Саентология: от фантастики до религии космического века

Наша эпоха, как и Римская Империя времен Христа, представляет собой период религиозной неразберихи. Плюралистический рынок идей предлагает современному человеку любые мыслимые мировоззрения, от агностицизма до гегельянства, от поклонения дьяволу до научного рационализма, от теософских культов до философии процесса. Наша эпоха переживает идеологическую и социальную агонию, хватаясь за любую идею, которая обещает экстаз космических взаимоотношений, или всеобъемлющего Weltanschauung [мировоззрения].

( Джон Уорвик Монтгомери.) [ 1]

Одним из наиболее загадочных и противоречивых товаров, выставленных на сегодняшнем «религиозном рынке», является Церковь Саентологии. Она была основана в 1950-х гг. в США Лафаеттом Рональдом Хаббардом (1911 — 1986), как развитие его более ранней нерелигиозной теории Дианетики* [2].

Сегодня Саентология имеет более 700 центров в 65 странах и является одной из самых богатых новых религий. Такие голливудские звезды, как Том Круз, Джон Траволта, Кирсти Элли и Сонни.

* Считается, что Дианетика имеет дело с разумом и телом, а Саентология — с человеческим духом, хотя в некоторых моментах они должны смыкаться. По словам Церкви Саентологии, термин «пара-Саентология», технически, обозначает ту ветвь Саентологии, которая занимается прошлыми жизнями, мистикой, оккультизмим и прочим [3]. В этой Статье термин «Саентология» употребляется в самом широком смысле.
Боно составляют лишь небольшую часть активных сторонников Саентологии. Но у этой новой религии существуют и критики, о чем свидетельствуют пользующиеся огромным спросом статьи в журналах «Ридерз Дайджест» (май 1980, сентябрь 1981) и «Тайм» (6 мая, 1991г.).

Философия саентологии

Основные принципы Саентологии являются продуктом эклектического смешения восточной философии и личных открытий Хаббарда в ряде научных дисциплин, а также «данных», полученных посредством «одитинга». Одитинг — это сайентологический вариант «психоанализа», который состоит в тщательном изучении настоящей жизни и «прошлых жизней» «преклира» (новообращенного). В одном из определений Хаббард описывал Саентологию как «западное англизированное продолжение многих более ранних форм мудрости» [4]. В число этих форм мудрости входят Веды, таоизм, буддизм, иудаизм, гностицизм и достижения древнегреческой цивилизации; учения Иисуса, Ницше и Фрейда. По словам Хаббарда, «Саентология выполнила цель религии, прослеживаемую во всей истории Человека, — освобождение души посредством мудрости» [5].

Саентология разделяет разум человека на две составляющие — аналитический и реактивный, приближенно соответствующие понятиям сознательного (рационального сознания) и подсознательного (иррационального сознания). Ощущение сильной боли, шока или потеря сознания создает в нашем реактивном уме «инграмму», т.е. сенсорное впечатление. В свою очередь, эти ментальные образы являются причиной наших эмоциональных и даже многих физических расстройств [6]. Стереть их можно лишь с помощью Саентологии [7].

Эти ментальные образы сохраняются без искажения, но пребывают в полном бездействии до тех пор, пока аналогичное происшествие их вновь не «включит». Включаясь, они производят в нас поступки, обусловленные реакцией на раздражитель, которые наносят вред нашему благополучию. Таким образом, когда мы попадаем в условия, сходные с некоей опасной ситуацией из нашей прошлой жизни, даже если теперь нам ничто не угрожает, наше сознание реагирует на несуществующую опасность, толкая нас на неадекватные и разрушительные поступки. Например, некий мальчик упал с дерева в тот момент, когда мимо проезжала красная машина, и потерял сознание. Впоследствии, даже когда мальчик вырастет, красные машины (и даже просто красные вещи) будут вызывать в его памяти этот эпизод и становиться причиной иррациональных поступков. Возможно, он будет отказываться ездить в красных машинах, и даже одна мысль об этом будет вызывать у него болезненную реакцию.

В этом смысле, все мы являемся в большей или меньшей степени подневольными существами, мы — «машины», послушные своему оператору (т.е. реактивному уму). Саентология утверждает, что наша реакция на внешние раздражители непроизвольна. Другими словами, мы не свободные существа, а рабы «искаженного», реактивного ума. Саентология утверждает, что посредством Дианетики сайентологической терапии, человек может избавиться от своих инграмм, «стереть» их и стать «клиром», т.е. контролировать свое поведение и не зависеть от милости разрушающего реактивного ума.

Саентология говорит нам, что, пройдя через множество перевоплощений, мы храним в себе инграммы, накопленные за триллионы лет. Таким образом, чтобы избавиться от скрытых инграмм, человек должен вернуться своим разумом к стрессовым ситуациям, пережитым не только в этой, но и в прошлых жизнях.

По учению Саентологии, в действительности каждый человек является тетаном, бессмертным духом. Будучи поврежден инграммами, этот дух забыл о том, что он бессмертен, и о том, что он — тетан. Тетаны имеют абсолютный контроль над своими телами, но, к сожалению, они впали в заблуждение и считают, что они и есть тела (ужасная участь), и, таким образом, являются пленниками вселенной МЭПВ (материи, энергии, пространства и времени, саентологи пишут эту аббревиатуру, как «МЕСТ»). Всякий раз, когда тело тетана умирает, он должен перейти в другое тело, но при этом он сохраняет в себе все инграммы, накопленные за триллионы лет. Поэтому тетаны уже не свободны, но пребывают в плену материальной вселенной [8]. Саентология утверждает, что может освободить тетана.

Богословские положения

Учитывая религиозные претензии Саентологии, я разделю ее богословские положения на шесть основных категорий: Бог, человек, творение, спасение, смерть и сверхъестественное.

Бог

Существующее в церкви Саентологии представление о Боге очень близко к панентеизму (вера в то, что все творение находится в Боге, но не идентично Ему) [9], хотя допускается и единобожие. Понятие «Высшего Существа» носит намеренно неопределенный характер и не имеет особого отношения к теории или практике Саентологии. В зависимости от ситуации, о Нем говорят, как о «Природе», «Бесконечности», «Восьмой Динамике» и так далее. Как правило, рядовые саентологи вольны трактовать понятие Бога, как им заблагорассудится [10].

Человек

Саентологи утверждают, что по своей истинной природе человек не является суммой ограниченного, жалкого телом и своего «Я», как он ошибочно полагает. Человек — это тетан, чья подлинная природа изначально прекрасна и божественна. Человек — не падшее существо, скорее, он просто не знает о своем совершенстве. Если человек и «впал» во что-то, то не в грех, а в материальное рабство. Как же это произошло?

Очевидно, триллионы лет назад тетанами овладела скука, и тогда, ради забавы и развлечения, они создали воображаемые вселенные. Постепенно, они стали все сильнее увлекаться своим творением, пока, наконец, не попали в такую зависимость от проявлений собственных мыслительных процессов, что утратили всякое сознание своей истинной сущности и духовной природы [11].

Они поддались гипнозу МЭПВ и попали в ловушку. Дополнительная сложность состояла в том, что за триллионы лет своего существования тетаны накопили бесконечное множество инграмм. В конечном итоге, тетаны превратились в поистине жалкие существа — порабощенные материей, подобно машинам механически реагирующие на внешние раздражители. Сегодня от некогда славных духовных существ остались лишь узы реактивного ума и рамки вселенной МЭПВ (т.е. физическое тело и материальный мир).

Отсюда, в работе Scientology: A World Religion Emerges in a Space Age [«Саентология: в космическом веке появляется мировая религия»] представление Саентологии о человеке излагается таким образом:

«ЛИЧНОСТЬ в Саентологии является (и открывает для себя, что она является) тетаном (духовным существом), обладающим бесконечными созидательными способностями, который действует в материальной вселенной, но не является ее частью…
Вечное Неразрушимое «Я» (Атман) индуистских Упанишад — это древний прообраз сайeнтологической концепции тетана…
Тетан рассматривается и как первоначальный источник соданной им самим вселенной, которая пересекается со вселенными, созданными другими тетанами, в великом сообществе душ. Таким образом, формируется мир чувств, по отношению к которому, подобно индуистской «Lila», или «Божественной Игре», каждый тетан играет в Игру Жизни вместе со своими духовными партнерами.
Когда Существо нисходит… в Материальность, проявления его общения становятся все тяжелее и плотнее, и его ощущение реальности искажается» [12].

Творение

Вселенная не была создана ex nihilo (из ничего) одним высшим существом, и не может существовать самостоятельно, сама по себе. Саентологическая вселенная преставляет собой субъективную, ментальную эманацию или «проекцию» тетанов. Реальность этой вселенной не абсолютна, но определяется исключительно взаимным согласием тетанов. Таким образом, вся материальная вселенная — это Игра, плод изобретательности тетанов (порожденный скукой), следствие принятого ими еще в доисторические времена совместного решения заняться «творением» [13].

Вселенная, которая является продуктом разума тетанов, может претерпевать бесконечные изменения под управлением сведущего или духовно просветленного тетана. Психические возможности, развитию которых способствует Саентология, сайентолог может счесть подтверждением этого учения. Но для полностью невежественного тетана (то есть, в принципе, для всех несайентологов) вселенная является коварной и смертельно опасной духовной западней. Невежественные тетаны находятся в плену инграмм и считают себя просто физическими телами. Как результат, они представляют собой слабые, бессильные создания, порабощенные материальной вселенной, которая не позволяет их природе бессмертного духа самореализоваться [14]. По сути дела, знакомый нам материальный тварный мир является не только иллюзией, но и несомненным злом, то есть разрушительным препятствием, которое человек должен преодолеть, чтобы развиваться духовно [15].

Спасение

Жалкое существование тетана в рабстве МЭПВа и невежестве продолжалось многие тысячи лет до тех пор, пока Л.Рон Хаббард не открыл тайную природу человечества и первым не предложил избавить тетанов от страданий, разработав всеобщий план спасения. С помощью сайентологического одитинга инграммы могут быть нейтрализованы, и тетан сможет все лучше осознавать свою истинную природу, т.е. достигать «просветления». На основе различных приемов была создана практическая методика, позволяющая посвященному осознать свою духовную природу, отделиться от МЭПВ-тела и приступить к осуществлению ментального контроля над МЭПВ-вселенной. Иными словами, посвященный, в конце концов, может достичь стадии «клира», а потом, последовательно проходя через уровни «Оперативного тетана» («ОТ»), достигать все большей самореализации. («Оперативный тетан» — это тетан, который все больше и больше познает и применяет свои истинные способности тетана.)

Смерть

Смерть для сайентологов подчас является благословением, поскольку она дает душе возможность освободиться из телесного плена (другими словами, тетан [душа] получает возможность достичь более высокого уровня самосознания). С другой стороны, смерть столь ужасающе ординарна (ведь каждая личность прошла через это триллионы раз), что является, по сути, незначительным событием, почти несущественным в общей схеме вещей [16].

Оккультизм

Использование психических сил и практики выхода из телесной оболочки (как способ вновь осознать свои истинные возможности) говорит о том, что Саентология успешно сосуществует с миром оккультного. Более того, сын самого Хаббарда утверждает даже, что «черная магия является внутренним стержнем Саентологии» [17]. Сам Хаббард, как утверждают, признавался, что в своей жизни он руководствовался советами некоего духовного существа [18]. Кроме того, оккультная природа Саентологии была подтверждена и целым рядом научных исследований [19].

Критика

Несмотря на то, что во многих случаях Церкви Саентологии удавалось подавить критику в свой адрес [20], сегодня все еще существует внушительный объем критической литературы, доступной для исследователя. Особенно полезны такие документы, как (1) правительственные исследования и отчеты, (2) протоколы бесчисленных судебных разбирательств (выступают ли сайентологи истцом или ответчиком), (3) научные исследования в любых областях, имеющих отношение к сайентологии (напр., философии, медицине, психологии, социологии, богословии, этике), (4) данные из средств массовой информации и результаты журналистских расследований, а также (5) опубликованные работы действительных и бывших членов Церкви Саентологии [21].

Саентология и Дианетика, конечно же, не лишены утверждений, поддающихся проверке, даже при том, что, по утверждению Церкви Саентологии, Хаббард никогда не делал никаких утверждений от ее имени [22]. И все же Хаббард полагал — помимо прочего — что его философия и методология (1) прекрасно подходят для диагностики душевного здоровья; (2) могут избавить человечество от главных проблем; (3) являются рациональным и проверенным научным методом (за исключением случаев, когда они касаются исследования духа) [23]; и что (4) Дианетика успешно работает в 100% случаев и повышает коэффициент интеллекта человека. Однако прежде чем Дианетика переросла в Саентологию, ее изучили и подвергли резкой критике многие исследователи, а ее основные положения были признаны несостоятельными [24].

Бездоказательными остаются и многие утверждения Саентологии. Возьмем, к примеру, одного из самых крупных юристов нашего столетия, выпускника Оксфорда, лорда-канцлера Хэйлшэма. Он дважды занимал самый высокий пост, доступный английскому юристу — должность лорда-канцлера, а также был министром образования и министром науки и технологии. Он говорил: «Я не нахожу, что философские положения [Саентологии] адекватно объясняют [их] теории… фактические данные, на основании которых они говорят о хороших результатах, достигнутых применительно к отдельным людям, не представляются мне полностью достоверными» [25].

Что касается влияния на душевное здоровье, применение сайентологических методов, как утверждают, уже причинило вред некоторым людям. Проблемы могут возникнуть из-за оккультных практик, приемов Саентологии или неопытности одитора [26]. В числе негативных последствий можно назвать галлюцинации и иррациональные поступки, серьезную дезориентацию, странные ощущения, физические и душевные заболевания, потери сознания и самоубийства [27]. (Из сносок вы увидите, что Хаббард и сам признавал реальность большинства перечисленных последствий, хотя и утверждал, что они могут быть вызваны лишь неправильным применением сайентологической «технологии».)

Хаббард также утверждал, что Сайентология — это проверенный научный метод, рациональный и построенный на научных принципах. Однако методы Хаббарда противоречат его словам и показывают, что методология его исследований сомнительна и ненадежна с точки зрения науки [28]. Даже собственный сын Хаббарда утверждает, что, работая над многомиллионным бестселлером «Дианетика: Современная Наука Душевного Здоровья», его отец

«не проводил никаких исследований… на самом деле он заимствовал обрывки сведений у других людей, закладывал их в миксер, хорошенько перемешивал — и вот вам Дианетика! Все приведенные в книге примеры — около 200 «случаев из реальной жизни» — были попросту результатом его одержимости абортами и бессознательными состояниями…. По сути дела, подавляющее большинство этих случаев он попросту выдумал. Остальные же были результатом его собственной тайной жизни, полностью опутанной оккультизмом и черной магией. Он увлекался этим [оккультизмом и черной магией], еще тогда, когда ему было шестнадцать» [29].

Более того, исследователи, которые изучили единственный «научный» инструмент Саентологии, с помощью которого, якобы, можно получать «данные», пришли к выводу об абсолютной непригодности этого прибора для выполнения поставленных перед ним задач. Этот инструмент называется «Е-метр» и представляет собой электроизмерительный прибор для «выявления» инграмм. В действительности же Е-метр, подобно гальванометру, точно измеряет разности сопротивления в человеческом теле. Но «никакие сайентологические теории и заявления, связанные с Е-метром, не оправданы. Они противоречат данным научной оценки» [30].

Саентологическая этика

На первый взгляд, Саентология занимает твердую позицию в вопросах этики:

«Результатом применения сайентологии является более высокая степень этики и честности… [31]
Миллионы уже верят в то, что Этика Саентологии более весома и честна, чем традиционные и запутанные законы народов [32].
Членство в Международной Церкви Саентологии — это ваша связь с честными и этичными людьми» [33].

К несчастью, Сайентология не всегда живет в согласии со своими этическими убеждениями — отчасти из-за того, что ее этика, похоже, действует лишь для тех, кто ее достоин. Например, к критикам церкви могут относиться как к врагам [34].

Нам также следует учитывать, что Саентология дает некоторым словам свои собственные определения. Таким образом, некоторые слова в приведенных выше цитатах (например, этика) несут в себе не только общепринятый смысл, но и тот, что вкладывает в них Саентология [35].

Истина причудливее всякого вымысла

Это подводит нас к другой проблеме Саентологии, связанной с предыдущей: сайентологи придают понятиям свои собственные значения и представляют данные в таком свете, словно они соответствуют пресловутым открытиям и истинам Саентологии. Прежде всего, следует отметить, что Хаббард был опытным писателем-фантастом. По сути дела, многие темы, с которыми вы встретитесь в Саентологии, можно найти и в фантастических произведениях Хаббарда [36].

Для Хаббарда «жизнь — игра», и это, похоже, единственное, что придает его жизни смысл [37]. Различные подвиги, которые совершили тетаны за прошедшие миллиарды лет, — это их lila (или спорт), игры, в которые они играют, чтобы развеять вечную скуку. И многие критики, несомненно, сказали бы, что приключения тетанов — например, описанные в книгах Хаббарда «История человека» и «Жили ли Вы до этой жизни?» — следует отнести к его фантастическим трудам. Вот, например, приведенный в более поздней книге случай из «прошлой жизни» некоего человека, вскрытый одитором-сайентологом при помощи Е-метра:

«Преклир был на Марсе без тела 469.476.600 лет назад, производя опустошение, разрушив мост и здания. Сигналом тревоги людей созвали в храм. Преклир пошел и сломал заднюю скамью и башню храма. Он бродил по городу и увидел в окне куклу, и оказался в ловушке, пытаясь пошевелить ее руками и ногами. Люди схватили ее, избили ее и выбросили куклу в окно (с высоты в 10 метров). Куклу грубо приволокли в храм, и она получила разряд из ружья Епископа, пока приход пел «Бог есть любовь». Когда люди ушли, кукла, потерявшая управление, шатаясь, вышла наружу, и оказалась под колесами большой машины и парового катка. Потом ее отвели обратно к Епископу, который приказал отвезти ее (на грузовике вместе с другими) рыть канавы или рвы следущие 2000 лет. (Все эти события заняли примерно 2.000.000 лет.) Потом ее взяли, тело было удалено, а преклиру обещали тело робота. Тэтан (преклир) отправился на имплантационную станцию и был помещен в ледяной куб, отправлен на летающей тарелке и сброшен на планету ZX 432. Его притянуло к зданию, к эманатору. Посредством вращения и приведения в замешательство преклир был интериоризован в имитацию тела робота для обучения и индоктригации. Каким-то не совсем понятным образом был совершен переход в другое тело робота, и преклиру навеки велели заботиться о нем. Он явился в деревню (после сомнительной встречи с гигантом и теплового удара) и был приставлен наблюдать за разгрузкой тарелок. Он выстрелил в другого робота и убил его, и преклир завладел его телом, чтобы доказать, что оно способно функционировать. Преклир был наказан в первом роботе в тарелке и отправлен [с планеты]. Тарелка по пути взорвалась, и тело робота было в пространстве, разваливаясь на две части, при этом преклир тщетно пытался заботиться о нем и о втором теле. Его во время отлета тарелки затянуло под воду в доке. Водолазы извлекли его, но преклир покинул его, как он думает, чтобы заботиться о втором теле.» [38].

Сам Хаббард признавался, что истина выглядит так странно, что, по сути, трудно отделить научную фантастику от научного факта (откровение, которое он использовал и для того, чтобы отвергать или использовать в своих целях «иллюзии» традиционного знания). Например, Хаббард однажды заметил: «Одна из самых близких тетану книг — это «Алиса в Стране Чудес»… Он может выдумывать [изобретать, делать] белых зайцев, гусениц и Безумных Шляпников. Он бы там оказался в своей тарелке» [39]. В другой раз он сказал: «Когда вы смотрите на местонахождение человека в МЭПВ-вселенной и на то, что он пережил или не пережил, картина будет просто невероятно дикой… она слишком фантастична, чтобы выразить ее словами, а потому, конечно же, никто в нее не поверит» [40].

Вспомнив о том, что говорил Хаббард по поводу сотворения материального мира, мы увидим, что это иллюзия: «Можно легко доказать, что МЭПВ-вселенная является иллюзией…» [41] Не то, чтобы вселенная не существовала, скорее, она не имеет объективной, независимой реальности. Вселенная есть фривольная игра разума, придуманная и разыгранная тетанами. Обычная реальность есть лишь результат изначального соглашения между тетанами («импровизации») и только [42]. Отсюда, «объективная» реальность есть лишь временное и субъективное проявление разума тетанов.

Такая вселенная, конечно же, не может дать подлинно объективного знания мира, поскольку мир как таковой не существует сам по себе и подвергается бесконечным переделкам со стороны грамотных тетанов. По Хаббарду, только лишенный отклонений тетан (тот, который достиг порсветления с помощью Саентологии) знает истинную сущность вещей. Хаббард, судя по всему, был самым просветленным тетаном. Таким образом, для согласных с этим утверждением сайентологов, все, что Хаббард называет истиной, действительно является истиной, какими бы фантастическими ни были его заявления, и как бы они ни расходились с ныне общепринятыми знаниями [43].

Саентология и христианство

Несмотря на то, что еще в 1971 году (почти через 20 лет после основания церкви Саентологии), по меньшей мере, одна книга Хаббарда прямо утверждала, что «Саентология… не является религией» [44]. Саентология стала религией, причем соперничающей с христианской Церковью. Взгляните на данные исследования, проведенного самими сайентологами. Опрос более 3000 ее членов показал, что подавляющее большинство сайентологов в прошлом принадлежало к христианским церквям (примерно 40% — к протестантским и 26% — к католической. 70% сайентологов с «христианским» прошлым заявили, что они до сих пор считают себя действительными членами своей конфессии, то есть почти половина всех опрошенных (47%) все еще считает себя христианами [45].

Эти данные, дополненные сведениями о том, что 37% опрошенных закончили колледж, а 80% принадлежали к среднему классу, свидетельствуют о том, что Саентология — это мощная и привлекательная организация, состоящая из образованных людей, по большей части привлеченных из христианских церквей. Тем не менее, христиане практически не реагировали на создавшееся положение. Подобно тому, как сайентолог, который считает себя христианином, не осознает противоречивость своих убеждений, христианская Церковь еще не осознала, какую угрозу представляет Саентология для ее собственной паствы.

В рациональной вселенной две противоречащих друг другу религии могут быть ложными, но они не могут быть одновременно истинными. Поэтому, если христианское мировоззрение истинно (и я уже много раз, в других работах, показывал, что это можно разумно обосновать, исходя из откровения и опыта и в соответствии со строгими общепринятыми критериями [46]), то все, что ему противоречит, не может быть истиной.

В богословии есть ряд ключевых вопросов, над которыми люди размышляли больше всего, и которые они чаще всего прилагали к себе. Эти вопросы относятся к основному богословию (существование и природа Бога), равно как и к богословию откровения (существует ли для меня Бог?), антропологии (кто я или что я?), сотериологии (как я могу спастись?) и танатологии (что будет, когда я умру?).

Эти вопросы затрагивают учения о природе Бога, человеке, спасении и смерти. Не существует более фундаментальных или более значимых понятий — ибо неверные ответы на эти вопросы, как своего рода философская «закваска», постепенно изменят все мировоззрение человека. Ниже мы кратко сопоставим и сравним ответы на эти вопросы, предлагаемые Саентологией, и те ответы, которые дает Библия.

Бог

Как уже отмечалось выше, Саентология изначально пантеистична. Она учит, что существует множество тетанов, которые «в единстве» со всеми живыми существами, можно сказать, составляют Высшее Существо. (см. сноску 9)

Это противоречит библейскому учению о том, что извечно существует лишь один единовластный и совершенный Бог-Творец, не имеющий начала или конца, неизменный, существующий в трех Лицах, безконечно святой, справедливый и любящий. (см. Быт. 1:1; Ис. 43:10-11; Деян. 5:3-4; Ис. 61:8; Мал. 3:6; 1Тим. 2:5; Тит. 2:3; 1Ин. 4:8-10).

Человек

Саентология учит, что человек — это бессмертный дух, подобный индуистскому атману. Как и индуисты, Саентологи могут полагать, что человек — это своего рода божество, забывшее о своей божественности.

Библия отвергает идею о том, что человек является невежественным богом, нуждающимся лишь в просветлении и самоосознании. Человек — это Божие творение, созданное по Его образу и подобию. Проблемы человека являются следствием не инграмм и не скуки, а греха и эгоцентризма. (Рим. 3:10-18; Еф. 2:1-3).

Если в Саентологии существует какой-то краеугольный камень, на котором строится все ее мировоззрение, это учение о тетанах. Почти все наиболее важные положения Саентологии опираются на предпосылку, что тетаны существуют и соответствуют статусу, которым их наделил Хаббард. Очевидно, что без тетанов, как их определяет Хаббард, методы Саентологии лишены смысла.

Что же говорит Библия? Во вселенной существует только один вечный Бог (Ис. 43:10-11). В какой-то момент времени Он создал человека (тело и дух) — ограниченное существо (Быт. 2:7). Таким образом, божественные сущности, вроде сайентологических тетанов, просто не могут существовать. С библейской точки зрения, философия, методология, предлагаемые решения и конечные цели Саентологии основаны на изначально неверных предпосылках.

Проще говоря, если тетаны не существуют, тогда большая часть Саентологии основывается на заблуждении, поскольку «Саентология почти целиком состоит в поисках и отладке методов, при помощи которых тетана можно убедить отказаться от ограничений, которые он сам на себя наложил» [47].

Однако из-за того, что Саентология имеет дело с разумом и определенными практическими навыками (напр. умением общаться), она может использовать или собирать и достоверные данные о человеческой психологии. К сожалению, если эти данные подаются в контексте неверного или сомнительного мировоззрения, они, какими бы правильными они ни были, могут быть истолкованы в пользу ошибочной философии.

Например, во время сеанса сайентологического психоанализа, одитор (психоаналитик) может выявить у пациента определенные чувства, которые свидетельствуют о беспричинном страхе перед падением и о проблемах с головокружением. Это наблюдение может быть справедливым. Однако в силу того, что более просвященный одитор заранее относится к пациенту как к тетану, не знающему о своих многочисленных прошлых жизнях, и на основании того, что его Е-метр уже «обнаружил» инграмму (некий инцидент, связанный с неприятными переживаниями) десятимиллиардной давности, одитор может неверно интерпретировать полученную информацию — как эпизод из прошлой жизни, связанный с выпадением из летающей тарелки.

Если мы поймем, что суть Саентологии сводится к стремлению помочь несуществующему (с точки зрения Библии) тетану осознать свою истинную природу, нам придется признать, что она не имеет ничего общего с реальным миром. Если тетанов не существует, к какому другому выводу может прийти христианин, изучающий Саентологию?

Спасение

Саентология рассматривает спасение как переход от личного невежества и материальных уз к гностическому просветлению и освобождению от МЭПВ-тела и вселенной. За огромную плату, достигающую, в конце концов, десятков тысяч долларов, некто человек обретает все большее «спасение» от инграмм знанием (сайентологических верований) через добрые дела (сайентологический одитинг и практика), стремясь достичь высшего уровня «оперативного тетана».

Библия же учит, что спасение — это благой дар. Человек получает искупление грехов по благодати, через простую веру в искупление Христа. (Еф. 2:8-9; Ин. 6:47; Евр. 11:1; 1 Ин. 2:2)

Смерть

Саентология утверждает, что смерть бесконечно повторяется в процессе перевоплощений и поэтому не имеет никакого значения. Однако смерть (по крайней мере, потенциально) полезна, так как позволяет душе освободиться из телесного плена.

Библия говорит, что смерть происходит только однажды и влечет за собой либо самые невероятные благословения (вечный рай), либо самые жуткие последствия (вечный ад). Смерть необратимо определяет судьбу как спасенных, так и погибших, а потому у человека есть только одна жизнь для того, чтобы примириться с Богом. (Евр. 9:27; Мф. 25:46; Лк. 26:19-31; Отк. 20:10-15).

В заключение можно сказать, что ни основополагающее мировоззрение, ни конкретные учения Саентологии не имеют ничего общего с иудео-христианским откровением; больше того, тщательное изучение показывает, что она категорически отвергает христианскую веру. Хаббард не верил в Божество и миссию Христа, считая их порождением непросвещенных умов, а потому философия Хаббарда «не интересуется спасением человека, но может сделать многое для того, чтобы уберечь его от «спасения» [48].

Следует отметить, что Саентология стремится к прекрасной цели — попытаться улучшить мир и участь человека в этом мире, материальным или духовным образом. Многие сайентологи преданно и самоотвержденно стремятся к этой цели. Тем не менее, каждый сайентолог должен прислушиваться к своей совести, чтобы определить наилучший способ достижения этой цели. Если же человек, вопреки учению Саентологии, — не тетан, а падшее творение, нуждающееся в искуплении, как учит христианство, то каким будет плод его жизни?

Саентологи с христианским прошлым (да и все сайентологи) поступят мудро, освежив в своей памяти слова Иисуса:

«Какая польза человеку, если он приобретет весь мир,
а душе своей повредит? или какой
выкуп даст человек за душу свою?» (Мф. 16:26)

«Сия же есть жизнь вечная, да знают Тебя, единого истинного Бога,
и посланного Тобою Иисуса Христа». (Ин. 17:3)

Сноски

1 Джон Уорвик Монтгомери, Faith Founded on Fact (Nashville, Thomas Nelson Publishers, 1978), 152-153. [Назад]

2 Л.Рон Хаббард, Dianetics Today (Los Angeles: Church of Scientology of California, 1975), III; и What is Scientology, под ред. Личного Секретариата Л.Р.Хаббарда (Los Angeles: Church of Scientology of California, 1978), 209; см. тж. Кристофер Эванс, Cults of Unreason (New York: Dell, 1975), 17-134. [Назад]

3 Л.Рон Хаббард, The Creation of Human Ability (Los Angeles: The Publications Organization Worldwide, 1968), 189. [Назад]

4 Там же, 177. [Назад]

5 Там же, 180; см. тж. Scientology: A World Religion Emerges in the Space Age (Информационная служба Церкви Саентологии, архивный отдел, 1974), 3-17. [Назад]

6 Для того, чтобы записалась инграмма, нужен удар или ранение. «Инграмма — это единственный источник отклонений и психосоматических болезней» (Хаббард, Dianetics Today, 43, 47; см. тж. 37-106 и особенно 38-59). [Назад]

7 Напр., Хаббард, Dianetics Today, 947-951; Л.Рон Хаббард, The Volunteer Minister’s Handbook (Los Angeles: Church of Scientology of California, 1976), 551-552; см. тж. комментарии бывшего члена организации с 14-летним стажем Сирила Воспера в Мind Benders (London, Neville Speaman, 1971), 164-166, и действительного члена Питера Гиллиама в Telling Like It Is: A Course in Scientology Dissemination (Phoenix: Institute of Applied Philosophy, 1972), 26. [Назад]

8 См. Л.Рон Хаббард Scienology: A History of Man (Sussex, England: L.Ron Hubbard Communications Office, 1961), 12-76 — на стр. 53-60 Вы найдете объяснение пресловутых эволюционных динамик и их влияния на современную жизнь человека. См. тж. материалы в работах Эванса, 38-47, и Роя Уоллиса, The Road to Total Freedom: A Sociological Analysis of Scientology (New York: Columbia University Press, 1977), 103-104. [Назад]

9 По поводу панентеизма см. Scientology: A World Religion Emerges, 21-24; Л.Рон Хаббард, Dianetics and Scientology Technical Dictionary (Los Angeles: Church of Scientology of California, 1975), 429; Л.Рон Хаббард, Ceremonies of the Founding of the Church of Scientology (Los Angeles: The American St. Hill Organization, 1971), 41; журнал Reality, номер 121, 3; Хаббард, The Creation of Human Ability, 277; Advance, номер 35, 14-15; номер 36, 6. [Назад]

10 Хаббард, What Is Scientology? 200. Уоллис (112n) замечает, что Бог «не слишком часто фигурирует ни в теории, ни в практике». [Назад]

11 См. ссылки 8 и 9. [Назад]

12 Scientology: A World Religion Emerges in the Space Age, 21-24. [Назад]

13 Там же. См тж. Хаббард, The Creation of Human Ability, 9-21; Хаббард, Technical Dictionary; Л.Рон Хаббард, Scientology 8-8008 (Los Angeles: The American St. Hill Organization, 1967), 106-108. [Назад]

14 Там же. [Назад]

15 Там же и Л.Рон Хаббард, The Fundamentals of Thought (Los Angeles: The American St. Hill Organization, 1971), 91, 98; Эдвард Лефсон и Рут Миншалл (сб.), When in Doubt Communicate: Quotations from the Works of L.Ron Hubbard (Ann Arbor, MI: Scientology Ann Arbor, 1969), 73, 123; Advance, номер 19, 114. [Назад]

16 См., напр., Л.Рон Хаббард, «Death», Advance, номер 24, 9 и 22; Л.Рон Хаббард, Have You Lived Before This Life? (Los Angeles: The Church of Scientology of California, Department of Publications Worldwide, 1968). [Назад]

17 «Penthause Interview: L.Ron Hubbard Jr.», Penthause, июнь 1983, 113. См. Брент Коридон и Л.Рон Хаббард-мл., L.Ron Hubbard: Messiah or Madman? (Secaucus, NJ: Lyle Stuart, 1987), 307, 333. [Назад]

18 Коридон и Хаббард-мл., 256. [Назад]

19 Напр., Уоллис, 122; Гарриет Уайтхед, «Reasonably Fantastic: Some Perspectives on Scientology, Science Fiction and Occultism», в сборнике Ирвинга Заретски и Марка П. Леона Religious Movements in Contemporary America (Princeton, NJ: Princeton University Press, 1974), 582. [Назад]

20 См. Reader’s Digest, май 1980, сентябрь 1981; Newsweek, 20 ноября 1978; Christianity Today, 20 февраля 1975. [Назад]

21 Среди официальных правительственных отчетов есть представленные Австралией (1965), Великобританией (1971), ЮАР (1972) и Новой Зеландией (1969). Сообщения популярной прессы включают в себя Today’s Health, декабрь 1968; Life, 15 ноября 1968; журнал Parents, июнь 1969; Christianity Today, 21 ноября 1969; The Nation, 22 мая 1972; Reader’s Digest, май 1980, сентябрь 1981; а также The Washington Post, Wall Street Journal, London Sunday Times, Los Angeles Times, St. Petersburg Times и др. В числе критических книг следует назвать L.Ron Hubbard, Messiah or Madman? Коридона и Хаббарда-младшего; The Mind Benders Воспера; Scientology: The Now Religion Джорджа Малко; Inside Scientology Роберта Кауфмана и Cult of Unreason Эванса. Телевизионные расследования — это ABS News Close-Up, New Religions: Holiness or Heresy? 2 сентября 1976 и NBC Primetime Saturday 14 июня 1980. примером научной работы является книга Уоллиса The Road to Total Freedom. [Назад]

22 What Is Scientology? 5. [Назад]

23 Невероятный масштаб претензий Хаббарда можно увидеть из следующих публикаций: What Is Scientology, 5, 119; Л.Рон Хаббард, Dianetics Today, VIII, 94, 108-115, 618, 962; Handbook for Preclears (Los Angeles: The American St. Hill Organization, 1971), 5-6; Л.Рон Хаббард, Self-Analysis (Los Angeles: The Church of Scientology of California, 1968), 178; Эванс, 78-79; Л.Рон Хаббард, Scientology: The Fundamentals of Thought (Los Angeles: The American St. Hill Organization, 1971), 119; Л.Рон Хаббард, Science of Survival (Sussex, England: L.Rob Hubbard College of Scientology, 1951), 3; Хаббард, Dianetics Today, 115; Advance, номер 43, 4 стр. обложки; номер 25, 4-5, 16; номер 55, 18; Л.Рон Хаббард, Scientology 8-80, 7; Л.Рон Хаббард, Scientology 8-8008, 47. [Назад]

24 См. раздел «Книжное обозрение» в альманахе Journal of American Medical Association, 29 июля 1950, 1220-1222; Post-Graduate Medicine, октябрь 1950; Newsweek, 16 октября 1950; «Dianetics», Consumer Reports, август 1951; «Questions and Answers», Today’s Health, ноябрь 1950; Роберт Ли Смит, «Scientology», Today’s Health, декабрь 1968; Андерсон, 94-97. [Назад]

25 Лорд-канцлер Хэйлшем, ‘The Door Wherein I Went», The Simon Greenleаf Law Review 4, 1984-1985, 51. [Назад]

26 Напр., Джон Анкенберг и Джон Уэлдон, The Facts on the Occult (Eugene, OR: Harvest House, 1992); Л.Рон Хаббард, The Book of Case Remedies, Clearing Series 2, расширенное изд. (Los Angeles: The American St. Hill Organization, 1971), вставка А3 (после стр. 24); Л.Рон Хаббард, Dianetics 55! (Los Angeles: The American St. Hill Organization, изд. 1973 г.), 157-159; Хаббард, Scientology: A History of Man, 50; Хаббард, The Creation of Human Ability, 1, 134, 171; Хаббард, Dianetics Today, 466, 933; Воспер, 98. [Назад]

27 Андерсон, 12, 83, 92, 126, 133; Хаббард, The Creation of Human Ability, 149, 175-176, 241, 267; Хаббард, Scientology 8-80, 52-53; Хаббард, Dianetics 55! , 167-169; см. тж. Хаббард, Scienology: A History of Man, 75; Хаббард, Dianetics Today, 535, 623; Роберт Кауфман, Inside Scientology: How I JoinedScientology and Became Superhuman (New York: Olympia Press, 1972), 153, 160, 164, 200-201, 219-224, 241; Book of Case Remedies, вторая серия, расшир. издание, 29; Technical Dictionary, 209-210, 365; Хаббард, Have You Lived Before This Life? 170; Reader’s Digest, май 1980, 89; сентябрь 1981, 28; Willamette Week (Portland, OR), 3 сентября 1979, 15. [Назад]

28 Напр., Воспер, 78-79; Андерсон, 95-97. [Назад]

29 Penthouse, 113; см. тж. Коридон и Хаббард-мл., 270-271. [Назад]

30 Кевин Андерсон, Report of the Board of Inquiry into Scientology (Melbourne: AC Brooks Government Printer, 1965), номер 9, 95-97. Этот доклад трудно найти, но в нем содержится бесценная информация. См. тж. Эванс, 63-66; Уоллис, 197. [Назад]

31 What Is Scientology? 77. [Назад]

32 Воспер, 132. [Назад]

33 Журнал Source, номер 22, 1. [Назад]

34 См. Хаббард, Introduction to Scientology Ethics (Los Angeles, The American St. Hill Organization, 1973), 49; Ричард Бехар, «The Thriving Cult of Greed and Power», Time, 6 мая 1991, 50-57; Юджин Х. Метвин, «Scientology: Anatomy of a Frightening Cult» Reader’s Digest, май 1980, 86-91 (часть 2: сентябрь 1981, 75-80). [Назад]

35 См., напр., сайентологические определения в Technical Dictionary. [Назад]

36 Сравните теорию Саентологии с фантастическими произведениями Хаббарда: Ole Doc Methuselah, Slaves of Sleep, Death’s Deputy, The Final Blackout, The Dangerous Dimension, The Tramp, Fear, King Slayer и Typewrighter in the Sky. [Назад]

37 Напр., Л.Рон Хаббард, Scientology: A New Slant on Life (Los Angeles: The American St. Hill Organization, 1971), 38-39; Лефсон и Миншалл, 40. [Назад]

38 Хаббард, Have You Lived Before This Life? 63-64. [Назад]

39 Л.Рон Хаббард, «Making an OT — Part 2», Advance, номер 33, 6. [Назад]

40 Л.Рон Хаббард, «What’s Wrong with This Universe?», Advance, номер 45, 4. [Назад]

41 Хаббард, Scientology 8-8008, 113. [Назад]

42 Там же, 106-108; Хаббард, The Creation of Human Ability, 249. [Назад]

43 См., напр., Воспер, 28-42; Уоллис, 249-250. [Назад]

44 Xаббард, The Creation of Human Ability, изд. 1971 г. или раньше, 251. [Назад]

45 What Is Scientology? 246-247; см. тж. Уоллис, 72. [Назад]

46 Напр., см., Джон Анкенберг и Джон Уэлдон, Do the Resurrection Accounts Conflict and What Proof Is There That Jesus Rose from the Dead? (Chattanooga, TN: Ankenberg Theological Research Institute, 1990). [Назад]

47 Воспер, 31. [Назад]

48 Хаббард, Dianetics: The Modern Science of Mental Health (Sussex, England: Publications Organization Worldwide, 1968), 105, 408; Хаббард, The Volunteer Minister’s Handbook, 348-349; Уоллис, 104. [Назад]