 4:5-7).

 

Кэрри Томко обратилась в христианство от верований Новой эры. Она пишет под псевдонимом и не хочет раскрывать своего настоящего имени.

 

Переведено и опубликовано с разрешения правообладателя.

Carrie Tomko. «Anthroposophy: The Occult Influences of Rudolf Steiner», SCP Journal, 2001, vol. 25:2-25:3, pp. 66-70 & 2002, vol. 25:4-26:1, pp. 60-70.

 

ССЫЛКИ

[1] The Encyclopedia Americana, International Edition, Danbury, Connecticut: Americana Corporation, vol. 26, p. 642. [Назад]

[2] The New American Bible, Chicago: The Catholic Press, 1971. 1st ed. [Назад]

[3] Pike, Albert. Morals and Dogma of the Ancient and Accepted Scottish Rite of Freemasonry. Richmond, Virginia: L. H. Jenkins, Inc., 1947, pp. 64-65, 102, 219. [Назад]

[4] Там же, p. 250. [Назад]

[5] McDermott, Robert A., ed. The Essential Steiner: Basic Writings of Rudolf Steiner. San Francisco: Harper & Row, 1984, pp. 25-28, 366. [Назад]

[6] Kaufman, George. Fruits of Anthroposophy: An Introduction to the Work of Dr. Rudolf Steiner. New York: Anthroposophic Press, 1922, p. 24. [Назад]

[7] Kirby, Richard and D. C. Brewer. Toward a United Religions Organization. Internet document. URL: http://wnrf.org/articles/turo.htm Accessed 11/18/00. [Назад]

[8] Penn, Lee. «The United Religions: Foundation for a World Religion», SCP Journal, Vol. 22:4-23:1 (1999), p. 53. [Назад]

[9] Kirby, Richard and D. C. Brewer, «The Focus of Esoteric Futures», Internet document, URL: http://wnrf.org/networks/esotericf.htm Accessed 11/18/00. [Назад]

[10] Steiner, Rudolf. Theosophy: An Introduction to the Supersensible Knowledge of the World and the Destination of Man. New York: Rand McNally & Company Publishers, 1910, p. 8. [Назад]

[11] Kaufman, George. Fruits of Anthroposophy, p. 42. [Назад]

[12] McDermott, Robert A., ed. The Essential Steiner: Basic Writings of Rudolf Steiner, pp. 30-33. [Назад]

[13] Steiner, Rudolf. The Gospel of St. John. Spring Valley, New York: The Anthroposophic Press, Inc., 1940. (A cycle of 12 lectures given at Hamburg in May, 1908.), pp. 37, 38. [Назад]

[14] Steiner, Rudolf. An Outline of Occult Science, 20th ed. Spring Valley, New York: Anthroposophic Press, 1972, p. 109. [Назад]

[15] Там же, p. 108. [Назад]

[16] Steiner, Rudolf. The Gospel of St. John, pp. 96, 97. [Назад]

[17] Там же, pp. 116-117. [Назад]

[18] Steiner, Rudolf. An Outline of Occult Science, p. 5. [Назад]

[19] Там же, p. 117. [Назад]

[20] Там же, p. 119. [Назад]

[21] Webster's Encyclopedic Unabridged Dictionary of the English Language. New York: Gramercy Books, 1989. [Назад]

[22] Steiner, Rudolf. An Outline of Occult Science, p. 251. [Назад]

[23] Carroll, Robert Todd. Skeptic's Dictionary. Internet document. URL: www.skeptic.com/akashic.htm Accessed 1/20/01. [Назад]

[24] Steiner, Rudolf. The Gospel of St. John, p. 111. [Назад]

[25] Там же. [Назад]

[26] Там же, p. 117. [Назад]

[27] Там же, p. 120. [Назад]

[28] Steiner, Rudolf. An Outline of Occult Science, p. 303. [Назад]

[29] Там же, p. 129. [Назад]

[30] Там же, p. 139. [Назад]

[31] Steiner, Rudolf. The Gospel of St. John, p. 117. [Назад]

[32] Там же, pp. 133-134. [Назад]

[33] Internet document. URL: http://mtsu.edu/~dlavery/623-723.htm Accessed 1/25/01. [Назад]

[34] Internet document. URL: www.bw.edu/~rshevitz/aboutnarnia.html Accessed 1/25/01. [Назад]

[35] Lachman, Gary. Internet document. URL: www.opencenter.org/lapis3/noframes/glachman.html Accessed 1/25/01. [Назад]

[36] Internet document. URL: www.discovery.org/lewis/67-10heresy.htm Accessed 3/9/01. [Назад]

[37] Internet document. URL: www.discovery.org/lewis/75-01era.htm Accessed 11/10/00. [Назад]

[38] Internet document. URL: www.emanuelnyc.org/bulletin/archive/36html Accessed 1/26/01. [Назад]

[39] Halkin, Hillel. «Mr. Bellow"s Planet». Internet document. URL: www.comentarymagazine.com/9710/halkin.html Accessed 1/25/01. [Назад]

[40] Internet document. URL: http://humansciences.king.ac.uk/DRogers/beld11.htm Accessed 1/26/01. [Назад]

[41] Internet documents. URL: www.steiner.edu/about.htm Accessed 1/27/01, and URL: www.centuryinter.net/3rs/program.htm Accessed 1/27/01. [Назад]

[42] Internet document. URL: www.dactyl.org/amis.himl Accessed 1/27/01. [Назад]

[43] Internet documents. URL: http://tyrone.diffemet.com/experience/biblio.htm Accessed 1/26/01; URL: www.anth.org.uk/Science/bibliog.htm Accessed 1/26/01, and URL: http://gopher.elib.com:70/R102258-102840-lm/Steiner/sumries.txt Accessed 1/26/01 [Назад]

[44] Internet document. Ifgene. URL: www.anth.org/ifgene Accessed 2/20/01. [Назад]

[45] Internet document. Ifgene. URL: www.anth.org/ifgene/britain.htm Accessed 2/26/01. [Назад]

[46] Internet document. Ifgene. URL: www.anth.org/ifgene/affiliat.htm Accessed 2/20/01. [Назад]

[47] Internet document. Ifgene. URL: www.anth.org/ifgene/funding.htm Accessed 2/20/01. [Назад]

[48] Wirz, Johannes and Edith Lammets van Bueren, editors. The Future of DNA. London: Kluwer Academic Publishers, 1997, p. 13. [Назад]

[49] Reich, Lee. Internet document. URL: www.mcall.com/html/garden/hob/15668.htm Accessed 2/28/01. [Назад]

[50] Internet document. URL: www.anthropress.org/biodynamicagriculture.htm Accessed 3/1/01. [Назад]

[51] Internet document. URL: www.tiac.net/users/seeker/biodyn.html Accessed 2/27/01. [Назад]

[52] Internet document. URL: www.demeter-usa.org/CERTIFY.HTM Accessed 2/27/01. [Назад]

[53] Internet document. URL: www.waldorf.net/html/englisch.html Accessed 12/24/00. [Назад]

[54] Internet documents. URL: www.biodynamics.com/csa.html Accessed 2/27/01, and URL: www.demeter-usa.org/LlNKS.HTM Accessed 2/27/01. [Назад]

[55] Internet document. URL: www.waldorf.net/html/englisch.html Accessed 12/24/00. [Назад]

[56] Там же. [Назад]

[57] Internet document. URL: http://www.awsna.org/waldorf/school_us.htm Accessed 11/20/00. [Назад]

[58] Maranto, Robert, and Scott Milhman. Internet document. URL: www.dreform.com/forum/991011rmsm.htm Accessed 12/23/00. [Назад]

[59] Internet document. URL: www.shore.net/~1ccs Accessed 12/23/00. [Назад]

[60] Internet document. URL: http://goldmine.cde.ca.gov/charter/grant/96grant/nevadacity.html Accessed 12/23/00. [Назад]

[61] Dugan, Dan and Judy Daar. Internet document. URL: www.dandugan.com/waldorf/articles/Free_Inquiry.html Accessed 11/7/00. [Назад]

[62] URL: www.sfwaldorf.org, accessed 2/8/01, and http://www.annunciation.org/le0900.html Accessed 2/6/01. [Назад]

[63] URL: www.religio.de/sekten/steiner/eanthrop.html Accessed 1/22/01. [Назад]

[64] Tapp, Michael. «The Christian Community» URL: www.antroposofi.org/ks/michaeltapp.htm Accessed 12/29/00. [Назад]

[65] URL: www.ozi.com/ourplanet/lovelock2.html Accessed 3/7/01, and www.kheper.aux.com/gaia/Lovelock/Lovelock.htm [Назад]