Движение веры и мормонизм

Проповедовать, что Бог, чистый дух (Ин. 4:24), обладает духовным телом, — значит учить тому, чего определенно нет в Писании. Подобные взгляды не имеют библейского основания. Они приличествуют, скорее, мормонам, нежели ортодоксальным христианам.

Творение

Кеннет Коупленд учит, что Бог сотворил Вселенную и все сущее в ней из духовной субстанции, именуемой «вера». Для этого Он нарисовал «внутри Себя» образ того, что хотел создать и, используя слова как контейнеры для Своей «веры», спроецировал этот образ вовне, в реальный тварный мир.

Например, в своей проповеди «Дух, душа и тело» Коупленд говорит: «Вера реальна, это энергия, это сила. Бог использует ее по Своей воле. Этот мир и все в нем были созданы Им, и Он использовал для этого Свою веру. И вы не можете по истине сказать, что Он создал мир из ничего, поскольку вера уже есть что-то, все было произведено на свет силой веры, находившейся в Божием существе».

В неправильном понимании веры и творения, которое здесь демонстрирует Коупленд, слышится отзвук Новой Эры. Если Вселенная была создана из Божией веры, и если эта вера является жизнью и личностью Бога, то творение — попросту продолжение Бога (пантеизм или панентеизм), а следовательно, все творение божественно.

В другой своей проповеди, «Следуя вере Авраама», Коупленд рассуждает так: «Не думаете же вы, что Бог сотворил Адама по Своему образу, а землю сотворил по какому-то другому образу, а? Подо всем солнцем нет ни- чего нового — это копия дома — копия родительской планеты. Бог создал маленькую точную копию планеты, на которой живет Сам, и поместил нас на нее».

Для Коупленда очевидно, что Бог живет на большой земле, точно такой же, как наша, только больше размером, поскольку у всего сущего есть божественный прообраз.

Здесь прослеживается поразительное сходство с учение мормонов, которые верят, что «Бог, как считается, жил на планете близ таинственной звезды, именуемой Колоб» (Брюс МакКонки, Mormon Doctrine, p. 428).

Маленькие боги

Глория Коупленд, жена Кеннета Коупленда, в одном из номеров журнала Believer’s Voice of Victory заявила: «Когда Бог вдохнул в Адама дыхание жизни, Он передал ему Свое собственное Я. Бог передал Адаму ту самую духовную субстанцию, из которой Он состоит» (июнь 1986 г., стр. 10).

В своей проповеди «Следуя вере Авраама» Кеннет Коупленд сказал, что Бог создал Адама богом (т.е. существом, обладающим теми же качествам, что и Сам Бог): «И Адам настолько похож на Бога, насколько это возможно, точно также, как и Иисус, когда Он пришел на землю. И я хочу чтобы вы кое-что знали: Адам в Едемском саду был Богом, явившимся во плоти». Таким образом, мормон Бригем Янг был не единственным, кто проповедовал учение об Адаме-Боге (Deseret News, 16 June 1973).

В еще одной своей проповеди, «Сила любви», Кеннет Коупленд утверждает: «В тебе нет никакого бога, ты сам — Бог».

Кеннет Хейгин в журнале Word of Faith писал: «Ты такое же воплощение Бога, каким был Иисус. Каждый возрожденный человек — это воплощение, а христианство — чудо. Верующий — такое же воплощение, каким был Иисус из Назарета» (декабрь 1980 г., стр. 14).

Эрл Полк из Харвестер-Черч г. Атланта, штат Джорджия, в своей работе Satan Unmasked объясняет это следующим образом: «Адам и Ева были помещены в этот мир как семя и выражение Бога. Так же, как у собак есть щенки, а у кошек — котята, у Бога есть маленькие боги. До тех пор, пока мы не осознаем, что мы — маленькие боги, и не начнем поступать, как маленькие боги, мы не сможем явить Царство Божие» (стр. 97).

В своей книге Agony of Deceit Майкл Хортон привел документальные свидетельства того, что во время выступления 19 июля 1987 г. Кеннет Коупленд сказал: «Я говорю это и повторяю, чтобы вы не слишком расстраивались. Когда я читаю в Библии стих, где Иисус говорит: «Я есмь», — я говорю: «Я тоже есмь!» (p. 268). В Иоанна 8:58 слова Христа «Я есмь» были прямым указанием на Его уникальную божественность.

Дэйв Хант, в своей книге Seduction of Christianity, приводит документальные подтверждения того, что Кейси Трит, пастор Христианского центра веры в Сиэттле, в серии своих проповедей «Верить в себя» назвал нас точными копиями Бога. «Я точная копия Бога! Когда Бог смотрится в зеркало, Он видит меня! Когда я смотрюсь в зеркало, я вижу Бога! О, аллилуйя! Знаете, иногда люди говорят мне, когда они злятся и хотят меня унизить: Ты считаешь себя маленьким богом! Спасибо! Аллилуйя! Вы правильно поняли! Кто ты такой, по-твоему, — Иисус? Да!… Вы слушаете меня? Вы, дети, бегающие здесь, ведете ли вы себя, как боги? Почему нет? Бог сказал мне, что я должен так вести себя! Раз я точная копия Бога, я буду вести себя, как Бог!»

Свое учение о маленьких богах Движение веры, в частности, основывает на Псалме 81:6. Если взглянуть на этот стих внимательнее, очевидно, что Бог высмеивает судей (богов), извративших справедливый суд. Он говорит: «Я сказал: вы — боги, и сыны Всевышнего — все вы. Но вы умрете, как человеки, и падете, как всякий из князей» (ст. 6, 7). На эти же самые стихи ссылаются и мормоны в доказательство того, что человек может стать богом.

Эта фраза как бы противоречит сама себе: вы боги, но умрете, как человеки. Бог высмеивает и самым серьезным образом осуждает тех, кто пытается превознести себя до уровня бога.

Как мы видим на примере Кейси Трита, еще одна проблема учителей Веры заключается в их неверном понимании образа Божьего в человеке. Если воспользоваться иллюстрацией Трита, смотрясь в зеркало, можно увидеть только свое отражение. Образ — это не реальность, образ — лишь отражение реальности. Таким образом, человек отражает собой образ Бога (некоторые Его качества), но не является Богом.

Человек — венец Божьего творения и, как таковой, совершенно отличен от прочего творения, но быть образом Божиим еще не значит быть маленьким богом. Люди не божественны по природе. Бог божественен. «Но тогда, не знавши Бога, вы служили богам, которые в существе не боги» (Гал. 4:8; см. также Ис. 1:6-11; 43:10; 44:6; Быт. 1:26-28; 3:4-5; Иез. 28:2; Пс. 8:5-7).

Рожденный свыше Иисус

Майкл Хортон отмечает, что «любое учение, отрицающее Христа как единородного Сына, единственное воплощение Бога, является ересью» (Agony of Deceit, p. 269; Ин. 3:16; 1:14, 18; 1 Ин. 4:1). Об этом нельзя не сказать.

Кеннет Коупленд в журнале Believer’s Voice of Victory так передает слова, якобы сказанные ему Христом: «Не беспокойтесь, когда люди обвиняют вас в том, что вы считаете себя Богом, — чем более похожими на Меня вы будете становиться, тем чаще они будут так думать о вас. Они распяли Меня за то, что Я называл себя Богом. Но Я не называл себя Богом, Я лишь говорил, что общаюсь с Ним, и что Он — во Мне» (август 1988 г., стр. 8).

Один из древних еретиков, гностик Керинф, учил, что Иисус был просто человеком и стал Богом лишь при крещении. На кресте Святой Дух оставил его, и Иисус лишился божественной природы, вновь став обыкновенным человеком (Baker’s Dictionary of Theology, p. 113).

В том же самом выпуске Believer’s Voice of Victory за август 1988 г. Коупленд отстаивает эту же точку зрения: «Он добровольно отказался от этого преимущества, прожив земную жизнь не как Бог, а как человек. От природы Он не обладал никакими сверхъестественными силами. Он не мог творить чудеса, пока Его не помазал Дух Святой, как рассказывается в Луки 3:22». Это необходимо иметь в виду, чтобы понять учение Движения веры о духовной смерти Иисуса.

В своей книге «Воля Божия для тебя» Глория Копланд утверждает: «Иисус пережил точно такую же духовную смерть, какая вошла в человека в Едемском саду» (p. 7). Это не может быть правдой, поскольку смерть Адама в саду была следствием непослушания, а смерть Иисуса на кресте была следствием покорности (Фил. 2:8).

Кеннет Хейгин в своей книге The Name of Jesus определяет духовную смерть как «нечто большее, чем отделение от Бога. Духовная смерть означает также обладание природой сатаны. Иисус вкусил смерть — духовную смерть — за каждого человека» (стр. 31).

Многие приверженцы Движения веры уделяют главное внимание не физической смерти Иисуса (которую подчеркивает Библия, поскольку «без пролития крови не бывает прощения», см. Евр. 9:11-22), но Его духовной смерти.

В своей проповеди «Что произошло между крестом и троном» Коупленд говорит: «Когда [Иисус] сказал: «Совершилось!» — Он говорил не о плане искупления. План искупления только начался. Должно было пройти еще три дня и три ночи, прежде чем Он взойдет на трон».

Это прямо противоречит тому, что Христос сказал на кресте: «Совершилось!» (Ин.19:30). Слово «тетелистай» означает «полностью заплачено». После креста платить уже было нечего. Будь иначе, Иисус не сказал бы разбойнику на кресте: «Истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в раю». Скорее, Ему пришлось бы сказать: «Ныне же будешь со Мною в аду».

Переведено и используется с разрешения служения The Watchman Fellowship http://www.watchman.org

Статья была напечатана в «Вестнике» № 6.